Профессиональная компетентность педагога в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности педагога дошкольного учреждения.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть теоретические подходы к анализу развития профессиональной компетентности педагогов;
- выявить структуру и содержание профессиональной компетентности педагогов;

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ 7
1.1 Теоретические подходы к анализу профессиональной компетентности педагогов ДОУ 7
1.2 Структура и содержание профессиональной компетентности педагогов 18
1.3 Основные подходы к выделению критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности педагогов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

001Профессиональная компетентность как педагогическая проблема.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
 

 

Уровни  проявления критериев  профессиональной компетентности педагога

 

 

Высокий уровень Средний уровень Низкий  уровень
    Ценностно-смысловой (личностный) компонент

      Показатели: 1.Ценностное отношение к профессии; 2. Ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»; 3. Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.  

    
Ценностное  отношение к профессии ярко выражено;

осознает значимость     проявления собственной личности как профессионала и исследователя, а также значимость других людей и происходящих событий;

в высокой  степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному  росту.

 Ценностное  отношение к профессии выражено не ярко;

интерес к проявлению собственной личности как профессионала и исследователя, а также к другим людям и  событиям   носит непостоянный характер;

в средней  степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.             

 Ценностное  отношение к профессии выражено  слабо или не выражено;         интерес  к собственной личности  как профессионалу и исследователю,  а также к другим людям и  к событиям выражен слабо;

в низкой степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

    Гносеологический  компонент

      Показатели:1.Знания теоретических и методологических основ предметной области образования; 2. Знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов); 3. Знание требований, предъявляемых к современному учителю; 4. Широта и глубина дополнительных знаний. 

    
Обладает  знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной  области в полном объёме; хорошо осведомлен о  психолого-педагогических  способах решения проблем в  образовательной деятельности;

владеет точными знаниями о современных  требованиях к учителю;

 проявляет

ярко  выраженную потребность в постоянном пополнении знаний.

 Обладает  знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области не в полном объёме;

недостаточно  хорошо осведомлён о психолого-педагогических  способах решения проблем в образовательной  деятельности;

владеет недостаточно точными знаниями о современных  требованиях к учителю;

потребность в  постоянном пополнении знаний выражена недостаточно.

  Обладает  знаниями теоретических и методологических  основ предметной образовательной  области слабо;

слабо осведомлёны о психолого-педагогических способах решения в образовательной деятельности; слабо владеет знаниями о современных требованиях к учителю; потребность в пополнении знаний не выражена.   

 

    Деятельностный  компонент (умения)

      Показатели: гностические; аналитические; проектировочные; коммуникативные; конструктивные; креативные; оценочные; информационные умения. 

    
Полностью осознается значимость владения коммуникативными умениями, интеллектуальными качествами; осуществляет анализ профессионального  поведения, ярко выражена потребность  в постоянном совершенствовании  профессиональной деятельности; учитель владеет проектной деятельностью. Осознается  значимость совершенствования коммуникативных  умений, однако они развиты недостаточно, все коммуникативные качества требуют  доработки и совершенствования, необходимо совершенствовать профессиональную и проектную деятельность. Слабо развиты  интеллектуальные умения; отсутствует  потребность в развитии коммуникативных  качеств, эти качества развиты слабо, не умеет размышлять вслух, убеждать, доказывать, высказывать свою точку  зрения; не стремится к проектной деятельности.
             
 

 

  Измерение и оценка  качества повышения  квалификации педагогов  (В.Н.Введенский; Л.Ф.Иванова).  

      По  мнению В.Н.Введенского ,  выявление объектов измерения качества тесно связано с проблемой целеполагания. В системе  педагогического образования налицо двойственность целевых ориентаций – личностная (как удовлетворение запросов и потребностей учителя) и профессиональная (реализация общественно-государственных требований к компетентности педагога). Поэтому должно проводится измерение обоих этих факторов»

      Непосредственно объектами измерения качества повышения  квалификации педагогов являются:

        o       проект образовательного процесса (оценка образовательной программы );

        o       процесс реализации этого проекта (оценка образовательного процесса по предложенным параметрам: мотивация учебных достижений, новизна содержания образования, характер методов и форм обучения, соответствие обучения «зоне ближайшего развития», организация самообразования, характер субъектных взаимоотношений, личная востребованность);

        o       образовательные результаты:

        1. профессиональная компетентность педагога;
        2. реализуемый им образовательный процесс;
        3. образовательные результаты его воспитанников.
    

 

       Технология  оценки развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации предложена Л.Ф.Ивановой  

     Оценка  уровня профессиональной компетентности педагогов

      (по Л.Ф. Ивановой)  

Параметры Критерии Показатели Инструментарий
Мотивационно-ценностный Отношение учителя  к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность) Личностный  смысл получения знаний;

Структура профессиональной мотивации;

Степень готовности реализовать полученные знания и  умения в послекурсовой педагогической деятельности

Анкеты-мониторы и тестовые задания
Когнитивно-праксеологический  Уровень развития профессиональных компетенций учителя (на входе):

психолого-педагогическая;

методическая;

лингвистическая;

социолингвистическая;

социокультурная;

дискурсивная;

страноведческая;

коммуникативная

Актуализация  знаний при решении познавательных и практических задач;

Применение знаний в новых ситуациях;

Объем умений, полнота  их профессионального свойства и  интегративность

Эмоционально-процессуальный Удовлетворенность слушателей организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам учителя Удовлетворенность процессом обучения и его результатами
Когнитивно-интегративный Уровень развития профессиональных компетенций учителя, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения  квалификации (на выходе):

психолого-педагогическая;

методическая;

лингвистическая;

социолингвистическая;

социокультурная;

дискурсивная;

страноведческая;

коммуникативная

Приращение  знаний;

Динамика развития компетенций;

Актуализация  знаний при решении познавательных и практических задач;

Применение знаний в новых ситуациях;

Объем умений, полнота  их профессионального свойства и интегративность  

  

 

      Мониторинг  процесса развития профессиональной компетентности педагога в системе повышения  квалификации структурно включает следующий  комплекс компонентов и квалиметрических показателей:     

    1. Мотивационно-ценностный компонент (позволяет судить об отношении учителя к усвоению новых знаний, готовности к обучению и профессионально-личностному развитию).     
    2. Когнитивно-праксеологический компонент (отражает уровень развития профессиональных компетентостей педагога, определяемых в начале курсовой подготовки).      
    3. Эмоционально-процессуальный компонент (показывает уровень удовлетворенности слушателей курсов организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам учителя).     
    4. Когнитивно-интегративный компонент (уровень профессиональных компетентностей, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения квалификации (на выходе).

      При этом подлежат наблюдению и учитываются следующие показатели:

        o       приращение знаний;

        o       актуализация знаний при решении практических задач;

        o       применение знаний в новых ситуациях;

        o       объем умений, полнота их операционального свойства и интегративность;

        o       структура профессиональной мотивации;

        o       динамика развития компетентностей;

        o       личностный смысл получения знаний, удовлетворенность процессом обучения и его результатами;

        o       степень готовности реализовать полученные знания и умения в своей педагогической деятельности.

      Основными формами и методами сбора необходимой  информации, по мнению автора, являются анкеты-мониторы (самоанализ своих  продвижений, своей мотивационной  сферы, профессиональных затруднений, уровня профессиональных компетентностей и др.) и тестовые задания (определяется уровень владения знаниями в области предмета).

      Предложенный  подход к оценке роста профессиональной компетентности в процессе обучения  представляет интерес. Однако в связи  с тем, что выводы об уровне продвижений делаются на основе тестирования и самоанализа педагогов, считают полученные данные не совсем объективными.

      В связи с этим возникает необходимость  разработки показателей и инструментария, позволяющих осуществлять диагностику  уровня профессиональной компетентности . 

 

Подход  Т.Г. Браже.

      Убедительным  представляется определение и подход предложенные Т.Г. Браже.

    Оценка  выполнения заданий диагностических  и обучающих методик (разработанных  под руководством Т.Г. Браже), направленных на повышение и оценку профессиональной компетентности, позволяет получать надежные, валидные и достоверные результаты. Для отдельной педагогов предлагается такая форма диагностики, как создание практико-ориентированного проекта.

      На  основе этого Т.Г. Барже выделил основные параметры профессиональной компетентности, подлежащие оценке:

    -         мотивационно-ценностный;

    -         когнитивно-деятельностный;

  • эмоционально-процессуальный.

    Оценка  уровня профессиональной компетентности педагога

    (по  Т.Г.  Барже) 

Параметры Критерии Показатели Инструментарий
Мотивационно-ценностный Отношение учителя  к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному  развитию (мобильность) Личностный  смысл получения знаний,

Структура профессиональной мотивации;

Степень готовности реализовать полученные знания и умения в послекурсовой педагогической деятельности

Анкеты
Когнитивно-деятельностный Результативность  деятельности учителя,

наличие у него осознанных критериев оценки этих результатов, умение применять  их на практике. 

  Наличие устойчивых значительных результатов в обучении и воспитании школьников.

  Глубина и обоснованность анализа результативности деятельности учителя. Уровень подготовки учащихся.

  Глубина, логичность, обоснованность выводов  о направлениях совершенствования профессиональной деятельности.

  Степень самокритичности учителя. Направленность самообразования учителя (узко профессиональная, широко личностная). 

  
Комплект диагностических  и обучающих методик
  Уровень теоретических  знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета, готовность и способность соотнести с ними свою практику, совершенствовать именно на их основе практическую работу     Владение  имеющимися традиционными решениями профессиональных задач.

  Новизна методических приемов, новаторство учителя.

  Знание  новой литературы в области предмета и методики его преподавания, владение знаниями в области истории методики.

  Умение  анализировать проблемно полученную из профессиональной литературы информацию.

  Умение  понять методическую идею и оценить её.

  Умение  оказать методическую помощь при  затруднениях школьников.

 
  Уровень включенности в инновационные решения и  их обоснованность.    Качество  представленных разработок (глубина, научная  обоснованность, практическая значимость, последовательность изложения материала).

  Уровень осмысления проблемы (понимание значимости интеграции, знание ее основных типов  и направлений; решение проблемы на практическом уровне).

  Качество  представленных образцов имеющихся  новых практических решений актуальных проблем преподавания (точность в выборе проблемы; глубина, научная обоснованность, практическая значимость разработок).  

  
 
  Умение профессионально  грамотно анализировать не только свой опыт, но и опыт коллег    Качество  анализа опыта коллег (знание опыта коллег, умение изучить и сопоставить по точно выбранной проблеме, выделить общее и специфическое в их деятельности, убедительно аргументировать выводы).  
  Владение методами педагогического исследования.   Уровень овладения комплексом исследовательских умений (понимание, использование в практике, обоснованность суждений).

  Качество  исследовательской программы, представленной учителем:

  • —       актуальность выдвинутой проблемы;
  • —       научная обоснованность;
  • —   самостоятельность в ее разработке;
  • —   новизна, практическая значимость.
 
  Владение профессионально-речевой  культурой, включенность в другие области  духовной культуры как показатель богатства  личности педагога   Разносторонность  интересов, развитие  профессиональной речи педагога   
  Знание основ педагогики, психологии и философии     
Эмоциональ

но-процессуальный

Удовлетворенность слушателей организационно-педагогическими  условиями процесса обучения, содержанием  занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом  профессиональным потребностям и интересам педагога Удовлетворенность процессом обучения и его результатами Анкеты
  

 

Подход  П.И. Третьякова к  оценке профессиональной

компетентности  педагога  

Параметры Критерии
    Показатели
Инструментарий
Гностические (исследовательские) и самообразовательные компетенции   
Применение  методов и технологий выявления  зависимости между целью, содержанием, условиями, объектами образовательного процесса и результатами                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  •  находить необходимую образовательную информацию;               
  • ставить цели, планировать, организовывать свой индивидуальный процесс образования и траекторию личностного развития других субъектов образовательного процесса;                
  • выявлять, решать, контролировать и корректировать проблемы своего самообразования;               
  • находить и извлекать пользу из опыта;              
  • оценивать эффективность и результативность полученного образования;               
  • исследовать достоинства и недостатки в деятельности, в системе отношений;               
  • исследовать факторы продуктивного образования, анализировать состояние проблемного поля в теории и практике;               
  • исследовать факторы, влияющие на самоорганизацию участников образовательного процесса;                
  • исследовать достоинства и недостатки собственной деятельности;            
  • опираться на сильные стороны своей личности в решении проблем.
Анкетирование;

Тестирование;

Экзамен;

Самодиагностика;

Обобщение опыта

Организационно-коммуникативные  компетенции Построение  оптимальной модели взаимоотношений  и взаимодействия между всеми  субъектами образовательного процесса и эффективной личностной самоорганизацией
  • организовывать собственную деятельность, связанную с решением образовательных задач;
    организовывать взаимодействие, взаимопомощь и поддержку между всеми участниками образовательного процесса;              
  • эффективно распределять свое время и время участников образовательного процесса на различные виды деятельности;               
  • использовать косвенное влияние на организацию деятельности всех участников образовательного процесса;                
  • обучать самоорганизации деятельности участников образовательного процесса;               
  • строить взаимоотношения на основе реализации программ развития (самостоятельность, уверенность в своих силах и др.);               
  • стимулировать к развитию;               
  • обучать общению (умению устанавливать контакты, согласовывать действия, слушать и слышать других, разрешать конфликты и др.);               
  • принимать решения, ответственность;
  •   применять компьютерные технологии.
Деловая игра
Конструктивно-проектировочные  компетенции Владение теоретическими методами действий при разработке целостного процесса и учебных занятий на основе прогрессивных педагогических технологий
  • составлять личностную самообразова        тельную программу (план);
  • составлять образовательную программу
  • составлять технологические карты прохождения учебного материала;
  • устанавливать внутри-, междисциплинарные и цикловые связи изучаемых дисциплин;
  • проектировать модульную и мультипрофильную организацию УВП;
  • определять наиболее рациональные формы, методы и технологии образовательного процесса;
  • выбирать наиболее рациональную структуру целостного процесса;
  • определять наиболее продуктивную структуру учебного занятия;
  • 9) развивать личностную и коллективную рефлексии.
Практико –  ориентированный проект
Социально – личностные компетенции Определение личностных и общественных целей
  • 1)                  критически рассматривать явления и события в мире, России, том или ином регионе;
  • 2)                  определять связи прошлого, настоящего и будущего;
  • 3)                  оценивать социальные и личностные тенденции, связанные со здоровьем, окружающей средой, потреблением различных видов ресурсов;
  • 4)                  входить в дискуссию и вырабатывать свое мнение;
  • 5)                  преодолевать сложности, конфликты;
  • 6)                  самовыражать себя и свои лучшие качества.
Анкетирование;

Собеседование;

Дискуссия;

Деловая игра 

Адаптивные  компетенции Способность справиться с ситуациями современными и прогнозируемыми
  • использовать новую информацию для обновления деятельности;                  
  • применять новые технологии для повышения эффективности труда;                 
  • проявлять терпимость, гибкость, стойкость перед быстрыми переменами;                 
  • проявлять готовность к преобразующей себя и других людей деятельности;                 
  • адекватно реагировать в плане личностного роста на изменения в социуме.
Круглый стол;

Деловые игры;

Анкетирование  

Информация о работе Профессиональная компетентность педагога в ДОУ