Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:44, аттестационная работа
На первом этапе зрительное восприятие осуществляется для обнаружения объекта, различения и выделения его признаков. Затем происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию т.е. принять решение о классе к которому относится объект.
Содержание.
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проекта по проблеме психолого-педагогические особенности развития у детей раннего возраста сенсорного восприятия.
1.Физиологические особенности сенсорных систем.
2.Психологические особенности развития восприятия и цветоощущения в раннем возрасте.
3.Педагогические методики сенсорного развития у детей раннего возраста.
Глава II. Практическое обоснование проектной деятельности по развитию у детей второго года жизни цветовоспрития и цветоразличения.
Глава III. Апробация проекта.
Глава IV. Практическая реализация проекта по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни.
Глава V. Подведение итогов реализации педагогического проекта.
Выводы.
Взаимодействие анализаторов происходит сразу на нескольких уровнях: спинальном, ретикулярном и таламокортикальном. Наибольшая интеграция сигналов наблюдается в нейронах ретикулярной формации головного мозга. Обычно в коре головного мозга происходит обработка и обобщение сигналов высшего порядка. Пирамидные клетки больших полушарий головного мозга являются окончанием пути для зрительных, слуховых, тактильных и ряда других сигналов. Афферентные связи нейронов пирамидных клеток больших полушарий головного мозга обладают высокой приспосабливаемостью, в результате чего перестраиваются условные рефлексы, формируются или видоизменяются выработанные ранее навыки.
В
рецепторах постоянно происходит процесс
переработки энергии
Преобразование сигналов в анализаторах может быть пространственным и временным. При пространственном преобразовании сигнала меняется его масштаб в целом или искажается соотношение его различных пространственных частей. Например, в зрительной системе на уровне коры головного мозга происходит значительное искажение геометрических пропорций отдельных частей тела или фрагментов поля зрения. Временные преобразования сводятся в первую очередь к сжатию отдельных импульсов, которые разделяются паузами и интонациями.
Кроме того происходит отсеивание избыточной информации. Например, доказано, что только информация, поступающая от зрительных анализаторов, за несколько минут способна насытить все информационные резервы мозга. Но так как информация поступает в мозг от различных раздражителей и не всегда ясно, от какого раздражителя она наиболее важна, приоритет в передаче информации не наблюдается. Ограничительную функцию выполняет в первую очередь сенсорная воронка, которая резко сокращает количество информации, поступающей в высшие центры. Таким образом, в мозг поступает лишь сильно уменьшенное количество информации и только от тех участков рецепторной поверхности, которые получают информацию о резкой смене раздражителей. Именно эта информация наиболее важна для формирования первичных поведенческих актов, и кора головного мозга получает ее в нужном объеме.
Конечная и самая сложная операция анализаторов это опознание образа. Ее суть состоит в классификации образов и занесении их в тот или иной класс объектов, с которыми организм уже имел дело. Опознавание образов производится на основе всей предыдущей обработки сигнала, его расщепления с помощью детекторов на отдельные признаки, а также подробного анализа всех этих признаков. Основная задача опознавания сводится к построению мозгом определенной модели раздражителя. В конце опознавания мозг принимает решение о том, с чем организм столкнулся в данной ситуации. Для осуществления опознания образов в коре полушарий имеются особые, связанные между собой группы нейронов, при возбуждении которых в мозге появляется тот или иной образ. В результате этого опознания человек осознает, что он видит перед собой, что слышит или чувствует. На высших уровнях анализаторов складывается определенный сенсорный образ, который не зависим от изменчивости мелких случайных признаков. Сенсорный образ – это совокупность сигналов, отображаемых в сходном пространственно-временном распределении процессов возбуждения и торможения на высшем уровне анализатора.
Любой
анализатор работает как единая система,
все звенья которой взаимосвязаны
и регулируют друг друга. Состояние
всех уровней анализаторов непосредственно
или опосредованно
Таким
образом, сенсорное восприятие зависит
от рецепторов, поступающих от анализаторов
и доставляющих отсеянную информацию
нейронам, которые дают информацию
коре головного мозга. Наибольшее восприятие
поступает от большего количества рецепторов
во временном пространстве. Благодаря
высокой приспосабливаемостью афферентных
связей нейронов пирамидных клеток больших
полушарий головного мозга можно видоизменять
или формировать новые навыки.
1.2.
Психологические
особенности развития
восприятия и цветоощущения
в раннем возрасте.
Большое значение для психического развития в раннем возрасте имеет формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и др. Ведущая роль восприятия, по мнению А. В. Запорожца, объясняет особенности развития образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде. Он так же доказывал, что существуют определенные виды деятельности, к которым сенситивно восприятие (рисование, конструирование), и показал, как их формирование влияет на динамику становления когнитивной сферы детей.
Зрительное восприятие в раннем детстве, по мнению И. В. Шаповаленко, носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Этим объясняется удивительная особенность восприятия полуторагодовалых – двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом возрасте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе.
Следующая ступенька, считает Е. Н. Каменская – зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка). Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу – сначала по форме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представлений о свойствах предметов (образы восприятия). Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
Развитие
восприятия определяется тремя параметрами
– перцептивными действиями, сенсорными
эталонами и действиями соотнесения.
Таким образом, становление восприятия
заключается в выделении
Перцептивные действия позволяют изучать основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделяя в них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнавать этот предмет, отнеся его к определенному классу – кукла, машинка, тарелка и т.д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть, но потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия (Т. Д. Марцинковский).
В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
Соотнесение предмета с эталоном помогает систематизировать те знания, которые получают дети при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и понятным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти различия между конкретным предметом и эталоном (например, сказав, что яблоко – это неправильный круг).
Необходимо особо отметить и исследования М. И. Лисиной, которая отмечает, что в раннем возрасте ведущий вид общения является ситуативно-деловым, поэтому помощь взрослого должна быт направлена, прежде всего, на анализ и разделение деталей, из которых потом ребенок (может быть при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные, что, в свою очередь, ускоряет познавательное развитие детей.
Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Индивидуальные различия в восприятии велики, но, тем не менее, можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим восприятием.
Целостный, или синтетический, тип характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают их, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того, чтобы увидеть детали, им приходится ставить специальную задачу, выполнение которой порой дается с трудом.
Лица с другим типом восприятия – детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направлено их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.
Чаще всего данные типы восприятия дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Существуют и другие типы восприятия: описательный и объяснительный.
Люди с описательным типом восприятия ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Напротив, люди, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным типом восприятия.
Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или думали в момент событий, о которых они рассказывают (А. Г. Маклаков).
Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности. Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мысленно деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важны его планомерность и систематичность с рассмотрения одних частей предмета вслед за другим в определенной последовательности.
Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором.
По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К 5-6 месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитии восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
Весьма интересен вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком. Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов (А. Г. Маклаков)… Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослых. Например, при восприятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладевать такими понятиями как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».
Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки. Во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.
Информация о работе Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни