Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:02, реферат
Способ работы над ошибками, как средство развития орфографической зоркости.
Тема: НЕ с глаголами.
Цель: закрепить умение писать НЕ с глаголами.
Этапы проведения выполненного упражнения:
Дети читают глаголы с НЕ и комментируют написание.
В каких случаях?
Какое правило нужно применять,
Фрагмент урока
Тема: Повторение написания безударных гласных в корне глаголов.
Цель: повторить изученное.
Этапы проведения выполненного упражнения:
Сейчас мы отработаем
Запишите и объясните
2.3.
Психолого-педагогический
анализ результатов
исследования
Цель контрольного эксперимента – определить уровень развития орфографической зоркости у учащихся 2 «В» класса при изучении русского языка на заключительном этапе исследования (на основе анализа написания диктанта).
Контрольный этап проводился в апреле 2010 года.
Целью контрольного эксперимента явилось определение уровня развития орфографической зоркости у учащихся 2 «В» класса.
Для
этого была использована традиционная
методика определения качества знаний
по предмету (формула):
(R5 – количество «5»; К4 – количество «4»; N – количество испытуемых).
Задачи контрольного эксперимента:
1.
Провести диагностическую
2.
Обработать результаты
Применялись критерии:
«5» - работа выполнена без ошибок – уровень выше среднего
«4» - в работе допущено 1 – 2 ошибки – уровень средний
«3» - допущено 2 – 3 ошибки – уровень ниже среднего
«2» - 4 и более ошибок – уровень низкий
Был проведён диктант (Приложение 2)
Анализ контрольной работы (диктант)
Средняя школа города Орска №13 Класс 2 «В»
Ф.И.О. учителя Бедных Г. М.
Количество учащихся, выполнявших работу: 10 чел.
Результаты диктанта, полученные в ходе констатирующего эксперимента
Таблица 6
Ф. И. учащегося | Баллы | Уровень развития орфографической зоркости |
1. Арсений Г. | 4 | средний уровень |
2. Арстан А. | 2 | низкий уровень |
3. Дарья Г. | 3 | ниже среднего уровень |
4. Дарья М. | 2 | низкий уровень |
5. Дмитрий Ф. | 4 | средний уровень |
6. Евгений Г. | 4 | средний уровень |
7.Крапива К. | 3 | ниже среднего уровень |
8. Мария Б. | 4 | средний уровень |
9. Михаил А. | 5 | выше среднего |
10. Яна М. | 4 | средний уровень |
Анализ результатов диктанта, полученных в ходе контрольного эксперимента
Таблица 7
Выполнение заданий | Количество | % |
Справились с работой | ||
Получили отметки за диктант: «5» | 1 | 10 |
«4» | 5 | 50 |
«3» | 2 | 20 |
«2» | 2 | 20 |
Допустили ошибки: | ||
орфографические ошибки: | ||
безударные гласные, проверяемые ударением | 3 | 30 |
непроизносимые согласные | 2 | 20 |
разделительный твёрдый знак | 2 | 20 |
правописание безударных окончаний глаголов | 2 | 20 |
пунктуационные ошибки | ||
пунктуация при однородных членах предложения | 2 | 20 |
Представим результат диктанта в виде гистограммы.
Рисунок 3. Уровень развития орфографической зоркости (диктант) на контрольном этапе
Проанализировав полученные данные, отмечаем, что у детей из 10 испытуемых высокий уровень выявлен у 1 человека (10%). Результат «ниже среднего» показали двое детей (20%). Средний уровень был выявлен у пяти (50 %). Низкий уровень был выявлен у двух детей (20 %).
Рисунок
4. Уровень качества знаний на основе диктанта
(контрольный эксперимент)
Теперь представим сравнительную характеристику результатов контрольного и констатирующих экспериментов.
Рисунок 5. Сравнительная характеристика результатов диктантов контрольного и констатирующих экспериментов.
На основе представленной гистограммы мы видим положительную динамику.
Качество
знаний по предмету определяем по формуле:
R5 – количество «5»; К4 – количество «4»; N – количество испытуемых.
Сравним характеристику качества знаний на основе диктантов контрольного и констатирующих экспериментов.
Рисунок 6. Сравнительная характеристика качества знаний на основе диктантов констатирующего (1) контрольного (2) и экспериментов
Анализ
подсчета результатов диктанта показал,
что качественный показатель (качество
знаний) развития орфографической
зоркости повысился на 40% и составляет
60%, что свидетельствует о
Полученные
данные свидетельствуют о том, что
проделанная работа по развитию орфографической
зоркости с помощью проведения работы
над ошибками эффективна.
заключение
Исследование проблемы, какова роль работы над ошибками в развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в младших классах убедило нас в том, что она имеет сложности.
Опытно-экспериментальная работа показала, что орфографическая грамотность учащихся низка.
Изучив состояние исследуемой проблемы в теории и на практике, мы предположили, что проблему развития орфографической зоркости можно решать, используя работу над ошибками в системе.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1)
изучено состояние исследуемой
проблемы в теории и практике
и обоснован понятийный
2) рассмотрены понятия «работа над ошибками», «орфографическая зоркость»;
3)
определены возможности
4)
исследована роль работы над
ошибками в развитии
Мы вышли не только на определение условий, но и разработали приёмы и методы работы над ошибками, обеспечивающие развитие орфографической зоркости учащихся.
На
основе наших исследований мы показали,
что работа над ошибками играет большую
роль в развитии орфографической зоркости.
Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Список
литературы
1.
Алгазина, Н.Н. Предупреждение
2. Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – М.: Просвещение, 1987. – 232 с.
3.
Валкина, Н.С. Орфография и
4. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Собрание сочинений в 6-и т. Том 2 / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1982. – 360 с.
5. Даминова, М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок/ М. П. Даминова //Начальная школа. – 1995. - №5. – С.69
6. Журжина, Ш.В. Дидактический материал по русскому языку / Ш. В. Журжина. – М.: Просвещение, 1991. – 164 с.
7. Зинченко, П.И. О забывании и воспроизведении школьных знаний. Научные записки Харьковского пед. института. Том 1 / П. И. Зинченко.– 1939. –119-214 с.
8.
Иванова, С.Ф. Трудности
9.
Ипполитов, Ф.В. Память
10. Истомина, З.М. Развитие памяти / З. М. Истомина. – М.: Просвещение, 1978. – 120 с.
11. Канакина, В.П. Лексико-орфографические упражнения/ В. П. Канакина //Начальная школа. – 1990. – №11. – С.17-22