Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:44, аттестационная работа

Описание работы

На первом этапе зрительное восприятие осуществляется для обнаружения объекта, различения и выделения его признаков. Затем происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию т.е. принять решение о классе к которому относится объект.

Содержание

Содержание.


Введение

Глава I. Теоретическое обоснование проекта по проблеме психолого-педагогические особенности развития у детей раннего возраста сенсорного восприятия.
1.Физиологические особенности сенсорных систем.
2.Психологические особенности развития восприятия и цветоощущения в раннем возрасте.
3.Педагогические методики сенсорного развития у детей раннего возраста.

Глава II. Практическое обоснование проектной деятельности по развитию у детей второго года жизни цветовоспрития и цветоразличения.

Глава III. Апробация проекта.

Глава IV. Практическая реализация проекта по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни.

Глава V. Подведение итогов реализации педагогического проекта.

Выводы.

Работа содержит 1 файл

Педагогический проект цветовосприятие.doc

— 417.00 Кб (Скачать)
 

     Таблица № 2

     Результат диагностики развития цветоразличения  у детей 2-х лет 

     за 2004-2005год.

по  диагностике 

Н. М. Аксариной,

К. Л. Печоры

по диагностике 

А. М. Казьминой

по диагностике

М. Г. Борисенко,

Н. А. Лукиной 

н с в н с в н с в
- 30% 70% 10% 40% 50% 10% 60% 30%
 
 

     

     Таким образом, основная программа отвечает принципам цветоразличения у  детей второго года жизни, но значительно отстает от современных требований к цветовосприятию, доказанных научными исследованиями современных педагогов (М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной, и др.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава III. Апробация проекта. 

        У детей второго  года жизни представления о предметах и способах действия с ними конкретны, ситуативны, отличаются малой обобщенностью, хрупкостью, неустойчивостью. Необходимо много раз повторять действия и слова, характеризующие предмет, чтобы сложился какой-то стереотип деятельности, появился опыт. Развитие цветовосприятия у детей сводится к следующему:

        1г. – 1г.3м. –  знакомить с красным, желтым, зеленым,  синим цветами.

        1г.3м. – 1г.6м.  – знакомить с красным, желтым, зеленым, синим цветами. Учить  подбирать предметы одного цвета.

        1г.6м. – 1г.9м.  – учить ориентироваться в предметах резко различающихся по цвету: красный – синий, желтый – черный, зеленый – оранжевый, белый – фиолетовый.

        1г.9м. – 2 года  – учить различать предметы  резко различающиеся по цвету  и подбирать по образцу и  слову 3-4 предмета контрастных цветов:

        Это – красный. Положи такой же, красный;

        Это – синий. Положи синий.

        Положи все зеленые.

         Покажи, где желтый.

        На данном работе моей задачей являлось разработать  цикл последовательно организованных игр-занятий. В котором необходимо грамотно использовать физиологические, психологические и педагогические знания по развитию цветовосприятия у детей раннего возраста. Одной из важных задач, стоящих передо мной являлась -  планомерно, системно выстраивать свою педагогическую деятельность по формированию и развитию у детей того или иного навыка. Нужно было не просто научить тому или иному действию, но и добиться от ребенка высокой ступени обучения – применения своих знаний на практике в соответствии с жизненной необходимостью. 

     Таким образом, игры на зрительное опознание объектов заключались в следующем:

Посмотри-ка что я вижу!

Кто там?

Кто там  в коробке?

Что в  корзинке?

Листья.

Что наденем  на прогулку?

Кто в  домике живет?

Снежинки.

Снег.

Где такое?

Санки.

Найди маленького - большого.

Где мамочка?

Машины  едут на заправку

Сосульки.

Найди тапки.

Куклы пьют чай.

Красивый  цветок.

  Игры  на прослеживание  и зрительно-моторную координацию (наиболее простые задания этой рубрики состоят в обнаружении объект и прослеживание за передвижением с помощью рук или глаз).

Села  птичка на ладошку.

Ку-ку.

Учимся  наблюдать.

Катится яблочко.

Листья  летят.

Маня  и Таня.

Курочка и собачка.

Украсим елку.

Снежок  порхает, кружится.

Мня и  Таня идут в гости.

Медвежонок  на горке.

В гости.

Что подарим  маме?

Вот поезд  наш едет.

Куда  плывет кораблик?

Шагают  наши ножки.

Найди блюдце для чашки.

  Прогулка  в лес.

  На  самом первом этапе развития зрительного  восприятия осуществляется обнаружение  объекта, различение и выделение  его информативных признаков.

  Для игр подбираются предметы и изображения, с которыми ребенок сталкивается в быту и, которые имеют для него определенную значимость (игрушки, одежда, посуда и т.д.)

  Игры  на зрительное опознание  изображений.

Где птичка?

Мамин портрет.

Поговорим об игрушках.

Угощение для  зверят.

Букет.

Возьми и надень.

Идите с нами играть.

Уберем игрушки.

Снежинки и  листочки.

Помогите  одеться Тане.

Кто внимательный?

Возьми и принеси.

Мамочка любимая.

Силуэт и изображение.

Как сосульки убежали.

Помоги маме сложить обувь на полку.

Найди подставки  для чайного сервиза.

Что весна нам подарила.

  Развитие  зрительного внимание в данном виде работы связано с формированием  навыка обнаружения объекта в  разных частях пространства. Точная ориентировка внимания на ту или иную область  перцептивного поля (т.е. воспринимаемую область пространства), в которой предъявляется объект, - необходимое условие реализации акта восприятия. Для формирования таких навыков следует подбирать объекты, способные вызывать интерес и эмоциональные реакции. Важна яркость объектов, насыщенность цветов. Важным условием привлечения внимания к объекту является внезапность его появления. Активизация внимания может достигать при изменениях вероятности появления объекта в пространстве.

   Игры  на пространственное ориентирование:

Найди птичку

Найди маму

Найди Лялю

Найди яблоко в корзинке

Букет для мамы

Найди варежки

Раз, два, три – свой домик найди

Найди шарик

Дерево 

Маша  – растеряша

Кто позвал?

Где игрушка?

Ищем  подарок для мамы

Мишка-капризуля

Мы ходим  и трогаем

Сказочные башмачки

В гостях у мишек

Что бы ты сказал?

     На  основе изучения и обследования физиологических и психологических особенностей формирования и развития восприятия у детей раннего возраста, при организации занятий я опиралась на следующие особенности организации:

    • Исследуемый предмет должен быть «живой», чтобы у детей как можно чаще возбуждались зрительные рецепторы, формируя в коре головного мозга устойчивые рефлекторные дуги.
    • Непременным условием во время занятия является то, что малыш должен самостоятельно действовать изучаемым предметом, так как активная деятельность самого ребенка улучшает процесс восприятия.
    • До проведения занятия или обучающего упражнения и после них не должно быть никаких более сильных раздражителей, чем тот, который исследуется на данный момент.
    • Весь учебный процесс должен соответствовать дидактическим принципам: планомерность, последовательность и систематичность: Нельзя начинать следующее задание, пока дети не освоили текущий материал, необходимо следовать определенному чередованию по воздействию на тот или иной процесс восприятия (сначала проводится работа на опознание предметов, затем на прослеживание за ним во время моторных действий, потом необходимо закрепить знания в опознании изображений данных предметов и, наконец, формировать зрительное внимание, ориентируясь в пространстве).

     На протяжении эксперимента происходили изменения в обслуживающем персонале: смена воспитателей, няней; изменение графика работы воспитателей, квалификационного уровня (у некоторых повышалась профессиональная категория). Само помещение, где проживали дети, так же видоизменялось: смена мебели, ее расположение, дополнение игровыми пособиями и т.п.

     Таким образом, разработан план работы по педагогическим принципам, в соответствии с физиологическими возможностями восприятия на втором году жизни, опираясь на психологические особенности сенсорного развития у детей преддошкольного периода, которая должна давать положительные результаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава IV. Практическая реализация проекта по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни. 

      Разрабатывая  перспективный и  календарные  планы по формированию у детей  цветовосприятия, я основывалась на исследовательскую работу, проведенную  М. Г. Борисенко и Н. А. Лукиной. Игры и занятия составлены в соответствии с основными принципами педагогики (последовательность, повторяемость, опора на определенные умения в определенном возрасте). Занятия проводились в четырех направлениях, объединенные одной темой.

     Например, тема «Части тела». В развитии зрительного  опознания темами занятий являлись: «Посмотри-ка что я вижу!», «Кто там?». В решении задачи о формировании прослеживания и зрительно-моторной координации занятия назывались: «Села птичка на ладошку», «Ку-ку». В развитии зрительного опознания изображений по центральной теме «Части тела», включались занятия – упражнения: «Где птичка?», «Мамин портрет». И, наконец, для формирования и развития пространственного ориентирования по главной теме проводились упражнения: «Найди птичку», «Найди маму».

     Рассматриваемые темы охватывают всю программу развития по восприятию не только цвета, но и общих задач сенсорного и игрового развития, что дает возможность ребенку, при восприятии поставленной задачи взрослым, применить вновь полученные знания на практике в специально созданной ситуации. Такая тренировка навыка позволяет ускорить процесс осознанного применения приобретенного навыка, где дети начинают пользоваться приобретенным навыком по жизненной необходимости (по ситуации). (Части тела; Дом, семья; Игрушки; Фрукты, овощи; Осень; Одежда; Домашние животные; Праздник елки; Зима; Зимняя одежда; Зимние забавы; Дикие животные; Наша мама; Транспорт; Весна; Обувь; Посуда; Деревья, цветы.

     Проведенные занятия анализировалось и обсуждалось, что получилось хорошо, а что не удалось. Например, в первый год (2005 – 2006 год) занятия проводились с тем дидактическим материалом, который был в ассортименте основной программы: на занятии «Кто там в коробке?» кукла вынималась из красивой коробки, которая служила сюрпризным моментом  привлекала внимание детей. Этим самым я увидела, что она является более сильным раздражителем, чем кукла и на последующих занятиях мы использовали обыкновенную коробку из-под обуви зеленого цвета. Сама закрытая коробка привлекала внимание детей своей загадочностью «Кто там?» и направляла внимание на объект внутри, а не на рассматривание коробки и действия с ней, так как основная цель - привлечь внимание на игрушку, следовать инструкции взрослого. Красивая короба красного цвета была сильным раздражителем, и дети долго не могли переключить внимание на предмет, который находился внутри нее.

Информация о работе Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни