Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель исследования: выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности педагога дошкольного учреждения.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть теоретические подходы к анализу развития профессиональной компетентности педагогов;
- выявить структуру и содержание профессиональной компетентности педагогов;
Введение
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ 7
1.1 Теоретические подходы к анализу профессиональной компетентности педагогов ДОУ 7
1.2 Структура и содержание профессиональной компетентности педагогов 18
1.3 Основные подходы к выделению критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности педагогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||||||
Ценностно-смысловой
(личностный) компонент
Показатели: 1.Ценностное отношение к профессии; 2. Ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»; 3. Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. | |||||||||
Ценностное
отношение к профессии ярко выражено;
осознает значимость проявления собственной личности как профессионала и исследователя, а также значимость других людей и происходящих событий; в высокой
степени готов к проявлению личной
инициативы и дальнейшему |
Ценностное
отношение к профессии выражено не ярко;
интерес
к проявлению собственной личности
как профессионала и в средней
степени готов к проявлению личной
инициативы и дальнейшему |
Ценностное
отношение к профессии в низкой степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. | |||||||
Гносеологический
компонент
Показатели:1.Знания теоретических и методологических основ предметной области образования; 2. Знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов); 3. Знание требований, предъявляемых к современному учителю; 4. Широта и глубина дополнительных знаний. | |||||||||
Обладает
знаниями теоретических и владеет точными знаниями о современных требованиях к учителю; проявляет ярко выраженную потребность в постоянном пополнении знаний. |
Обладает
знаниями теоретических и методологических
основ предметной образовательной области
не в полном объёме;
недостаточно
хорошо осведомлён о психолого-педагогических
способах решения проблем в владеет недостаточно точными знаниями о современных требованиях к учителю; потребность в постоянном пополнении знаний выражена недостаточно. |
Обладает
знаниями теоретических и слабо
осведомлёны о психолого-
| |||||||
Деятельностный
компонент (умения)
Показатели: гностические; аналитические; проектировочные; коммуникативные; конструктивные; креативные; оценочные; информационные умения. | |||||||||
Полностью осознается значимость владения коммуникативными умениями, интеллектуальными качествами; осуществляет анализ профессионального поведения, ярко выражена потребность в постоянном совершенствовании профессиональной деятельности; учитель владеет проектной деятельностью. | Осознается
значимость совершенствования |
Слабо развиты интеллектуальные умения; отсутствует потребность в развитии коммуникативных качеств, эти качества развиты слабо, не умеет размышлять вслух, убеждать, доказывать, высказывать свою точку зрения; не стремится к проектной деятельности. | |||||||
Измерение и оценка
качества повышения
квалификации педагогов
(В.Н.Введенский; Л.Ф.Иванова).
По мнению В.Н.Введенского , выявление объектов измерения качества тесно связано с проблемой целеполагания. В системе педагогического образования налицо двойственность целевых ориентаций – личностная (как удовлетворение запросов и потребностей учителя) и профессиональная (реализация общественно-государственных требований к компетентности педагога). Поэтому должно проводится измерение обоих этих факторов»
Непосредственно объектами измерения качества повышения квалификации педагогов являются:
o проект образовательного процесса (оценка образовательной программы );
o процесс реализации этого проекта (оценка образовательного процесса по предложенным параметрам: мотивация учебных достижений, новизна содержания образования, характер методов и форм обучения, соответствие обучения «зоне ближайшего развития», организация самообразования, характер субъектных взаимоотношений, личная востребованность);
o образовательные результаты:
Технология
оценки развития профессиональной компетентности
педагога в процессе повышения квалификации
предложена Л.Ф.Ивановой
Оценка уровня профессиональной компетентности педагогов
(по Л.Ф. Ивановой)
Параметры | Критерии | Показатели | Инструментарий |
Мотивационно-ценностный | Отношение учителя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность) | Личностный
смысл получения знаний;
Структура профессиональной мотивации; Степень готовности реализовать полученные знания и умения в послекурсовой педагогической деятельности |
Анкеты-мониторы и тестовые задания |
Когнитивно-праксеологический | Уровень развития
профессиональных компетенций учителя
(на входе):
психолого-педагогическая; методическая; лингвистическая; социолингвистическая; социокультурная; дискурсивная; страноведческая; коммуникативная |
Актуализация
знаний при решении познавательных
и практических задач;
Применение знаний в новых ситуациях; Объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность | |
Эмоционально-процессуальный | Удовлетворенность слушателей организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам учителя | Удовлетворенность процессом обучения и его результатами | |
Когнитивно-интегративный | Уровень развития
профессиональных компетенций учителя,
формирующийся в результате прироста
знаний и умений в процессе повышения
квалификации (на выходе):
психолого-педагогическая; методическая; лингвистическая; социолингвистическая; социокультурная; дискурсивная; страноведческая; коммуникативная |
Приращение
знаний;
Динамика развития компетенций; Актуализация знаний при решении познавательных и практических задач; Применение знаний в новых ситуациях; Объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность |
Мониторинг процесса развития профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации структурно включает следующий комплекс компонентов и квалиметрических показателей:
При этом подлежат наблюдению и учитываются следующие показатели:
o приращение знаний;
o актуализация знаний при решении практических задач;
o применение знаний в новых ситуациях;
o объем умений, полнота их операционального свойства и интегративность;
o структура профессиональной мотивации;
o динамика развития компетентностей;
o личностный смысл получения знаний, удовлетворенность процессом обучения и его результатами;
o степень готовности реализовать полученные знания и умения в своей педагогической деятельности.
Основными формами и методами сбора необходимой информации, по мнению автора, являются анкеты-мониторы (самоанализ своих продвижений, своей мотивационной сферы, профессиональных затруднений, уровня профессиональных компетентностей и др.) и тестовые задания (определяется уровень владения знаниями в области предмета).
Предложенный подход к оценке роста профессиональной компетентности в процессе обучения представляет интерес. Однако в связи с тем, что выводы об уровне продвижений делаются на основе тестирования и самоанализа педагогов, считают полученные данные не совсем объективными.
В связи с этим возникает необходимость разработки показателей и инструментария, позволяющих осуществлять диагностику уровня профессиональной компетентности .
Подход Т.Г. Браже.
Убедительным представляется определение и подход предложенные Т.Г. Браже.
Оценка выполнения заданий диагностических и обучающих методик (разработанных под руководством Т.Г. Браже), направленных на повышение и оценку профессиональной компетентности, позволяет получать надежные, валидные и достоверные результаты. Для отдельной педагогов предлагается такая форма диагностики, как создание практико-ориентированного проекта.
На основе этого Т.Г. Барже выделил основные параметры профессиональной компетентности, подлежащие оценке:
- мотивационно-ценностный;
- когнитивно-деятельностный;
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога
(по Т.Г. Барже)
Параметры | Критерии | Показатели | Инструментарий |
Мотивационно-ценностный | Отношение учителя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность) | Личностный
смысл получения знаний,
Структура профессиональной мотивации; Степень готовности реализовать полученные знания и умения в послекурсовой педагогической деятельности |
Анкеты |
Когнитивно-деятельностный | Результативность
деятельности учителя,
наличие у него осознанных критериев оценки этих результатов, умение применять их на практике. |
Наличие
устойчивых значительных результатов
в обучении и воспитании школьников.
Глубина и обоснованность анализа результативности деятельности учителя. Уровень подготовки учащихся. Глубина, логичность, обоснованность выводов о направлениях совершенствования профессиональной деятельности. Степень самокритичности учителя. Направленность самообразования учителя (узко профессиональная, широко личностная). |
Комплект диагностических и обучающих методик |
Уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета, готовность и способность соотнести с ними свою практику, совершенствовать именно на их основе практическую работу | Владение
имеющимися традиционными решениями профессиональных
задач.
Новизна методических приемов, новаторство учителя. Знание новой литературы в области предмета и методики его преподавания, владение знаниями в области истории методики. Умение
анализировать проблемно Умение понять методическую идею и оценить её. Умение оказать методическую помощь при затруднениях школьников. |
||
Уровень включенности в инновационные решения и их обоснованность. | Качество
представленных разработок (глубина, научная
обоснованность, практическая значимость,
последовательность изложения материала).
Уровень осмысления проблемы (понимание значимости интеграции, знание ее основных типов и направлений; решение проблемы на практическом уровне). Качество представленных образцов имеющихся новых практических решений актуальных проблем преподавания (точность в выборе проблемы; глубина, научная обоснованность, практическая значимость разработок). |
||
Умение профессионально грамотно анализировать не только свой опыт, но и опыт коллег | Качество анализа опыта коллег (знание опыта коллег, умение изучить и сопоставить по точно выбранной проблеме, выделить общее и специфическое в их деятельности, убедительно аргументировать выводы). | ||
Владение методами педагогического исследования. | Уровень
овладения комплексом исследовательских
умений (понимание, использование в практике,
обоснованность суждений).
Качество исследовательской программы, представленной учителем:
|
||
Владение профессионально- |
Разносторонность интересов, развитие профессиональной речи педагога | ||
Знание основ педагогики, психологии и философии | |||
Эмоциональ
но-процессуальный |
Удовлетворенность
слушателей организационно- |
Удовлетворенность процессом обучения и его результатами | Анкеты |
Подход П.И. Третьякова к оценке профессиональной
компетентности
педагога
Параметры | Критерии |
|
Инструментарий |
Гностические
(исследовательские) и самообразовательные
компетенции |
Применение
методов и технологий выявления
зависимости между целью, содержанием,
условиями, объектами образовательного
процесса и результатами |
|
Анкетирование;
Тестирование; Экзамен; Самодиагностика; Обобщение опыта |
Организационно- |
Построение оптимальной модели взаимоотношений и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса и эффективной личностной самоорганизацией |
|
Деловая игра |
Конструктивно-проектировочные компетенции | Владение теоретическими методами действий при разработке целостного процесса и учебных занятий на основе прогрессивных педагогических технологий |
|
Практико – ориентированный проект |
Социально – личностные компетенции | Определение личностных и общественных целей |
|
Анкетирование;
Собеседование; Дискуссия; Деловая игра |
Адаптивные компетенции | Способность справиться с ситуациями современными и прогнозируемыми |
|
Круглый стол;
Деловые игры; Анкетирование |
Информация о работе Профессиональная компетентность педагога в ДОУ