Психологическая готовность детей к школе и её диагностика
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа
Описание работы
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе.........................................................6 1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…………..6 1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………….10 1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе……17 Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………………….21 2.1 Организация процедуры экспериментальной работы…………………….21 2.2 Описание и результаты диагностических методик………………………...24 2.3 Анализ результатов исследования………………………………………….38 Глава 3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...41 3.1 Характеристика психокоррекционной программы……………………….41 3.2 Ориентировочный этап………………………………………………………44 3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитателями……46 3.4 Коррекционно-развивающий этап………………………………………….48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………50 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..52
Таким образом, мы видим, что
потребность к общению и к познавательной
деятельности дошкольников создаёт условия
для формирования становления внутренней
позиции школьника как основного критерия
психологической готовности ребёнка к
школе.
ЛИТЕРАТУРА
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., МГУ, 1999. – 148 с.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992. – 98 с.
Божович Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1991. – С. 14–21
Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19–25
Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998, №2. – С. 56–61.
Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. – 96 с.
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 2005, – №8. – С. 66–74.
Витилах Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. – М., МГУ, 1996. – 126 с.
Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17–20.
Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., МПГУ, 1992. – 48 с.
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., МГУ, 1996. – 154 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., МГУ, 1996. – 64 с.
Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11–13.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., изд-во «Наука», 1991. -87 с.
Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. – С. 17–20.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., МГУ, 2001. – 68 с.
Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности. – М., МПГУ, 1994. – 82 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., изд-во «Наука», 2002. – 96 с.
Копылева И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. 2002. №1. – С. 96–100.
Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., МГУ, 2001. – 86 с.
Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84 с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., МГУ, 2001. – 94 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., изд-во «Наука», 2006. – 82 с.
Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., МГУ, 2000. – 126 с.
Практическая психология образования // под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006. – 248 с.
Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, №8. – С. 25–28.
Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., МГУ, 2000. – 286 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.