Психологическая готовность детей к школе и её диагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности
ребенка-дошкольника к обучению в школе.........................................................6
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…………..6
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………….10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе……17
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………………….21
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы…………………….21
2.2 Описание и результаты диагностических методик………………………...24
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Глава 3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...41
3.1 Характеристика психокоррекционной программы……………………….41
3.2 Ориентировочный этап………………………………………………………44
3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитателями……46
3.4 Коррекционно-развивающий этап………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………50
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 118.83 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДВНЗ «ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психологическая готовность детей к школе и её диагностика

 

                                                                          

 

                                                                        

 

 

Цветковой Ольги Игоровны

студентки III курса II группы

физико-математического   

факультета 

Научный руководитель:

Саврасов Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

СЛАВЯНСК, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности

ребенка-дошкольника к обучению в школе.........................................................6

1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…………..6

1.2 Современные подходы  к проблеме психологической готовности  детей к обучению в школе………………………………………………………………….10

1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе……17

Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………………….21

2.1 Организация процедуры экспериментальной работы…………………….21

2.2 Описание и результаты диагностических методик………………………...24

2.3 Анализ результатов исследования………………………………………….38

Глава 3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...41

3.1 Характеристика психокоррекционной программы……………………….41

3.2  Ориентировочный этап………………………………………………………44

3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитателями……46

3.4  Коррекционно-развивающий этап………………………………………….48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………50

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..52

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Поступление в школу —  это начало нового этапа в жизни  ребенка, вхождение его в мир  знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений  со взрослыми и сверстниками.

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для усвоения школьной программы  при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка  к школьному обучению – это  один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Подготовка детей к  школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно,  предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка  должно быть желание идти в школу,  т. е. мотивация к обучению.

Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

И самое главное – у  него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой  для успешного овладения школьными  знаниями, умениями и навыками, а  также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.

Становление готовности к  школе обусловлено, прежде всего, формированием  ребенка в качестве субъекта доступных  видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно – трудовой, художественной деятельности. Полноценная  готовность ребенка обучению в школе  выступает, с одной стороны, как  своеобразный показатель достижений его  личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый  уровень для освоения школьной программы  и как показатель готовности к  принятию позиции субъекта учебной  деятельности.

Основной целью определения  психологической готовности к школьному  обучению – это профилактика школьной дезадаптации.

В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов  нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и  попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство  наиболее крупных исследователей в  области отечественной детской  психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом  физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка  дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено  множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

Актуальность  работы. Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Готовность ребенка к  современному школьному образованию  выступает как совокупный результат  системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого  дошкольника. Выражением готовности к  школе является ряд новообразований  развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного  детства и проявляются в качественно  новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к  социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования  и достижения развития, создающие  ребенку благоприятный старт  для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного  образа жизни.

Вышесказанное и  определило тему нашего исследования.

Цель курсовой работы: Изучить особенности психологической готовности ребёнка к школе и наметить пути коррекции неготовых детей.

Объект исследования: Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. 

Предмет исследования: Методы  диагностики и коррекции психологической готовности ребёнка к школе.

При этом  поставлены следующие задачи:

1. Анализ литературы по проблеме  исследования.

2. Выявление уровней психологической готовности детей к школе.

3. Определить методы коррекции неготовых к школе детей.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; диагностические, анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы педагогов, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

 

 

1. Теоретические  основы становления психологической  готовности ребенка к школе

 

1.1 Психологическая  характеристика ребенка дошкольника  к обучению в школе

В отечественной психологии дошкольным детством принято считать  период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).

Рассмотрим основные параметры  психического развития дошкольника.

Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований  дошкольного возраста, здесь оно  формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного  мышления происходит в тесной связи  с формированием логического  мышления, основы которого закладываются  в дошкольном возрасте. В старшем  дошкольном возрасте у ребенка уже  возможно логическое построение рассуждения  в том случае, когда речь идет о знакомой ситуации. Однако познание действительности, ее существенных связей и зависимостей происходит главным  образом на основе наглядно-образного  мышления – основной формы мышления в этом возрасте.

Все развитие ребенка обусловлено  общением с близкими взрослыми. В  отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных  человечеством, где носителем этого  опыта на первых порах выступает  близкий взрослый.

Общение ребенка со взрослым оказывает влияние на саму сферу общения, овладение ребенком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников,

В процессе психического развития ребенка его общение со взрослыми развивается и проходит ряд этапов. Психолог М.И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, в основе которой лежит потребность в общении и содержание которой меняется на каждом возрастном этапе.

Переход к дошкольному  детству знаменуется и переходом  к новой форме общения –  внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и задуматься над более общими, более сложными вопросами. Однако возможности его еще ограничены. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно-личностная, которая возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Как отмечает М.И. Лисина, эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных отношений, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе родителей и т.д. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

В дошкольном возрасте ведущей  деятельностью становится сюжетно-ролевая  игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребенок еще мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

В процессе развития ребенка-дошкольника  происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией, К концу дошкольного возраста мотивы ребенка существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически происходит ее формирование.

Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных  чувств ребенка, когда он начинает усваивать  основные правила взаимоотношений  между людьми и уже может оценить  свои поступки как хорошие или  плохие. К концу дошкольного возраста ребенок способен совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять  чувства симпатии, помощи, заботливости. Большую роль в формировании моральных  чувств ребенка играет взрослый, который  является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника.

В процессе игр с правилами  происходит развитие произвольного  поведения ребенка. Формирование произвольного  поведения Д.Б. Эльконин также связывал с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками, дальнейшее развитие произвольности происходит в младшем школьном возрасте при переходе ребенка к систематическому обучению в школе.

В дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском  саду. Дошкольное детство – это  возраст, в котором появляются начальные  формы учебной деятельности, когда  ребенок уже может обучаться  с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка. Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия.

В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая деятельность, общение  со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.

Интересующий нас старший  дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно  выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса  семи лет. При переходе от дошкольного  к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере  и поведении ребенка, появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать и т.д. Этот период получил  название кризиса семи лет, который  также называют кризисом непосредственности. Л.С. Выготский указывал, что «самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка», т.е. ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать сам себя. Перестраивается сам характер переживаний, они начинают приобретать смысл для ребенка. Благодаря этому у него возникают новые отношения к самому себе, строящиеся как раз на основе обобщения переживаний. Подчеркивая позитивную сторону кризиса семи лет, Л.С. Выготский отмечает такие новообразования этого периода, как самолюбие и самооценка, возникающие уже в обобщенном виде именно в период перехода от дошкольного возраста к школьному.

Информация о работе Психологическая готовность детей к школе и её диагностика