Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:07, дипломная работа
Цель: определить, обосновать взаимность воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры.
Объект: развитие дружеских взаимоотношении детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно – ролевая игра, как средство развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста возможно посредством использования сюжетно-ролевой игры, при условии:
коллективного участия детей группы;
распределения тематики сюжетно-ролевых игр по направлениям: культура взаимоотношений в общественных местах, профессиональной сфере, сопереживания, сорадования чувствам товарища.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.
2) Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет воспитательного потенциала сюжетно-ролевой игры.
3)Подобрать методы исследования по проблеме развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетнo-ролевой игры.
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование вопроса развитие дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
1.1. Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений в педагогике и психологии
1.2. Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
1.3. Исследование развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Выводы по теоретической части исследования
Глава 2. Эмпирическое исследование вопроса развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
2.1. Выявление исходного уровня развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетно-ролевой игры
2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования
Выводы по эмпирической части исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение современной деятельности детей дошкольного возраста и влияние её на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А. Кричевский Т.А. Репина, Р.А. Иванова и Л.П. Бухтиарова.
Исследование прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не являются постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения «непопулярного» peбенка может способствовать не только улучшению микроклимата вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с лучшей стороны. Над этим вопросом работали и проводили опыты Т.А. Репина и Л.П. Бухтиарова [17; С75].
Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни детей в дошкольном образовательном учреждении, особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей.
В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупредить или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение целостных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношениях детей в группе.
Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в дошкольном образовательном учреждении, проводимые Т.А.Репиной, Т.В.Антоновой, Л.А.Рояк, Р.А.Ивановой на протяжении многих лет, показало, что ценным является опыт взаимодействия, устанавливающиеся между детьми в группе, как устойчивый, внеситуативный, целенаправленный первоначально, благодаря руководству педагога. Формирование уважения к окружающим, развитие доброжелательности, происходит эффективнее в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую и большую роль, взаимоотношения детей усложняются. Главным в целенаправленной деятельности педагога на ступени дошкольного возраста продолжает оставаться организация жизнедеятельности ребенка, способствующая опыту содержательного общения, развитию доброжелательного отношения к окружающим.
1.2. Исследование вопроса развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Дети 5-6 лет, посещая детский сад, с большим желанием объединяются в играх, труде, в процессе самой различной деятельности в быту. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: дети предпочитают именно с ними играть, трудиться или разговаривать, спорить.
Очень важно внимательно изучать эти самостоятельно возникающие группировки, ценить стремление ребенка к самостоятельности. Вместе с тем необходимо направлять деятельность детей и их взаимоотношения, искать верные пути сообщения новых детских объединений, наиболее интересных и полезных для каждого ребенка и всех детей группы.
Специфика общественных отношений предусматривается дошкольным воспитанием детские взаимоотношения формируются на основе гуманных коллективистских принципов.
Рассматриваем дружеские взаимоотношения детей 5-6 лет как определенную форму общения, имеющую моральную направленность. Это общение регулируется доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников, они проявляются в их поведении и, прежде всего, в различной , деятельности, в основе которой лежат нравственной направленные мотивы . При наличии дружелюбия в детских взаимоотношениях наиболее успешно развивается такая деятельность, в которой выражены элементы общественных устремлений 5-6 летних детей, например сообща выполнить намеченную задачу, имеющую значение для отдельных детей, для всей группы. В свою очередь дружная, слаженная работа, игра положительно влияет на дальнейшее развитее дружеских связей между детьми [22; С 84]
При рассмотрении разных типов отношений детей 5-6 лет важно в первую очередь выяснить характер отношений, которые складываются как бы сами по себе, и то, как они развиваться, формируются под влиянием воспитания
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, "проблемой века, является для социальной психологии ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям воспитывать подрастающее поколение в дух. высокой ответственности за свое поведение.
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Общение с детьми – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в. Общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей [20; С. 95].
Вопросы становления детского коллектива, херактерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.
Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой "личность в системе коллективных отношений", столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
Группа детского сада для ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.
Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации. Наблюдая за общением и деятельностью детей можно сказать, что склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, участвовать с ними в совместной деятельности проявляется очень рано. Однако к 4- годам она уже ярко Выражается, у дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками [9; с. 44].
Перед педагогом встает сложная задача - найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками и вместе с тем не тормозить процесс половой диффрентации, а только тонко корректировать. И один из путей продолжения разобщенности в группе детского сада без нарушения процесса половой социализации использование сюжетно-ролевых игр с ролями, которые учитывают интересы, как мальчиков, так и девочек.
Разговоры педагога с детьми ценны тем, что они помогают воспитанникам выделить и осознать свои взаимоотношения друг с другом, нормы, которые обеспечивают совместную деятельность.
Приёмы и руководства детской игрой должны быть направлены:
1) на формирование игры, как деятельности;
2) на использование игры, как средства нравственного воспитания и в первую очередь формирования дружеских взаимоотношений, а так же усвоение детьми норм поведения. [22,6]
Беря на себя роль, ребёнок ведёт себя в соответствии с нравственными правилами и действиями, которые в ней синтезированы.
Игровая роль своим содержанием определяет не только действия ребёнка по отношению к какому-либо предмету, но и к другим участникам игры. А он видит эти действия как бы со стороны, потому что является одновременно и самим собой, и кем-то другим. Роль учит ребёнка подчинять свои действия образцу, общепринятым правилам поведения. Отсюда становится понятным роль игры в формировании личности дошкольника и необходимость насыщать её действиями и сюжетами, имеющие наибольшее воспитательное значение. Игра через своё содержание определяет организацию детского коллектива и поэтому очень важно, чтобы в ней отражались положительные явления окружающей жизни.[41,31]
Отечественный психолог Д.Б. Эльконин считает, нужно различать 2 вида игр: а) игры, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей;
б) игры, отражающие отношения между людьми.
В процессе исследований по поводу взаимоотношений дошкольников в играх обоих видов было выяснено, что в тех случаях, когда дети ориентированы на активные игровые действия, в содержании игры не отражается нравственная сторона деятельности людей. Чаще всего это наблюдается в играх с бытовыми сюжетами [43].
Ребёнок выполняет разнообразные действия, связанные с той или иной ролью, но не воспроизводит при этом заложенных в них отношений. Изображаемые детьми персонажи зачастую не имеют определённых нравственных личностных характеристик. Например, мама (ни добрая, ни злая) просто стирает, готовит обед, ходит в магазин. Продавец взвешивает товар, пересчитывает деньги и т.д.
Воспитательная ценность таких игр крайне низка, несмотря на то, что сюжет может отражать лучшие стороны окружающей действительности, как труд взрослых, взаимоотношения близких ребёнку людей. Это свидетельствует о том, что усвоение норм и правил, заключённых в ролях, не происходит стихийно, ребёнку иногда бывает трудно без помощи взрослых выделить нравственную сущность человеческой деятельности. Нельзя не учитывать специфику самостоятельной сюжетно-ролевой игры, которая предлагает условность, вариативность содержания.
А.А. Аржанова провела психологическое изучение чувства дружбы у детей дошкольного возраста. Это исследование дает интересный материал, характеризующий психологические особенности дружбы детей данного возраста: легкость и непосредственность возникновения, искренность и эмоциональность, слабое осознанность мотивов дружбы, ее коллективный игровой характер. Не достаточно ясным остается вопрос о различии психологических особенностей дружбы у детей младшей и старшей ступени дошкольного возраста, а также о влиянии формирующих воздействий взрослых на развитие осознанности мотивов дружбы, чувства дружбы в целом. Таким образом, без сомнения" первые проявления гуманных чувств, которые отмечаются у самых маленьких сопереживании, сочувствии и симпатии ко многим сверстникам, в их «выразительных реакциях и действиях», есть результат целенаправленных педагогических влияний. Однако это не дает, на наш взгляд, оснований говорить о наличии у малышей уже в этот первый период коллективных отношений, «общего товарищества», «дружбы со всеми», имеющий коллективный характер [12; С. 15].
Относительно дружеских взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста нужно отметить, что данный характер воздействия общения организованной на гуманной основе воспитателем служит основой для возникновения избирательных детских взаимоотношений, симпатии, сочувствия, привязанности.
К старшей ступени дошкольного возраста отношения между 2-3 детьми, носящие признаки дружбы, характеризуются главным образом как личные отношения. Вместе с тем появляются и более крупные детские объединения в 5-6 человек, которые под влиянием общих воспитательных требований постепенно приобретают общественную, коллективную направленность [5; С. 18].
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
В дошкольные годы, особенно в 5-6 летнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.
Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.
В программе «Детство» 31 деятельность педагога направлена на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе методики работы с детьми лежит интеграция познания, общения со взрослыми и сверстниками, игры и других видах деятельности (предметной, трудовой, изобразительной, речевой, театральной, экспериментирования). Накопление ребёнком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей самопознание, способствуют раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Содержание программы объединено вокруг четырёх основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Блок «Гуманные отношения» ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру. Это понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявление активного действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям.