Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно - ролевой игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:07, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить, обосновать взаимность воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры.
Объект: развитие дружеских взаимоотношении детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно – ролевая игра, как средство развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста возможно посредством использования сюжетно-ролевой игры, при условии:
 коллективного участия детей группы;
 распределения тематики сюжетно-ролевых игр по направлениям: культура взаимоотношений в общественных местах, профессиональной сфере, сопереживания, сорадования чувствам товарища.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.
2) Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет воспитательного потенциала сюжетно-ролевой игры.
3)Подобрать методы исследования по проблеме развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетнo-ролевой игры.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое исследование вопроса развитие дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
1.1. Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений в педагогике и психологии
1.2. Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
1.3. Исследование развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Выводы по теоретической части исследования
Глава 2. Эмпирическое исследование вопроса развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
2.1. Выявление исходного уровня развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетно-ролевой игры
2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования
Выводы по эмпирической части исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

 

Рис.3 Сводные количественные показатели уровня сформированности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

 

Таким образом в результате проведенных исследований мы можем сделать вывод о том, что уровень сформированности развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста находиться на высшем уровне 50%. Детям свойственно взаимопомощь, взаимопонимание, однако есть несколько подтверждает необходимость, проведения дальнейшего формирования работы в данном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетно-ролевой игры

 

 

Вторым этапом нашего эмпирического исследования являлся формирующий эксперимент. Исходя из полученных данных констатирующего этапа, для формирующего этапа работы была определена цель: развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевых игр.

Формирующий этап эксперимента проводился с детьми старшей группы, во второй половине дня. Фронтально.

Цель формирующего этапа – развитие доброжелательного отношения у детей экспериментальной группы.

Он включал 4 игры ( каждой из которых предшествовал подготовительный этап, по подготовки детей: разучивание слов, беседа о дружбе и дружеских взаимоотношениях), в течении месяца каждая игра проводилась по 3 раза.

Игра «Город добрых эльфов»

Цель: развитие доброты, умений видеть плоды добра.

Методика организаций: игра организуется во вторую половину дня, фронтально.

Идея игры: действия происходят в небольшом городке в котором живут 6 эльфов. Каждый из них обитает на отдельном общественном объекте и напоминает людям о правильном поведении, добре и взаимопомощи.

Во время игры, дети выражали различные эмоции, показывали через мимику свое отношение к героям, радовались общению с эльфами, старались им подражать. Дети с интересом включились в игру внимательно слушали указания доброжелательных эльфов, что способствовало избежать конфликтных ситуаций в течении игры.

Игра «Страна профессионалов»

Цель: закрепление культурных навыков общения и доброжелательных отношений

Методика организаций: игра организуется во вторую половину дня, фронтально.

Идея игры: дети в аэропорту ждут посадки на рейс, пока посадка не началась они пользуются сервисом аэропорта. В это время служащие показывают правильное, доброжелательное и профессиональное обслуживание.

Дети с интересом играли в необычную и новую для них игру. Внимательно следили за служащими и пыталась подключиться к беседе с ними, активно вели себя во время игры.

Игра «Олимпийские игры»

Цель: углубление навыков речевого этикета

Методика организаций: игра организуется во вторую половину дня, фронтально.

Идея игры: проводиться пять эстафет между двумя командами. После их проведения с детьми ведется беседа о том, в чем успех и неудача команд, кто действовал в интересе команды, а кто думал только о себе.

После игры мы с ребятами поговорили об эмоциях, о том они проявляются в спортивных играх, и как нужна и важна в соревнованиях дружеская поддержка. Дети активно участвовали в разговоре и доступно излагали свои мысли.

Игра «Картинки дружбы»

Цель: обогащение знаний детей о возможностях взаимодействия в новых условиях.

Методика организаций: игра организуется во вторую половину дня, фронтально.

Идея игры: к вниманию детей представлены 5 картин с дружескими взаимоотношениями. На каждую картину вызывается пара детей которые объясняют картину так как видят.

При рассматривании картинок, дети активно их описывали, рассказывали какая ситуация происходит, что показано на изображении и определяли хорошо это или плохо. Все дети могли отличить положительные и отрицательные эмоции, и почти все могли объяснить и пояснить каждое проявление эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Определение эффективности формирующего этапа эксперимента

 

 

Применив те же, что и на констатирующем этапе исследования, диагностические методики, мы выявили итоговый уровень развития эмоционального интеллекта у испытуемых детей старшего дошкольного возраста 

На основе сравнительного анализа нами были сделаны выводы. Рассмотрим результаты.

По данным Методика 1 - «Изучение осознания детей нравственных норм», автор Г.А Урунтаева:

В группе у  13детей – высокий уровень; средний уровень выявлен у 4 детей и только у 1 ребенка – низкий уровень развития;

Представим полученные нами результаты методики №1 «Изучение осознания детей нравственных норм», автор Г.А Урунтаева графически (рисунок 6)

 

Рис. 4 Исходный уровень дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)

 


На данном этапе исследования у детей в изучаемой мною группе  выявились улучшенные знания, о дружбе которые, мы выявляли с помощью методики 1.

При проведении Методики-2 «Сформированность дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» Г. А. Урунтаева нами были получены следующие результаты:

в группе высокий уровень диагностирован у 14 испытуемых детей; средний уровень – у 4 детей; и не оказалось ни одного ребенка с низким уровнем

Рис. 5 Уровень развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)

 

Обобщив результаты 2-х диагностических методик, мы определили следующие сводные итоговые данные по уровню развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

              В группе у 13 детей выявлен высокий уровень развития дружеских взаимоотношений у 4 детей  – средний уровень; у 1 детей (20%) – низкий уровень.

Представим сводные данные контрольного этапа эксперимента графически (рисунок 6).

 

 

 

Рис. 6 Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников (контрольный этап)

 

              Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенные нами игры на педагогическом этапе эксперимента, способствовали повышению уровня дружеских взаимоотношений у детей группы старшего дошкольного возраста.

Анализируя и сравнивая полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что после проведения формирующего этапа эксперимента диагностируется позитивная динамика в развитии дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. В целом результаты улучшились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников, они проявляются в их поведении и, прежде всего, в различной деятельности, в основе которой лежат нравственно направленные мотивы. При наличии дружелюбия в детских взаимоотношениях наиболee успешно развивается такая деятельность, в которой выражены элементы общественных устремлений.

Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью детей дошкольного возраста. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

В результате исследования мы теоретически рассмотрели основы формирования дружеских взаимоотношений авторов Т.В. Антоновой, Т.А. Репиной, Л.А. Рояк. Основное изучаемое направление данного вопроса касается процессу зарождения и развития основных черт коллективных взаимоотношений. Показана динамика преобразования данного нравственного качества на протяжении дошкольного возраста, от младшего дошкольного возраста к старшему. Изучили вопрос формирования дружеских взаимоотношении в процессе организации сюжетно-ролевых игр в работах Н.Я. Михайленко, Л. Лидак, Н. Короткова. Отличительной чертой данного вида деятельности является возможность ребенка, взяв на себя желаемую роль и создав эмоционально привлекательную ситуацию, осуществлять продуктивное взаимодействие, тем самым, формируя нравственные основы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основываясь на теоретическом изучении вопроса формирования дружеских взаимоотношений, нами было организованно и проведено эмпирическое исследование. В результате которого, был выявлен средний уровень сформированности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты можно объяснить тем, что у исследуемых детей поверхностно развиты когнитивные представления о нравственных нормах поведения, как следствие, недостаточно сформирован механизм дружеского взаимоотношения. Так как данное качество является одним из определяющих для дальнейшей, успешной самореализации личности ребенка, видим необходимым организацию и проведение работы, направленной на формирование умения дружеского взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева; - М., 1987. 8425с.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский; - М., 1996. - 272с.

3. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский; - М., 1995. - 891с.

4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С. А.

Козлова, Т. А. Куликова; - М., 1998. - 213 с.

5. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская; - М., 1971. -- 238с. 6. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений I Г.Л. Лэндрет; - М., 1994. - 782с

7. Логинова В.И. Саморукина П.Г Международная педагогическая академия. Дошкольная педагогика в двух частях. Часть вторая / В.И. Логинова, П.Г Саморукина; -М., 1988. -- б49с.

8. Лидак, Л. Сюжетно - ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками./Л. Лидак; - М., 1990. 142с.

9. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко, Н. Короткова, -М., 1998. 0347с.

10. Менджерицкая Н.В. Воспитателю о детской игре / Н.В.

Менджерицкая; - М., 1982. - 544с.

11. Воспитание детей в игре./Под ред. Д.В. Менджерицкой. М., 1979. -

7бс.

12 Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетно -ролевой игры / Н.Я. Михайленко; - М., 1989 - 217c.

13. Мухина В.С. Возрастная психология / В. С. Мухина; - М., 1997. -

749с.

14. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; - М., 1988. - 534с.

15.Роберт Кайл Детская психология. Тайны психики ребенка / Кайл Роберт; - М., 2002. - 326с.

16. Смирнова Е.О, Радеева А. Н. Образование и информационная культура. Социологические аспекты / Е.О Смирнова, А. Н. Радеева; - М., 2000. - 96с.

17. Смирнова Е.О. Детская психология / Смирнова Е. о; - М., 2003. -564с.

18.Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 5-6 лет в игре / Щербакова Е. И.; - М., 1984. - 263с.

19.Эльконин А.Б. Детская психология / А.Б Эльконин; - М., 1960. h335с.

20. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей / Д.Б.

Эльконин; - 1966г. - 2б4с.

21.Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Эльконин Д. Б. - М., 2008. - 284с.

22.Экки Л. Театрально-игровая деятельность / Л. Экки; - М., 1991. И291c.

23. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 1989.

24. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.

25. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984.

26. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Гл.1. Кризис семи лет. С.376-385; Кризис трех лет. С.368-375;

27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

28. Литература и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского сада и родителей. //Составитель Л.Е.Стрельцова. - М.: Просвещение,

1992.

29. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.

Информация о работе Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно - ролевой игры