Психологическая готовность детей к школе и её диагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности
ребенка-дошкольника к обучению в школе.........................................................6
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…………..6
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………….10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе……17
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………………….21
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы…………………….21
2.2 Описание и результаты диагностических методик………………………...24
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Глава 3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...41
3.1 Характеристика психокоррекционной программы……………………….41
3.2 Ориентировочный этап………………………………………………………44
3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитателями……46
3.4 Коррекционно-развивающий этап………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………50
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 118.83 Кб (Скачать)

5. Представь, что ты  вышел погулять и встретил  мальчика. Ему тоже 6 лет, но он  не ходит ни в 1-й класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?» Что ты ему посоветуешь?

6. Представь, что тебе  предложили учиться так: ты  не должен ходить каждый день  в школу, а, наоборот, к тебе  ежедневно будет приходить учительница  и заниматься с тобой одним  всем, чему учат в школе. Ты  бы согласился заниматься дома?

7. В школе «А» от  первоклассников строго требуют  внимательно слушать учительницу  и делать все так, как она  велит: не разговаривать на  уроках, поднимать руку, если надо  что-то сказать или выйти. А  в школе «Б» не сделают замечание,  если ты встанешь во время  урока, о чем-то поговоришь  с соседом или выйдешь из  класса без спроса. В какой  школе тебе хотелось бы учиться?

8. Представь себе, что  в какой-то день ты очень  хорошо, старательно работал на  всех уроках и учительница  сказала: «Сегодня ты учился  очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее учение». Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить.

9. Представь себе, что  ты можешь выбрать, что бы  в том классе в котором ты будешь учиться вместо учительницы вас учили по очереди мамы учеников, в том числе и твоя мама. Как, по-твоему, будет лучше, чтобы была учительница или ее заменили мамы?

Обработка данных. Показателями новой внутренней позиции при  переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

  • положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;
  • особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
  • отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;
  • признание авторитета учителя.

Каждый ответ оценивают  как «школьный» вариант или «дошкольный» вариант.

Вопросы «школьного» варианта определяют следующим образом:

Общее отношение к школе  и учению.

1. Положительное отношение  к поступлению и пребыванию  в школе (отказ от предполагаемого  отпуска или отсрочки).

2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения).

Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий.

1. Отказ от школы, лишенной  школьно-учебного содержания (школы,  в которой занятия грамоте  и счету заменены уроками художественно-физкультурного  цикла).

2. Предпочтение уроков грамоты и счета «дошкольным» видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.).

3. Содержательное представление  о подготовке к школе.

Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности.

1. Предпочтение коллективных  классных занятий индивидуальной  форме обучения.

2. Предпочтение школы,  в которой соблюдение правил  школьной дисциплины является  обязательным.

3. Предпочтение отметки  как формы учебной работы другим  видам поощрения (сладости, игрушки).

Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).

«Дошкольный» вариант  противоположен «школьному». Количественные результаты проведения методики оформлены  в таблицу и отображены в гистограмме.

 

Гистограмма 1

 

Анализируя полученные данные мы можем увидеть, что у большинства детей (70%) «внутренняя позиция школьника» сформирована. У 30% детей (ряд 2 и 5) данное новообразование проявляется слабо. Следует отметить, что наибольшее затруднение у всех детей вызвали 2-й, 5-й и 7-ой вопрос.

3. Исследование  произвольной сферы. Методика  «Домик».

Методика представляет собой  задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных  показателей.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежат лист бумаги и  карандаш. На этом листе я прошу  тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед  испытуемым кладут листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно  такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать  резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у  испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом  нарисовать правильно. Тебе понятно  задание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребенка  необходимо зафиксировать:

1) какой рукой ребенок  рисует (правой или левой);

2) как он работает с  образцом: часто ли смотрит на  него, проводит ли воздушные линии  над рисунком-образцом, повторяющие  контуры картинки, сверяет ли  сделанное с образцом или, мельком  взглянув на него, рисует по  памяти; 3) быстро или медленно  проводит линии; 

4) отвлекается ли во  время работы;

5) высказывания и вопросы  во время рисования; 

6) сверяет ли испытуемый  после окончания работы свой  рисунок с образцом. Когда ребенок  сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить,  все ли у него верно. Если  он увидит неточности в своем  рисунке, он может их исправить,  но это должно быть зафиксировано  экспериментатором. Обработка экспериментального  материала проводится путем подсчета  баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками  считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных  деталей рисунка более чем  в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильно изображенный элемент рисунка;

г) неправильное изображение  деталей в пространстве рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

е) разрывы между линиями  в тех местах, где они должны быть соединены;

ж) залезание линий одна за другую.

Хорошее выполнение рисунка  оценивается 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем  выше полученная испытуемым суммарная  оценка. Но при интерпретации результатов  эксперимента необходимо учитывать  возраст испытуемого. Так, дети 5,5 – 6 лет редко получают оценку 0 баллов в связи с недостаточной зрелостью  мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную  координацию.

Для данного возраста мы приняли следующую оценочную  шкалу: 0–2 балла – хорошее выполнение, 3–4 – удовлетворительное, 5–7 –  неудовлетворительное. Результаты методики для каждого ребенка показаны в приложении 3 и отображены в  гистограмме 2.

 

 

Гистограмма 2

 

Таким образом, «хорошо» выполнили  задание 60% дошкольников, «удовлетворительно»  – 20% (показатели гистограммы 3 и 7) и  «неудовлетворительно» – 20% (показатель гистограммы 5 и 9).

4. Исследование  произвольной сферы. Методика  «Да и нет». Применяется для  исследования умения действовать  по правилу.

Методика является модификацией известной детской игры « «Да» и «нет» не говорите, черного с  белым не носите», включающей только первую часть правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы  словами «да» и «нет».

Инструкция испытуемому: Сейчас мы будем играть в игру, в  которой нельзя произносить слова  «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие  слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые  нельзя произносить слова «да» и  «нет». Понятно?» После того как  испытуемый подтвердит, что ему понятно  правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие  ответы «да» и «нет».

Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.

Задание выполнено на хорошем  уровне, если не допущено ни одной ошибки.

Если допущена одна ошибка, то это удовлетворительный уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился. Всего задавалось 10–15 вопросов.

Результаты методики для  каждого ребенка отображены в  гистограмме 3.

Гистограмма 3

 

По результатам мы видим, что «хорошо» ответили 40% детей (показатель1, 3, 7, 8), «удовлетворительно» 40% (2, 4, 6, 10), не справились с заданием – 20% испытуемых (5,9).

5. Исследование интеллектуальной  и речевой сферы. Методика «Сапожки».

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые  и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой  характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решения задачи и т.д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

Методика позволяет исследовать  обучаемость ребенка, т.е. проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило, только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам или подводить их под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления.

Таким образом, методика «Сапожки»  позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого  цифровому кодированию цветных  картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию  или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки  – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные  картинки предлагаются испытуемому  в виде таблицы, содержащей: 1) правило  кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые  испытуемый должен разгадать путем  кодирования. Помимо таблицы цветных  картинок в эксперименте используется.

Первая инструкция испытуемому: «Сейчас я научу тебя игре, в  которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами «0» и «1». Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован?» (испытуемый называет картинки, в случае затруднения  экспериментатор помогает ему). «Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки  и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра  «0», а во второй строке все они  нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра «1». Для правильного  обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначать цифрой «0», а  если в сапожках, то цифрой «1». Запомнил? Повтори, пожалуйста» (испытуемый повторяет  правило). Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих  трех строках таблицы. Этот этап рассматривается  как закрепление выученного правила. При работе на этом этапе правило, содержащееся в первых двух строчках таблицы, должно быть открыто. В случае, если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно так он ответил. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило.

После того как экспериментатор  уверен, что ребенок научился применять  правило, которому его обучали, дается вторая инструкция.

Вторая инструкция испытуемому: «Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это  умение, попробуй отгадать нарисованные здесь «загадки». Отгадать «загадку»  – значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами «0»  и «1».

Ход исследования. Если после инструкции, на закрепляющем этапе ребенок делал ошибки, то экспериментатор тут же анализировал характер допущенных ошибок (например,  Дима лошадку обозначал цифрой «4», девочку – цифрой «2», а аиста – цифрой «1» и объясняя такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей) и путем наводящих вопросов, а также повторным обращением к образцу обозначения фигурок цифрами, содержащемуся в двух первых строчках таблицы, старался добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор был уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, он переходил к разгадыванию «загадок».

Информация о работе Психологическая готовность детей к школе и её диагностика