Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: провести исследование коррекции самооценки у детей с задержкой психического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

1.1.Самооценка как психологический феномен

1.2.Особенности самооценки младшего школьника с ЗПР

1.3.Психолого-педагогические условия коррекции самооценки младшего школьника с ЗПР

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

2.1.Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного возраста с ЗПР

2.2. Педагогический проект по коррекции самооценки у младшего школьника с ЗПР

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

ЗПР.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

        активизация потенциала личности - это главная опора в коррекционной работе.

Учебное планирование коррекционных классов включает в себя специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия.

Программа коррекционно-развивающей деятельности осуществляет направление учебной и воспитательной работы педагогических коллективов в классах, ставя цели по развитию и коррекцию, учитывают типологические особенности учащихся с задержанным психическим развитием.

Задача педагогического коллектива, работающего в классе компенсирующего обучения - педагогизация ситуации воспитания жизни и организация жизнедеятельности ребенка на основе коррекционного развития.

Механизмы саморазвития оказывают влияние на формирование личности. Данные условия не функционируют в условиях дизонтогенеза на полную мощность. Ребенок с задержанным психическим развитием нуждается в постоянном сотрудничестве. Постоянное сотрудничество заключается в том, чтобы взрослый вел ребенка постепенно по «ступеням его развития». Таким образом, происходит раскрытие потенциала возможности школьника.

Отклонения в развитии преобладают ярко выраженные черты в случае, если не происходит своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи. Данные отклонения начинают затрагивать сферы развития психики ребенка, оказывают препятствующее воздействие на его психологическую адаптацию.

Психологические, медицинские и педагогические консультации оказывают помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии. Данные консультации направлены на решение следующих задач:

      разработка и осуществление медицинской, психологической и педагогической помощи с целью предупреждения отклонений в развитии физическом и психическом детей;

      своевременное и комплексное обследование детей с целью выявления нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития для оказания им лечебной и педагогической помощи;

      разработка индивидуальных рекомендаций, оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.

Психолог-педагог выступает организатором процесса по выстраиванию взаимоотношений ребенка не только со сверстниками, но и с членами семьи. Психолог-педагог должен соблюдать интересы ребенка. Работа должна строиться по определенному четкому алгоритму.

К основным направлениям деятельности педагога-психолога по отношению к детям с задержкой психического развития относят:

1.      Проведение развивающих и коррекционных мероприятий.

2.      Проведение комплекса консультативных, поддерживающих и просветительских мероприятий по отношению к педагогам и родителям детей.

3.      Социально-диспетчерская функция.

Основной фактор развития психики ребенка и его психологическая реабилитация и адаптация - организованное в период сензитивный коррекционное воздействие.

Основные задачи психолога:

      углубленное и всестороннее изучение детей;

      воспитание;

      обучение;

      коррекционно-развивающее воздействие.

Основное внимание психолога должно быть направлено на целенаправленное формирование высших психических функций у детей с задержанным психическим развитием, а также обеспечение полноценной психологической основы с целью развития мышления и речи.

Формирование произвольности в младшем школьном возрасте - центр психического развития:

      развитие произвольной памяти;

      развитие  внимания;

      развитие мышления.

Нужно использовать технологии, которые обеспечивают формирование психологических механизмов, которые необходимы с целью достижения ребенком качественного нового уровня развития.

К основным направлениям программы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития относят:

1.             Комплексное исследование знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.

2.             Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

3.             Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:

3.1. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

- обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;

- коррекция недостатков в двигательной сфере;

- развитие общей и мелкой моторики;

- формирование чувства ритма;

- создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.

3.2.Целенаправленное формирование высших психических функций:

- развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;

- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи;

- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;

- развитие творческих способностей.

4.        Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:

- целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;

- всестороннее развитие предметно-практической деятельности.

5.             Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:

- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

- преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.

6.             Преодоление недостатков в речевом развитии:

- целенаправленное формирование функций речи;

- особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи;

- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;

- одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения.

7.             Формирование коммуникативной деятельности:

- обеспечение эмоциональных и “деловых” контактов со взрослыми и сверстниками;

- формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

Комплексный подход к формированию навыков - главная особенность коррекционной работы:

        диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;

        обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;

        взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;

        использование игровой мотивации на всех занятиях.

Гармонизация уровневой системы аффективной регуляции – это одно из направлений в работе с детьми с задержкой психического развития.

Формирование произвольной регуляции – это еще одна эффективная программа по работе с детьми с задержкой психического развития.

Родительско-детская психотерапия – актуальное направление в работе с детьми с задержкой психического развития.

В работе с детьми с задержкой психического развития рекомендуется применять психологическую поддержку педагогов, родителей.

Педагог-психолог в своей деятельности должен решить следующие задачи:

      определить характер проблемы и возможности ее решения;

      поиск специалиста для оказания помощи;

      содействие в установлении контакта с ребенком;

      подготовка документации;

      отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;

      осуществление психологической поддержки ребенка в процессе работы со специалистом.

Работа с детьми с задержкой психического развития направлена на психотерапевтическое воздействие:

      мотивация ребенка к занятиям;

      замечание ребенку своим успехам;

      научить радоваться успехам ребенка.

Коррекционная работа может быть прямой и косвенной, индивидуальной и групповой по воздействию.

Создание адекватных условий обучения и воспитания зависит и от охранительно-педагогического режима. Данный режим в основе имеет принцип единства учебно-коррекционной работы и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Учителя, работающие с детьми с задержкой психического развития, должны соблюдать условия:

        совершенное знание специальной психологии;

        создание в школе или классе благоприятного психологического климата;

        оказание воздействия на ребенка на основе принципа лечебной педагогики;

        оказывать максимум поощрения и минимум наказания;

        учет реальных возможностей ребенка;

        индивидуальный подход к каждому ребенку;

        учитывание «зоны ближайшего развития»;

        утверждение позиции ребенка;

        оказание предупреждающего воздействия переутомлению;

        соблюдение всех гигиенических требований к уроку;

        работа во взаимодействие с врачом и родителями.

Методы, направленные на формирование положительных эмоций:

             учитывание предпочтения ребенком того или иного содержания обучения и приучевание его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен.

             отбор заданий, которые ребенок объективно может выполнить хорошо.

             повышение самооценки ребенка за счет выработки у него отношения к другим людям.

Одной из форм помощи ребенку должна быть реакция на его ошибки в форме разъяснения допущенных ошибок. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии.

Отбор учебного материала с целью повышения учебной мотивации нужно осуществлять с точки зрения его интереса и эмоций. При этом оно должно опираться на прошлый опыт.

Формы коллективной деятельности нужно использовать с целью повышения учебной мотивации.

Рекомендуемая форма проведения занятий с детьми с психическим развитием - игровая форма, максимальное поощрение проявления собственных познавательных интересов ребенка, его самостоятельности. Игровая форма должна включать моменты на формирование волевой регуляции, регуляции эмоций и способности к планированию деятельности.

Младший школьный возраст характеризует не способность к самостоятельному проявлению приготовления домашнего задания.

Для детей данного типа необходимо соблюдать режим дня, расписание подготовки к урокам и правильное аккуратное рабочее место.

Необходимо уменьшать контроль и помощь организующую в постепенном режиме.

Учителя и родители должны отмечать любые успехи ребенка.

Также рекомендуется проводить психотренинговые упражнения, на развитие внимания и памяти.

Не надо пытаться в процессе занятии с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний.

 


Выводы по первой главе

 

1.      Самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы.

2.      Отдельно стоит отметить, что в зарубежной и отечественной психологии часто под самооценкой понимают совершенно разные термины.

3.      Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми.

4.      Детям с задержкой психического развития необходимы специальные условия для коррекции их самооценки за счет создания специальной педагогической помощи.

 

 

 

 


ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

Информация о работе Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития