Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:07, дипломная работа
Цель: определить, обосновать взаимность воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры.
Объект: развитие дружеских взаимоотношении детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно – ролевая игра, как средство развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста возможно посредством использования сюжетно-ролевой игры, при условии:
коллективного участия детей группы;
распределения тематики сюжетно-ролевых игр по направлениям: культура взаимоотношений в общественных местах, профессиональной сфере, сопереживания, сорадования чувствам товарища.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.
2) Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет воспитательного потенциала сюжетно-ролевой игры.
3)Подобрать методы исследования по проблеме развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетнo-ролевой игры.
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование вопроса развитие дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
1.1. Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений в педагогике и психологии
1.2. Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
1.3. Исследование развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Выводы по теоретической части исследования
Глава 2. Эмпирическое исследование вопроса развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
2.1. Выявление исходного уровня развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетно-ролевой игры
2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования
Выводы по эмпирической части исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Рис.3 Сводные количественные показатели уровня сформированности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом в результате проведенных исследований мы можем сделать вывод о том, что уровень сформированности развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста находиться на высшем уровне 50%. Детям свойственно взаимопомощь, взаимопонимание, однако есть несколько подтверждает необходимость, проведения дальнейшего формирования работы в данном направлении.
2.2. Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетно-ролевой игры
Вторым этапом нашего эмпирического исследования являлся формирующий эксперимент. Исходя из полученных данных констатирующего этапа, для формирующего этапа работы была определена цель: развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевых игр.
Формирующий этап эксперимента проводился с детьми старшей группы, во второй половине дня. Фронтально.
Цель формирующего этапа – развитие доброжелательного отношения у детей экспериментальной группы.
Он включал 4 игры ( каждой из которых предшествовал подготовительный этап, по подготовки детей: разучивание слов, беседа о дружбе и дружеских взаимоотношениях), в течении месяца каждая игра проводилась по 3 раза.
Игра «Город добрых эльфов»
Цель: развитие доброты, умений видеть плоды добра.
Методика организаций: игра организуется во вторую половину дня, фронтально.
Идея игры: действия происходят в небольшом городке в котором живут 6 эльфов. Каждый из них обитает на отдельном общественном объекте и напоминает людям о правильном поведении, добре и взаимопомощи.
Во время игры, дети выражали различные эмоции, показывали через мимику свое отношение к героям, радовались общению с эльфами, старались им подражать. Дети с интересом включились в игру внимательно слушали указания доброжелательных эльфов, что способствовало избежать конфликтных ситуаций в течении игры.
Игра «Страна профессионалов»
Цель: закрепление культурных навыков общения и доброжелательных отношений
Методика организаций: игра организуется во вторую половину дня, фронтально.
Идея игры: дети в аэропорту ждут посадки на рейс, пока посадка не началась они пользуются сервисом аэропорта. В это время служащие показывают правильное, доброжелательное и профессиональное обслуживание.
Дети с интересом играли в необычную и новую для них игру. Внимательно следили за служащими и пыталась подключиться к беседе с ними, активно вели себя во время игры.
Игра «Олимпийские игры»
Цель: углубление навыков речевого этикета
Методика организаций: игра организуется во вторую половину дня, фронтально.
Идея игры: проводиться пять эстафет между двумя командами. После их проведения с детьми ведется беседа о том, в чем успех и неудача команд, кто действовал в интересе команды, а кто думал только о себе.
После игры мы с ребятами поговорили об эмоциях, о том они проявляются в спортивных играх, и как нужна и важна в соревнованиях дружеская поддержка. Дети активно участвовали в разговоре и доступно излагали свои мысли.
Игра «Картинки дружбы»
Цель: обогащение знаний детей о возможностях взаимодействия в новых условиях.
Методика организаций: игра организуется во вторую половину дня, фронтально.
Идея игры: к вниманию детей представлены 5 картин с дружескими взаимоотношениями. На каждую картину вызывается пара детей которые объясняют картину так как видят.
При рассматривании картинок, дети активно их описывали, рассказывали какая ситуация происходит, что показано на изображении и определяли хорошо это или плохо. Все дети могли отличить положительные и отрицательные эмоции, и почти все могли объяснить и пояснить каждое проявление эмоции.
2.3. Определение эффективности формирующего этапа эксперимента
Применив те же, что и на констатирующем этапе исследования, диагностические методики, мы выявили итоговый уровень развития эмоционального интеллекта у испытуемых детей старшего дошкольного возраста
На основе сравнительного анализа нами были сделаны выводы. Рассмотрим результаты.
По данным Методика 1 - «Изучение осознания детей нравственных норм», автор Г.А Урунтаева:
В группе у 13детей – высокий уровень; средний уровень выявлен у 4 детей и только у 1 ребенка – низкий уровень развития;
Представим полученные нами результаты методики №1 «Изучение осознания детей нравственных норм», автор Г.А Урунтаева графически (рисунок 6)
Рис. 4 Исходный уровень дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)
На данном этапе исследования у детей в изучаемой мною группе выявились улучшенные знания, о дружбе которые, мы выявляли с помощью методики 1.
При проведении Методики-2 «Сформированность дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» Г. А. Урунтаева нами были получены следующие результаты:
в группе высокий уровень диагностирован у 14 испытуемых детей; средний уровень – у 4 детей; и не оказалось ни одного ребенка с низким уровнем
Рис. 5 Уровень развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)
Обобщив результаты 2-х диагностических методик, мы определили следующие сводные итоговые данные по уровню развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
В группе у 13 детей выявлен высокий уровень развития дружеских взаимоотношений у 4 детей – средний уровень; у 1 детей (20%) – низкий уровень.
Представим сводные данные контрольного этапа эксперимента графически (рисунок 6).
Рис. 6 Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников (контрольный этап)
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенные нами игры на педагогическом этапе эксперимента, способствовали повышению уровня дружеских взаимоотношений у детей группы старшего дошкольного возраста.
Анализируя и сравнивая полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что после проведения формирующего этапа эксперимента диагностируется позитивная динамика в развитии дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. В целом результаты улучшились.
Заключение
Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников, они проявляются в их поведении и, прежде всего, в различной деятельности, в основе которой лежат нравственно направленные мотивы. При наличии дружелюбия в детских взаимоотношениях наиболee успешно развивается такая деятельность, в которой выражены элементы общественных устремлений.
Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью детей дошкольного возраста. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
В результате исследования мы теоретически рассмотрели основы формирования дружеских взаимоотношений авторов Т.В. Антоновой, Т.А. Репиной, Л.А. Рояк. Основное изучаемое направление данного вопроса касается процессу зарождения и развития основных черт коллективных взаимоотношений. Показана динамика преобразования данного нравственного качества на протяжении дошкольного возраста, от младшего дошкольного возраста к старшему. Изучили вопрос формирования дружеских взаимоотношении в процессе организации сюжетно-ролевых игр в работах Н.Я. Михайленко, Л. Лидак, Н. Короткова. Отличительной чертой данного вида деятельности является возможность ребенка, взяв на себя желаемую роль и создав эмоционально привлекательную ситуацию, осуществлять продуктивное взаимодействие, тем самым, формируя нравственные основы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основываясь на теоретическом изучении вопроса формирования дружеских взаимоотношений, нами было организованно и проведено эмпирическое исследование. В результате которого, был выявлен средний уровень сформированности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты можно объяснить тем, что у исследуемых детей поверхностно развиты когнитивные представления о нравственных нормах поведения, как следствие, недостаточно сформирован механизм дружеского взаимоотношения. Так как данное качество является одним из определяющих для дальнейшей, успешной самореализации личности ребенка, видим необходимым организацию и проведение работы, направленной на формирование умения дружеского взаимодействия.
Список литературы:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева; - М., 1987. 8425с.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский; - М., 1996. - 272с.
3. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский; - М., 1995. - 891с.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С. А.
Козлова, Т. А. Куликова; - М., 1998. - 213 с.
5. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская; - М., 1971. -- 238с. 6. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений I Г.Л. Лэндрет; - М., 1994. - 782с
7. Логинова В.И. Саморукина П.Г Международная педагогическая академия. Дошкольная педагогика в двух частях. Часть вторая / В.И. Логинова, П.Г Саморукина; -М., 1988. -- б49с.
8. Лидак, Л. Сюжетно - ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками./Л. Лидак; - М., 1990. 142с.
9. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко, Н. Короткова, -М., 1998. 0347с.
10. Менджерицкая Н.В. Воспитателю о детской игре / Н.В.
Менджерицкая; - М., 1982. - 544с.
11. Воспитание детей в игре./Под ред. Д.В. Менджерицкой. М., 1979. -
7бс.
12 Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетно -ролевой игры / Н.Я. Михайленко; - М., 1989 - 217c.
13. Мухина В.С. Возрастная психология / В. С. Мухина; - М., 1997. -
749с.
14. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; - М., 1988. - 534с.
15.Роберт Кайл Детская психология. Тайны психики ребенка / Кайл Роберт; - М., 2002. - 326с.
16. Смирнова Е.О, Радеева А. Н. Образование и информационная культура. Социологические аспекты / Е.О Смирнова, А. Н. Радеева; - М., 2000. - 96с.
17. Смирнова Е.О. Детская психология / Смирнова Е. о; - М., 2003. -564с.
18.Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 5-6 лет в игре / Щербакова Е. И.; - М., 1984. - 263с.
19.Эльконин А.Б. Детская психология / А.Б Эльконин; - М., 1960. h335с.
20. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей / Д.Б.
Эльконин; - 1966г. - 2б4с.
21.Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Эльконин Д. Б. - М., 2008. - 284с.
22.Экки Л. Театрально-игровая деятельность / Л. Экки; - М., 1991. И291c.
23. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 1989.
24. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.
25. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984.
26. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Гл.1. Кризис семи лет. С.376-385; Кризис трех лет. С.368-375;
27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
28. Литература и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского сада и родителей. //Составитель Л.Е.Стрельцова. - М.: Просвещение,
1992.
29. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.