Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:44, аттестационная работа

Описание работы

На первом этапе зрительное восприятие осуществляется для обнаружения объекта, различения и выделения его признаков. Затем происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию т.е. принять решение о классе к которому относится объект.

Содержание

Содержание.


Введение

Глава I. Теоретическое обоснование проекта по проблеме психолого-педагогические особенности развития у детей раннего возраста сенсорного восприятия.
1.Физиологические особенности сенсорных систем.
2.Психологические особенности развития восприятия и цветоощущения в раннем возрасте.
3.Педагогические методики сенсорного развития у детей раннего возраста.

Глава II. Практическое обоснование проектной деятельности по развитию у детей второго года жизни цветовоспрития и цветоразличения.

Глава III. Апробация проекта.

Глава IV. Практическая реализация проекта по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни.

Глава V. Подведение итогов реализации педагогического проекта.

Выводы.

Работа содержит 1 файл

Педагогический проект цветовосприятие.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

     Поэтому в дальнейшем я более тщательно  просмотрела пособия для занятий  и игровых упражнений, что послужило  дополнению и обновлению дидактического материала: одежда для кукол в 2-х  экземплярах каждого цвета, а  не в одном экземпляре, как было раньше; фотографии воспитателей, обслуживающего персонала и детей; удобное расположение зеркал для узнавания себя; многочисленное количество парных игрушек соответствующих цветов, игровых предметов определенного цвета; игрушек трансформеров для моторных действий; изготовлены дидактические игры в соответствии с задачами занятий и игровых упражнений; приобретение детских необходимых вещей конкретного цвета (стулья, обувь, шапочки, шарфики, санки, кукольная посуда и т.п.); последовательное расположение предметов в комнате и их систематическое передвижение (по мере освоения данного месторасположения) и т.п.

     Систематичность проводимых занятий соответствовала  общей сетки занятий: от 1 года до 1г. 9месяцев с детьми во второй половине дня проводились упражнения на сенсорное развитие, где для восприятия цвета отводилось 2 занятия в неделю. После 1г. 9месяцев и до 2-х лет упражнения на различение цвета проводились 3 раза в неделю в комплексе сенсорного развития, так как цветовосприятия становится детям не только физиологически возможным, но и психологически вполне доступным.

     Так как поступление и выбывание  детей в учреждение не ограничивается определенным сроком, вся педагогическая работа проводится или индивидуально, или малыми подгруппами. Такой подход к обучению способствует наибольшей эффективности в развитии тех или иных навыков у детей раннего возраста, а так же эффективной корректирующей работе. На каждого ребенка не только заводится лист развития, но и составляется программа обучения и коррекции. Педагогическое воздействие проходит в соответствии общих технологических карт, но для каждого ребенка регулируется срок обучения каждого навыка. Поэтому в конце обучения показатель развития очень высокий даже у тех детей, которые отставали в развитии. С 2005 по 2008 год прошли обучение 20 детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава V. Подведение итогов реализации педагогического проекта. 

     Основная  задача итоговой диагностики для  меня являлась – проследить динамику развития цветовосприятия и цветоразличения  у детей двух лет на протяжении всех лет исследовательской работы с 2004 по 2009 год.

     Таблица № 3

     Диагностика развития цветовосприятия и цветоразличения 

     у детей 2-х лет по мере окончания  программы.

 
    год
по диагностике 

Н. М. Аксариной,

К. Л. Печоры

по диагностике 

А. М. Казьминой

по диагностике

М. Г. Борисенко,

Н. А. Лукиной

уровень н с в н с в н с в
2005-

2006

- 20% 80% - 30% 70% - 30% 70%
2006-

2007

- 10% 90% - 25% 75% - 30% 70%
2007-

2008

- - 100% - 10% 90% - 20% 80%
 

     Диаграмма по диагностике Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры

     

     Диаграмма по диагностике А.М. Казьминой

      

        Диаграмма по диагностике М.Г. Борисенко, Н.А. Лукиной

      

      Из  данных  таблицы и диаграмм видно, что по методике диагностики составленной профессором К. Л. Печерой дети наиболее успешно справлялись с заданиями. Методика диагностики составленная А. М. Казьминой, предусматривает чтобы приобретенный навык применялся в повседневной жизни малыша, т.е. по мере жизненной необходимости, где тоже справлялись с заданием, но не все малыши приобрели устойчивый навык цветоразличения всех трех основных цветов. А диагностика М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной определяет уровень развития детей в соответствии с разработанной программой, составленной из четырех частей (зрительное опознание предметов, прослеживание и зрительно-моторную координацию, зрительное опознание изображений, пространственное ориентирование), которая являлась основой в разработанных конспектах данного эксперимента и показатели, хотя и не очень высокие, но довольно хорошие и просматривается немаловажный факт - стабильность (значит фактор развития цветовосприятия и цветоразличения находится в самой методике занятий и упражнений, а фактор взрослого и окружающей среды, которые в течение этих лет претерпевали изменения).

      Эффективность эксперимента по диагностике К. Л. Печоры.

     
 

Эффективность эксперимента по диагностике А. М. Казьминой.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эффективность по диагностике М.Г. Борисенко, Н. А. Лукиной.

 

     На  графике можно проследить  стабильность развития цветовосприятия и цветоразличения  по разработанной методике, в основе которой соединены методики ведущих педагогов (К. Л. Печоры, Э. Г. Пилюгиной, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной). Стабильность, в первую очередь, подтверждает, что данная система обучения сама по себе является универсальной для развития у детей второго года жизни цветовосприятия и цветоразличения.

     График  № 1.

     

     Где, синей линией обозначена динамика развития по диагностике К. Л. Печоры,  красной  по диагностике А. М. Казьминой и  черной -  М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной.

     Таким образом, применение разработанного комплекса  занятий и упражнений с учетом физиологических, педагогических и  психологических условий для  развития цветовосприятия и цветоразличения  у детей второго года жизни  достигается эффективного результата независимо от окружающей среды, что позволяет применять ее в любых дошкольных учреждениях. 
 
 
 
 
 
 
 

  

     Выводы.  

      По  результатам проведенного исследования по проблеме педагогического проекта  можно сделать следующие выводы:

     1. Для разработки системы развития  цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни изучить физиологические аспекты восприятия, психологические возможности и педагогические разработки по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

     Поэтому для проведения эксперимента основными  направлениями в организации занятий и повседневной жизни стали определенные указания:

     - физиологические особенности восприятия  зрительного анализатора, его  взаимодействия и механизма переработки  информации: как можно больше  задействовать рецепторов для  полного восприятия, исключить заглушающих возбудителей;

     - психологические особенности восприятия  и освоения сенсорных эталонов  – где ребенок является активным  наблюдателем, а информация подается  планомерно и систематически: перцептивные  действия, сенсорные эталоны, затем действия соотнесения;

     - педагогические взгляды: сенсорного  развития - накопление и освоение  знаний, благодаря специально созданных  условий; развития цветоразличения  через последовательность действий: зрительное опознание предметов,  прослеживание и зрительно-моторная координация, зрительное опознание изображении, пространственное ориентирование.

   2. Основываясь на физиологические  и психологические особенности  восприятия детей раннего возраста  возможно наиболее эффективное  развитие цветовосприятия и цветоразличения при выполнении следующих условий:

   - педагогический процесс с детьми  должен проводится систематически  в соответствии с последовательной  и планомерной закономерностью;

   - во время занятий и упражнений  больше использовать активность  действия самого ребенка и его самостоятельность;

   - изучаемый предмет должен привлекать  внимание детей, вызывать желание  с ним действовать и использовать  его в дальнейшем или в быту, или в игровой деятельности  по необходимости и по ситуации.

      В нашей группе, благодаря сплоченной работы всего педагогического коллектива, получили следующие результаты: по диагностике Н. М. Аксариной и К. Л. Печоры к концу эксперимента все дети имели высокий уровень цветовосприятия и цветоразличения; по диагностике А. М. Казьминой – 90% высокого уровня и всего лишь 105 среднего, а низкого уровня не обнаружено ни у одного ребенка; по диагностике М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной – 80% имеют дети высокий уровень развития цветовосприятия и 20 % средний уровень цветоразличения и цветовосприятия.

     Таким образом, показатели итоговой  диагностики выявили, что цель  эксперимента (развитие цветовосприятие  и цветоразличение у детей  второго года жизни) достигнута. Эффективность используемого метода, показанная в таблице № 3, и  стабильность процента развития цветовосприятия позволяет говорить о закономерности, которая строится на системной и последовательной работе.

   Поэтому данную систему работы можно использовать для развития цветовосприятия и  цветоразличения для детей второго  года жизни во всех дошкольных учреждений и в домашних условиях родителям и воспитателям.

      Благодаря реализации педагогического проекта по проблеме развития цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни мы доказали, что тема проекта актуальна, потому что дети воспринимают данный материал, показывают отличные результаты.

   Цель  педагогического проекта - развитие цветовосприятие и цветоразличение у детей второго года жизни с помощью целенаправленной работы достигнута, так как дети воспринимают и различают четыре основных цвета.

   Задачи, поставленные вначале экспериментальной работы реализованы, посредством целенаправленной и систематичной работы воспитателей, активности самих детей, саморазвития педагогического коллектива.

        Проблема педагогического проекта решена, так как рекомендуемые методические приемы обучения детей раннего возраста цветовосприятию и цверазличению показали высокий результат в доступности их применения и быстрого усвоения.

Информация о работе Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни