Работа над ошибками в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:02, реферат

Описание работы

Способ работы над ошибками, как средство развития орфографической зоркости.

Работа содержит 1 файл

ВКР 17 июня.docx

— 139.04 Кб (Скачать)
 

     Результаты  диктанта, полученные в ходе констатирующего  эксперимента

     Таблица 2

     Ф. И. учащегося      Баллы      Уровень развития орфографической зоркости
1. Арсений Г.      2      низкий  уровень
2. Арстан  А.      2      низкий  уровень
3. Дарья  Г.      3 ниже среднего уровень
4. Дарья  М.      3      ниже  среднего                                  уровень
5. Дмитрий  Ф.      4      средний уровень
6. Евгений  Г.      2      низкий  уровень
7. Крапива  К.      2      низкий  уровень
8. Мария  Б.      2      низкий  уровень
9. Михаил  А.      3      ниже  среднего уровень
10. Яна  М.      4      средний уровень
 

     Представим  результат диктанта в виде гистограммы.

     Уровни  развития орфографической зоркости (по баллам):

  • низкий уровень: 50% (2 балла)
  • средний уровень: 20% (4 балла)
  • ниже среднего уровень: 30% (3 балла)
  • выше среднего уровень: 0% (5 баллов)

       

     Рисунок 1. Уровень развития орфографической  зоркости (по результатам диктанта) на констатирующем этапе

     Проанализировав полученные данные, отмечаем, что у  детей из 10 испытуемых низкий уровень  выявлен у 5 человек (50%). Результат  «ниже среднего уровня» показали 3 человека (30%). Средний уровень был  выявлен у двух (20%). А результата «выше среднего уровня» не обнаружено.

           Представим результат  качества знаний (диктант) в виде диаграммы.

     

     Рисунок 2. Уровень качества знаний на основе диктанта (констатирующий эксперимент)

     Результат констатирующего эксперимента позволяет  обосновать необходимость проведения формирующего эксперимента с целью  развития орфографической зоркости с помощью проведения работы над ошибками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Методика развития орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка с помощью проведения работы над ошибками 

     Для определения содержания работы было изучено перспективное планирование занятий по русскому языку на период с 06.04.2011г. по 03.05.2011  г. На основании  этой программы, исходя из результатов  диагностики, мы составили для себя на формирующем этапе план работы, который был включен во весь образовательный  процесс.

     Мы  ввели в структуру уроков задания, направленные на развитие орфографической  зоркости младших школьников с помощью работы над ошибками.

     В качестве примера мы приводим конспект одного урока.

     Конспект  урока  «Работа над орфографическими ошибками, допущенными в диктанте» (Приложение 4)

     Цель:

     1) показать учащимся необходимость  работы над ошибками;

     2) провести работу над ошибками, допущенными в течение четверти;

     3) научить бороться с ошибками;

     4)провести  работу по речевому этикету  и профориентации.

     Оборудование:

     медицинский халат для учителя-“доктора”,

     белые косынки с красными крестиками для  “медсестёр”;

     рисунок “вирусов” (орфографическая “палочка”  и пунктуационная “галочка”);

     плакат  с “лечебными средствами”( нарисованы: глаз, ухо, рот, ручка в руке); дидактический материал (“индивидуальные пакеты”).

     Эпиграф: “Умел ошибиться – умей и исправиться!” (Пословица).

     Этапы урока:

     1. Объявление темы урока:

     Корень  мой находится в ушибе, 
Мне в оценке подбери приставку ты, 
Суффикс мой в тетрадке. А спасибо 
Мне никто и никогда не говорит, 
Потому что все меня не любят, 
Красной пастою меня в тетрадях губят. 
Хоть рифмуюсь я с улыбкой, 
Но зовут меня…ошибкой!

     2. Запись темы урока. Учитель:

     А что же такое ошибка? Давайте обратимся  за разъяснением к нашему давнему  другу – Толковому словарю. Ошибка – это неправильность в вычислении, в написании и т. д., неправильный поступок, действие и т. д.

     А почему живут ошибки? Давайте разберёмся. Есть у меня одна знакомая семья. Дети Саша и Маша каждый день садятся  делать уроки. Однажды я сосчитала: выполняя задание по русскому языку, Маша успела 5 раз поговорить с братом, 10 раз обратиться к маме и 6 раз к папе, 1 раз попить кофе, 2 раза подойти к окну, нарисовать 5 домиков, 2 раза включить телевизор, 2 раза погладить любимую кошку Марфушу и 1 раз позвонить по телефону подруге. Время пролетело незаметно, а в работе у Маши было 15 ошибок.

     Саша  не успел сделать столько, сколько  сестра, он старательно выполнял упражнение, но при этом не знал ни одного правила, поэтому ошибок у него было ещё  больше, чем у Маши. Брат и сестра были серьёзно больны. И болезни  у них были инфекционные, очень  распространённые:

     Не  желтуха, а ошибуха, 
Не ветрянка, а ошиблянка, 
Не коклюш, а ошиблюш. 
Не холера, а ошиблера, 
Не аппендицит, а ошибинцит.

     Симптомы, то есть проявления, признаки этих болезней, были приблизительно одинаковы: покраснение  тетрадей, побледнение кожных покровов на диктанте, сухость во рту во время  изложения, дрожание рук на сочинении  и частые двойки в дневнике.

     Дети  мечтали о том, чтобы настал такой  день, когда Указом Президента России

     разрешили бы всем людям писать так, как они  хотят. И вот однажды им приснился  сон, что мечта их сбылась. Какой  это был кошмарный сон!

     “Скорая помощь” опоздала к больной бабушке, так как врач долго не мог понять, куда ему надо ехать. В аптеке не нашли нужного лекарства, так  как не смогли разобрать рецепт врача. Преступник скрылся, так как следователи  очень долго разбирали его  приметы.. А самое страшное случилось, когда Саша поехал в деревню к бабушке. Там он много купался в реке, бегал босиком по траве, ловил рыбу, собирал ягоды. А потом отправил Маше в город письмо: “ Маша, я здесь закалился, заколись и ты”. Маша, не поняв ошибку в корне с безударной гласной, взяла и закололась…

     Хорошо, что это был только сон!

     Проснулись  брат и сестра и твёрдо решили избавиться от своих болезней!

     Помочь  больному избавиться от болезней может  только один человек. Это врач.

     Все, кто болеет ошибухой и ошиберой, должны пройти курс лечения. Врачом буду я (учитель надевает белый халат), а вы будете моими пациентами (слово  записано на доске). Будут у нас  и сёстры милосердия, мои помощницы  ( заранее выбраны три ученицы с хорошими знаниями по русскому языку).

     В Древней Греции жил врач Гиппократ. По его мнению, врач должен не изгонять болезнь из человека, а помогать организму преодолевать её. В память о Гиппократе, который считается отцом медицины, врачи дают клятву, которая так и называется: клятва Гиппократа. Это обещание верно служить больным, никогда не отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.

     ( “Сёстры милосердия” повторяют  слова клятвы).

     3. Учитель: Итак, вы пришли к доктору. Как войти? Что сказать? Как обратиться?

     Учащиеся  анализируют различные приветствия  и обращения, записанные на доске:

     Здравствуйте! Добрый день! Привет! Здорово!

     Доктор… Тётя… Гражданочка…

     Слово “здравствуйте”, сказанное тепло  и искренне, поможет установить взаимопонимание. Улыбка же, тёплая и искренняя, станет символом доброты, вежливости, внимательности. С ней мы и начнём лечение. Опытный  врач сначала должен определить болезнь, то есть на врачебном языке –  поставить диагноз (слово записано на доске). Врач посылает больного в  рентген-кабинет сделать снимок… Наш рентген – “снимок” текста…

     4. Учащиеся списывают с доски текст, “медсёстры” помогают искать ошибки- “вирусы” - проверка внимательности.

     Текст записан на доске:

     В Кандалакшском заповеднике –  сто пятьдесят островов… А если считать и безлесные мелкие луды, а также острова в море Баренцовом, то их наберётся более пятисот. Неопытный человек может в море между островов заблудиться. У значительных островов есть имена: Овечий, Еловый, Горелый, Медвежий…

     5. Учитель: При осмотре больного доктор просит его раскрыть рот и сказать “а-а-а”. А мы будем говорить другие буквы…

 

 Учитель подходит к учащимся и задаёт вопросы, при  этом “нащупывая пульс”:

     назовите  буквы, перед которыми на конце приставки пишется –с;

     назовите  буквы, после которых у существительных  пишется суффикс –чик;

     назовите  буквы, перед которыми пишется Ъ;

     назовите  буквы, перед которыми пишется Ь;

     назовите  буквы, перед которыми в корне  раст(ращ) – рос пишется А;

     назовите  гласную букву, которая пишется  в личных окончаниях глаголов 2 спряжения;

     ( проверка знания правил)

     6. Итак, вы сами видите, кто-то болен серьёзно, а кто-то не очень, однако всех можно вылечить. Потому что у каждого из вас есть верные помощники: глаз, ухо, голос, рука.

     ( Показать рисунок и объяснить,  что речь идёт о зрительной, слуховой, речедвигательной и рукодвигательной  памяти.)

     7. Итак, начнём лечение… Первый этап – приём таблеток. “Медсёстры” разносят “пилюли” - маленькие кружочки с номерами орфограмм (каждому ученику определяется задание на основании допущенных ранее ошибок – по материалам контрольных диктантов в четверти).

     Учащиеся  записывают в тетради примеры  к указанным орфограммам.

     8. Следующая “процедура”: инъекции( слово записано на доске), или просто уколы. “Медсёстры” раздают вырезанные из бумаги “шприцы” с заданием: вставить пропущенные буквы ( задания подобраны индивидуально на допущенные ранее ошибки).

     9. “Компрессы” - следующая процедура. “Медсёстры” разносят салфетки-“компрессы”, на которых слова записаны с ошибками. Учащиеся исправляют ошибки.

     10. Следующий этап – надевание “орфографических очков”( для улучшения орфографической зоркости). “Медсёстры” разносят вырезанные из бумаги очки, на которых записаны слова – по ним учащиеся должны узнать орфограмму.

     “Медсёстры” вместе с “врачом” контролируют выполнение заданий.

     11. Выступление заранее подготовленного “аптекаря”:

     Ещё об одном надо напомнить всем больным  ошиберией. Под рукой у них  должно быть всегда такое средство, как Орфографический словарь. И  ещё надо иметь под рукой учебник  русского языка и книги для  чтения.

Информация о работе Работа над ошибками в младших классах