Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа
Цель исследования - изучить особенности профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить формы и методы работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов, по организации эффективного взаимодействия с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа
2.2 Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Выводы по второй главе
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложения
Методика диагностики направленности мышления
1.Вам больше подходит работа, заключающаяся в :
А) рассмотрении интересных явлений, выяснении новых закономерностей
Б) создании полезных продуктов- удобных и надёжных
2.Ваше хобби больше связано:
А) с получением знаний, открытием чего-либо нового (чтение, путешествия)
Б) с созданием определённых продуктов (сочинение стихов, песен, рисование…).
3.При столкновении с проблемой Вы:
А) действуете не сразу, так как знания и варианты решения приходят после того как Вы поймёте, в чём именно проблема.
Б) начинаете действовать в некотором направлении сразу, ещё не имея чёткого плана- понимание причин противоречия приходит через некоторое время.
4. По-вашему, учёба в ВУЗе должна быть направлена на:
А) знания в определённой сфере
Б) компетентность в работе.
5. В Вашей семье больше поощрялись:
А) знания в разных сферах, эрудиция, успехи в учёбе.
Б) самостоятельное разрешение проблем, находчивость, прикладные умения.
6. Чтобы хорошо изучить предмет, Вам важнее:
А) потрогать его руками, проверить в действии
Б) понаблюдать за ним, узнать о происхождении, свойствах, строении.
7. Когда родители занимались чем-то с Вами, это чаще было:
А) совместное изучение чего-либо нового и интересного (посещение музеев и зоопарков, чтение, просмотр телепередач)
Б) совместное преобразование или создание чего-либо нового ( конструирование, починка, готовка)
8. Когда какое-либо бытовое устройство выходит из строя, Ваше ощущение растерянности:
А) длится несколько дольше, чем хотелось бы
Б) будет минимальным, даже, если Вы впервые оказались в данной ситуации.
9. Что преобладает у Вас в критической ситуации?
А) желание сначала обдумать всё, найти одно верное решение
Б) немедленное включение в ситуацию, фиксация всех её особенностей, роли, интуитивное ощущение решения.
10. Если бы всё определялось Вашим желанием, Вы начали бы работать:
А) ещё во время учёбы- чем раньше, тем лучше
Б) после учёбы (сначала нужно получать знания, а потом применять их)
11. Вы решительный человек?
А) да
Б) нет
12. В школьном возрасте Вам больше нравилось посещать:
А) кружки, в которых занимались созданием чего-либо
Б) факультативы
13. Выберите понравившееся утверждение:
А) "теория без практики мертва"
Б) "практика без теории слепа"
14 В организации школьных праздников, покупке коллективных подарков Вы:
А) с удовольствием принимали участие как организатор или помощник
Б) активно не участвовали, хотя, возможно и посещали праздники, присоединялись к поздравлениям
15. Необходимость сделать что-то сложное и важное:
А) часто тяготит Вас, Вы не знаете, с какой стороны подступиться к проблеме
Б) редко вызывает отрицательные эмоции- Вы просто начинаете делать, что считаете нужным
16. В школе чтобы лучше понять материал, Вам требовалось:
А) привести примеры его появления в жизни
Б) повторить, из чего он состоит и почему так организован
17. Вам более интересны люди:
А) имеющие широкий кругозор
Б) применяющие свои знания на практике
18. В школе Вам больше нравились:
А) те предметы, которые связаны с реальной жизнью и могут изучаться с опорой на неё ( труд, ОБЖ, информатика, психология…)
Б) предметы, описывающие незнакомые стороны жизни, требующие представление картины мира (история, геометрия, химия, астрономия..)
19. У Вас чаще возникают вопросы:
А) об устройстве мира, взаимосвязи вещей, вопросы, на которые порой нет одного ответа
Б) вопросы о средствах и способах реализации конкретных действий
20. Вы склонны восхищаться:
А) уникальностью явления, стройностью и точностью природного закона.
Б) оригинальностью задумки, смелостью и простотой воплощения сложной идеи, прогнозами
21. Ваши проблемы:
А) имеют конкретный характер- в своём истинном виде присущи только Вам. Обычно Вы знаете, что сделать, чтобы их решить
Б) обычно носят глобальный характер, по-разному описываются классиками литературы (безответная любовь, одиночество, непонимание), они сложно решаемы.
22. Вы скорей всего назвали бы себя:
А) любознательным человеком
Б) находчивым человеком
23. Вы задумываетесь о Ваших особенностях:
А) потому что Вам нравится познавать себя, интересно открывать новые качества и возможности
Б) чтобы понять, что Вам мешает, а что помогает эффективной деятельности.
24. По-вашему, важнее:
А) разобраться с проблемой- решить её
Б) выяснить, почему она возникла
25. В школе Вас больше поощряли (отмечали):
А) за понимание материала, любознательность, хорошую ориентацию в нём
Б) за находчивость и сообразительность
26. При необходимости ознакомиться с правилами какой-либо игры Вы:
А) предпочитаете понаблюдать со стороны, выслушать чьё-нибудь объяснение- так лучше видны все роли и законы игры
Б) предпочитаете быстрее включиться в игру, освоить правила в процессе- даже, если сначала будет ничего не понятно
27. Вы обычно читаете:
А) для извлечения конкретной пользы из материала
Б) для удовольствия или развития кругозора
28. Когда долго нет никакого занятия, Вы:
А) скучаете, ищете, что можно сделать
Б) размышляете о различных вещах, напрямую не связанных с реальной жизнью.
29. В ситуации нехватки времени:
А) Вам трудно сосредоточиться на проблеме и применить имеющиеся у Вас знания
Б) Вы не затрудняетесь- легко ускоряетесь, информация и нужные действия сами приходят в голову
30. Собираясь провести каникулы (отпуск) в другой стране, Вы:
А) предварительно узнали бы её историю, культуру, памятники, родившихся там известных людей
Б) заранее выяснили бы, какие там обычаи и нравы, отношение к туристам; где можно остановиться и как провести время, что лучше купить
31. Вы предпочли бы:
А) знать один иностранный язык, но глубоко, во всех тонкостях- как родной
Б) знать несколько языков не полностью, а на уровне примерного понимания и передачи мыслей
32 Услышав новое, неизвестное слово, Вы:
А) почти всегда смотрите его значение в словаре или спрашиваете у кого-либо
Б) интересуетесь значением, но посмотреть в словаре обычно не получается.
33. По-вашему, удобней готовиться к экзамену:
А) по учебникам и конспектам, улавливая суть предмета, организацию знания, основные понятия
Б) по предложенным преподавателем вопросам, составляя полный ответ на каждый из них.
Ключ:
"А"-6,10,11,12,13,14,16,18,21,
"Б"-1,2,3,4,5,7,8,9,15,17,19,
Нормы:
0-12 баллов- низкая выраженность практической направленности мышления (теоретическая направленность мышления)
13-18 баллов- средне выраженная практическая направленность мышления
19-33 балла- высокая выраженность практической направленности мышления
Автор - Л.П. Урванцева - Н.В. Володина
Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда-Шмишека
Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет — знак «—» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. У Вас часто веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.?
4. Сделав что-то. Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно до тех пор, пока еще раз не убедитесь в том, что все сделано правильно?
5. В детстве Вы были таким же отчаянным и смелым, как все Ваши сверстники?
6. Часто ли у Вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?
7. Являетесь ли Вы центром внимания в коллективе, в компании?
8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-либо?
11. Предприимчивы ли Вы?
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то оскорбит?
13. Мягкосердечны ли Вы?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?
15. Стремитесь ли Вы считаться в числе лучших сотрудников?
16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?
17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли Вас Ваши знакомые?
20. Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
21. У Вас часто бывает несколько подавленное настроение?
22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?
23. Трудно ли Вам усидеть на одном месте?
24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергичто ли Вы отстаиваете свои интересы?
25. Можете ли Вы зарезать курицу, овцу?
26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и Вы сразу же стремитесь поправить их?
27. В детстве Вы боялись оставаться один в доме?
28. Часто ли у Вас беспричинно меняется настроение?
29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?
30. Быстро ли Вы начинаете злиться или впадать в гнев?
31. Можете ли Вы быть совсем веселым?
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?
34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?
35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятного ощущения?
36. Любите ли Вы работу, где необходима высокая личная ответственность?
37. Склонны ли Вы защищать тех, по отношению к которым поступили, на Ваш взгляд, несправедливо?
38. Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?
39. Предпочитаете ли Вы работу, где необходимо действовать быстро, но не требуется высокого ее качества?
40. Общительный ли Вы человек?
41. В школе Вы охотно декламировали стихи?
42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что после конфликта или обиды Вы были до того расстроены, что заниматься делом казалось просто невыносимо?
45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
46. Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению, если Вас кто-нибудь обидел?
47. Вы очень любите животных?
48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке?
49. Преследуют ли Вас неясная мысль о том, что с Вами, Вашими близкими может случиться что-то страшное?
50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли Вам докладывать, выступать перед аудиторией?
52. Можете ли Вы ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
53. У Вас большая потребность в общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к тем, кто при разочаровании впадает в глубокое отчаяние?
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?
58. Часто ли Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы предыдущего или будущего дня все время крутятся у Вас в голове?
59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали им списывать?
60. Требуется ли Вам большое напряжение, чтобы ночью пройти через кладбище?
61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была точно на одном и том же месте?
62. Бывает ли так, что перед сном у Вас хорошее настроение, а утром Вы встаете мрачным?
63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Бывают ли у Вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь?
66. Можете ли Вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?
70. Уходя из дому или ложась спать, Вы проверяете, погашен ли везде свет и заперты ли двери?
71. Вы очень боязливы?
72. Изменится ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
73. Раньше Вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, а может, и сейчас участвуете?
74. Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, нежели радостно?
75. Часто ли Вас тянет попутешествовать?
76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавленностью?
77. Легко ли Вам удается поднять настроение подчиненных?
78. Долго ли Вы переживаете обиду?
79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?
80. Часто ли, будучи школьником. Вы переписывали страницы в Вашей тетради, если в ней допускали помарки?
81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
82. Часто ли Вы видите страшные сны?
83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда?
84. В веселой компании вы обычно веселы?
85. Способны ли Вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?
87. В беседе Вы скупы на слова?
Особенность психологической службы в учреждениях интернатного типа.
Введение.
Основные направления, принципы и методы работы психолога в учреждениях интернатного типа в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Здесь также необходима и диагностическая, и коррекционная, и развивающая, и профилактическая деятельность. Вместе с тем в работе практического психолога в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития, личности и поведения.
Известно, что дети, с раннего возраста находящиеся в детских учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье: по одним параметрам учащиеся школы-интерната находятся на уровне своих сверстников из обычных школ или даже несколько опережают их, по другим же резко отстают не только от своих однолеток, но и от более младших детей. К сожалению, подобная специфика оказывается стабильной на протяжении всего школьного детства. Это объясняется тем, что определенные зоны отставания возникают достаточно рано, еще в дошкольном детстве, и в силу отсутствия постоянной работы по их преодолению как в дошкольном, так и в школьном детстве не только, как правило, не исчезают, но и усугубляются.
Другой немаловажной проблемой работы психологической службы интернатов выступает процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило такие дети не получают того социального опыта, который имеют их сверстники, воспитывающиеся в семьях. Поэтому покидая интернаты, им гораздо сложнее адаптироваться в совершенно новых для них условиях социального мира.
Для раскрытия специфики работы психологической службы в интернатных учреждениях рассмотрим более детально те проблемные области с которыми сталкиваются в них несовершеннолетние.
1. Особенности когнитивного развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях в контексте работы психологической службы учреждения.
Как показывает ряд исследований, дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, имеют ряд отставаний в когнитивном развитии. Особенно в таком отношении как готовность к школьному обучению. Например, многие из них, имеются ввиду 7-8 летнего возраста, не могут решить тесты на сохранение количества вещества и на сохранение длины. По результатам выполнения подобных тестов лишь 13 % воспитанников детских учреждений владеют принципом сохранения. В то время как у большинства «семейных» детей эти принципы сохранения сформированы уже к 4-5 годам. Та же ситуация наблюдается и в выполнении теста школьной готовности Керна-Йрасека. При его выполнении были по¬лучены следующие данные: с субтестом «Копирование текста» справились все дети; сравнительно более трудным оказался субтест, в котором необходимо было воспроизвести по образцу набор точек, определенным образом расположенных на плоскости; самым же трудным для воспитанников оказался субтест «Рисунок чело¬веческой фигуры». 37% испытуемых вообще не смогли нарисовать человека, получив 0 баллов, 34% справились с заданием на низ¬ком уровне, 13% — на среднем, и лишь 16% получили по выполнению этого задания максимальный балл — 4.
Во многих психологических исследованиях показано, что рисунок чело¬веческой фигуры является своеобразным отражением общего уровня психического развития, и к 6-7-летнему возрасту для нормального развитого ребенка не составляет труда нарисовать человеческую фигуру со всеми необходимыми деталями (пальцы рук, нос, брови, глаза, волосы и т. п.). Рисунки воспитанников детского дома характеризуются схематичностью, отсутствием де¬талей, а зачастую представляют собой так называемого «головонога», что типично для детей 3—3,5 лет.
В том, что воспитанники детского дома не могут правильно нарисовать такой наиболее часто встречающийся в детских рисунках объект, как человеческая фигура, проявляется, не столько отсутствием необходимых графических навыков, сколько недостаточное развитие способно¬сти планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Между тем, полное, точное и расчлененное восприятие — необходимое условие успешного обучения в начальной школе.
Развитие мышления. Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, в учреждениях интернатного типа, отличается дисгармоничностью. С одной стороны, это развитие отличается от более равномерного, сбалансированного развития различных сторон мышления у детей, растущих в семье. С другой стороны, эта дисгармоничность в развитии интеллекта отлична от той, которая наблюдается у так называемых «трудных» детей и у детей с задержками психического развития (ЗПР).
Поэтому необходимо учитывать эту особенность развития мышления детей при выборе методов коррекции. Как известно, необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что именно скудость» ограниченность конкретно-чувственного опыта у детей, воспитывающихся вне семьи, с многократно описанными феноменами госпитализма (особенно на ранних стадиях онтогенеза), от¬рицательно отражается именно на формировании наглядно-образного мышления и восприятия, что проявляется у воспитанников детского дома как в примитивности рисунка, так и в недоразвитии невербального интеллекта.
Психолог, работающий в детском доме, должен уделять особое внимание обогащению и расширению конкретно-чувственного опыта детей. Для этого полезно обратить внимание воспитателей детского дома на необходимость расширения «пространства оби¬тания» детей — увеличить число прогулок, всевозможных экскурсий, чаще менять помещения, обстановку, в которых дети играют и занимаются, максимально использовать кружковую работу, труд в мастерских и по самообслуживанию, работу на пришкольных участках.
Необходимо увеличение количества и разнообразия тех предметов, с которыми ребенок может активно иметь дело, от бытовых предметов (кувшин, ваза, рожок для обуви и т. п.) до специальных материалов, игрушек, предназначенных для развития различных сторон психики ребенка. Огромное значение имеет (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) манипулирование ребенка с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. Именно в процессе манипулирования (переливания) пересыпания, изменения формы предметов при лепке, многократ¬ного соотнесения между собой различных объемов, плоскостей, размеров и т. п.) закладываются важнейшие наглядно-образные представления ребенка о величине, форме, строении предмета.
Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной деятельности и словесному творчеству, направленный на развитие воображения. Занятия по рисованию, лепке, изготов¬лению различных поделок должны включать не просто копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать. Очень хороши в этом плане задания дорисовать начатый рисунок, угадать по расположению точек и прочерчиванию соединяющих их линий то, что задумал художник, рисовать одну картинку по очереди всем участникам группы: один начинает картинку, другой продолжает и т. д., когда одному ребенку надо представить, что хотел нарисовать другой ребенок, раскрасить доброго и злого волшебника. Для развития воображения в вербальном плане можно использовать задания рассказать какую-то историю всем по очереди (например, «Что было сегодня утром» или «Что случилось в столовой») или составить рассказ по заданным словам (один начинает, другой продолжает и т. д.) Эта игра может проводиться в группе детей или в диалоге психолога и ребенка.
Особое место в коррекции когнитивных процессов воспитанников интернатных учреждений занимает игра. Однако как показывают некоторые наблюдения, эти дети плохо умеют играть с игрушками - быстро ломают, портят и теряют их, примитивно используют их в игре. Задача психолога — научить ребенка играть с игрушками, в настольные игры, работать с конструкторам. Конечно, игра обычно организуется воспитателем. Подключение к этой работе психолога обусловлено двумя причинами. Во-первых, пробелы в развитии игровой деятельности, общем психическом развитии детей, с раннего возраста воспитывающихся вне семьи часто бывают столь значительны, что обычные воспитательные воздействия и занятия оказываются малоэффективными. Во-вторых, если важность игры признается в той или иной степени в воспитании детей в дошкольных учреждениях интернатного типа то в школьных этому уже не уделяется достаточного внимания. Вместе с тем, по крайней мере, в начальной школе, роль игр продолжает оставаться весьма важной.
В контексте работы практического психолога полезно пользоваться системой развивающих и коррекционных игр. Она должна, с одной стороны, быть направлена на работу с детьми разных возрастов, включая подростковый, а с другой — содержать игры разных типов: дидактические, ролевые, развивающие, сюжетные, игры-драматизации, игры с правилами.
Игры, направленные на развитие мышления, воображения, памяти, внимания детей разных возрастов, достаточно широко представлены в современной психологической и психолого-педагогической литературе, поэтому останавливаться на них подробно в рамках данной работы не имеет смысла.
Помимо развивающих игр, которые по большей части носят дидактический характер, очень важно способствовать развитию свободной игры ребенка, так как известно, что именно в игровой деятельности формируются такие психологические способности как наглядно-образное мышление, воображение, фантазия, недостаточное развитие которых, как отмечалось выше, характерно для воспитанников детских учреждений интернатного типа.