Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:02, реферат
Способ работы над ошибками, как средство развития орфографической зоркости.
Способы предупредительной работы:
на основе диагностики допущенных ошибок выделение «опасных» правил, слов, их сочетаний, типов орфограмм;
соответствующие акценты в процессе изучения курса: усиление внимания к тем темам, вопросам, которые труднее усваиваются;
отчетливое выделение перечня трудных слов для каждого класса, включение их в упражнения, вывешивание плакатов с этими словами и пр.;
поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки;
одобрение каждого, даже малого, успеха ученика, стремление придать уверенности тем детям, которых преследуют ошибки;
воспитание орфографического оптимизма, создание повышенной мотивации;
воспитание уверенности учащихся в возможности достижения высокого уровня грамотного письма.
Работа над уже допущенными ошибками строится также по определённому плану.
Подготовка учителя к работе над орфографическими ошибками складывается из ряда элементов:
1)проверки тетрадей;
2)составления учетных листов орфографических ошибок;
3)составления
плана урока, на котором (или
на его отдельной части)
Подготовка к работе над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях проводится следующим образом: проводится столько раз, сколько проверяется ученическая тетрадь. Следовательно, элемент работы над ошибками входит в ежедневную деятельность учителя на уроке.
В план урока на очередную тему включается следующий материал:
1)
общая оценка выполненной
2) перечень 2-3 самых распространенных ошибок;
3) текст словарно-орфографического предупредительного диктанта из 5-7 слов, более всего затруднивших учащихся;
4)
разные виды заданий со
5)
задание выучить правописание
слов из индивидуального
Таким образом, в течение всего урока предусматривается работа над трудными в орфографическом отношении словами.
Подготовка
к работе над ошибками в контрольных
диктантах рассмотрена
а) орфограммы, проверяемые в связи с изученной грамматической темой;
б) трудные орфограммы, ранее пройденные в других грамматических темах.
В плане подготавливаемого урока необходимы следующие структурные элементы:
1)
общая оценка результатов
2)
исправление ошибок
3)
работа над каждым из
4) диктант из слов, над которыми велась работа на уроке;
5) подведение итогов урока и задавание работы на дом.
В общую оценку включаются следующие сведения:
1) продвижение учащихся в овладении орфографией;
2) перечень видов орфограмм, более всего затруднивших учащихся;
3) количественные показатели выполненной работы.
Учитывая ситуацию в классе, учитель добавит и другие сведения. Важно, чтобы сообщаемые сведения не отбивали интереса к намечаемой работе.
При исправлении ошибок необходима индивидуальная помощь слабым, поэтому в плане урока следует указать фамилии таких учащихся.
Для работы над каждым из отобранных видов орфограмм нужно предусмотреть такие виды работ:
1) запись названия объясняемой орфограммы;
2)
диктант из слов с данной
орфограммой, взятых из
3) другие упражнения по выбору учителя (подбор однокоренных слов, составление словосочетаний или предложений, образование разных форм слова, в том числе работа по учебнику, работа с карточками и т.д.).
Для работы над ошибками, свойственными большинству, на одном из уроков выделяется фрагмент продолжительностью в 20 мин на единую тему: повторение грамматико-орфографической темы, выполнение нескольких упражнений, обсуждение конкретных ошибок, составление примеров и задач самими учащимися и т.п. Такой фрагмент урока проводится обычно после контрольной работы или в конце изучаемой темы по совокупности накопившихся ошибок. Работа над одним видом орфограммы обычно рассчитана на 5-6 мин.
Уместны также орфографические минутки («разминки») в начале урока: отчетливое проговаривание 5-10 слов, в которых ранее многими допускались ошибки. Практикуется также включение таких слов в упражнения, выполняемые устно или письменно на уроке. Также ученику задаются вопросы по его прежним ошибкам, когда он вызван отвечать к столу учителя или к доске.
Задание на дом предусматривает повторение учениками всех слов, над которыми велась работа, а также заучивание правописания слов из личного учетного листа индивидуальных ошибок. Некоторые учителя вводят работу над ошибками как обязательный элемент при выполнении домашней работы.
Подготовка к работе над ошибками в изложениях и сочинениях заключается в следующем [19;183].
Урок работы над ошибками в изложениях и сочинениях посвящается исправлению речевых и содержательных недочетов. Работа над орфографическими ошибками переносится на очередные уроки грамматики и правописания и проводится рассредоточено.
Объяснение
и закрепление правильного
Таким
образом, учитель отработает 5-6 видов
орфограмм, наиболее затруднивших школьников.
Слова с закрепляемыми
Из данного факта вытекают следующее методическое правило: перед письменной работой необходимо предупреждать возможные орфографические трудности, не включать их в число ошибок при оценке орфографической грамотности.
Методистами установлено, что орфографические ошибки чаще всего появляются в конце письменной работы. Учитывая этот факт, необходимо перед окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость.
Особого
внимания заслуживают способы
Наилучший способ исправления - индивидуальная работа, ибо сами ошибки носят личностный, индивидуальный характер. Ученик и учитель вместе проверяют написанное, находят ошибку: учитель создает такую ситуацию, в которой ученик сам находит ошибку, определяет ее тип, анализирует причины. Вместе они выясняют способы проверки и исправления. К сожалению, такая методика отнимает много времени.
Второй вариант: учитель проверяет тетради, находит ошибки, отмечает их, но сам исправляет лишь в трудных случаях. В остальных - ограничивается отметкой на полях условными знаками, чтобы ученик сам нашел и исправил ошибку. Операция исправления завершается в индивидуальной работе, помощь учителя - эпизодическая. Известны приемы самостоятельного письменного объяснения ошибки и ее исправления. Оно завершается составлением и записью предложения, в котором употреблено слово, уже безошибочно написанное.
Третий способ - фронтальная проверка написанного общего текста с устным комментированием всех или выбранных (учителем) орфограмм. При этом каждый ученик, прослушивая комментарий, находит свои ошибки и исправляет их при общем наблюдении учителя. Метод удобен для такого класса, где достигнут высокий уровень самостоятельности и сознательности учащихся.
Система исправления ошибок предполагает ведение каждым учеником (кроме безупречно пишущих) своего личного учета ошибок в удобной для него форме.
Таким
образом, методическим правилом должно
стать внимание к словам, имеющим
случаи применения орфографических правил,
а также система упражнений по предупреждению,
исправлению и отработке уже сделанных
ошибок. Его систематическая реализация
может предупредить появление орфографических
ошибок у учащихся, т. е. обеспечить развитие
орфографической зоркости.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1.
Диагностика уровня
развития орфографической
зоркости младших школьников
на уроках русского
языка
Цель констатирующего эксперимента – определить уровень развития орфографической зоркости у учащихся 2 класса при изучении русского языка (на основе анализа написания диктанта).
Констатирующий этап проводился в апреле 2011 года.
Целью констатирующего эксперимента явилось определение уровня развития орфографической зоркости у учащихся 2 класса (на основе анализа качества знаний по предмету). Преподавание русского языка ведётся по программе Л. В. Занкова.
Задачи констатирующего эксперимента:
1.
Провести диагностическую
2.
Обработать результаты
Эксперимент проводился в средней школе №13 во 2 «В» классе.
На
первом этапе констатирующего
R5 – количество «5»; К4 – количество «4»; N – количество испытуемых).
Для выявления у детей уровня развития орфографической зоркости мы использовали следующие критерии:
«5» - работа выполнена без ошибок – уровень выше среднего
«4» - в работе допущено 1 – 2 ошибки – уровень средний
«3» - допущено 2 – 3 ошибки – уровень ниже среднего
«2» - 4 и более ошибок – уровень низкий
Был проведён диктант (Приложение 2)
Анализ контрольной работы (диктант)
Средняя школа №13 Класс 2
Ф.И.О. учителя Бедных Г. М.
Количество учащихся, выполнявших работу: 10 чел.
Анализ результатов диктанта, полученных в ходе констатирующего эксперимента
Таблица 1
Выполнение заданий | Количество | % |
Справились с работой | ||
Получили отметки за диктант: «5» | 0 | 0 |
«4» | 2 | 20 |
«3» | 3 | 30 |
«2» | 5 | 50 |
Допустили ошибки: | ||
орфографические ошибки: | 9 | 90 |
безударные гласные, проверяемые ударением | 8 | 80 |
непроизносимые согласные | 0 | 0 |
разделительный твёрдый знак | 1 | 10 |
правописание безударных окончаний имён существительных | 4 | 40 |
пунктуационные ошибки: | 0 | 0 |
Пунктуация при однородных членах предложения | 0 | 0 |