Проявление одаренности у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Описание работы

Одаренность – системное, развивающееся качество, принадлежащее личности как целостному образованию; его нельзя свести ни к одному из психических качеств или способностей ребенка. Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов). Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это, прежде всего повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности. Имеется в виду, что в основе таких проявлений - более благоприятные внутренние предпосылки развития, особые возможности умственного роста.

Содержание

Введение
Признаки одаренности
Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
Проявление детской одаренности на основе описания портретов
Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 40.67 Кб (Скачать)

Познавательная  мотивация  и активность выражаются в высокой избирательности ребенка  к исследуемому новому. Устойчивая избирательность составляет одно из оснований развития специальных  способностей. По мнению Н.С. Лейтеса (1996), сензитивным периодом для развития музыкальной, художественной, математической и шахматной  одаренности  является именно дошкольный возраст.

Так, сравнительно рано может проявляться познавательная активность как признак музыкальной  одаренности в форме необычайной  чувствительности к восприятию музыки. Высокая избирательность при  этом выражается в том, что самые  сильные впечатления и переживания  ребенка связаны со звуками, весь мир воспринимается как наполненный  звуками. До 2 – 3 лет об этом можно  судить лишь косвенно: ребенок затихает при звуках мелодии, у него появляется улыбка, он начинает «гулить», изображать разные звуки, насколько они у него получаются. Иногда впечатлительность, проявляемая к звукам музыки, так необычна, что может казаться болезненной. Легко запоминают музыкальные произведения, ритм, мелодию. Сочиняют собственную мелодию, импровизируют.

Похожая картина  наблюдается при проявлении художественного  таланта. Высокая избирательность  в отношении зрительных образов  проявляется в дошкольном возрасте в острой наблюдательности, сильной  впечатлительности, способности все  вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Признаками художественной одаренности  дошкольника являются эмоциональная  окрашенность познавательных процессов; стремление к одушевлению предметов, явлений;  игра как активное выражение  значимых для ребенка переживаний  (Н.С. Лейтес). В сводное время художественно одаренные дети охотно рисуют, лепят, создают композиции, работают с клеем, глиной, пластилином для создания трехмерного изображения. Они оригинальны в выборе сюжета (составляют необычные композиции из цветов, камней открыток, марок, рисунков). Они рано интересуются произведением искусства, созданными другими людьми; пытаются воспроизвести и усовершенствовать то, что им понравилось в собственных рисунках, скульптуре, композиции.

Одаренные в  области математики дети уже в 3 – 4 года увлеченно играют с числами, с радостью отыскивая их повсюду, пробуя составить из них новые  комбинации. Освоение ими простых  арифметических действий происходит быстро и радостно.

Для дошкольников с шахматной одаренностью не составляет труда подсчитать «в уме» сложные  шахматные композиции. Игрушки им заброшены и забыты.  Большую  часть времени они проводят за шахматной доской, быстро добиваются поразительных результатов: устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками  и старшими детьми, обыгрывают взрослых. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Казалось бы, для школьника это почти  недоступное занятие, но для детей  с шахматной одаренностью оно  желание любой игры.

В дошкольном возрасте проявляются и первые признаки литературного  дарования. Такой ребенок настроен на музыку слова, его завораживают слова, звуки, рифмы. Они склонны сами рифмовать строки, придумывать истории, сказки, слова, изучать и легко воспринимать другие языки. С удовольствием играют в игры на придумывание слов, рифм, декламируют и быстро запоминают стихи. В детях с литературным даром рано просыпается лиризм, способность посредством слов передавать чувства. Придают что-то необычное в рассказе о каком-либо событии, хорошо известном.

Проявление социальной одаренности в дошкольном возрасте сопровождается развитием гуманного, нравственного аспектов личности малыша. Эти дети уверены, инициативны, внимательны к обстоятельствам и личности других людей. Они не боятся, не стесняются обратиться к окружающим. Такому ребенку обычно до всего есть дело.  Он быстро знакомится, легко адаптируется в новой группе (например, в детском саду), знает, кому и каким тоном что-то сказать. Его слушают, уважают, спрашивают совета.  Ни одна игра не проходит без этих детей: именно они распределяют роли, правила, справедливо рассудят спорщиков. Любимые игры детей с социальной одаренностью – « в жизнь людей»; в них они творчески воплощают все, что видят в человеческих взаимоотношениях. Они самостоятельны, ответственны, но стараются подражать взрослым, чтобы казаться этими взрослыми. Иногда раскрытие социальной одаренности в дошкольном сопровождается негативными проявлениями: авторитет и влияние ребенок начинает использовать в корыстных целях («буду играть с тобой, если…»и ставит выгодное для себя условие).

   Ранее проявление технической одаренности находит в отражение в любви ребенка к конструированию, переделыванию, строительству механизмов, сооружений; в желании «чинить», разбитые старые, испорченные игрушки; решать технические головоломки, выяснять причины неисправностей; в умении и стремлении рисовать схемы новых конструкций, приборов, устройств.

Дж. Рензулли и Р. Хартман отмечают проявление креативности как компонент одаренности у дошкольников:

  • Одаренные дети проявляют любопытство ко многим вещам, конструктивную критичность (не принимают авторитарные указания без критического изучения); постоянно задают вопросы, предлагают множество идей, задач, ответов, решений; высказывают мнение, настойчиво отстаивают его; склонны к риску; часто озабочены преобразованием, улучшение общества, предметов; видят юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим юмористическими; не боятся отличаться от других, не конформисты.
 
 

    Проявление  детской одаренности  на основе описания портретов 

    Саша

    Саша очень  рано начал обнаруживать необычайные  способности. Ему не было и четырех лет, когда он научился читать. Примерно в том же возрасте он научился считать. Умение считать быстро перешло в увлечение. Он повсюду чертил бесконечные ряды цифр, приставал ко все без конца с просьбой задать ему числа и примеры. В начале пятого года жизни он начал интересоваться географией, чуть позже усиленно начал заниматься зоологией.                                                                                          

    В начале пятого года сделал карту полушарий, с удивительной точностью передав очертания  и обозначения. Весьма обширные познания по географии приобрел в этом возрасте. Воспитательница детского сада, который  посещал Саша, поражалась общему развитию ребенка и его изобразительным  способностям. В рисунках на себя обращали внимание тщательность и точность изображения  самых мелких деталей.

    Когда Саше исполнилось  пять лет, в семье стала жить девочка, которая пошла в первый класс. Для Саши начался новый период: дети вмести писали упражнения, решали задачки. В итоге Саша в 7 лет поступил в 4-ый класс школы, успешно выдержав вступительные испытания. Саша в  классе никакого особого положения  не занимает: учителя и товарищи относятся к нему как к другим школьникам. Он дисциплинирован и  исполнителен. Имеет по всем предметам  «5».

    Прочитав трехтомник Брема «Жизнь животных», Саша заинтересовался  зоологией и целыми днями был  занят сочинениями «Книги о животных». Интерес к птица становился все боле углубленным, разносторонним и менее книжным. Саша законспектировал главы о птицах и нарисовал к ним много иллюстраций. Затем он использовал еще 2 статьи о птицах, которые нашел. Удивителен масштаб его работы: более трехсот тетрадных страниц, на которых более сотни рисунков. Большинство из них сделано на основе описания, а не копирования. Изложение ведется по плану, текст разбит на главы. Саша воспроизводит текст по памяти, но не механически, а в других выражениях, показывая, таким образом, полную осознанность своей работы. У Саши отличная зрительная память, он без конца срисовывает и перерисовывает изображение птиц. Использует предварительный прием схематической зарисовки, а потом «оттачивает» рисунок, проявляя аналитический стиль изображения. Саша замечает и учитывает различия в цвете, форме, даже не значительные. Последовательность в работе такая: сначала рисунок, потом текст. Интерес к птицам постепенно становился менее книжным, все более жизненным. Саша наблюдает за ними, подкармливает, знакомится с повадками птиц в лесу.

    Саша очень  подвижный – это его характерная  черта, но она не мешает ему быть сосредоточенным на учебной стороне. Познание его по всем предметам отличаются конкретностью и точностью. У  доски Саша держится застенчиво, отрешенно, отвечать ему нелегко. В его речи, при всей ее быстроте, улавливается процесс движения мысли в применении причастных оборотов, сильно сокращающих  речь и быстро продвигающих мысль. Он не «выкладывает» то, что знает, а  затрудненно мыслит вслух. В его разговорной речи много юмора, выразительности и особого интереса к словам. Словарный запас большой, для него пока не существует языковых штампов. Письменные работы отличаются необычной краткостью. Недостаточность, бедность Сашиных строк становится особенно заметной при сопоставлении с сочинениями других учеников. Наукообразная сухость книги о птицах является стилем всех сочинений Саши. По поводу несоответствия устной и письменной речи: сочинения для Саши – уважаемая, серьезная работа с одной целью – передача нужного содержания. Он много читает, отдает предпочтение научно-исследовательской литературе, которая соответствует его научной склонности и познавательным интересам. Кроме того, затрудненное чтение научного текста приносит удовлетворение как умственная деятельность.

    Собранность, напряженность психики, готовность к умственной работе – постоянное свойство Саши. Он не знает, что такое  скука и что  такое лень, он способен заниматься 3-4 часа подряд, хотя сидит очень неспокойно, вертится, принимает неудобные позы. Он умеет  писать и читать в неблагоприятных  условиях. Замечательно его стремление завершить начатое дело до конца. Когда его отрывают от того, чем  он занят, он просит подождать немного, торопясь завершить хоть часть работы. Среди интеллектуальных качеств, прежде всего, обращает на себя внимание быстрота мыслительного процесса, которая, однако, не мешает устойчивой направленности внимания. Саша не только быстро соображает, но зачастую длительно развивает свои мысли. Он часто пользуется энциклопедией и словарем иностранных слов, то есть владеет некоторыми навыками самостоятельной работы. Саша не из числа открытых детей, тянущихся к людям, нуждающихся в ласке и поддержке. Тяга к умственной нагрузке, повышенная потребность в умственной деятельности – это основная его особенность.

    Важное интеллектуальное свойство Саши – высокая продуктивность ума (частое и неожиданное возникновение  новых мыслей). Он мгновенно переключается  на неожиданную точку зрения, не теряя при этом основное направление  рассуждений. Иногда кажется, что его  мысли идут сразу по нескольким направлениям. Из-за этого с ним разговаривать  бывает нелегко: приходиться быть настороже, чтобы правильно понять, не отстать. Таков Саша только в непринужденной беседе. Когда он сознает ответственность выступления, его логика не прерывается лишними замечаниями.

    Повышенная  активность Саши проявляется не только в умственных занятиях. Любому времяпровождению он отдает массу энергии. Ведь день его – деятельность, напряженная  трата сил. Во время прогулок его  неугомонная подвижность и жадный интерес ко всему окружающему  обращают на себя внимание прохожих. Обостренная  чуткость восприятия и быстрота реакций, обнаруживающие высокую мобилизованность психики – характернейшее свойство мальчика.

    В Саши много  детского. Единственная шаловливость и «психологическая наивность» не являются выражением недостатка. (Возвращаясь с прогулки, поднимаясь по лестнице, он неожиданно вставал на четвереньки и в таком виде передвигался целый пролет). Он ребенок и ни что детское ему не чуждо. Юный возраст сказывался и на школьных занятиях. При анализе литературных произведений он наивно понимает мотивацию героев. Видимо, вся сфера людских отношений, личных и общественных, воспринимается им по-детски: взрослые живут в своем мире, и он даже не посягает на то, чтобы разобраться в этом.

    Таким мальчик  был в дошкольном и младшем  школьном возрасте. Так началась его  необычная биография. Он с большим  опережением окончил школу, биолого-почвенный  факультет МГУ, участвовал во многих экспедициях, связанных с изучением  птиц, стал доктором биологических  наук. Его жизнь трагически оборвалась в возрасте 43 лет.  
     
     

         «Наташа очень ранний ребенок. До года она  развивалась гораздо быстрее  сверстников. Когда ей исполнился год, она уже знала алфавит, рисовала так, что можно было угадать изображение  и в общем- то вполне понятно изъяснялась. В полтора года знала наизусть много стихов, рисовала неплохо, знала все тончайшие цветовые оттенки (моя профессия — художник)... Говорила хорошо... считала до двадцати... В два года Наташа начала читать и писать. Рисовала уже хорошо... Речью она владела в этом возрасте совершенно свободно, как взрослый человек... В два года знала наизусть все книжки, которые мы ей читали. В 3-4 года считала до 100, решала задачи на сложение-вычитание в 2 или 3 действия, писала письма отцу... Правда, в этом возрасте я старалась ограничить Наташу в чтении, т.к. боялась, что она испортит глаза, а с 5 лет я все запреты сняла и девочка читала много. Наташа в этом возрасте увлекалась книгами для среднего и старшего школьного возраста, т.к. совсем детские книги мы прочитали ей еще до 3-х лет... Но с 3-х лет Наташа уже ходила в детский сад, поэтому у меня было мало возможностей с ней заниматься. Школа тоже не принесла особой радости. Я предложила ей выполнять задания вперед, но учительница запретила, заявив, что ей лишнее проверять не хочется. Переводить ее из класса в класс вперед я не решилась. Наташа невысокого роста, здоровьем не пышет; я представила, как она будет выглядеть среди нынешних акселератов... В первом-втором классе Наташа начала писать неплохие стихи, читала уже серьезную литературу (напр., Булгакова)...

Информация о работе Проявление одаренности у детей