Одаренные дети в системе общего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Понятие об одаренных детях, их виды, классификация. Особенности одаренных детей, типы детской одаренности. формы и методы обучения одаренных детей в массовой школе. Технологии одаренности

Содержание

1. Одаренность и виды детской одаренности.

2. Формы проявления и особенности развития одаренных детей.

3. Основные направления разработки содержания образования одаренных школьников и организационно-педагогические основы их обучения в системе общего образования.

4. Методы и технологии обучения одаренных детей в массовой школе.

Выводы

Работа содержит 1 файл

Одарен.дети в системе общего образования.docx

— 49.40 Кб (Скачать)

 

План

1. Одаренность  и виды детской одаренности.

2. Формы проявления и  особенности развития одаренных  детей.

3. Основные направления  разработки содержания образования  одаренных школьников и организационно-педагогические основы их обучения в системе общего образования.

4. Методы и технологии  обучения одаренных детей в массовой школе.

Выводы

 

 

 

 

1. Одаренность и виды детской одаренности

 

В ходе исторического  развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общие способности. Высокую степень развития способностей, а также общую способность обозначают термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом.

Существует большое  количество определений одаренности. Теоретические вопросы одаренности  исследовали А.Леонтьев, С.Рубинштейн, П.Гальперин, Б.Теплов, В.Ананьев, О.Ковалев, Г.Костюк и др. [13] Так, Б.М.Теплов считал одаренность своеобразным сочетанием способностей, от которого зависит возможность большего или меньшего успеха во время выполнения той или иной деятельности. Дж.Рензулли «одаренность» считает результатом объединения интеллектуальных способностей выше среднего уровня, творческого подхода и настойчивости [11]. Н.С.Лейтес под термином одаренность понимает набор способностей. По Л.И.Слободанюк, одаренность – это не только соединение способностей человека, но еще и совокупность его личностных характеристик [12].

Анализ работ  отечественных и зарубежных ученых дал возможность сделать вывод, что одаренность – комплекс задатков и способностей, которые при благоприятных  условиях позволяют потенциально достигнуть значительных успехов в определенном виде деятельности (или деятельностях) в сравнении с другими людьми.

Уже само наличие  большого количества подходов к определению  одаренности говорит о том, что  в данной проблеме еще много нерешенных вопросов.

Если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, типа темперамента,  тонус, соответствующий темп деятельности и т. д.

Вопрос об общей  и специальной одаренности оказался крайне дискуссионным. Одни, как Э.Торндайк, склонны сводить одаренность к сумме специальных способностей, вовсе отрицая общую одаренность, другие, как Ч.Спирмен, В.Штерн и А.Пьерон, признают общую одаренность, но сплошь и рядом противопоставляют ее специальным способностям [9]/

Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализировано развивается и одаренность. Одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. Способности складываются в процессе развития; в процессе развития происходит специализация одаренности, в одном случае — меньшая, в другом — большая; у одних — более, у других — менее равномерная, в зависимости от направления и характера обучения  более односторонне специализированного или более всестороннего.

Следовательно, отношение между общей одаренностью и специальными способностями не является каким-то статическим отношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития. 

Специфичность пути развития специальных способностей сказывается и на времени их выявления. Можно эмпирически установить определенную хронологическую последовательность выявления творческих способностей. Рано проявляются дарования в искусстве, прежде всего в музыке. Поэтому существенное значение имеет забота о выявлении и развитии юных художественных дарований, в частности дарований музыкальных. В области поэзии склонность к стихосложению проявляется очень рано, но поэтическое творчество, имеющее художественную ценность, обнаруживается несколько позже.

Вне области искусства, где творчество проявляется раньше, чем в науке, наиболее ранним является техническое изобретательство. В научной области творчество вообще проявляется значительно позже, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выявляются математические. Почти все ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками.

В житейском обиходе, когда говорят, например, об одаренных  детях, то разумеют по большей части высокий уровень способностей; в психологической литературе одаренность обозначает вообще любой уровень способностей. Под общей одаренностью при этом разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность к общему (общеобразовательному) обучению, а под специальной одаренностью уровень специальных способностей: технических, музыкальных и т. п.

Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».

Талант и гений  различаются, прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях (Аристотель, Леонардо да Винчи, Р. Декарт, Г.В.Лейбниц, М. В. Ломоносов, К. Маркс) [2]. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

В России в рамках реализации президентской  программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной  разработки концепции одаренности  на государственном уровне. С этой целью к работе была привлечена большая  группа авторитетных ученых. Созданную  ими концепцию, видимо, следует рассматривать  как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название – «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова).[12]

Принципиально иначе, по сравнению с господствовавшими  ранее представлениями, рассмотрена  авторами проблема видов одаренности. Ими выделено пять критериев для  их определения.

  1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (к основным видам деятельности авторы относят: практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную; сферы психики представлены: интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой).
  2. Степень сформированности (дифференцируется как потенциальная и актуальная).
  3. Форма проявлений (явная одаренность и скрытая одаренность).
  4. Особенности возрастного развития (ранняя одаренность и поздняя одаренность).

Вероятно, в дальнейшем данная теоретическая  модель будет доработана и внедрена в образовательную практику.

В Украине создан коллектив ученых, работающих над проблемой развития и обучения одаренных детей, в  рамках государственной программы  «Творчество, интеллект, одаренность» [8].

Таков короткий обзор проблемы одаренности  в целом. Исходя из него, можно сделать  вывод о том, что на сегодня  ученые и педагоги всего мира пришли к единому выводу в отношении  наличия одаренности как системного качества детской личности, и необходимости  специального развития и обучения. Эти факты уже доказаны многочисленными  экспериментальными исследованиями и  опровержению не подлежат. Но специалисты  не приходят к общему выводу в вопросах методов и технологий обучения одаренных  детей. Особую сложность представляет собой этот процесс в современной  отечественной массовой школе.

Однако  прежде чем говорить об обучении одаренных  детей, необходимо определить, что же представляет собой одаренный ребенок: чем он отличается от остальных «нормальных» детей, почему требует к себе особого  отношения.

 

2. Формы проявления  и особенности развития одаренных  детей

 

Известные специалисты в  области детской одаренности  в зависимости от подхода к  этой проблеме выделяют различные категории  одаренных детей.

Реальная педагогическая практика научилась различать три  категории одаренных детей. Именно эти представления и закладываются  в фундамент дифференциации обучения.

Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует  педагогическая практика, - дети, достигшие  успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать для них особое образовательное пространство уходит в глубь веков.

К третьей категории одаренных  можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Что касается форм проявления одаренности, то впервые мысль о  выделении данного параметра  была четко сформулирована в тексте «Рабочей концепции одаренности» [8]. Авторы предлагают рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, называют явной и, напротив, проявляющуюся в завуалированной форме - скрытой одаренностью.

Там же вводится другая, близкая  к предыдущей, градация - актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют «потенциальной».

Каждый одаренный ребенок  неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской  одаренности существует довольно много  черт, характерных для большинства  одаренных детей. Причем наряду с  глубинными, скрытыми от непрофессионального  взгляда, довольно много таких, которые  часто проявляются в поведении  ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в  познавательной деятельности. Знание их необходимо для адекватного построения педагогического процесса.

Среди наиболее характерных, а потому часто встречающихся  особенностей одаренных детей американский ученый Л.Холлингуорт выделяла: неприязнь  к школе, особую направленность игровых  интересов, неконформность, погруженность  в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием [10]. Ю.З.Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения, владение основными компонентами умения учиться [2].

В работах многих отечественных  исследователей отмечен и описан ряд аналогичных характеристик (Д.Богоявленская, О.Дьяченко, В.Петровский) [1].

 

3. Основные направления разработки содержания образования одаренных школьников и организационно-педагогические основы их обучения

 

Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных  детей должно иметь ряд отличий  от содержания образования большинства  их «нормальных» сверстников, вряд ли может вызывать сомнения. Одаренные  дети, весьма существенно различаясь между собой, обладают при этом некоторыми общими особенностями, которые нельзя не учитывать при разработке содержания образования.

В мировой педагогической практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной  деятельности одаренных детей. В  условиях,  когда за точку отсчета  принимается содержание образования  их «нормальных» сверстников, можно  вычленить два основных подхода  к решению этой проблемы: один базируется на изменении количественных, другой  - качественных характеристик. К количественным характеристикам содержания образования  относятся в первую очередь, объем  учебного материала, темп обучения, к  качественным – соотношение различных  направлений моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.)

На основе изменения количественных параметров содержания образования  выделено 2 основных  стратегии: «Стратегия ускорения» и «Стратегия интенсификации». В их русле в течение многих десятилетий идут поиски исследователей и педагогов-практиков. Итогом стали  многочисленные варианты, модификация  данных, стратегий [3].

Аналогично на основании  изменения качественных характеристик  традиционного содержания образования  сформулировалось направление, именуемое  термином «обогащение».

Информация о работе Одаренные дети в системе общего образования