Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа
Цель исследования: провести исследование коррекции самооценки у детей с задержкой психического развития.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР
1.1.Самооценка как психологический феномен
1.2.Особенности самооценки младшего школьника с ЗПР
1.3.Психолого-педагогические условия коррекции самооценки младшего школьника с ЗПР
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР
2.1.Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного возраста с ЗПР
2.2. Педагогический проект по коррекции самооценки у младшего школьника с ЗПР
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного с задержкой психического развития осуществлялось на базе специального коррекционного класса средней общеобразовательной школы №168 г. Екатеринбург.
В данной школе осуществляется образовательный процесс по системно-развивающему обучению Л. Занкова, УМК «Школа 21 века» и коррекционно-обучающему на основе УМК «Школы России».
Ученики данного класса – это дети, которые имеют различные психические и речевые нарушения, задержки физического развития.
Они обучаются в коррекционном классе по направлению районной психолого-медико-педагогическо
Часто такие дети переводятся в данную школу из массовых (первых, вторых, третьих) классов, как испытывающие трудности в обучении.
Характеристика класса:
Состав класса: 11 человек (8 мальчиков, 3 девочки);
Посещало детский сад 6 человек (5 человек из логопедической и коррекционной групп);
Из полных семей 6 человек;
Из многодетных 2 человека;
Опекаемый 1 человек;
Иноязычный 1 человек;
Здоровых детей нет;
Все учащиеся нуждаются в помощи логопеда, психолога.
Актуальность данного исследования состоит в том, что в современной практике школы налицо явный и сильный дисбаланс во внимании к соотношению проблем интеллектуального и личностного развития, при несомненном перевесе первого аспекта.
В каждом классе есть дети, которые не обладают высокими данными в плане вербального интеллекта.
Успеваемость в школе - предмет конкурентной борьбы детей.
Ощущение неспособности фактически обрекает ребенка на неудачу в процессе всей учебной деятельности.
Все остальные навыки и способности ребенка оказываются вытесненными в этой системе ценностей, что крайне негативно влияет на формирование представлений ребенка о себе.
Объединяя детей в коррекционные классы, происходит публичное оглашение того, что у данных детей низкий уровень развития способностей, интеллектуального развития, наносим непоправимый урон самооценке ребят.
Позитивная самооценка является важнейшим фактором формирования личности ребенка. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в жизненных ситуациях, определяет уровень его притязаний, характер отношений с окружающими. Совершенно очевидно, что для достижения успехов учащиеся должны обладать достаточной уверенностью в себе и в своих способностях.
Цель данного исследования: практический поиск путей становления адекватной самооценки младших школьников с задержкой психического развития.
В своем исследование исходили из следующей гипотезы:
У учащихся коррекционных классов доминирует неадекватная самооценка, что требует специальной работы педагога;
Если педагог создает ситуацию успеха учащихся в учёбе и в жизнедеятельности класса и социальный опыт ребенка обогащается переживанием успеха, то происходит формирование положительной адекватной самооценки.
Объект исследования: организация ситуации успеха младших школьников.
Предмет исследования: влияние ситуации успеха на формирование положительной адекватной самооценки младших школьников.
Задачи:
1. Сплочение детского коллектива;
2. Вовлечение каждого в деятельность, где его может ждать успех;
3. Поддерживание тесной связи с родителями.
Направления деятельности:
1. Индивидуальная работа с учащимися;
2. Работа с коллективом класса, органами самоуправления;
3. Взаимодействие с психологом, социальным педагогом, логопедом;
4. Работа с семьёй, взаимодействие с органами государственного общественного управления образовательного учреждения;
5. Взаимодействие с общественными движениями, предприятиями, организациями.
Самооценка складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат, и опираются на ту информацию, которую они получают от взрослых: родителей, воспитателей, учителей.
Результаты показали, что в коррекционном классе преобладает неадекватная самооценка – 55,16%.
Из них 18,8% имеют завышенную самооценку и 36,36% – заниженную.
Заниженная самооценка детей:
мешает в учебе (из 6 первоклассников с низкой с/о: 2 – имеют средний уровень в учёбе, 4 – низкий уровень);
мешает общению с одноклассниками (попали в разряд «изолированных» – 3; не вызывают симпатии – 2);
не зависит от половой принадлежности;
не зависит от материальной обеспеченности семьи;
не зависит от количества детей в семье;
зависит от того, посещал ли ребенок детский сад (из 6 первоклассников с низкой с/о – 4 детей не ходили в детский сад);
зависит от здоровья первоклассников (100 % детей имеют заболевания);
зависит от семейных установок и воспитания (жесткий контроль и наказание, гиперопека и эгоцентричность, попустительство);
зависит от прочности семьи (в неполных семьях больше детей с пониженной самооценкой).
Высокая самооценка детей:
помогает быть активным, успешным на уроке, в играх;
мешает критической оценке своей деятельности.
Это подтвердило первую гипотезу:
у учащихся коррекционных классов доминирует неадекватная самооценка, что требует специальной работы педагога, которая будет учитывать психофизические и личностные особенности каждого ребенка, будет создавать оптимальные условия для его полноценного развития и формирования адекватной самооценки.
Помочь ребенку глубже понять себя, любить «свое я» и уважать в себе личность, пережить и осознать успех - задача взрослых. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими.
На основе проведенного исследования был разработан и внедрен проект по коррекции самооценки у младшего школьника с задержкой психического развития.
Проект строился на основе взаимодействия с данным контингентом учеников на основе их потребности в уважении, признании, в успехе, в доброжелательном отношении со стороны окружающих, в дружбе.
Проект состоял из этапов, которые проникали в четкой последовательности друг в друга.
Решение задач каждого этапа не заканчивалось, а переходило к новому этапу и новым задачам работы с детьми.
Главная задача проекта – это создание комфортной обстановки для каждого. В данной обстановке были созданы необходимые условия для позитивной самодемонстрации, успеха и саморазвития ученика.
Рассмотрим более подробно каждый этап проекта.
Этап 1. Давайте познакомимся.
Период знакомства с первоклассниками начался со сбора дополнительной информации о ребенке:
рекомендации специалистов, работающих с ним ранее;
сведения от родителей о своем ребенке – что они посчитают нужным озвучить (его положительные черты характера, слабые стороны, любимые и нелюбимые виды деятельности, проблемы и трудности в воспитании);
беседы и опрос самих учащихся об их предпочтениях, привязанностях и нелюбви к чему-либо.
Наблюдения за поведением и общением детей на уроках, в свободное время помог выбрать наиболее приемлемую форму работы с классом.
Проведенная социометрия показала на кого можно опереться в работе, с кем взаимодействие будет наиболее успешным, на кого следует обратить особое внимание.
Познакомить следовало и самих детей в классе друг с другом, помочь испытать положительные эмоции, как к самим себе, так и к своим сверстникам, понять, что все люди особенные и разные.
Опираясь на то, что ведущей деятельностью первоклассников остается игра, знакомство решила проводить, используя игровую методику (есть приложение «Игры на знакомство»).
Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов:
произвольное внимание и память;
волевая активность («Игры на развитие волевых черт»).
Ребенок таким образом начинает лучше понимать свои чувства, учится принимать самостоятельные решения, делать выбор.
Кроме того, повышается его самооценка, улучшаются коммуникативные навыки.
В работе с гиперактивными детьми, их в классе трое, особенно помогло использование игровой методики. Двоих, в силу своей импульсивности и гиперподвижности, часто отвергали сверстники, но игра помогала установить доброжелательные отношения между многими детьми.
Цели и задачи направления «Давайте познакомимся»:
1. Изучение учащихся класса, их отношений, общения и деятельности в классном коллективе
2. Познание личности каждого ребёнка, его особенностей, склонностей
3. Их ознакомление друг с другом
Для каждого ребёнка создавались ситуации успеха в учебной и внеклассной работе на основе знания сильных сторон ребёнка. Установить и сохранить положительные взаимоотношения с другими детьми помогла «Презентация увлечений» каждого ребенка в классе, создание портфолио.
Одной из проблем коррекционного класса, является отношение к классу окружающих и самих детей, их родителей как к классу «дураков», наиболее неинтересному и слабому, что создаёт дополнительные условия для появления у детей комплексов, внутреннего напряжения, неуважения к себе и защитной агрессии. Вот почему нам важно было повысить статус класса в школе, в глазах окружающих, и, на этой основе, в глазах самих детей.
Ситуации успеха создавались в ходе воспитательной работы с детьми:
на уроках;
на внеклассных мероприятиях (в праздниках, играх, тренингах общения, уборке класса, предметных неделях, ярмарках и т.д.);
на занятиях кружков;
в семье (консультационно-
Социальный опыт обогащался переживаниями успеха. Вместе с детьми обсудили, кто может нуждаться в нашей помощи, и что мы можем сделать для других людей.
Общий план работы класса по этому направлению представлен в приложении 1.
Все мероприятия открыты для желающих: родителей, воспитателей ГПД, логопеда, библиотекаря, детей из других классов, что особо повышает адекватную самооценку ребят коррекционного класса.
Параллельно решали задачу – на каждом этапе создавали условия для индивидуального успеха каждого ученика класса.
При этом мы опиралась на результаты диагностики, выявившей сильные стороны каждого ребёнка.
Работа велась в двух основных направлениях: ситуации успеха в учёбе и во внеклассной работе.
По отношению к каждому ученику было важно найти возможность помочь поверить в себя, поддержать ученика и в основном для данного этапа жизни виде деятельности – в учебной, и для раскрытия его в ситуациях большей вариативности – во внеучебных формах общения и деятельности.
Результатом работы стали благоприятные изменения в самооценке и социометрическом статусе ребят, данные характеристики которых в начале работы вызывали беспокойство.
Это подтвердило вторую гипотезу: если педагог создает ситуацию успеха учащихся в учёбе и в жизнедеятельности класса и социальный опыт ребенка обогащается переживанием успеха, то происходит формирование положительной адекватной самооценки.
Проведенное исследование имеет непосредственный выход в школьную практику. Считаю, что необходима работа с учителем, направленная на снятие стереотипного восприятия учащихся имеющих различные проблемы в развитии. Полагаю, что данные, полученные в исследовании, помогут многим педагогам по-новому взглянуть на проблему самооценки школьников. Подробный конспект урока представлен в приложении 2.
1. В ходе проявления исследования была подтверждена гипотеза, что у учащихся коррекционных классов доминирует неадекватная самооценка, что требует специальной работы педагога, которая будет учитывать психофизические и личностные особенности каждого ребенка, будет создавать оптимальные условия для его полноценного развития и формирования адекватной самооценки.