Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно - ролевой игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:07, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить, обосновать взаимность воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры.
Объект: развитие дружеских взаимоотношении детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно – ролевая игра, как средство развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста возможно посредством использования сюжетно-ролевой игры, при условии:
 коллективного участия детей группы;
 распределения тематики сюжетно-ролевых игр по направлениям: культура взаимоотношений в общественных местах, профессиональной сфере, сопереживания, сорадования чувствам товарища.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.
2) Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет воспитательного потенциала сюжетно-ролевой игры.
3)Подобрать методы исследования по проблеме развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетнo-ролевой игры.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое исследование вопроса развитие дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
1.1. Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений в педагогике и психологии
1.2. Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
1.3. Исследование развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Выводы по теоретической части исследования
Глава 2. Эмпирическое исследование вопроса развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
2.1. Выявление исходного уровня развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетно-ролевой игры
2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования
Выводы по эмпирической части исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 358.00 Кб (Скачать)


 

Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно - ролевой игры

Содержание

 

Введение

 

Глава 1.

Теоретическое исследование вопроса развитие дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

 

1.1.

Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений в педагогике и психологии

 

1.2.

Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

 

1.3.

Исследование развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

 

 

Выводы по теоретической части исследования

 

Глава 2.

Эмпирическое исследование вопроса развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

 

2.1.

Выявление исходного уровня развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

 

2.2.

Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетно-ролевой игры

 

2.3.

Определение эффективности формирующего этапа исследования

 

 

Выводы по эмпирической части исследования

 

 

Заключение

 

 

Список литературы

 

 

Приложения

 

 

 

Введение

На протяжении всего дошкольного детства осуществляется процесс развития и роста ребенка, происходит процесс накопления новых знаний и умений. Каждое новое представление зарождается в деятельности, в процессе освоения новых форм воздействия и взаимодействия с миром людей и миром предметов. Ведущим видом деятельности в данном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Основой данного вида игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Подобного рода организация деятельности способствует решению вопросов накопления знаний о формах межличностного общения, процессе его формирования, воспитания нравственных основ взаимодействия. Одним из направлений, представляющий наибольший интерес в данном аспекте, является вопрос формирования дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста. Данный интерес обусловлен индивидуализацией развития современного общества. В связи чем, наиболее востребованными качествами личности являются умение самостоятельно решать поставленные задачи, находить ресурсы, как интеллектуальные, так и эмоциональные, самодостаточность, независимость от коллективного мнения. В связи с этим следует определить актуальность выбранной темы: формирование дружеских взаимоотношений необходимо осуществлять с детьми дошкольного возраста, так как в данный возрастной период происходит определение основополагающих качеств и черт личности.

Проблема исследования - каким образом сюжетно-ролевая игра способствует развитию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Противоречие заключается в наличии воспитательного потенциала сюжетно-ролевой игры относительно вопросов нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и отсутствием современной системы организации данных видов игр.

Цель: определить, обосновать взаимность воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры.

Объект: развитие дружеских взаимоотношении детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: сюжетно – ролевая игра, как средство развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста возможно посредством использования сюжетно-ролевой игры, при условии:

        коллективного участия детей группы;

        распределения тематики сюжетно-ролевых игр по направлениям: культура взаимоотношений в общественных местах, профессиональной сфере, сопереживания, сорадования чувствам товарища.

Задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.

2) Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет воспитательного потенциала сюжетно-ролевой игры.

3)Подобрать методы исследования по проблеме развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетнo-ролевой игры.

Методы:

1.Теоретический – анализ, синтез, конкретизация психолого-педагогической литературы.

2. Эмперические - опрос, методика «Что такое хорошо», автор А.Г. Урунтаева; наблюдение, методика «Изучение сознания детьми нравственных норм», автор А.Г. Урунтаева.

База исследование БОУ «Детский сад №89» Ленинского административного округа г. Омска

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, содержащего актуальность и методологию исследования, теоретической главы, раскрывающая различные аспекты исследования и анализ состояния проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе, эмпирической главы с описанием проведенного экспериментального исследования коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, выводов, заключения, списка использованной литературы, представленного 39 источниками, 3 приложений, подтверждающих проведенное нами исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 1 Теоретическое исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

 

1.1. Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений в педагогике и психологии

 

Проблема дружбы, дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста исследовалось советскими педагогами и психологами. Однако современная практика общественного воспитания нуждается в дальнейшей разработки проблемы формирования у детей, особенно старшего возраста, тех общественных качеств, которые выражаются в дружеских взаимоотношениях между сверстниками, в достаточно устойчивых привычках поведения и являются необходимыми для динамического, качественного развития  детского коллектива.

Приступая к рассмотрения вопроса развития дружеских взаимоотношений, первоначально обратимся к изучению теоретического содержания понятия

1. Отношения – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

2. Взаимоотношения – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению[3; С. 75].

3. Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением.

4. Отличительным в формировании, развитии взаимоотношений детей дошкольного возраста является практика в детском саду которая, показывает отношение детей в группе дошкольного образовательного учреждения. На ряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые способны привести к отвержению ребенка коллективом. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют эффективному общению, полноценному формированию личности ребенка. Связанная с нарушением общения эмоционально-подавленое настроение приводит к появлению неуверенности в себе, недоверия к людям, агрессивности в поведении.

Данная проблема изучалась В.П. Залогиной, А.Н.Аржановой, З.В. Лиштван, А.В. Булатовой. Некоторые работы были посвящены изучению генетического плана развития дружбы между детьми И.И. Лысенко, Е.И. Кульчинская. В ряде исследования вопрос о дружбе и дружеских взаимоотношений детей в детском саду, об их коллективной направленности рассматривается в связи с разработкой других проблем А.В. Черкв. Во всех упомянутых работах показывается роль объективных условий жизни ребенка в детском саду, где воспитание происходит в обществе сверстников, раскрывается гуманистическая направленность этого воспитания; личные детские отношения, дружба рассматриваются в неразрывной связи с развитием начал коллективизма и коллективных отношений; указывается, что формирование их осуществляется в процессе игровой, трудовой и другой детской деятельности.

Одним из первых в этой области явилось исследование В.П. Залогиной, В нем ставилась задача уточнить и обосновать методы и приемы воспитания дружеского детского коллектива в игре, а также проследить за ходом развития товарищеских отношений в игре у детей старшего дошкольного возраста, за становлением ребенка «как члена маленького детского общества», «как члена коллектива». Анализ работы показывает, что, выдвигая такие задачи, автор не разграничивает понятие дружбы и товарищества, так как рассматривает отношение дружбы в широком смысле этого слова [17; С. 35].

Особое внимание В.П. Залогина уделяет рассмотрению проблемы развития сюжетно-ролевых игр и значения этой деятельности для формирования коллективных отношений [17; С. 21]. Другое педагогическое исследование З.В. Лиштван посвящено изучению проблемы воспитания дружеских взаимоотношений в строительных играх.

Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально- психологической наукой.

Как известно уже, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской, социально психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. В последующем, начиная с 50·х годов советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появили много работы по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой.

В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория "Формирование личности ребенка". Усилия сотрудников лаборатории были направлены главным образом на разработку комплекса  методик и на изучение таких вопросов, как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценок детей в возрастной группе детского сада, а также на решение некоторых вопросов, связанных со сферой самосознания дошкольников.

Так в своих работах американский психолог Т.Шибутани, развивая мысль о межличностных отношениях, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал о том, что только группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки. Т.Шибутани высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей [5; С. 42].

По определению педагога А.П.Усовой, дошкольная группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как небольшими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности [3: С. 28].

В первые этапы проведенного исследования подтвердилось что возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.

При исследовании системы взаимоотношений в группе детского сада ученые выделяли в них три вида, каждый из которых изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Так, например, большое внимание в исследованиях лаборатории. было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников, работы Т.В.Антоновой, Т.Л.Репиной и Л.А.Рояк. Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репиной особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения [16; С. 127].

Информация о работе Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно - ролевой игры