По
мнению авторов (В.И. Зверева, К.М. Гуревич,
К.М. Левитан, И.В. Никишина, Ф.И. Фалюшина,
и др) оценку результатов любого исследования,
в том числе и исследование профессиональной
компетентности педагогов, необходимо
производить согласно выбранных уровней
и шкал.
Так
, например К.М. Левитан, М.М. Левина предлагает
следующие уровни профессиональной
компетентности: оптимальный, высокий,
критический, недопустимый.
В.И.Зверева
выделяет оптимальный, допустимый, критический,
недопустимый уровни профессиональной
компетентноти.
Л.И.Фалюшина
называет следующие уровни профессионального
развития педагогов: избыточно-достаточный;
необходимый и достаточный; необходимый,
но достаточный.
Достаточно
неординарный подход, предлагает автор
Ф.Фанч, представляя такие уровни компетентности:
неосознанная компетентнотсь , осознанная
некомпетентность, осознанная компетентность,
сверхосознанная компетентность.
Содержание
диагностического инструментария позволяет
более эффективно подойти к выявлению
начального уровня профессиональной компетентности
педагогов с позиции психолого-педагогических
знаний, методических умений и профессиональных
ценностных ориентаций.
Оценка
уровня профессиональной компетентности
педагога дошкольного учреждения даёт
возможность определить индивидуально-дифференцированные
маршруты профессионального развития
для каждого специалиста и общее представление
об уровне профессионала всего педагогического
коллектива учреждения.
Заключение
- Аминов
Н.А. Диагностика педагогических способностей.
М,; Воронеж, 1997.
- Большой толковый
социологический словарь. М., 1999 (составители:
Д.Джери, Дж. Джери).
- Большой энциклопедический
словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,
1997.
- Бурнард Ф.
Тренинг межличностного взаимодействия.
СПб., 2001.
- Гоноболин
Ф.Н. Психологический анализ педагогических
способностей. М.: Педагогика, 1962.
- Дьяченко
М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей
школы. Минск, 1981.
- Зимняя И.А.
Педагогическая психология. М., 2002.
- Концепция
модернизации российского образования
на период до 2010 года // Начальная школа
– 2002. - № 2.
- Коротаев
Е.В. Директор – учитель – ученик. Пути
взаимодействия. М., 2000.
- Кузьмина
Н.В. Очерки психологии труда учителя.
Л., 1967.
- Немов Ф.С.
Психология. М., 1994.
- Ожегов С.И.,
Шведова И.Ю. Толковый словарь русского
языка. М.: Язь, 1994.
- Панфилова
А.П. Деловая коммуникация в профессиональной
деятельности. СПб., 1999.
- Соколов
А.В. Введение в теорию социальной коммуникации.
СПб., 1986.
- Словарь
практического психолога. Минск, 1997.
- Сластенин
В.А. Педагогика, – М. – 2002.
- Хуторской
А.В. Ключевые компетентности как компонент
личностно-ориентированной парадигмы
образования // Народное образование. -2003.-№
2.
- Эльконин
Д.Б. Понятие компетентности с позицией
развивающего обучения. Красноярск. 2002.
- .Безрукова
В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993.
- Зимняя И.А.
Ключевые компетенции – новая парадигма
результата образования // Высшее образование
сегодня. 2003. № 5. С.35–41.
- 28.Костенко
Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной
деятельности. Киев, 1986 .
- 29.Леднев
В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные
образовательные стандарты в системе
общего образования: теория и практика.
М., 2002.
- Шекшня С.В.
Управление персоналом современной организации:
учеб.-практ. пособие. 3-е изд., перераб.
и доп. М., 1998.
- Шишов C.Е.,
Агапов И.Г. Компетентностный подход к
образованию: прихоть или необходимость?
// Стандарты и мониторинг в образовании.
2002, март-апрель. С.58–62.
- Байденко
В.И. Компетентностный подход к проектированию
государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования
(методологические и методические вопросы):
Метод. пособие. М., 2005. 285 с.
- Болонский
процесс: нарастающая динамика и многообразие
/ Под науч. ред. В И. Байденко. М.: Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов,
2002. 408 с.
- Адольф В.
А. Теоретические основы формирования
профессиональной компетентности учителя:
Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.
- Винокуров
А. И. Мотивация к самообразованию и система
повышения квалификации учителя // Развитие
дополнительного педагогического образования
в России: Проблемы и перспективы: Материалы
юбилейной науч.-практ. конф. - М., 1998.
- Гершунский
Б. С. Философия образования для XXI века.
- М., 1997.
- Годник С.
М. О сущности профессионально - педагогической
деятельности // Приобщение к педагогической
профессии: практика, концепции, новые
структуры. - Воронеж, 1992.
- Журавлев
В. И. Педагогика в системе наук о человеке.
- М., 1990.
- Козберг
Г. А. Формирование профессиональной компетентности
учителя в первоначальной педагогической
деятельности: Автореф. дис. канд. пед.
наук. - Воронеж, 2000.
- Кузьмина
Н. В. Очерки психологии труда учителя.
- П., 1987.
- Кузьмина
Н. В. Профессионализм личности преподавателя
и мастера производственного обучения.
- М., 1990.
- Леонтьев
А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.
- М., 1997.
- Маркова
А. К. Психология профессионализма. - М.,
1996.
- Селезнева
Н. А. Социальные нормы по качеству развития
человека как цели образования и самообразования:
Тез. докл. междунар. науч.- метод. конф.
-Уфа, 1993.
- Сластенин
В. Ф., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая
подготовка современного учителя // Сов.
педагогика. - 1991. - № 10. 21.
- Сластенин
В. А. Интегративные тенденции в системе
психолого-педагогической подготовки
учителя // Приобщение к педагогической
профессии: практика, концепции, новые
структуры. - Воронеж, 1992.