Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:44, аттестационная работа
На первом этапе зрительное восприятие осуществляется для обнаружения объекта, различения и выделения его признаков. Затем происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию т.е. принять решение о классе к которому относится объект.
Содержание.
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проекта по проблеме психолого-педагогические особенности развития у детей раннего возраста сенсорного восприятия.
1.Физиологические особенности сенсорных систем.
2.Психологические особенности развития восприятия и цветоощущения в раннем возрасте.
3.Педагогические методики сенсорного развития у детей раннего возраста.
Глава II. Практическое обоснование проектной деятельности по развитию у детей второго года жизни цветовоспрития и цветоразличения.
Глава III. Апробация проекта.
Глава IV. Практическая реализация проекта по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни.
Глава V. Подведение итогов реализации педагогического проекта.
Выводы.
Таким
образом, психологические особенности
восприятия сводится к следующему: Зрительное
восприятие в раннем детстве, по мнению
И. В. Шаповаленко, носит непроизвольный
и избирательный характер; зрительное
соотнесение свойств предметов (зрительная
ориентировка), считает Е. Н. Каменская
делает возможным целенаправленный выбор
предмета по образцу – сначала по форме,
величине, потом по цвету; становление
общего восприятия заключается в выделении
наиболее характерных для данного предмета
или ситуации качеств (информативных точек),
составления на их основе устойчивых образов
(сенсорных эталонов) и соотнесения этих
образов-эталонов с предметами окружающего
мира (Т. Д. Марцинковский); развитие восприятия
происходит в условиях индивидуальных
особенностей восприятия личности (А.
Г. Маклаков).
1.3. Педагогические методики сенсорного развития
у
детей раннего
возраста.
Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды.
Задача педагога, своевременно и целенаправленно развивать и совершенствовать врожденные способности ребенка. Развитие зрительно-слуховых реакций имеет ведущее значение – они облегчают формирование активного бодрствования, расширяют ориентировку в пространстве, а в дальнейшем обеспечивают все сенсорное развитие. Без них не могут развиваться движения. Поскольку ребенок направляет руку к видимому предмету, а становясь старше, подползает или подходит к нему. Сенсорное воспитание в этот период основной вид воспитания вообще. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.
Накопление
сенсорных представлений
Венгер Л. А. утверждает, что «сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.». с восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Венгер считает, что важно иметь в виду знание высокого уровня сенсорного развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности: «Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений, а истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства».
Начиная осваивать разнообразные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.), ребенок сталкивается с необходимостью освоения внешних свойств предметов, их учета и адекватного использования. Так, для того чтобы добиться в рисунке сходства с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Формирование представлений о явлениях живой и неживой природы также требует умения ориентироваться во внешних свойствах предметов.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также черный и белый. Однако нельзя однозначно понимать сенсорное воспитание как процесс усвоения сенсорных эталонов. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.
Как и любое направление развивающей работы, сенсорное воспитание осуществляется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. На каждом этапе онтогенеза стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. В. Венгер, работая над вопросами сенсорного развития детей раннего возраста, отмечают, что для детей второго года жизни предметная деятельность оказывает особое внимание на умственное развитие ребенка. Значительно расширившиеся возможности в освоении окружающего мира способствует дальнейшему накоплению чувственного опыта и возникновению первых элементарных, но основополагающих знаний. Происходящее на втором году жизни: интенсивное накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми разнообразными свойствами, дает начальные представления о предметной деятельности, которые будут уточняться и качественно углубляться на протяжении всего дошкольного периода.
Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Только многократные зрительные сравнения позволяют ребенку выполнить задание правильно.
В своих исследованиях Борисенко М. Г., Лукина Н. А. характеризуют второй год жизни тем, что ребенок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно, он еще не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее; у него возникают собственные желания и стремление их выразить, сделать понятными для взрослого. Здоровый ребенок в это время всегда непоседа и может капризничать при ограничении его свободы. Стремление ребенка к самостоятельности – вот одна из тенденций в развитии ребенка второго года жизни. вторая тенденция – замена ведущего вида деятельности. на первы1й план выдвигается предметная деятельность: малыш познает разнообразные предметы быта, природные, дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. Пи этом обогащается познание свойств и качеств предметов окружающего мира. Идет интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов (по цвету, форме, величине). Восприятие становится ведущим познавательным процессом.
Все эти особенности, характерные для детей второго года жизни, требуют специфического построения занятий. Они должны в основном проводиться в игровой форме, т.к. малыш этого возраста еще с трудом выдерживает вынужденные тормозные состояния, у него недостаточно развито произвольное внимание. Малышу трудно заставить себя сделать то, что ему не интересно.
Взрослому важно пробудить интерес к игрушке или занятию и в дальнейшем поддерживать его. Легче всего это сделать в игре. Еще К. Д. Ушинский объяснил: «Для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она ему потому, что отчасти его собственное создание. В игре дитяти живет, образы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может войти по сложности ее явлений и интересов». Важно при этом не переусердствовать, избирательный и деловой характер общения сочетать так, чтобы одно помогло другому, а не навредило. Интерес поддерживается заинтересованностью взрослого, а так же специфическим характером речи: она должна быть эмоциональной, неторопливой, достаточно громкости, внятной, состоять из коротких фраз и из простых, понятных ребенку слов.
Надо предоставлять ребенку пространство в разговоре (время на обратную связь), верный его ответ, при этом предлагать правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний важна повторность, т.к. благодаря повторению растет активность малыша, он легче справляется с выполнением задания. Но при этом снижается заинтересованность. Чтобы этого не произошло, на практике педагоги прибегают к уловкам: используют новые игрушки (предметы) либо меняют одну какую-нибудь деталь (например, надевают на куклу новое платье); демонстрируют предметы в движении; озвучивают их; наглядность сочетают со словом.
На втором этапе ознакомления с новым предметом надо научить ребенка находить среди других предметов шарики. Мы не говорим ему: «Дай шарик», а говорим «Дай такой» - и показываем шарик - образец, что заставляет ребенка гораздо внимательнее смотреть на образец. Затем надо дать нужное слово в форме, закрепляющей результат действий самого ребенка: «Верно, я показала шар, и ты дал шар. Это шар». Слово-название дается на итог выполнения инструкции, что развивает у ребенка восприятие, речь, ее смысловую оправу. Правильное соединение слова с тем, что оно обозначает, не только закрепляет в сознании образ предмета, но и дает возможность вызвать данный предмет в памяти. Именно это происходит, например, в игре «Что наденем на прогулку?». Слово, вызывающее в памяти ребенка нужное представление, становится основой понимания словесной инструкции независимо от ситуации.
Зрительное
Таким образом, специально созданные условия – в процессе проведения индивидуальных упражнений и работы с детьми в повседневной жизни – позволяет ребенку накопить разнообразные зрительные, слуховые, осязательные впечатления, сформировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным сформировать у ребенка умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину и т.п.
Итак,
развитие цветоразличия и
Глава II. Практическое обоснование проектной деятельности по развитию у детей второго года жизни цветовоспрития и цветоразличения.
Диагностика сенсорного развития проводилась по схеме, разработанной проф. Н.М. Аксариной, д. К.Л. Печорой., где в 2 года – ребенок подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Методика проведения диагностики:
Материал – 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).
Специально подготовленная ситуация – перед ребенком раскладывают варежки в следующем порядке – красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется – синяя, красная, зелена, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка – Правильно подбирает по образцу 3 цвета – к красной варежке – красную варежку, к синей – синюю, к зеленой – зеленую. Ребенок должен решить одно задание.
По диагностике А. М. Казьминой навыком считается в том случае, если ребенок повторил этого действие в соответствии с необходимостью. Развитие зрения 2 года – Узнает свои вещи, одежду, подбирает парные картинки или игрушки к указанной.
Борисенко
М. Г., Лукина Н. А предлагают следующую
диагностику цветовосприятия на
основе проводимых мероприятий по развитию
у детей восприятия, памяти, мышления.
Таблица № 1
Возрастная
Приблизитель-ный возраст появления реакции | Название реакции |
Необходимые пособия. |
12 месяцев | Высвобождает кубик,
завернутый в бумагу (Гез)
Узнает на фотографии знакомого взрослого Просит желаемые вещи, указывает на них (Гез) Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками Катает, кормит, возит и др. (Фр.) Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «положи на место») (Ф) |
6 колпачков
одного цвета
Крупные фотографии членов семьи Набор знакомых игрушек Кукла, чашка, ложка, машина |
1г. 1м. | Притягивает кольцо за шнур (Бэй) | Кольцо |
1г. 2м. | Ориентируется в двух величинах предметов с разницей в 3 см. (Печ.) | Кубики |
1г.3м. | Знает домашнюю
обстановку
Знакомится с красным цветом |
Одежда красного цвета |
1г. 4м. | Узнает себя,
маму и близких на фотографии (Каз0
Ориентируется в 3-4 контрастных Фомах предметов (Печ) |
Шар, куб, призма, кирпчик |
1г. 5м. | Прослеживает
направление
Достает игрушку палочкой (Бэй) |
Игрушки в полой
трубке
Палочка |
1г. 6м. | Смотрит а картинки
(Гез)
Продолжает знакомиться с цветом Запоминает, где лежат некоторые предметы, игрушки (Каз) |
Игрушки и картинки одного вида и цвета |
1г. 7м. | Находит объект
(Бэй)
Указывает части куклы (нос, рот, уши, глаза, ноги, волосы) (Бэй) |
Мяч, кролик, кукла |
1г. 8м. | Называет детали на картинке (собака, туфли, чашка, дом, часы, звезд, лист, деньги, книги) (Гез) | Предметные картинки |
1г. 9м. | подбирает предметы одного цвета (синий, желтый) | Строительный набор |
1г. 10м. | Узнает картинку (Бюл) | 10 предметных картинок |
1г. 11м.,
2 года |
Группирует объемные и плоскостные предметы двух резко отличающихся цветов: красный – синий, желтый - зеленый | Геометрические тела и фигуры основных цветов |
Информация о работе Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни