Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа
Цель исследования: провести исследование коррекции самооценки у детей с задержкой психического развития.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР
1.1.Самооценка как психологический феномен
1.2.Особенности самооценки младшего школьника с ЗПР
1.3.Психолого-педагогические условия коррекции самооценки младшего школьника с ЗПР
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР
2.1.Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного возраста с ЗПР
2.2. Педагогический проект по коррекции самооценки у младшего школьника с ЗПР
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
активизация потенциала личности - это главная опора в коррекционной работе.
Учебное планирование коррекционных классов включает в себя специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия.
Программа коррекционно-развивающей деятельности осуществляет направление учебной и воспитательной работы педагогических коллективов в классах, ставя цели по развитию и коррекцию, учитывают типологические особенности учащихся с задержанным психическим развитием.
Задача педагогического коллектива, работающего в классе компенсирующего обучения - педагогизация ситуации воспитания жизни и организация жизнедеятельности ребенка на основе коррекционного развития.
Механизмы саморазвития оказывают влияние на формирование личности. Данные условия не функционируют в условиях дизонтогенеза на полную мощность. Ребенок с задержанным психическим развитием нуждается в постоянном сотрудничестве. Постоянное сотрудничество заключается в том, чтобы взрослый вел ребенка постепенно по «ступеням его развития». Таким образом, происходит раскрытие потенциала возможности школьника.
Отклонения в развитии преобладают ярко выраженные черты в случае, если не происходит своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи. Данные отклонения начинают затрагивать сферы развития психики ребенка, оказывают препятствующее воздействие на его психологическую адаптацию.
Психологические, медицинские и педагогические консультации оказывают помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии. Данные консультации направлены на решение следующих задач:
разработка и осуществление медицинской, психологической и педагогической помощи с целью предупреждения отклонений в развитии физическом и психическом детей;
своевременное и комплексное обследование детей с целью выявления нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития для оказания им лечебной и педагогической помощи;
разработка индивидуальных рекомендаций, оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.
Психолог-педагог выступает организатором процесса по выстраиванию взаимоотношений ребенка не только со сверстниками, но и с членами семьи. Психолог-педагог должен соблюдать интересы ребенка. Работа должна строиться по определенному четкому алгоритму.
К основным направлениям деятельности педагога-психолога по отношению к детям с задержкой психического развития относят:
1. Проведение развивающих и коррекционных мероприятий.
2. Проведение комплекса консультативных, поддерживающих и просветительских мероприятий по отношению к педагогам и родителям детей.
3. Социально-диспетчерская функция.
Основной фактор развития психики ребенка и его психологическая реабилитация и адаптация - организованное в период сензитивный коррекционное воздействие.
Основные задачи психолога:
углубленное и всестороннее изучение детей;
воспитание;
обучение;
коррекционно-развивающее воздействие.
Основное внимание психолога должно быть направлено на целенаправленное формирование высших психических функций у детей с задержанным психическим развитием, а также обеспечение полноценной психологической основы с целью развития мышления и речи.
Формирование произвольности в младшем школьном возрасте - центр психического развития:
развитие произвольной памяти;
развитие внимания;
развитие мышления.
Нужно использовать технологии, которые обеспечивают формирование психологических механизмов, которые необходимы с целью достижения ребенком качественного нового уровня развития.
К основным направлениям программы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития относят:
1. Комплексное исследование знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
3. Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:
3.1. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
- обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование чувства ритма;
- создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.
3.2.Целенаправленное формирование высших психических функций:
- развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей.
4. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:
- целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности.
5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
6. Преодоление недостатков в речевом развитии:
- целенаправленное формирование функций речи;
- особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи;
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
- одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения.
7. Формирование коммуникативной деятельности:
- обеспечение эмоциональных и “деловых” контактов со взрослыми и сверстниками;
- формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Комплексный подход к формированию навыков - главная особенность коррекционной работы:
диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;
обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;
взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;
использование игровой мотивации на всех занятиях.
Гармонизация уровневой системы аффективной регуляции – это одно из направлений в работе с детьми с задержкой психического развития.
Формирование произвольной регуляции – это еще одна эффективная программа по работе с детьми с задержкой психического развития.
Родительско-детская психотерапия – актуальное направление в работе с детьми с задержкой психического развития.
В работе с детьми с задержкой психического развития рекомендуется применять психологическую поддержку педагогов, родителей.
Педагог-психолог в своей деятельности должен решить следующие задачи:
определить характер проблемы и возможности ее решения;
поиск специалиста для оказания помощи;
содействие в установлении контакта с ребенком;
подготовка документации;
отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;
осуществление психологической поддержки ребенка в процессе работы со специалистом.
Работа с детьми с задержкой психического развития направлена на психотерапевтическое воздействие:
мотивация ребенка к занятиям;
замечание ребенку своим успехам;
научить радоваться успехам ребенка.
Коррекционная работа может быть прямой и косвенной, индивидуальной и групповой по воздействию.
Создание адекватных условий обучения и воспитания зависит и от охранительно-педагогического режима. Данный режим в основе имеет принцип единства учебно-коррекционной работы и лечебно-оздоровительных мероприятий.
Учителя, работающие с детьми с задержкой психического развития, должны соблюдать условия:
совершенное знание специальной психологии;
создание в школе или классе благоприятного психологического климата;
оказание воздействия на ребенка на основе принципа лечебной педагогики;
оказывать максимум поощрения и минимум наказания;
учет реальных возможностей ребенка;
индивидуальный подход к каждому ребенку;
учитывание «зоны ближайшего развития»;
утверждение позиции ребенка;
оказание предупреждающего воздействия переутомлению;
соблюдение всех гигиенических требований к уроку;
работа во взаимодействие с врачом и родителями.
Методы, направленные на формирование положительных эмоций:
учитывание предпочтения ребенком того или иного содержания обучения и приучевание его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен.
отбор заданий, которые ребенок объективно может выполнить хорошо.
повышение самооценки ребенка за счет выработки у него отношения к другим людям.
Одной из форм помощи ребенку должна быть реакция на его ошибки в форме разъяснения допущенных ошибок. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии.
Отбор учебного материала с целью повышения учебной мотивации нужно осуществлять с точки зрения его интереса и эмоций. При этом оно должно опираться на прошлый опыт.
Формы коллективной деятельности нужно использовать с целью повышения учебной мотивации.
Рекомендуемая форма проведения занятий с детьми с психическим развитием - игровая форма, максимальное поощрение проявления собственных познавательных интересов ребенка, его самостоятельности. Игровая форма должна включать моменты на формирование волевой регуляции, регуляции эмоций и способности к планированию деятельности.
Младший школьный возраст характеризует не способность к самостоятельному проявлению приготовления домашнего задания.
Для детей данного типа необходимо соблюдать режим дня, расписание подготовки к урокам и правильное аккуратное рабочее место.
Необходимо уменьшать контроль и помощь организующую в постепенном режиме.
Учителя и родители должны отмечать любые успехи ребенка.
Также рекомендуется проводить психотренинговые упражнения, на развитие внимания и памяти.
Не надо пытаться в процессе занятии с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний.
1. Самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы.
2. Отдельно стоит отметить, что в зарубежной и отечественной психологии часто под самооценкой понимают совершенно разные термины.
3. Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми.
4. Детям с задержкой психического развития необходимы специальные условия для коррекции их самооценки за счет создания специальной педагогической помощи.