Психологическая готовность детей к школе и её диагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности
ребенка-дошкольника к обучению в школе.........................................................6
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…………..6
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………….10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе……17
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………………….21
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы…………………….21
2.2 Описание и результаты диагностических методик………………………...24
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Глава 3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...41
3.1 Характеристика психокоррекционной программы……………………….41
3.2 Ориентировочный этап………………………………………………………44
3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитателями……46
3.4 Коррекционно-развивающий этап………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………50
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 118.83 Кб (Скачать)

· Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной).

· Произвольного и непроизвольного внимания.

· Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).

· Творческого воображения.

· Мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья.

· Формирование позитивно мотивации.

Рекомендации, необходимые  для проведения занятий

1. Добровольное участие детей.

2. Продолжительность занятия 30–40 минут.

3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.

4. Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.

5. Регулярность и эпизодичность занятий – 2 раза в неделю.

6. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время проведения).

Реализация  программы проходит в 4 этапа:

1. Ориентировочный этап (2 занятия);

2. Этап накопления положительных образов (2 занятия);

3. Коррекционно-развивающий этап (17 занятий);

4. Обобщающе-закрепляющий этап (4 занятия).

Оценка  успешности проведенной коррекционно-развивающей работы определяется:

1. Сравнительный анализ предварительной и конечной диагностики.

2. Отзывы родителей (анкетирование, беседы).

3. Отзывы воспитателей (анкетирование, беседы).

 

 

3.2 Ориентировочный  этап

 

Занятие №1. «Знакомство»

Цель:

1. Установление эмоционально-позитивного  контакта с детьми.

2. Ориентировка в обстановке  помещения.

3. Знакомство с правилами  и нормами поведения на занятиях.

4. Установление позитивных  взаимоотношений в группе.

Занятие №2. «Дружба».

Задачи:

1. Укрепить взаимоотношения  детей в группе.

2. Поддерживать интерес  к занятиям.

3. Развивать воображение  и коммуникативные навыки.

4. Развивать уверенность  в поддержке сверстников; доверие  к ним.

5. Поднять эмоциональный  тонус детей.

Материалы: мячик, маски животных, веревка длиной 1,5 метров, лист ватмана, краски, карандаши, кисти.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Дети приветствуют друг друга  так, чтобы было понятно, что все  рады увидеться, используя выразительные  движения (смотреть в глаза и улыбаться) или тактильный контакт (рукопожатие, ласковое прикосновение, поглаживание); вспоминают правила взаимодействия (занятие №1).

Игра «Ласковое  имя».

Инструкции: «Вспомните, как  вас ласково зовут дома. Мы будем  бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запомнить, кто к каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут  ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в  первый раз бросил вам, а кроме  того, произнести его имя».

 

Игра «Животные».

Ведущий предлагает детям  изобразить кого-либо из животных (шустрому ребенку – медведя; медлительному  – зайца, белку; трусливому – тигра, волка, льва…).

Игра «Прорвись  в круг»,

Ребенка, испытывающего небольшие  трудности в общении со сверстниками, отведите в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

Игра «Глухой  телефон».

Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает, кто хочет, чтобы  с него начали. Ведущий говорит  на ухо любое слово начинающему, а тот передает следующему и т.д. Последний говорит слово вслух, сравнивают с первоначальным.

Игра «Енотов  круг».

Дети становятся в круг, взяв друг друга за руки крепко. Веревку  длиной 1,5 метра завязываем в круг. Ведущий одевает круг через плечо. За определенное время, не расцепляя рук, продеть веревочный круг через каждого участника. Можно использовать одновременно два круга (друг за другом или навстречу друг другу).

Групповой рисунок  «Волшебная страна».

Дети рисуют на листе ватмана  карандашами, фломастерами, красками или  мелками (по желанию) Волшебную страну. В этой стране все люди (и взрослые, и дети) живут дружно, никогда  не ссорятся, помогают друг другу и  т.д.

Ритуал прощания.

Дети благодарят друг друга  за совместную игру, кратко обсуждают  вопрос, кому какая игра понравилась  больше всего. Прощаются друг с другом и со взрослым.

 

3.3 Этап развития  эмоциональных контактов

 

Цель: 1. Формирование эмоциональных контактов с детьми и взрослыми.

Занятие №1. «Королевство внутри нас».

Задачи:

1. Познакомить с основными  чувствами и эмоциями человека.

2. Развивать умение понимать  и передавать свои эмоции и  чувства.

3. Развивать умение слушать  сверстников.

4. Помощь в преодолении  негативных переживаний.

5. Учить самостоятельно принимать решения, уменьшать тревожность.

Материалы: цветная бумага, краски, кисточки, ножницы, повязки на глаза. Мокрая бумага для рисования (альбомные листы).

Ход занятия:

Ритуал приветствия. Все приветствуют друг друга, как принц и принцесса в сказке: девочки делают реверанс, а мальчики прикладывают правую руку к левой стороне груди и кланяются.

«Беседа».

«Ребята, все мы разные. У  нас разные прически, глаза, рост… Но в чем-то мы все похожи. Когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, тревожно, то можем заплакать… Знаете, как называется состояние людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно? Это настроение. Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние внутри себя человек настроен. Основные чувства и эмоции: радость, грусть, страх, гнев, тревога, удивление. Как можно повысить настроение?» Дети по кругу предлагают свои способы. (Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картинку и т.д.).

Игра «На  что похоже настроение».

Участники игры по кругу  при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном  голубом небе. А твое?» Ведущий обобщает – какое сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.п.

Игра «Слепой  фотограф».

В парах, один с закрытыми  глазами, другой его водит, помогая  познавать мир по-новому. Через  несколько минут меняется ролями. Обсуждение: «Что чувствовали? Кем понравилось  быть – «слепым» или «фотографом»?

Игра «Салют».

Детям предлагается выбрать  по своему вкусу несколько цветных  листочков бумаги, затем мелко  нарезать их. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался красивым и  почему. Потом ведущий переводит  обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.

Игра «Настроение  и походка».

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как  веселый клоун. Пройдемся, как маленький  ребенок, который учится ходить. Осторожно  подкрадемся, как кошка к птичке. Побежим навстречу маме, прыгнем  ей на шею и обнимем ее».

Этюд «Солнечный зайчик».

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Заройте  их. Он побежал дальше по лицу. Нежно  погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно  поглаживайте. Чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему». Далее, ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

Рисование на тему «Мое настроение».

Взрослый подготавливает заранее мокрый лист и краски и  объясняет детям, что настроение можно изобразить в виде кругов, полосок, пятен и т.п. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое  настроение они изобразили.

Ритуал прощания. Дети улыбаются друг другу и машут руками.

3.4 Коррекционно-развивающий  этап

Цель:

1. Развитие познавательных  процессов.

2. Формирование способности  регуляции деятельности.

3. Развитие коммуникативных  способностей.

Путешествие в  страну Родной речи.

Занятие №1. «Остров  Гласных звуков».

Задачи: 1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать воображение,  память, восприятие.

3. Развивать дисциплинированность, организованность, сплоченность.

Материалы: аудиокассета «Шум моря», 2 ленты длиной 1 – 1,5 метра, ножницы, клей, салфетки, ватман, страницы из газет и журналов с буквами.

Ход занятия:

Ритуал приветствия. Дети приветствуют друг друга любым способом.

Беседа. «С сегодняшнего дня мы начинаем путешествовать по волшебной стране знаний. Мы узнаем много нового и интересного. Но только уговор, во время путешествия мы не ссоримся и помогаем друг другу. Договорились? Итак, сегодня мы отправляемся … ой, а куда же мы отправляемся сегодня? Вот память-то. У меня здесь записано (достает лист бумаги) – загадки о море, реке.» (Например: «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» и т.д.) Дети отгадывают, и включается аудиокассета «Шум моря». «Послушайте, как ласково шумит море. Хотелось бы вам отправиться в плавание? (Да) Тогда давайте произнесем волшебные слова».

Волшебное стихотворение. Сива, ива, дуба, клен, шуга-юга, кон.

Дети оказались на корабле (корабль может быть нарисованным или же сложенным из кубиков).

Игра «Волны».

Ведущий называет по очереди  то или иное чувство и предлагает превратиться в морские волны  и с помощью лент показать: волны  радости, волны гнева, волны страха и пр.

Упражнение  «Гласные буквы».

Дети вырезывают гласные  буквы и наклеивают их на ватман, на котором изображен дом с  красной крышей. Каждая буква заселяется в свою «квартиру»: а-я, о-ё, у-ю, и-ы, э-е.

Стихотворение «Овощи». Юлиан Тувим.

Этюд «Минута  шалости».

Все дети превращаются в  пушистых озорных котят, которые  бегают, прыгают, кувыркаются, щурятся  на солнышке от удовольствия.

Упражнение  «Тренируем память».

Ведущий предлагает детям:

– Нахмуриться, как: осенняя  туча, рассерженный человек;

– Разозлиться, как: голодный волк, злая волшебница;

– Испугаться, как: заяц, увидевший  волка, птенец, упавший из гнезда;

– Улыбнуться, как: кот на солнышко, хитрая лиса.

Волшебное стихотворение (возвращение). Сива, ива, дуба, клен, шуга-юга, кон.

Ритуал прощания. Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Проведенное исследование позволило  сделать следующие основные выводы.

В период дошкольного детства  ребенок проходит путь от осознания  себя как «Я сам», как физически  самостоятельного индивида к осознанию  своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с  конкретной действительностью, отрыв  от которой происходит уже за пределами  дошкольного возраста.

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психического развития ребенка для  освоения школьной учебной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников.

В процессе написания курсовой работы был проведен анализ современных  концепций проблемы психологической  готовности ребенка к школе. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Были выявлены следующие  центральные компоненты, которые  составляют психологическую готовность к обучению в школе:

– новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

– в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

– в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

– в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

Кроме того, нами были рассмотрены  методы диагностики психологической  готовности к школе. В процессе практической работы нами было проведено полное обследование группы детей (10 дошкольников) на предмет их психологической готовности к обучению в школе.

В результате было выявлено, что 90% детей имеют интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, которая проявляется в психологической  готовности к школе.

Для детей, которые имеют  низкий уровень сформированности психологической готовности к школе, была составлена коррекционная программа, включающая в себя развивающие игры, позволяющие продвинуть вперёд психическое и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.

Информация о работе Психологическая готовность детей к школе и её диагностика