Работа над ошибками в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:02, реферат

Описание работы

Способ работы над ошибками, как средство развития орфографической зоркости.

Работа содержит 1 файл

ВКР 17 июня.docx

— 139.04 Кб (Скачать)

     Способы предупредительной работы:

     на  основе диагностики допущенных ошибок выделение «опасных» правил, слов, их сочетаний, типов орфограмм;

     соответствующие акценты в процессе изучения курса: усиление внимания к тем темам, вопросам, которые труднее усваиваются;

     отчетливое  выделение перечня трудных слов для каждого класса, включение их в упражнения, вывешивание плакатов с этими словами и пр.;

     поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки;

     одобрение каждого, даже малого, успеха ученика, стремление придать уверенности  тем детям, которых преследуют ошибки;

     воспитание  орфографического оптимизма, создание повышенной мотивации;

     воспитание  уверенности учащихся в возможности  достижения высокого уровня грамотного письма.

     Работа  над уже допущенными ошибками строится также по определённому  плану.

     Подготовка  учителя к работе над орфографическими ошибками складывается из ряда элементов:

     1)проверки  тетрадей;

     2)составления учетных листов орфографических ошибок;

     3)составления  плана урока, на котором (или  на его отдельной части) намечается  работа над ошибками.

     Подготовка  к работе над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях проводится следующим образом: проводится столько раз, сколько проверяется ученическая тетрадь. Следовательно, элемент работы над ошибками входит в ежедневную деятельность учителя на уроке.

     В план урока на очередную тему включается следующий материал:

     1) общая оценка выполненной работы (она сообщается до раздачи  тетрадей);

     2) перечень 2-3 самых распространенных  ошибок;

     3) текст словарно-орфографического предупредительного диктанта из 5-7 слов, более всего затруднивших учащихся;

     4) разные виды заданий со словами,  в которых было более всего  ошибок;

     5) задание выучить правописание  слов из индивидуального учетного листа.

     Таким образом, в течение всего урока  предусматривается работа над трудными в орфографическом отношении  словами.

     Подготовка  к работе над ошибками в контрольных  диктантах рассмотрена методистами, которые пришли к выводу, что над всеми видами ошибок, допущенных учащимися, работать невозможно. Целесообразно, анализируя учетный лист общеклассных ошибок, выбрать часть видов орфограмм, над которыми предполагается работать на специальном уроке. Ими будут 5-6 наиболее частотных орфограмм. Среди них должны быть:

     а) орфограммы, проверяемые в связи  с изученной грамматической темой;

     б) трудные орфограммы, ранее пройденные в других грамматических темах.

     В плане подготавливаемого урока  необходимы следующие структурные  элементы:

     1) общая оценка результатов контрольного  диктанта;

     2) исправление ошибок школьниками  и учет ими слов с ошибками;

     3) работа над каждым из отобранных  видов орфограмм; 

     4) диктант из слов, над которыми  велась работа на уроке; 

     5) подведение итогов урока и задавание работы на дом.

     В общую оценку включаются следующие  сведения:

     1) продвижение учащихся в овладении орфографией;

     2) перечень видов орфограмм, более всего затруднивших учащихся;

     3) количественные показатели выполненной работы.

     Учитывая  ситуацию в классе, учитель добавит и другие сведения. Важно, чтобы сообщаемые сведения не отбивали интереса к намечаемой работе.

     При исправлении ошибок необходима индивидуальная помощь слабым, поэтому в плане урока следует указать фамилии таких учащихся.

     Для работы над каждым из отобранных видов  орфограмм нужно предусмотреть  такие виды работ:

     1) запись названия объясняемой орфограммы;

     2) диктант из слов с данной  орфограммой, взятых из контрольной  работы, с объяснением условий  ее выбора;

     3) другие упражнения по выбору  учителя (подбор однокоренных  слов, составление словосочетаний  или предложений, образование разных форм слова, в том числе работа по учебнику, работа с карточками и т.д.).

     Для работы над ошибками, свойственными  большинству, на одном из уроков выделяется фрагмент продолжительностью в 20 мин  на единую тему: повторение грамматико-орфографической  темы, выполнение нескольких упражнений, обсуждение конкретных ошибок, составление примеров и задач самими учащимися и т.п. Такой фрагмент урока проводится обычно после контрольной работы или в конце изучаемой темы по совокупности накопившихся ошибок. Работа над одним видом орфограммы обычно рассчитана на 5-6 мин.

     Уместны также орфографические минутки («разминки») в начале урока: отчетливое проговаривание 5-10 слов, в которых ранее многими допускались ошибки. Практикуется также включение таких слов в упражнения, выполняемые устно или письменно на уроке. Также ученику задаются вопросы по его прежним ошибкам, когда он вызван отвечать к столу учителя или к доске.

     Задание на дом предусматривает повторение учениками всех слов, над которыми велась работа, а также заучивание правописания слов из личного учетного листа индивидуальных ошибок. Некоторые учителя вводят работу над ошибками как обязательный элемент при выполнении домашней работы.

     Подготовка  к работе над ошибками в изложениях и сочинениях заключается в следующем [19;183].

     Урок  работы над ошибками в изложениях и сочинениях посвящается исправлению речевых и содержательных недочетов. Работа над орфографическими ошибками переносится на очередные уроки грамматики и правописания и проводится рассредоточено.

     Объяснение  и закрепление правильного написания  слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике; на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм. (Приложение 3)

     Таким образом, учитель отработает 5-6 видов  орфограмм, наиболее затруднивших школьников. Слова с закрепляемыми орфограммами будут одновременно служить лексическим материалом для изучения новой темы.

     Из  данного факта вытекают следующее  методическое правило: перед письменной работой необходимо предупреждать возможные орфографические трудности, не включать их в число ошибок при оценке орфографической грамотности.

     Методистами установлено, что орфографические  ошибки чаще всего появляются в конце  письменной работы. Учитывая этот факт, необходимо перед окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость.

     Особого внимания заслуживают способы исправления  ошибок [15;46].

     Наилучший способ исправления - индивидуальная работа, ибо сами ошибки носят личностный, индивидуальный характер. Ученик и  учитель вместе проверяют написанное, находят ошибку: учитель создает такую ситуацию, в которой ученик сам находит ошибку, определяет ее тип, анализирует причины. Вместе они выясняют способы проверки и исправления. К сожалению, такая методика отнимает много времени.

     Второй  вариант: учитель проверяет тетради, находит ошибки, отмечает их, но сам  исправляет лишь в трудных случаях. В остальных - ограничивается отметкой на полях условными знаками, чтобы ученик сам нашел и исправил ошибку. Операция исправления завершается в индивидуальной работе, помощь учителя - эпизодическая. Известны приемы самостоятельного письменного объяснения ошибки и ее исправления. Оно завершается составлением и записью предложения, в котором употреблено слово, уже безошибочно написанное.

     Третий  способ - фронтальная проверка написанного  общего текста с устным комментированием всех или выбранных (учителем) орфограмм. При этом каждый ученик, прослушивая комментарий, находит свои ошибки и исправляет их при общем наблюдении учителя. Метод удобен для такого класса, где достигнут высокий уровень самостоятельности и сознательности учащихся.

     Система исправления ошибок предполагает ведение  каждым учеником (кроме безупречно пишущих) своего личного учета ошибок в удобной для него форме.

     Таким образом, методическим правилом должно стать внимание к словам, имеющим  случаи применения орфографических правил,  а также система упражнений по предупреждению, исправлению и отработке уже сделанных ошибок. Его систематическая реализация может предупредить появление орфографических ошибок у учащихся, т. е. обеспечить развитие орфографической зоркости. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

     2.1. Диагностика уровня развития орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка 

     Цель  констатирующего эксперимента –  определить уровень развития орфографической  зоркости у учащихся 2 класса при  изучении русского языка (на основе анализа  написания диктанта).

     Констатирующий  этап проводился в апреле 2011 года.

     Целью констатирующего эксперимента явилось определение уровня развития орфографической зоркости у учащихся  2 класса (на основе анализа качества знаний по предмету). Преподавание русского языка ведётся по программе Л. В. Занкова.

     Задачи констатирующего эксперимента:

     1. Провести диагностическую работу  с группой учащихся 2 «В» класса  в количестве 10 человек;

     2. Обработать результаты диагностической  работы и провести их анализ.

     Эксперимент проводился в средней школе №13 во 2 «В» классе.

     На  первом этапе констатирующего эксперимента изучался уровень развития орфографической  зоркости. Для этого была использована традиционная методика определения качества знаний по предмету (формула

     R5 – количество «5»; К4 – количество «4»; N  – количество испытуемых).

     Для выявления у детей уровня развития орфографической зоркости мы использовали следующие критерии:

     «5» - работа выполнена без ошибок –  уровень выше среднего

     «4» - в работе допущено 1 – 2 ошибки –  уровень средний

     «3» - допущено 2 – 3 ошибки – уровень  ниже среднего

     «2» - 4 и более ошибок – уровень  низкий

     Был проведён диктант (Приложение 2)

     Анализ  контрольной работы (диктант)

     Средняя школа №13            Класс 2

     Ф.И.О. учителя Бедных Г. М.

     Количество  учащихся, выполнявших работу: 10 чел.

     Анализ  результатов диктанта, полученных в  ходе констатирующего эксперимента

     Таблица 1

     Выполнение заданий      Количество      %
     Справились с работой                
     Получили отметки  за диктант: «5»      0      0
     «4»      2      20
     «3»      3      30
     «2»      5      50
     Допустили ошибки:              
     орфографические ошибки:      9      90
     безударные гласные, проверяемые ударением      8      80
     непроизносимые согласные      0      0
     разделительный твёрдый  знак      1      10
     правописание  безударных окончаний имён существительных      4      40
     пунктуационные ошибки:      0      0
     Пунктуация при  однородных членах предложения      0      0

Информация о работе Работа над ошибками в младших классах