Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: провести исследование коррекции самооценки у детей с задержкой психического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

1.1.Самооценка как психологический феномен

1.2.Особенности самооценки младшего школьника с ЗПР

1.3.Психолого-педагогические условия коррекции самооценки младшего школьника с ЗПР

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

2.1.Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного возраста с ЗПР

2.2. Педагогический проект по коррекции самооценки у младшего школьника с ЗПР

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

ЗПР.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

2.1.Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного возраста с ЗПР 

 

Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного с задержкой психического развития осуществлялось на базе специального коррекционного класса средней общеобразовательной школы №168 г. Екатеринбург.

В данной школе осуществляется образовательный процесс по системно-развивающему обучению Л. Занкова, УМК «Школа 21 века» и   коррекционно-обучающему на основе УМК «Школы России». 

Ученики данного класса – это дети, которые имеют различные психические и речевые нарушения, задержки физического развития.

Они обучаются в коррекционном классе по направлению  районной  психолого-медико-педагогической службы.

Часто такие дети переводятся в данную школу  из массовых (первых, вторых, третьих) классов, как испытывающие  трудности в обучении.

Характеристика класса:

      Состав класса: 11 человек (8 мальчиков, 3 девочки);

      Посещало детский сад 6 человек (5 человек из логопедической и коррекционной групп);

      Из полных семей 6 человек;

      Из многодетных 2 человека;

      Опекаемый 1 человек;

      Иноязычный 1 человек;

      Здоровых детей нет;

      Все учащиеся нуждаются в помощи логопеда, психолога.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в современной практике школы налицо явный и сильный дисбаланс во внимании к соотношению проблем интеллектуального и личностного развития, при несомненном перевесе первого аспекта.

В каждом классе есть дети, которые не обладают высокими данными в плане вербального интеллекта.

Успеваемость в школе -  предмет конкурентной борьбы детей.

Ощущение  неспособности фактически обрекает ребенка на неудачу в процессе всей учебной деятельности.

Все остальные навыки и способности ребенка оказываются вытесненными в этой системе ценностей, что крайне негативно влияет на формирование представлений  ребенка о себе.

Объединяя детей в коррекционные классы, происходит публичное оглашение того, что у данных детей низкий уровень развития способностей, интеллектуального развития, наносим непоправимый урон самооценке ребят. 

Позитивная самооценка является важнейшим фактором формирования личности ребенка. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в жизненных ситуациях, определяет уровень его притязаний, характер отношений с окружающими. Совершенно очевидно, что для достижения успехов учащиеся должны обладать достаточной уверенностью в себе и в своих способностях.

Цель данного исследования: практический поиск путей становления адекватной самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

В своем исследование исходили из следующей гипотезы:

      У учащихся коррекционных классов  доминирует неадекватная самооценка, что требует специальной работы педагога;

      Если педагог создает  ситуацию успеха учащихся в учёбе и в жизнедеятельности класса и социальный опыт ребенка обогащается переживанием успеха, то происходит формирование положительной адекватной самооценки.

Объект исследования: организация ситуации успеха младших школьников.

Предмет исследования: влияние  ситуации успеха на формирование положительной адекватной самооценки младших школьников.

Задачи:

              1. Сплочение детского коллектива;

              2. Вовлечение каждого в деятельность, где его может ждать успех;

              3. Поддерживание тесной связи с родителями.

Направления деятельности:

              1. Индивидуальная работа с учащимися;

              2. Работа с коллективом класса, органами самоуправления;

              3. Взаимодействие с психологом, социальным педагогом, логопедом;

              4. Работа с семьёй, взаимодействие с органами государственного общественного управления образовательного учреждения;

              5. Взаимодействие с общественными движениями, предприятиями, организациями.                           

Самооценка складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат, и опираются на ту информацию, которую они получают от взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

Результаты показали, что в коррекционном классе преобладает неадекватная самооценка – 55,16%.

Из них 18,8% имеют завышенную самооценку и 36,36% – заниженную.

Заниженная самооценка детей:

      мешает в учебе (из 6 первоклассников с низкой с/о: 2 – имеют средний уровень в учёбе, 4 – низкий уровень);

      мешает общению с одноклассниками (попали в разряд «изолированных» – 3; не вызывают симпатии – 2);

      не зависит от половой принадлежности;

      не зависит от материальной обеспеченности семьи;

      не зависит от количества детей в семье;

      зависит от того, посещал ли ребенок детский сад (из 6 первоклассников с низкой с/о – 4 детей не ходили в детский сад);

      зависит  от здоровья первоклассников (100 % детей имеют заболевания);

      зависит от семейных установок и воспитания (жесткий контроль и наказание, гиперопека и эгоцентричность, попустительство);

      зависит от прочности семьи (в неполных семьях  больше  детей с пониженной самооценкой).

Высокая самооценка детей:

      помогает быть активным, успешным на уроке, в играх;

      мешает критической оценке своей деятельности.

Это подтвердило первую гипотезу:

у учащихся коррекционных классов  доминирует неадекватная самооценка, что требует специальной работы педагога, которая будет учитывать психофизические и личностные особенности каждого ребенка, будет создавать оптимальные условия для его полноценного развития и формирования адекватной самооценки.

Помочь ребенку глубже понять себя, любить «свое я» и уважать в себе личность, пережить и осознать успех - задача взрослых. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими.

 

 

 


2.2. Педагогический проект по коррекции самооценки у младшего школьника с ЗПР

На основе проведенного исследования был разработан и внедрен проект по коррекции самооценки у младшего школьника с задержкой психического развития.

Проект строился на основе взаимодействия с данным контингентом учеников на основе их потребности в уважении, признании, в успехе, в доброжелательном отношении со стороны окружающих, в дружбе.

Проект состоял из этапов, которые проникали в четкой последовательности друг в друга.

Решение задач каждого этапа не заканчивалось, а переходило к новому этапу и новым задачам работы с детьми.

Главная задача проекта – это создание комфортной обстановки для каждого. В данной обстановке были созданы необходимые условия для позитивной самодемонстрации, успеха и саморазвития ученика.

Рассмотрим более подробно каждый этап проекта.

Этап 1.  Давайте познакомимся.

Период знакомства с первоклассниками начался со сбора дополнительной информации о ребенке:

      рекомендации специалистов, работающих с ним ранее;

      сведения от родителей о своем ребенке – что они посчитают нужным озвучить   (его положительные черты характера, слабые стороны, любимые и нелюбимые виды деятельности, проблемы и трудности в воспитании);

      беседы и опрос  самих учащихся об их предпочтениях, привязанностях и  нелюбви к чему-либо.

Наблюдения за поведением  и общением детей на уроках, в свободное время  помог выбрать наиболее приемлемую форму работы с классом.

Проведенная социометрия показала на кого можно опереться в работе, с кем взаимодействие будет наиболее успешным, на кого следует обратить особое внимание.

Познакомить следовало и самих детей в классе друг с другом, помочь  испытать положительные эмоции, как к самим себе, так и к своим сверстникам,  понять, что все люди особенные и разные.

Опираясь на то, что ведущей деятельностью первоклассников остается игра, знакомство решила проводить, используя игровую методику (есть приложение «Игры на знакомство»).

Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов:

      произвольное внимание и память;

      волевая активность («Игры на развитие волевых черт»).

Ребенок таким образом начинает лучше понимать свои чувства, учится принимать самостоятельные решения, делать выбор.

Кроме того, повышается его самооценка, улучшаются коммуникативные навыки.

В работе  с гиперактивными детьми, их в классе трое, особенно помогло использование  игровой методики. Двоих, в силу своей импульсивности и гиперподвижности, часто отвергали сверстники, но игра помогала установить доброжелательные отношения между многими детьми.

Цели и задачи направления «Давайте познакомимся»:

1.      Изучение учащихся класса, их отношений, общения и деятельности в классном коллективе

2.      Познание личности каждого ребёнка, его особенностей, склонностей

3.      Их ознакомление друг с другом

Для каждого ребёнка создавались ситуации успеха в учебной и внеклассной работе на основе знания сильных сторон ребёнка. Установить и сохранить положительные взаимоотношения с другими детьми помогла «Презентация увлечений» каждого ребенка в классе, создание портфолио.

Одной из проблем коррекционного класса, является отношение к классу окружающих и самих детей, их родителей как к классу «дураков», наиболее неинтересному и слабому, что создаёт дополнительные условия для появления у детей комплексов, внутреннего напряжения, неуважения к себе и защитной агрессии. Вот почему нам важно было повысить статус класса в школе, в глазах окружающих, и, на этой основе, в глазах самих детей.

Ситуации успеха создавались в ходе воспитательной работы с детьми:

      на уроках;

      на внеклассных мероприятиях (в праздниках, играх, тренингах общения, уборке класса,  предметных неделях, ярмарках и т.д.);

      на занятиях кружков;

      в семье (консультационно-просветительская работа с родителями) в течение всего проекта.

Социальный опыт обогащался переживаниями успеха. Вместе с детьми обсудили, кто может нуждаться в нашей помощи, и что  мы можем  сделать для других людей.

Общий план работы класса по этому направлению представлен в приложении 1.

Все мероприятия открыты для желающих: родителей, воспитателей ГПД, логопеда, библиотекаря, детей из других классов, что особо повышает адекватную самооценку ребят коррекционного класса.

Параллельно решали задачу – на каждом этапе создавали условия для индивидуального успеха каждого ученика класса.

При этом мы опиралась на результаты диагностики, выявившей сильные стороны каждого ребёнка.

Работа велась в двух основных направлениях: ситуации успеха в учёбе и во внеклассной работе.

По отношению к каждому ученику было важно найти возможность помочь поверить в себя, поддержать ученика и в основном для данного этапа жизни виде деятельности – в учебной, и для раскрытия его в ситуациях большей вариативности – во внеучебных формах общения и деятельности.

Результатом работы стали благоприятные изменения в самооценке и социометрическом статусе ребят, данные характеристики которых в начале работы вызывали беспокойство.

Это подтвердило вторую гипотезу: если педагог создает  ситуацию успеха учащихся в учёбе и в жизнедеятельности класса и социальный опыт ребенка обогащается переживанием успеха, то происходит формирование положительной адекватной самооценки.

Проведенное исследование имеет непосредственный выход в школьную практику. Считаю, что необходима работа с учителем, направленная на снятие стереотипного восприятия учащихся  имеющих различные проблемы в развитии. Полагаю, что данные, полученные в исследовании, помогут многим педагогам по-новому взглянуть на проблему самооценки школьников. Подробный конспект урока представлен в приложении 2.

 


Выводы по второй главе

1.      В ходе проявления исследования была подтверждена гипотеза, что у учащихся коррекционных классов  доминирует неадекватная самооценка, что требует специальной работы педагога, которая будет учитывать психофизические и личностные особенности каждого ребенка, будет создавать оптимальные условия для его полноценного развития и формирования адекватной самооценки.

Информация о работе Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития