Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:59, реферат
Одаренность – системное, развивающееся качество, принадлежащее личности как целостному образованию; его нельзя свести ни к одному из психических качеств или способностей ребенка. Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов). Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это, прежде всего повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности. Имеется в виду, что в основе таких проявлений - более благоприятные внутренние предпосылки развития, особые возможности умственного роста.
Введение
Признаки одаренности
Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
Проявление детской одаренности на основе описания портретов
Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
Заключение
Литература
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
Институт
психологии и педагогики.
Реферат
Тема: Признаки
одаренности у детей
выполнила: студентка АлтГПА
715 группы Череканова Марина
проверила: Парфенова Г.Л.
Барнаул 2011
Содержание
Ведение
Одаренность –
системное, развивающееся качество,
принадлежащее личности как целостному
образованию; его нельзя свести ни к
одному из психических качеств или
способностей ребенка. Одаренность имеет
свои врожденные, генетические предпосылки,
которые выступают не сразу, не полностью.
Они обнаруживаются в ходе возрастного
созревания, в социальной среде, под влиянием
обучения и воспитания (в самом широком
значении этих слов).
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими признаками:
1)
Наличие специфических
– быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
– использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
– выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
2)
Сформированность качественно
3)
Особый тип организации знаний
одаренного ребенка: высокая
4)
Своеобразный тип обучаемости.
Факты свидетельствуют, что
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1)
Повышенная избирательная
2)
Повышенная познавательная
3)
Ярко выраженный интерес к
тем или иным занятия или
сферам деятельности, чрезвычайно
высокая увлеченность каким-
4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5)
Высокая требовательность к
Следует
подчеркнуть, что поведение одаренного
ребенка совсем не обязательно должно
соответствовать одновременно всем
вышеперечисленным признакам. Поведенческие
признаки одаренности (инструментальные
и особенно мотивационные) вариативны
и часто противоречивы в своих
проявлениях, поскольку во многом зависимы
от предметного содержания деятельности
и социального контекста. Тем
не менее даже наличие одного из этих признаков
должно привлечь внимание специалиста
и ориентировать его на тщательный и длительный
по времени анализ каждого конкретного
случая.
Педагоги
выделяют следующие
признаки одаренности
у детей от 1 года
до 3 лет:
• неуемное любопытство;
• бесконечные вопросы;
• умение следить за несколькими событиями;
• большой словарный запас;
• увлеченность словесными раскрашиваниями;
• развитая речь;
• употребление сложных слов и развернутых
предложений;
• повышенная концентрация на чем-то одном;
• упорство в достижении результата в
сфере, которая ему интересна;
• способности к рисованию, музыке, счету;
• нетерпеливость и порывистость;
• изобретательность и богатая фантазия.
Самые распространенные
признаки одаренности
у детей 3—7 лет:
• отличная память;
• интуитивные скачки (перескакивание
через «этажи»);
• яркое воображение;
• нечеткость в разграничении реальности
и фантазии;
• преувеличенные страхи;
• эгоцентризм;
• громадная любознательность;
• удивительная наблюдательность;
• повышенные математические способности
в вычислении и логике;
• ребенок предпочитает общество старших
детей и взрослых;
• ребенок добр, открыт, понятлив, превосходно
владеет искусством речевой коммуникации;
• ребенок изобретает собственные слова;
• ребенок склонен к активному исследованию
окружающего;
• самое яркое проявление одаренности
— речь. В 3—4 года малыш строит сложные
предложения, демонстрирует достаточно
большой словарный запас и обширный кругозор,
способен логически рассуждать и делать
неожиданные выводы;
• ребенок предпочитает часто сам длительно
искать ответ на интересующий вопрос и
не всегда воспринимает ваше уже готовое
решение;
• ребенок может концентрировать внимание
на интересующем предмете или задаче,
но легко бросает то, что показалось понятным
и наскучило;
• у ребенка обостренное чувство справедливости,
он остро реагирует на несправедливость
и предъявляет высокие требования к себе
и окружающим;
• у ребенка хорошо развито чувство юмора,
он любит смешные несоответствия, игру
слов, шутки, может до слез смешить других,
гримасничая и подражая взрослым;
• для ребенка характерна порой бесшабашная
смелость или, наоборот, преувеличенные
страхи и повышенная чувствительность
к неречевым сигналам окружающих.
Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте.
Академик А.М.
Матюшкин отмечал, что одаренность может
быть загублена на любом этапе развития,
в том числе, в дошкольном возрасте.
Раскрытие одаренности часто сопряжено
с появлением особых проблем в процессе
воспитания и развития дошкольников. Многие
несомненные достоинства одаренного ребенка
подчас оборачивается не совсем приятными
и не понятными для взрослого человека
сторонами, специфическими проблемами
и трудностями.
Согласно концепции А.М. Матюшкина творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере взросления. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Одаренность – развивающая творчество.
Нередко, говоря о творческой одаренности дошкольника, говорят лишь о художественном творчестве и о потенциале судят по рисункам, работам из пластилина и пр. Придуманные ребенком игры, истории не принимаются во внимание. Совсем далеким от творческих проявлений кажутся попытки малыша лучше рассмотреть предмет, игрушку. Однако чтобы угадать «ростки одаренности» необходимо с большим вниманием отнестись к этим первым проявлениям познавательной потребности.
Е.С. Белова приводит многочисленные примеры наблюдений за поведением одаренных дошкольников с высоким интеллектуальным и исследовательским потенциалом. Вот некоторые из черт этих детей:
* много знают, интересно рассуждают, всегда стремятся узнать что- то новое, доходя в этом возрасте до чтения энциклопедий; чем больше они узнают, тем больше стремятся еще узнать;
* обозначается характер исследователя: проявляет интерес и упорство в познании; активный поиск информации сопровождается положительными эмоциями; готовы часами сидеть за книгами, проводить время в библиотеке;
* развитие идет с опережение (речь, мышление);
* недостаточную информацию дополняет бурной фантазией и воображением; их «изобретательность не знает пределов» (К.Н. Корнилов) на основе отсутствия табу и стереотипов;
* интересно все:
и в книгах, и на прогулки, внимание
привлекают самые обычные
* интерес к
устройству сложных
* повышенный интерес к путешествиям, картам, новым странам и местностям, словам и словарям, коллекционированию;
* ведение записей, если не словесных, то в виде рисунков, комиксов, ведение собственного дневника в том числе;
* иногда сосредоточенность на какой- то одной проблеме (птицы, космос, механизмы, динозавры, мультгерой, флаги, бабочки и пр.), вокруг которой – все их вопросы, игры, рисунки, конструирование, чтение, т.д.
Дополним эти характеристики замечаниями А.М. Матюшкина.
Одаренный ребенок, по его мнению, умеет находить не по возрасту рано, сходство и различия в предметах, явлениях; хорошо устанавливает связи между причиной и следствием, понимает скрытый смысл высказывания. Умеет свои суждения сопровождать фактами, примерами.
Для одаренных
детей уже на ранних этапах развития
(до 2 – 3 лет) характерна высокая сензитивность
(чувствительность) к новизне ситуации,
проявляющаяся в более ярко выраженной
и стойкой реакции на новый
предмет, звук, изображение и т.д.
иногда у таких детей потребность
в новых впечатлениях оказывается
сильнее физиологических
У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов», потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения. Их количество не уменьшается, как у сверстников, к - -4 годам. Одаренные дети больше задают вопросов, чем ровесники. Их вопросы шире по тематике и глубже. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из не обходимого средства речевого общения, познания мира в звено самостоятельного мышления. Такие дети настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, одаренные дети уже к 5-ти годам пытаются отыскать ответы самостоятельно, находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. С 5 – 6 лет уровень их познавательно – исследовательской активности позволяет самостоятельно ставить проблемы, вопросы, осуществлять поиск решений. При этом познавательная потребность приобретает новое качество: она вполне осознается ребенком.