Проявление одаренности у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Описание работы

Одаренность – системное, развивающееся качество, принадлежащее личности как целостному образованию; его нельзя свести ни к одному из психических качеств или способностей ребенка. Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов). Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это, прежде всего повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности. Имеется в виду, что в основе таких проявлений - более благоприятные внутренние предпосылки развития, особые возможности умственного роста.

Содержание

Введение
Признаки одаренности
Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
Проявление детской одаренности на основе описания портретов
Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 40.67 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Алтайская  государственная педагогическая академия»

Институт  психологии и педагогики. 
 
 
 

Реферат

Тема: Признаки одаренности у детей  
 

                      выполнила: студентка АлтГПА

                715 группы Череканова Марина

                  проверила: Парфенова Г.Л. 
                 
                 
                 
                 
                 

Барнаул 2011

Содержание 
 

  1. Введение
  2. Признаки одаренности
  3. Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
  4. Проявление детской одаренности на основе описания портретов
  5. Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
  6. Заключение
  7. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение

Одаренность –  системное, развивающееся качество, принадлежащее личности как целостному образованию; его нельзя свести ни к  одному из психических качеств или  способностей ребенка. Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).                                                                                        Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это, прежде всего повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности. Имеется в виду, что в основе таких проявлений - более благоприятные внутренние предпосылки развития, особые возможности умственного роста.                                         Задача: изучить проявления одаренности у детей.                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЗНАКИ  ОДАРЕННОСТИ

   Признаки  одаренности охватывают два аспекта  поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

   Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими признаками:

   1) Наличие специфических стратегий  деятельности. При этом выделяются  три основных уровня успешности  деятельности, с каждым из которых  связана своя специфическая стратегия  ее осуществления:

   – быстрое освоение деятельности и  высокая успешность ее выполнения;

   – использование и изобретение  новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

   – выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения  предметом, ведущее к новому видению  ситуации и объясняющее появление  неожиданных на первый взгляд идей и решений.

   2) Сформированность качественно своеобразного  индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все  делать по-своему» и связанного  с присущей одаренному ребенку  самодостаточной системой саморегуляции.

   3) Особый тип организации знаний  одаренного ребенка: высокая структурированность;  способность видеть изучаемый  предмет в системе разнообразных  связей; свернутость знаний в  соответствующей предметной области  при одновременной их готовности  развернуться в качестве контекста  поиска решения в нужный момент  времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность  отыскивать и формулировать общие  закономерности).

   4) Своеобразный тип обучаемости.  Факты свидетельствуют, что одаренные  дети, как правило, уже с раннего  возраста отличаются высоким  уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько  в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной,  обогащенной и индивидуализированной  образовательной среды.

   Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

   1) Повышенная избирательная чувствительность  к определенным сторонам предметной  деятельности (знакам, звукам, цвету,  техническим устройствам, растениям  и т. д.) либо определенным формам  собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной  и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

   2) Повышенная познавательная потребность,  которая проявляется в ненасытной  любознательности, а также готовности  по собственной инициативе выходить  за пределы исходных требований  деятельности.

   3) Ярко выраженный интерес к  тем или иным занятия или  сферам деятельности, чрезвычайно  высокая увлеченность каким-либо  предметом, погруженность в то  или иное дело. Наличие столь  интенсивной склонности к определенному  виду деятельности имеет своим  следствием поразительное упорство  и трудолюбие.

   4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой  и неопределенной информации, неприятие  стандартных, типичных заданий  и готовых ответов.

   5) Высокая требовательность к результатам  собственного труда, склонность  ставить сверхтрудные цели и  настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

   Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие  признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих  проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем  не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая. 

Педагоги  выделяют следующие  признаки одаренности  у детей от 1 года до 3 лет: 
 
• неуемное любопытство; 
• бесконечные вопросы; 
• умение следить за несколькими событиями; 
• большой словарный запас; 
• увлеченность словесными раскрашиваниями; 
• развитая речь; 
• употребление сложных слов и развернутых предложений; 
• повышенная концентрация на чем-то одном; 
• упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна; 
• способности к рисованию, музыке, счету; 
• нетерпеливость и порывистость; 
• изобретательность и богатая фантазия. 
 
Самые распространенные признаки одаренности у детей 3—7 лет: 
 
• отличная память; 
• интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»); 
• яркое воображение; 
• нечеткость в разграничении реальности и фантазии; 
• преувеличенные страхи; 
• эгоцентризм; 
• громадная любознательность; 
• удивительная наблюдательность; 
• повышенные математические способности в вычислении и логике; 
• ребенок предпочитает общество старших детей и взрослых; 
• ребенок добр, открыт, понятлив, превосходно владеет искусством речевой коммуникации; 
• ребенок изобретает собственные слова; 
• ребенок склонен к активному исследованию окружающего; 
• самое яркое проявление одаренности — речь. В 3—4 года малыш строит сложные предложения, демонстрирует достаточно большой словарный запас и обширный кругозор, способен логически рассуждать и делать неожиданные выводы; 
• ребенок предпочитает часто сам длительно искать ответ на интересующий вопрос и не всегда воспринимает ваше уже готовое решение; 
• ребенок может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным и наскучило; 
• у ребенка обостренное чувство справедливости, он остро реагирует на несправедливость и предъявляет высокие требования к себе и окружающим; 
• у ребенка хорошо развито чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым; 
• для ребенка характерна порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих. 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности проявления одаренности  в дошкольном возрасте.

Академик А.М. Матюшкин отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в том числе, в дошкольном возрасте.             Раскрытие одаренности часто сопряжено с появлением особых проблем в процессе воспитания и развития дошкольников. Многие несомненные достоинства одаренного ребенка подчас оборачивается не совсем приятными и не понятными для взрослого человека сторонами, специфическими проблемами и трудностями.                                                                                      В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности  продуктивны и важны 2 идеи:

  • О творчестве как  универсальном механизме развития психики (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, П. Торренс, С.Л. Рубинштейн и др.);
  • О значимости и самоценности дошкольного детства ( Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.А Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.)

Согласно концепции  А.М.  Матюшкина творческий потенциал  заложен в ребенке с рождения и развивается по мере взросления. Одаренные дети  имеют высокий  творческий потенциал. Одаренность  – развивающая творчество.

Нередко, говоря о творческой одаренности дошкольника, говорят лишь о художественном творчестве и  о потенциале судят по рисункам, работам из пластилина и пр. Придуманные  ребенком игры, истории не принимаются  во внимание. Совсем далеким от творческих проявлений кажутся попытки малыша лучше рассмотреть предмет, игрушку. Однако чтобы угадать «ростки  одаренности» необходимо с большим  вниманием отнестись к этим первым проявлениям познавательной потребности.

Е.С. Белова приводит многочисленные примеры наблюдений за поведением одаренных дошкольников с высоким интеллектуальным и  исследовательским потенциалом. Вот  некоторые из черт этих детей:

*  много знают,  интересно рассуждают, всегда стремятся  узнать что- то новое, доходя  в этом возрасте до чтения  энциклопедий; чем больше они  узнают, тем больше стремятся  еще узнать;

*  обозначается характер исследователя: проявляет интерес и упорство в познании; активный поиск информации  сопровождается положительными эмоциями; готовы часами сидеть за книгами, проводить время в библиотеке;

* развитие идет  с опережение (речь, мышление);

* недостаточную  информацию дополняет бурной  фантазией и воображением; их «изобретательность не знает пределов» (К.Н. Корнилов) на основе отсутствия табу и стереотипов;

* интересно все:  и в книгах, и на прогулки, внимание  привлекают самые обычные события  и вызывают у одаренных детей  самые необычные и глубокие  вопросы. Позже полученной информацией  стремятся поделиться с окружающими  и даже с «игрушечными друзьями»,  с плюшевым мишкой, например;

* интерес к  устройству сложных технических  предметов вызывает стремление  узнать физику, химию, механику  и т.д.

* повышенный  интерес к путешествиям, картам, новым странам и местностям, словам  и словарям, коллекционированию;

* ведение записей,  если не словесных, то в виде рисунков, комиксов, ведение собственного дневника в том числе;

* иногда сосредоточенность  на какой- то одной проблеме (птицы, космос, механизмы, динозавры, мультгерой, флаги, бабочки и пр.), вокруг которой – все их вопросы, игры, рисунки, конструирование, чтение, т.д.

Дополним эти  характеристики замечаниями А.М. Матюшкина.

Одаренный ребенок, по его мнению, умеет находить не по возрасту рано, сходство и различия в предметах, явлениях; хорошо устанавливает  связи между причиной и следствием, понимает скрытый смысл высказывания. Умеет свои суждения сопровождать фактами, примерами.

Для одаренных  детей уже на ранних этапах развития (до 2 – 3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый  предмет, звук, изображение и т.д. иногда у таких детей потребность  в новых впечатлениях оказывается  сильнее физиологических потребностей пище, сне и пр. На этом возрастном этапе реализация поисковой активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, творческое порождение образов, становление сенсорных эталонов – систем чувственных качеств предметов (цвета, формы), которые используются как образцы при исследовании объектов и выделении их свойств. У одаренных детей вследствие повышенной познавательной активности знания о мире шире и сложнее, чем у сверстников. Эта особенность познавательной потребности состоит в том, что она не насыщаема. Это обуславливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому. К 3 – 5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному.

У одаренных  детей трудно выделить «возраст вопросов», потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения. Их количество не уменьшается, как у сверстников, к - -4 годам. Одаренные дети больше задают вопросов, чем ровесники. Их вопросы шире по тематике и глубже. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из не обходимого средства речевого общения, познания мира в звено самостоятельного мышления. Такие дети настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, одаренные дети уже к 5-ти годам пытаются отыскать ответы самостоятельно, находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. С 5 – 6 лет уровень их познавательно – исследовательской активности позволяет самостоятельно ставить проблемы, вопросы, осуществлять поиск решений. При этом познавательная потребность приобретает новое качество: она вполне осознается ребенком.

Информация о работе Проявление одаренности у детей