Результаты
диктанта, полученные в ходе констатирующего
эксперимента
Таблица
2
Ф.
И. учащегося |
Баллы |
Уровень
развития орфографической зоркости |
1.
Арсений Г. |
2 |
низкий
уровень |
2. Арстан
А. |
2 |
низкий
уровень |
3. Дарья
Г. |
3 |
ниже среднего
уровень |
4. Дарья
М. |
3 |
ниже
среднего
уровень |
5. Дмитрий
Ф. |
4 |
средний
уровень |
6. Евгений
Г. |
2 |
низкий
уровень |
7. Крапива
К. |
2 |
низкий
уровень |
8. Мария
Б. |
2 |
низкий
уровень |
9. Михаил
А. |
3 |
ниже
среднего уровень |
10. Яна
М. |
4 |
средний
уровень |
Представим
результат диктанта в виде гистограммы.
Уровни
развития орфографической зоркости (по
баллам):
- низкий уровень:
50% (2 балла)
- средний уровень:
20% (4 балла)
- ниже среднего
уровень: 30% (3 балла)
- выше среднего
уровень: 0% (5 баллов)
Рисунок
1. Уровень развития орфографической
зоркости (по результатам диктанта)
на констатирующем этапе
Проанализировав
полученные данные, отмечаем, что у
детей из 10 испытуемых низкий уровень
выявлен у 5 человек (50%). Результат
«ниже среднего уровня» показали
3 человека (30%). Средний уровень был
выявлен у двух (20%). А результата
«выше среднего уровня» не обнаружено.
Представим результат
качества знаний (диктант) в виде диаграммы.
Рисунок
2. Уровень качества знаний на основе
диктанта (констатирующий эксперимент)
Результат
констатирующего эксперимента позволяет
обосновать необходимость проведения
формирующего эксперимента с целью
развития орфографической зоркости
с помощью проведения работы над ошибками.
2.2.
Методика развития орфографической
зоркости младших школьников
на уроках русского
языка с помощью проведения
работы над ошибками
Для
определения содержания работы было
изучено перспективное планирование
занятий по русскому языку на период
с 06.04.2011г. по 03.05.2011 г. На основании
этой программы, исходя из результатов
диагностики, мы составили для себя
на формирующем этапе план работы,
который был включен во весь образовательный
процесс.
Мы
ввели в структуру уроков задания,
направленные на развитие орфографической
зоркости младших школьников с помощью
работы над ошибками.
В
качестве примера мы приводим конспект
одного урока.
Конспект
урока «Работа над орфографическими
ошибками, допущенными в диктанте» (Приложение
4)
Цель:
1)
показать учащимся необходимость
работы над ошибками;
2)
провести работу над ошибками,
допущенными в течение четверти;
3)
научить бороться с ошибками;
4)провести
работу по речевому этикету
и профориентации.
Оборудование:
медицинский
халат для учителя-“доктора”,
белые
косынки с красными крестиками для
“медсестёр”;
рисунок
“вирусов” (орфографическая “палочка”
и пунктуационная “галочка”);
плакат
с “лечебными средствами”( нарисованы:
глаз, ухо, рот, ручка в руке); дидактический
материал (“индивидуальные пакеты”).
Эпиграф:
“Умел ошибиться – умей и исправиться!”
(Пословица).
Этапы
урока:
1.
Объявление темы урока:
Корень
мой находится в ушибе,
Мне в оценке подбери приставку ты,
Суффикс мой в тетрадке. А спасибо
Мне никто и никогда не говорит,
Потому что все меня не любят,
Красной пастою меня в тетрадях губят.
Хоть рифмуюсь я с улыбкой,
Но зовут меня…ошибкой!
2.
Запись темы урока. Учитель:
А
что же такое ошибка? Давайте обратимся
за разъяснением к нашему давнему
другу – Толковому словарю. Ошибка
– это неправильность в вычислении,
в написании и т. д., неправильный
поступок, действие и т. д.
А
почему живут ошибки? Давайте разберёмся.
Есть у меня одна знакомая семья. Дети
Саша и Маша каждый день садятся
делать уроки. Однажды я сосчитала: выполняя
задание по русскому языку, Маша успела
5 раз поговорить с братом, 10 раз обратиться
к маме и 6 раз к папе, 1 раз попить кофе,
2 раза подойти к окну, нарисовать 5 домиков,
2 раза включить телевизор, 2 раза погладить
любимую кошку Марфушу и 1 раз позвонить
по телефону подруге. Время пролетело
незаметно, а в работе у Маши было 15 ошибок.
Саша
не успел сделать столько, сколько
сестра, он старательно выполнял упражнение,
но при этом не знал ни одного правила,
поэтому ошибок у него было ещё
больше, чем у Маши. Брат и сестра
были серьёзно больны. И болезни
у них были инфекционные, очень
распространённые:
Не
желтуха, а ошибуха,
Не ветрянка, а ошиблянка,
Не коклюш, а ошиблюш.
Не холера, а ошиблера,
Не аппендицит, а ошибинцит.
Симптомы,
то есть проявления, признаки этих болезней,
были приблизительно одинаковы: покраснение
тетрадей, побледнение кожных покровов
на диктанте, сухость во рту во время
изложения, дрожание рук на сочинении
и частые двойки в дневнике.
Дети
мечтали о том, чтобы настал такой
день, когда Указом Президента России
разрешили
бы всем людям писать так, как они
хотят. И вот однажды им приснился
сон, что мечта их сбылась. Какой
это был кошмарный сон!
“Скорая
помощь” опоздала к больной бабушке,
так как врач долго не мог понять,
куда ему надо ехать. В аптеке не
нашли нужного лекарства, так
как не смогли разобрать рецепт врача.
Преступник скрылся, так как следователи
очень долго разбирали его
приметы.. А самое страшное случилось,
когда Саша поехал в деревню к бабушке.
Там он много купался в реке, бегал босиком
по траве, ловил рыбу, собирал ягоды. А
потом отправил Маше в город письмо: “
Маша, я здесь закалился, заколись и ты”.
Маша, не поняв ошибку в корне с безударной
гласной, взяла и закололась…
Хорошо,
что это был только сон!
Проснулись
брат и сестра и твёрдо решили избавиться
от своих болезней!
Помочь
больному избавиться от болезней может
только один человек. Это врач.
Все,
кто болеет ошибухой и ошиберой,
должны пройти курс лечения. Врачом буду
я (учитель надевает белый халат),
а вы будете моими пациентами (слово
записано на доске). Будут у нас
и сёстры милосердия, мои помощницы
( заранее выбраны три ученицы с хорошими
знаниями по русскому языку).
В
Древней Греции жил врач Гиппократ.
По его мнению, врач должен не изгонять
болезнь из человека, а помогать
организму преодолевать её. В память о
Гиппократе, который считается отцом медицины,
врачи дают клятву, которая так и называется:
клятва Гиппократа. Это обещание верно
служить больным, никогда не отказывать
в помощи тем, кто в ней нуждается.
(
“Сёстры милосердия” повторяют
слова клятвы).
3.
Учитель: Итак, вы пришли к доктору. Как
войти? Что сказать? Как обратиться?
Учащиеся
анализируют различные приветствия
и обращения, записанные на доске:
Здравствуйте!
Добрый день! Привет! Здорово!
Доктор…
Тётя… Гражданочка…
Слово
“здравствуйте”, сказанное тепло
и искренне, поможет установить взаимопонимание.
Улыбка же, тёплая и искренняя, станет
символом доброты, вежливости, внимательности.
С ней мы и начнём лечение. Опытный
врач сначала должен определить болезнь,
то есть на врачебном языке –
поставить диагноз (слово записано
на доске). Врач посылает больного в
рентген-кабинет сделать снимок…
Наш рентген – “снимок” текста…
4.
Учащиеся списывают с доски текст, “медсёстры”
помогают искать ошибки- “вирусы” - проверка
внимательности.
Текст
записан на доске:
В
Кандалакшском заповеднике –
сто пятьдесят островов… А если
считать и безлесные мелкие луды, а также
острова в море Баренцовом, то их наберётся
более пятисот. Неопытный человек может
в море между островов заблудиться. У значительных
островов есть имена: Овечий, Еловый, Горелый,
Медвежий…
5.
Учитель: При осмотре больного доктор
просит его раскрыть рот и сказать “а-а-а”.
А мы будем говорить другие буквы…
Учитель подходит
к учащимся и задаёт вопросы, при
этом “нащупывая пульс”:
назовите
буквы, перед которыми на конце приставки
пишется –с;
назовите
буквы, после которых у существительных
пишется суффикс –чик;
назовите
буквы, перед которыми пишется Ъ;
назовите
буквы, перед которыми пишется Ь;
назовите
буквы, перед которыми в корне
раст(ращ) – рос пишется А;
назовите
гласную букву, которая пишется
в личных окончаниях глаголов 2 спряжения;
(
проверка знания правил)
6.
Итак, вы сами видите, кто-то болен серьёзно,
а кто-то не очень, однако всех можно вылечить.
Потому что у каждого из вас есть верные
помощники: глаз, ухо, голос, рука.
(
Показать рисунок и объяснить,
что речь идёт о зрительной,
слуховой, речедвигательной и рукодвигательной
памяти.)
7.
Итак, начнём лечение… Первый этап – приём
таблеток. “Медсёстры” разносят “пилюли”
- маленькие кружочки с номерами орфограмм
(каждому ученику определяется задание
на основании допущенных ранее ошибок
– по материалам контрольных диктантов
в четверти).
Учащиеся
записывают в тетради примеры
к указанным орфограммам.
8.
Следующая “процедура”: инъекции( слово
записано на доске), или просто уколы. “Медсёстры”
раздают вырезанные из бумаги “шприцы”
с заданием: вставить пропущенные буквы
( задания подобраны индивидуально на
допущенные ранее ошибки).
9.
“Компрессы” - следующая процедура. “Медсёстры”
разносят салфетки-“компрессы”, на которых
слова записаны с ошибками. Учащиеся исправляют
ошибки.
10.
Следующий этап – надевание “орфографических
очков”( для улучшения орфографической
зоркости). “Медсёстры” разносят вырезанные
из бумаги очки, на которых записаны слова
– по ним учащиеся должны узнать орфограмму.
“Медсёстры”
вместе с “врачом” контролируют выполнение
заданий.
11.
Выступление заранее подготовленного
“аптекаря”:
Ещё
об одном надо напомнить всем больным
ошиберией. Под рукой у них
должно быть всегда такое средство,
как Орфографический словарь. И
ещё надо иметь под рукой учебник
русского языка и книги для
чтения.