Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: провести исследование коррекции самооценки у детей с задержкой психического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

1.1.Самооценка как психологический феномен

1.2.Особенности самооценки младшего школьника с ЗПР

1.3.Психолого-педагогические условия коррекции самооценки младшего школьника с ЗПР

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

2.1.Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного возраста с ЗПР

2.2. Педагогический проект по коррекции самооценки у младшего школьника с ЗПР

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

ЗПР.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Недооценка себя субъектом – это неадекватная заниженная самооценка. Как следствие, постановка заниженных перед собой целей для достижения, преувеличивание своих неудач, проявление чрезмерной неуверенности в себе. Как следствие, формирование смирения, пассивности, «комплекса неполноценности».

Самооценка бывает высокая и низкая, также она различается по степени критичности, устойчивости и самостоятельности. Одним из главных параметров для самооценки является высота. Высоту самооценки можно измерить. Например, при помощи методики Дембо-Рубинштейн.

В данной методике обследуемые должны проставить три отметки на графических шкалах, которые соответствуют реальной, идеальной и достижимой самооценки.

Анализ полученных данных позволяет выявить отличительные позиции в самооценки реальной в определенных возрастных группах.

Одним из тенденций к снижению является то, что с возрастом самооценка реальная снижается.

Идеальная самооценка по параметру высоты можно охарактеризовать с учетом падения с взрослением.

Самооценка достижимая отличает динамикой возрастной.

Бороздина в ходе своих исследований выявила определенную закономерность:

      категория первой зрелости ориентирована на самооценку идеальную;

      категория второй зрелости ориентирована на самооценку достижимую;

      категория пожилые ориентированы на реальной самооценку.

Поиск связей с различными качествами личности – это одно из направлений исследования самооценки.

Существуют данные о корреляции определенных показателей самооценки с тревожностью как свойством личности.

Проблема самооценки -  это один из ключевых вопросов исследования личности. Проблеме самооценки имеет важное значение для изучения и исследования её свойств (устойчивость, адекватность, уровень, динамика) как таковых и во взаимосвязи с другими сторонами личности (интроэкстравертированность, тревожность, внушаемость и др.), так как данное изучение позволяет исследовать личность как целостность [50].


1.2.Особенности самооценки младшего школьника с ЗПР 

 

Н.С. Лейтес полагал, что «младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются». [4, с. 86]

Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успеха в устойчивое свойство человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность – важные личностные особенности младших школьников, усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Это время формирования самооценки и нормального уровня притязаний. Ребёнок начинает различать свои способности и возможности, осознавать, что успех зависит от старания и прилагаемых усилий, а не только от имеющихся способностей.

Уровень развития самосознания переходит на другую качественную ступень. Ребёнок осознаёт себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т.е. у него появляется переживание себя как существа социального. Этот уровень развития самосознания непосредственно связан с развитием особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника.

Стремление к позиции школьника характеризует личность ребёнка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и самому себе. Исследования доказали, что представление о себе тесно связаны с самооценкой.

Л.С. Выготский писал о том, что в возрасте 7 лет начинает закладываться самооценка. Самооценка позволяет осуществить интеграцию опыта деятельности ребенка, отношение его к себе и коммуникацию с окружающими его людей, поскольку индивид созрел для такого анализа как физиологически, так и психически. Данная инстанция личности считается важнейшей, так как позволяет осуществлять контроль своей деятельности на основе критериев нормы, построения своего целостного поведения на основе социальных норм.

Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются.

Знать самооценку ребёнка необходимо с целью установления взаимоотношений. Здесь необходимо осуществлять учитывание самооценки младших школьников, которая только находится на стадии формирования, как следствие возможно ее еще скорректировать.

Педагогический процесс позволяет ученику усваивать определенные ценности и нормы. Оценочное воздействие окружающей среды формирует у ученика отношение к результатам своей деятельности в учебе и к личности. Взрослея, ученик начинает различать свои действия, достижения и того, что он мог бы достичь за счет определенных личностных качеств. Учебно-воспитальный процесс позволяет сформировать у ученика компонентов самооценки.

В самооценке отражаются представления ребёнка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть ещё несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции  его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок:

1)     адекватная устойчивая

2)     завышенная устойчивая

3)     неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

Причём, от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция к переоценке себя. Устойчивая заниженная самооценка встречается крайне редко. Всё говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определённых качеств личности. Вышесказанное подтверждает решающую роль взрослых в становлении самооценки ребёнка.

Дети, имеющие адекватную самооценку в младшем школьном возрасте, активны, находчивы, бодры, обладают чувством юмора, ищут допущенные ошибки с интересом и самостоятельностью.

Отличительной особенностью детей с завышенной устойчивой самооценкой являются активность, стремление к достижению успеха в учебной деятельности. Данных детей можно охарактеризовать как максимально самостоятельными и уверенными в собственных усилиях, что добьются успеха в учебе. В основании лежит правильная самооценка своих способностей и возможностей.

Отличительной особенностью детей с завышенной неустойчивой самооценкой являются переоценивание своих возможностей, результатов учебы, личных качеств. В случае неуспеха данная категория продолжает настаивать на своем мнение или сразу же переходят на решение другой более легкой задачи.

У младших школьников заниженная и неустойчивая самооценка ярко проявляется в поведении и личностных чертах. Они осуществляют выбор более лёгких задач, боятся потерять достигнутый успех, как следствие испытывают страх к учебе. Завышенная самокритичность и неуверенность в себе – это нормальное развитие детей с заниженной самооценкой. Они достаточно чувствительны к тому, что повышает их самооценку, например, одобрение.

На пороге школьной жизни у ребёнка возникает стремление удовлетворить свои возросшие потребности не в игровом, воображаемом, а в реальном плане, которым и становится учебная деятельность. Всё новое – новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объектов. Мир начинает упорядочиваться системой научных знаний и понятий, которыми ребёнку надо овладеть. Учебная деятельность становится основной для младшего школьника.

Самопознание ребёнка осуществляется в учебной деятельности, которая в отличие от игровой является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит его внутренняя позиция, самочувствие, эмоциональное благополучие. В учебной деятельности ребёнок познаёт себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, саморегуляции.

Умение ставить цели, осуществлять контроль своего поведения, получение знаний о самом себе – это все то, что необходимо уметь делать младшему школьнику в учебе. Процесс формирования самоконтроля напрямую зависит от уровня самооценки. Младшие школьники уже могут осуществлять самоконтроль. Ограничением в данном случае являются руководство взрослого и участие сверстников. Ребенок осуществляет свое самосознание в учебе, поэтому представление о себе является основой самооценки школьников младшего возраста.

Вместе с новым видом деятельности укореняется и новый тип мышления, который приобретает ребёнок в школе. Это мышление ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны, закономерности взаимодействия с окружающим миром, и в этом мире ребёнку нужно найти своё место, выстроив схему взаимодействия Я – окружающие люди. «Вместе с новым типом знания в жизнь ребёнка входят новые книги – учебники. Работа с ними – одно из первых действий по овладению навыками самообразования. Ребёнок учится проверять себя, оценивать и сравнивать себя с другими».

Доминирующая роль учебной деятельности в формировании самооценки  определяется тем, что именно она (учебная деятельность) формирует предпосылки отвлечённого теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии. Рефлексия – качественно новое свойство человеческой психики на данном этапе развития. Без умения рефлексировать собственные действия сформировать адекватную самооценку невозможно.

В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщённой. Обобщённая самооценка предполагает наличие способности к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения.

Развивающее обучение В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина; Л.В. Занкова даёт мощный толчок для развития рефлексивных умений, а, следовательно, создают площадку для формирования адекватной самооценки.

Система РО В.В. Давыдова – Э.Б. Эльконина большое значение придаёт формированию детского контроля и оценки, что также формирует самооценку личности ребёнка. Взрослая и детская оценка должна идти параллельно друг другу, учитель контролирует и оценивает для того, чтобы скорректировать процесс обучения, учащийся, выполняя всё более усложняющиеся действия, растёт как объект учебной деятельности. Учитель ведёт тщательный анализ продвижению ученика в предмете и выстраивает обучение так, чтобы дать возможность ученику лучше раскрыться. Ученик, в свою очередь, тоже отслеживает своё продвижение в предмете, но не на основе данных учителя, а на основе собственных наблюдений, осознавая свои сильные и пока ещё не сформировавшиеся умения. Свои достижения дети фиксируют на «линеечках» самооценки (в 1 классе). Во 2 классе дети заводят журнал достижений или журнал роста. Ученики в виде схем или словесно фиксируют правильное или ошибочное выполнение каждого шага, причём, задания учащиеся классифицируют и систематизируют.

В 3 классе вводится работа с карточками, дети развивают умение оценивать как ход своих суждений и действий, так и конечный результат, формируется умение оценивать уровень своей готовности (прогностически), границу отработанного и неуверенного действия, умение подбирать задания для отработки плохо усвоенного материала.

В 4 классе вводится полный цикл контроля и оценки.

Дети учатся:

      составлять проверочные задания различной сложности (и самостоятельно выбирать сложность);

      приписывать баллы сложности;

      характеризовать ошибки, выдвигать гипотезы об их причинах;

      составлять коррекционные задания.

Данная поэтапно-цикличная работа формирует здоровую самооценку школьника и сохраняет высокую мотивацию к обучению.

Процесс обучения по системе Л.В. Занкова также способствует формированию адекватной самооценки школьника, так как строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведётся в форме дискуссии, где поощряется каждый ответ. Л.В. Занков говорил: «Ошибка – находка для учителя!» Неправильный ответ наведёт на правильный. Это условие является образующим для создания в классе развивающей среды, а также для формирования здоровой самооценки каждого школьника.


1.3.Психолого-педагогические условия коррекции самооценки младшего школьника с ЗПР 

 

Детям с задержкой психического развития необходимы специальные условия для коррекции их самооценки за счет создания специальной педагогической помощи.

Министерство просвещения РСФСР в 80-е годы издал приказы, которые были направлены на создание спецшкол для школьников с задержкой психического развития и создание классов компенсирующего обучения при средних общеобразовательных школах.

Положение о классах компенсирующего обучения в средних общеобразовательных школах является нормативным документом, который регламентирует их создание и функционирование на основании закона РФ «об Образовании», приказа Министерства образования РФ №333 от 08.09.92.

К основным функциям компенсирующего обучения относят:

        охрана физического и нервно-психического здоровья;

        укрепление физического и нервно-психического здоровья;

        коррекция отклонений в развитие;

        компенсация недостатков дошкольного развития;

        компенсация недостатков семейного воспитания;

Информация о работе Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития