Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:44, аттестационная работа
На первом этапе зрительное восприятие осуществляется для обнаружения объекта, различения и выделения его признаков. Затем происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию т.е. принять решение о классе к которому относится объект.
Содержание.
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проекта по проблеме психолого-педагогические особенности развития у детей раннего возраста сенсорного восприятия.
1.Физиологические особенности сенсорных систем.
2.Психологические особенности развития восприятия и цветоощущения в раннем возрасте.
3.Педагогические методики сенсорного развития у детей раннего возраста.
Глава II. Практическое обоснование проектной деятельности по развитию у детей второго года жизни цветовоспрития и цветоразличения.
Глава III. Апробация проекта.
Глава IV. Практическая реализация проекта по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни.
Глава V. Подведение итогов реализации педагогического проекта.
Выводы.
Таблица № 2
Результат диагностики развития цветоразличения у детей 2-х лет
за 2004-2005год.
по
диагностике
Н. М. Аксариной, К. Л. Печоры |
по диагностике
А. М. Казьминой |
по диагностике
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной | ||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в |
- | 30% | 70% | 10% | 40% | 50% | 10% | 60% | 30% |
Таким
образом, основная программа отвечает
принципам цветоразличения у
детей второго года жизни, но значительно
отстает от современных требований к цветовосприятию,
доказанных научными исследованиями современных
педагогов (М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной,
и др.).
Глава III. Апробация проекта.
У детей второго
года жизни представления о
1г. – 1г.3м. – знакомить с красным, желтым, зеленым, синим цветами.
1г.3м. – 1г.6м.
– знакомить с красным, желтым,
зеленым, синим цветами. Учить
подбирать предметы одного
1г.6м. – 1г.9м. – учить ориентироваться в предметах резко различающихся по цвету: красный – синий, желтый – черный, зеленый – оранжевый, белый – фиолетовый.
1г.9м. – 2 года – учить различать предметы резко различающиеся по цвету и подбирать по образцу и слову 3-4 предмета контрастных цветов:
Это – красный. Положи такой же, красный;
Это – синий. Положи синий.
Положи все зеленые.
Покажи, где желтый.
На данном работе моей задачей являлось разработать цикл последовательно организованных игр-занятий. В котором необходимо грамотно использовать физиологические, психологические и педагогические знания по развитию цветовосприятия у детей раннего возраста. Одной из важных задач, стоящих передо мной являлась - планомерно, системно выстраивать свою педагогическую деятельность по формированию и развитию у детей того или иного навыка. Нужно было не просто научить тому или иному действию, но и добиться от ребенка высокой ступени обучения – применения своих знаний на практике в соответствии с жизненной необходимостью.
Таким образом, игры на зрительное опознание объектов заключались в следующем:
Посмотри-ка что я вижу!
Кто там?
Кто там в коробке?
Что в корзинке?
Листья.
Что наденем на прогулку?
Кто в домике живет?
Снежинки.
Снег.
Где такое?
Санки.
Найди маленького - большого.
Где мамочка?
Машины едут на заправку
Сосульки.
Найди тапки.
Куклы пьют чай.
Красивый цветок.
Игры на прослеживание и зрительно-моторную координацию (наиболее простые задания этой рубрики состоят в обнаружении объект и прослеживание за передвижением с помощью рук или глаз).
Села птичка на ладошку.
Ку-ку.
Учимся наблюдать.
Катится яблочко.
Листья летят.
Маня и Таня.
Курочка и собачка.
Украсим елку.
Снежок порхает, кружится.
Мня и Таня идут в гости.
Медвежонок на горке.
В гости.
Что подарим маме?
Вот поезд наш едет.
Куда плывет кораблик?
Шагают наши ножки.
Найди блюдце для чашки.
Прогулка в лес.
На самом первом этапе развития зрительного восприятия осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков.
Для игр подбираются предметы и изображения, с которыми ребенок сталкивается в быту и, которые имеют для него определенную значимость (игрушки, одежда, посуда и т.д.)
Игры на зрительное опознание изображений.
Где птичка?
Мамин портрет.
Поговорим об игрушках.
Угощение для зверят.
Букет.
Возьми и надень.
Идите с нами играть.
Уберем игрушки.
Снежинки и листочки.
Помогите одеться Тане.
Кто внимательный?
Возьми и принеси.
Мамочка любимая.
Силуэт и изображение.
Как сосульки убежали.
Помоги маме сложить обувь на полку.
Найди подставки для чайного сервиза.
Что весна нам подарила.
Развитие зрительного внимание в данном виде работы связано с формированием навыка обнаружения объекта в разных частях пространства. Точная ориентировка внимания на ту или иную область перцептивного поля (т.е. воспринимаемую область пространства), в которой предъявляется объект, - необходимое условие реализации акта восприятия. Для формирования таких навыков следует подбирать объекты, способные вызывать интерес и эмоциональные реакции. Важна яркость объектов, насыщенность цветов. Важным условием привлечения внимания к объекту является внезапность его появления. Активизация внимания может достигать при изменениях вероятности появления объекта в пространстве.
Игры на пространственное ориентирование:
Найди птичку
Найди маму
Найди Лялю
Найди яблоко в корзинке
Букет для мамы
Найди варежки
Раз, два, три – свой домик найди
Найди шарик
Дерево
Маша – растеряша
Кто позвал?
Где игрушка?
Ищем подарок для мамы
Мишка-капризуля
Мы ходим и трогаем
Сказочные башмачки
В гостях у мишек
Что бы ты сказал?
На основе изучения и обследования физиологических и психологических особенностей формирования и развития восприятия у детей раннего возраста, при организации занятий я опиралась на следующие особенности организации:
На протяжении эксперимента происходили изменения в обслуживающем персонале: смена воспитателей, няней; изменение графика работы воспитателей, квалификационного уровня (у некоторых повышалась профессиональная категория). Само помещение, где проживали дети, так же видоизменялось: смена мебели, ее расположение, дополнение игровыми пособиями и т.п.
Таким
образом, разработан план работы по педагогическим
принципам, в соответствии с физиологическими
возможностями восприятия на втором
году жизни, опираясь на психологические
особенности сенсорного развития у детей
преддошкольного периода, которая должна
давать положительные результаты.
Глава IV. Практическая реализация проекта по развитию цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни.
Разрабатывая перспективный и календарные планы по формированию у детей цветовосприятия, я основывалась на исследовательскую работу, проведенную М. Г. Борисенко и Н. А. Лукиной. Игры и занятия составлены в соответствии с основными принципами педагогики (последовательность, повторяемость, опора на определенные умения в определенном возрасте). Занятия проводились в четырех направлениях, объединенные одной темой.
Например, тема «Части тела». В развитии зрительного опознания темами занятий являлись: «Посмотри-ка что я вижу!», «Кто там?». В решении задачи о формировании прослеживания и зрительно-моторной координации занятия назывались: «Села птичка на ладошку», «Ку-ку». В развитии зрительного опознания изображений по центральной теме «Части тела», включались занятия – упражнения: «Где птичка?», «Мамин портрет». И, наконец, для формирования и развития пространственного ориентирования по главной теме проводились упражнения: «Найди птичку», «Найди маму».
Рассматриваемые темы охватывают всю программу развития по восприятию не только цвета, но и общих задач сенсорного и игрового развития, что дает возможность ребенку, при восприятии поставленной задачи взрослым, применить вновь полученные знания на практике в специально созданной ситуации. Такая тренировка навыка позволяет ускорить процесс осознанного применения приобретенного навыка, где дети начинают пользоваться приобретенным навыком по жизненной необходимости (по ситуации). (Части тела; Дом, семья; Игрушки; Фрукты, овощи; Осень; Одежда; Домашние животные; Праздник елки; Зима; Зимняя одежда; Зимние забавы; Дикие животные; Наша мама; Транспорт; Весна; Обувь; Посуда; Деревья, цветы.
Проведенные
занятия анализировалось и
Информация о работе Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей второго года жизни