Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:44, аттестационная работа

Описание работы

На первом этапе зрительное восприятие осуществляется для обнаружения объекта, различения и выделения его признаков. Затем происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию т.е. принять решение о классе к которому относится объект.

Содержание

Содержание.


Введение

Глава I. Теоретическое обоснование проекта по проблеме психолого-педагогические особенности развития у детей раннего возраста сенсорного восприятия.
1.Физиологические особенности сенсорных систем.
2.Психологические особенности развития восприятия и цветоощущения в раннем возрасте.
3.Педагогические методики сенсорного развития у детей раннего возраста.

Глава II. Практическое обоснование проектной деятельности по развитию у детей второго года жизни цветовоспрития и цветоразличения.

Глава III. Апробация проекта.

Глава IV. Практическая реализация проекта по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни.

Глава V. Подведение итогов реализации педагогического проекта.

Выводы.

Работа содержит 1 файл

Педагогический проект цветовосприятие.doc

— 417.00 Кб (Скачать)
 
 

      Педагогический  проект

по теме:

«Развитие цветовосприятия и цветоразличения

  у детей второго  года жизни» 

   Содержание. 

    Введение

    Глава I. Теоретическое обоснование проекта по проблеме психолого-педагогические особенности развития у детей раннего возраста сенсорного восприятия.

    1. Физиологические особенности сенсорных систем.
    2. Психологические особенности развития восприятия и цветоощущения в раннем возрасте.
    3. Педагогические методики сенсорного развития у детей раннего возраста.

    Глава II. Практическое обоснование проектной деятельности по развитию у детей второго года жизни цветовоспрития и цветоразличения.

    Глава III. Апробация проекта.

    Глава IV. Практическая реализация проекта по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни.

    Глава V. Подведение итогов реализации педагогического проекта.

    Выводы.

    Использованная  литература.

    Приложение. 
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

        Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом  чувственного познания окружающего  мира. В этом периоде у детей  происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового.

        На первом этапе  зрительное восприятие осуществляется для обнаружения объекта, различения и выделения его признаков. Затем  происходит сличение – соотнесение  воспринятого образа с эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию т.е. принять решение о классе к которому относится объект.

        Глаз – самый  активный из органов чувств. Другие рецепторы, например уши, более или  менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находящиеся в непрерывном движении, все время обследуют детали окружающего нас мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии. Благодаря этому мы четко видим предметы цветными и объемными, оцениваем направление и скорость перемещения предметов, обходим препятствия. Благодаря различению света и темноты наш организм устанавливает режим дня и время бодрствования. Накапливаемые зрительные впечатления способствуют развитию зрительной памяти, которая позволяет представить виденные ранние объекты и события.

        Т.о. зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку  визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию. Зрительное восприятие связано с вниманием, памятью, мышлением, эмоциями и мотивацией.

     Цвета воспринимаются не только оптически, но и эмоционально: они воздействуют как на глаз, так и чувства человека. Основа для восприятия цвета –  световые волны (каждому цвету соответствует  определенная длина волны и, следовательно, определенная частота колебаний), которые раздражают чувствительные клетки глаза. Раздражение глазного нерва передается центральной нервной системе и включается в общую функциональную систему организма. Поэтому могут вызывать определенные эмоции: оживление, равнодушие, успокоение, возбуждение, ощущение тепла и холода. (Э. Бэббитт, Принципы света и цвета).

     Живописец из круга миланской школы Леонардо Д. Паоло Ломаццо (XIV век) связывал цвета со свойствами человеческой души. К этому же пришли и современные ученые, которые считают, что между цветом, настроением, характером человека существует определенная связь. Согласно классификации Ломаццо белый цвет больше соответствует флегматику, черный – меланхолику, красный – сангвинику, желтый – холерику.

        Вопрос о цветоразличении, как самый сложный вид восприятия для детей раннего возраста актуален на современном периоде и возможно будет одним из главных в последующем, так как от цветовосприятия зависит  не только развитие психических процессов, но и психическое состояние ребенка, переходящее в физическое самочувствие (Г. Э. Бреслав, Норрис Стефании, Т. Эндрюс и др.). Чем раньше взрослые научатся регулировать цветовосприятие, оценивать и даже самостоятельно корректировать восприятие цвета в зависимости от физического состояния, тем меньше будет психически больных и больше активных, позитивных людей на планете.

        На современном  этапе педагогика располагает методическими  рекомендациями для развития у детей  цветоразличения (М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина и др.), однако для каждого специфического учреждения необходима адаптация данной методики, где всегда уместны изменения и дополнения.

   Целью данного исследования является развитие цветовосприятие и цветоразличение у детей второго года жизни с помощью целенаправленной работы.

   Предметом исследования является цветовосприятие и цветоразличение у детей второго года жизни.

   Объектом  исследования является зрительное восприятие у детей второго года жизни, как часть сенсорного развития.

   Гипотеза исследовательской деятельности заключается в том что, основываясь на физиологические и психологические особенности восприятия детей раннего возраста возможно наиболее эффективное развитие цветовосприятия и цветоразличения при выполнении следующих условий:

   - работа с детьми должна проводится систематически в соответствии с последовательной и планомерной закономерностью;

   - во время занятий и упражнений  больше использовать активность  действия самого ребенка и  его самостоятельность;

   - изучаемый предмет должен привлекать внимание детей, вызывать желание с ним действовать и использовать его в дальнейшем или в быту, или в игровой деятельности по необходимости и по ситуации. 

   Проблема педагогического проекта заключается в адаптации эффективных методических рекомендаций по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей раннего возраста в учреждениях коррекционного типа.

        Этапы и задачи:

    I этап  - аналитический     2004-2005г.

    1. Изучить методологическую литературу известных педагогов на современном этапе.

    - определить физиологические и психологические возможности детей раннего возраста по цветоразличению и цветовосприятию;

    - углубить  знания по теме «цветотерапия»;

    - практическое  использование обучающих методов  и приемов по формированию  сенсорных эталонов у детей  раннего возраста.

    2. Провести  констатирующую диагностику, выявляя  уровень развития детей в цветоразличении  и цветовосприятии.

    3. Сделать  анализ диагностики путем сравнения  нескольких форм диагностирования.

    II этап -  практический   2005 – 2007г.

    1. Составить  календарный план игр-занятий по цветоразличению и цветовосприятию у детей 2-го года жизни.

    2. Проведение  целенаправленной и систематической  работы по обучению детей цветорасличению  и цветовосприятию.

    3. Систематизировать и обновить дидактический материал.

    4. Провести открытое занятие на тему:

    д/и  «Одежда для малышей».

    III этап - контрольный 2008-2009г.

    1. Провести  итоговую диагностику детей, выявляя  уровень развития цветовосприятия  и цветоразличения после экспериментальной  работы.

    2. Сделать  анализ диагностики по разным формам.

    3. Сделать  выводы по всей исследовательской  работе проекта.

    4. Оформить творческий отчет по реализации педагогического проекта, отметить эффективность и результативность.

    5. Обобщить отчет по изучаемой теме.

     С помощью констатирующего эксперимента я ставлю задачу по выявлению динамики развития цветовосприятия  и цветоразличения у детей второго года жизни, сравнивая показатели развития в предшествующие годы, где восприятие цвета обучалось в соответствии с программой воспитания и обучения в доме ребенка с показателями развития цветовосприятия в годы исследовательской работы по программе Борисенко М.Г. и Лукиной Н. А. адаптированной к условиям «дома ребенка» и дополненной авторскими организационными моментами в связи с физиологическими и психологическими особенностями формирования и развития восприятия у детей раннего возраста.

     В исследовании участвовала вся группа в количестве от 8 до 10 детей. За период 2004 – 2009 год, проводя обследование методической литературы по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей раннего возраста занятия по сенсорному развитию проходили в системе воспитания и обучения по основной программе, разработанной группой ведущих педагогов под руководством К. Л. Печоры.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретическое обоснование проекта по проблеме психолого-педагогические особенности развития у детей раннего возраста сенсорного восприятия 

1.1. Физиологические  особенности сенсорных  систем. 

      Сенсорная система мозга, или анализатор, представляет собой часть ЦНС, состоящую из огромного количества специализированных воспринимающих приборов-рецепторов, а также промежуточных нервных клеток и связывающих их волокон. Анализатор является высокоспециализированной системой входа информации в мозг и анализа этой информации. С помощью рецепторов анализатор воспринимает физическую или химическую энергию и трансформирует ее в нервные сигналы для передачи в мозг. Сам процесс передачи информации сопровождается многочисленным перекодированием и преобразованием и завершается высшим анализом и синтезом, после чего происходит выбор и разработка программы ответной реакции организма (С. Б. Ступина, А. О. Филипьечев).

      Любой анализатор выполняет огромное количество операций с сигналами. К этим операциям  можно отнести обнаружение сигнала, его различение, передачу и преобразование, кодирование поступающей информации, опознавание образов и многие другие. Деление функций и операций анализаторов в большинстве своем условно. Обычно различные отделы анализаторов выполняют разные функции. Например, обнаружение и распознавание сигналов осуществляется в первую очередь рецепторами, опознавание образов характерно для высших корковых структур анализаторов, а преобразование и кодирование информации свойственно всем слоям анализаторов.

      Обнаружение сигнала начинается в рецепторах, который представляет собой специализированную клетку, приспособленную к восприятию из внешней или внутренней среды организма определенного физического или химического раздражителя и преобразованию его в форму нервного возбуждения.

      Рецепторы можно разделить на две большие  группы: экстерорецепторы (рецепторы  внешние) – слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные и интерорецепторы (рецепторы внутренние) – висцерепторы внутренних органов, вестибулорецепторы, приорецепторы опорно-двигательного аппарата.

      Рецепторы можно разделить по способу контакта со средой: дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные), которые получают информацию на некотором расстоянии от источника  раздражителя и контактные (вкусовые, висцерорецепторы и др.)

      В зависимости от природы раздражителя рецепторы делятся на механорецепторы (слуховые, тактильные, приорецепторы  и т.п.); фоторецепторы (зрительные); хемерорецепторы (вкусовые, обонятельные и т.п.); терморецепторы (кожи и внутренних органов); болевые или ноципетивные.

      В зависимости от восприятия и преобразования информации рецепторы делятся на первично чувствующие (обонятельные, тактильные, приорецепторы) и вторичные (вкусовые, зрительные и т.д.), где между раздражителем  и первым чувствительным нейроном  находится высокоспециализированная нейронная клетка, и нейрон возбуждается не непосредственно, а через рецепторную клетку.

      Операции  по различению сигналов начинается уже  в рецепторах, но в них принимают  участие и все остальные элементы анализаторов. Для четкой фиксации сигнала необходимо обеспечить разную реакцию на минимальное различие между стимулами (порог различения). Пространственное различение сигналов основано в первую очередь на различиях в пространственном распределении возбуждения в рецепторных и нервных слоях. Например, при возбуждении двух соседних рецепторов эти раздражения не различаются между собой и воспринимаются как единое целое. Для различения этих стимулов в пространстве необходимо, чтобы между двумя возбужденными рецепторами находился хотя бы один невозбужденный, что наблюдается, например, при восприятии слуховых раздражений. При временном различении сигналов необходимо, чтобы раздражение нейронов не сливалось во времени. Кроме того, важно, чтобы сигнал, вызванный предыдущим раздражителем, не попадал в рефракторный период (период полной не раздражимости нервной клетки), в период от предыдущего раздражения.

Информация о работе Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни