Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности
ребенка-дошкольника к обучению в школе.........................................................6
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…………..6
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………….10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе……17
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………………….21
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы…………………….21
2.2 Описание и результаты диагностических методик………………………...24
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Глава 3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...41
3.1 Характеристика психокоррекционной программы……………………….41
3.2 Ориентировочный этап………………………………………………………44
3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитателями……46
3.4 Коррекционно-развивающий этап………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………50
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..52
Если испытуемый не мог отгадать «загадку», то экспериментатор задавал ему наводящие вопросы, чтобы выяснить, сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда и с помощью ребенок не справлялся с заданием, переходили к следующей «загадке». При правильном решении новой «загадки» возвращались опять к предыдущей, чтобы выяснить, не сыграла ли последующая «загадка» роль подсказки для предыдущей.
Для уточнения характера
обобщения при отгадывании «
На закрепляющем этапе образец обозначения фигурок был открыт. Переходя к отгадыванию «загадок», образец закрывался. Если испытуемый не мог отгадать «загадку», то первой помощью со стороны взрослого было открывание образца. Были случаи, когда достаточно зрительной опоры на образец, чтобы ребенок смог отгадать «загадку» (Александр, Дима, Елена).
«Хорошее» выполнение – правильное «отгадывание» всех загадок (возможно с повторным возвращением к «неразгаданным» загадкам). «Удовлетворительное» выполнение – ребенок осознал принцип решения задач («отгадок»), но с трудом мог им пользоваться, либо «отгадывал» с опорой на зрительный образец. «Неудовлетворительное» выполнение – ребенок либо не осознал принцип решения задач, либо не мог им пользоваться, старался отгадывать ответы.
Результаты методики для каждого ребенка отображены в гистограмме 4.
Гистограмма 4
Анализируя результаты проведения методики мы видим, что полностью справились с задачей 40% детей (1, 3, 7, 8 ряд) справились «удовлетворительно» – 40% (2, 4, 6, 10), «неудовлетворительно» – 20% испытуемых (5, 9 ряд).
6. Исследование интеллектуальной
и речевой сферы. Методика «
Предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.
Инструкция испытуемому: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.
Были случаи, когда при
неправильно найденной
Если испытуемый правильно находил последовательность, но не мог составить хорошего рассказа, ему задавались вопросы, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит (например, в случае с сюжетом «Половодье»). Точные вопросы экспериментатора позволяют понять причину плохого рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивалось как выполнение задания на среднем уровне. Если испытуемый правильно находил последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривалось как неудовлетворительное.
Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:
1) не смог найти
2) по найденной им самим
последовательности картинок
3) составленная испытуемым
последовательность не
4) каждая картинка
5) на каждом рисунке
просто перечисляются
По результатам исследования 90% испытуемых справились с заданием. Не справился только один дошкольник – Нина, что вызвано, как было видно из наблюдения за ребенком, личностными причинами – боязни допустить ошибку, выраженной неуверенности в себе.
Кроме того, с помощью данной методики нами выявлялись речевые способности детей по следующим параметрам: связность речи (использование сложных предложений, правильные окончания слов, предлоги и т.д.), правильность (четкость) произношения.
В результате наблюдения дети с дефектами произношения не обнаружены. Связность речи у всех детей (кроме Нины) на высоком для данного возраста уровне.
7. Исследование речевой
сферы, проверка
Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.
Предлагается поочередно искать звуки: «о», «а», «ш», «с».
Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам произнес вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.
Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено «хорошо». Если допущена одна ошибка, то считается, что задание выполнено «удовлетворительно». Если допущено более одной ошибки, то задание выполнено «неудовлетворительно».
Результаты методики для каждого ребенка отображены в гистограмме 5.
Гистограмма 5
Анализируя результаты методики, мы видим, что «хорошо» справились с заданием 40% детей (ряд 1, 3, 7, 8), «удовлетворительно» – 50% (ряд 2, 4, 5, 6, 10), «неудовлетворительно» – 10% (9 ряд).
По окончании исследования был проведен анализ его результатов.
2.3 Анализ результатов исследования
Анализируя составленную по результатам всех методик сводную таблицу (Приложение 7) мы видим, что большинство дошкольников психологически готовы к поступлению в школу. При этом «хорошо» подготовлены к школе 50% дошкольников, «удовлетворительно» – 40%. Полученные данные мы обработали методом математической обработки – критерием U-Манна-Уитни. Математические значения отражены в табл. 1.
Таблица 1. Показатели критерия U-Манна-Уитни
Пол ребенка |
Кол-во |
Ранг показателя |
Суммарный ранг | |
Аффективно-потребностная сфера |
Мал |
5 |
4,50 |
22,50 |
девоч |
3 |
4,50 |
13,50 | |
всего |
8 |
|||
Методика «Домик» |
Мал |
5 |
4,90 |
24,50 |
девоч |
3 |
3,83 |
11,50 | |
всего |
8 |
|||
Методика «Да и нет» |
Мал |
5 |
5,00 |
25,00 |
девоч |
3 |
3,67 |
11,00 | |
всего |
8 |
|||
Методика «Сапожки» |
Мал |
5 |
5,00 |
25,00 |
девоч |
3 |
3,67 |
11,00 | |
всего |
8 |
|||
Методика «Звуковые прядки» |
Мал |
5 |
4,50 |
22,50 |
девоч |
3 |
4,50 |
13,50 | |
всего |
8 |
|||
«Последовательность событий» |
Мал |
5 |
4,90 |
24,50 |
девоч |
3 |
3,83 |
11,50 | |
всего |
8 |
По критерию U-Манна-Уитни можно сделать следующий вывод: У мальчиков выражена ярче, чем у девочек внутренняя позиция школьника, ориентация на образец, копирование в деятельности, умение подчиняться правилам. Также у мальчиков преобладают интеллектуальные способности и логическое мышление.
В результате общих статистических данных, мы можем утверждать, что у детей дошкольников преобладает аффективно-потребностная, мотивационная сфера, логическое мышление и умение обобщать предметы, явления. Выраженность данных показателей подтверждают закономерные особенности психического развития детей дошкольного возраста.
Преобладание выраженности данных особенностей отражают сформированность психологической готовности ребёнка к школе.
Таким образом, с помощью интерпретации данных, мы установили, что низкая психологическая готовность к школе доминирует у девочки Оля. Наблюдения за этой девочкой так же показало, что у нее явно повышенный уровень тревожности, она замкнута, не уверена в себе.
На основе полученных результатов необходимо составить психокоррекционную программу, которая помогла бы не только девочке улучшить свои показатели, но и остальным детям повысить свой уровень психологической готовности к школе. Исследуя воспитательное воздействие в детском саду, мы считаем, что задачей детского сада выступает постепенное закладывание основы готовности к обучению в школе, формирование обобщенных, систематизированных знаний об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Такое закладывание эффективно осуществляется в детском коллективе, в совместной деятельности детей. Поэтому психокоррекционная программа рассчитанная для Оли будет осуществляться в совместной деятельности детей.
Практика показывает, что
для многих детей, которые по тем
или иным причинам не получили полноценного
развития, поступление в школу
может оказаться сложным
3. Программа психологической
коррекции психологической
3.1 Характеристика психокоррекционной программы
Для коррекции готовности детей дошкольного возраста подготовительной группы к мы разработали и обосновали программу, под названием «Путешествие в мир знаний», целью которой было сформировать внутреннюю позицию школьника.
Данная коррекционная программы рассчитана на ребёнка, который по результатам исследования оказался не готов к школе. Программа позволяет снизить уровень тревожности, повысить самооценку, уверенность в себе и приобрести формы самоконтроля ребёнка, который влияет на успешность обучения и взаимодействия между детьми в коллективе.
Психокоррекционная программа проводится на всей группе детей. Для того, чтобы включить тревожных и неуверенных детей в группу коллектива и наладить позитивный контакт с членами коллектива. Также данная программа повышает интеллектуальный, познавательный уровень детей не готовых к обучению в школе и стимулирует их личностную готовность.
В ходе коррекционно-развивающей
работы по программе «Путешествие в
мир знаний», у детей могут
проявляться следующие
Цель программы: создать в деятельности ребенка модель учебно-воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.
В основе коррекционно-развивающей
программы лежат следующие
1. Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.
2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.
3. Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.
4. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Основная задача программы: Создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.
1. Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника». А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.
2. Интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
3. Специальная готовность – формирование навыков письма, чтения, счета.
4. Физическая готовность – развитие работоспособности, укрепление соматического и психического здоровья.
Каждое занятие включает задачи из всех четырех блоков и направлены на развитие:
Информация о работе Психологическая готовность детей к школе и её диагностика