Профессиональная компетентность педагога в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности педагога дошкольного учреждения.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть теоретические подходы к анализу развития профессиональной компетентности педагогов;
- выявить структуру и содержание профессиональной компетентности педагогов;

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ 7
1.1 Теоретические подходы к анализу профессиональной компетентности педагогов ДОУ 7
1.2 Структура и содержание профессиональной компетентности педагогов 18
1.3 Основные подходы к выделению критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности педагогов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

001Профессиональная компетентность как педагогическая проблема.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать  новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Считая возможным использовать приведенные виды профессиональной компетентности к задачам оценки профессионализма педагога.

     По  мнению авторов (Зеер Э.Ф., Годник С.М., Дёмин  В.А. ) Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то обучение в системе повышения квалификации – как процесс развития и углубления профессиональной компетентности, прежде всего, высших ее составляющих.

     Авторы  А.С.Белкин, Л.И.Фалюшина, С.В.Кочнева, Л.П.Бабанский  считают что следует различать  психологический смысл понятий  «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него нé опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация – это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющий специалисту выполнять работу на определенном рабочем месте. Специалист приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт.

     Понятие «профессионализм» является более  широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом по мнению А.Н.Леонтьева – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата.

     . Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности.

Традиционно цели образования определялись набором  знаний, умений, навыков, которыми должен владеть педагог. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным образовательным учреждениям дошкольного типа) нужны не всезнайки и болтуны, а квалифицированные педагоги, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

   С.Е. Шишов определяет «компетенцию»  как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря  обучению. По его мнению, компетенция  не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, она рассматривается как возможность установления связей между знаниями и ситуацией .

   В частности, А.Г. Никифоров в своих  работах рассматривает компетентность в широком и узком смысле слова. Широкое толкование при этом имеет  три стороны:

как методологический принцип руководства и управления;

как форма  проявления сознательной общественной активности;

как элемент  социальной роли руководства.

В узком  смысле слова компетентность связана  с отраслевой спецификой управленческой деятельности.

   Ю.Ф. Майсурадзе осуществил анализ различных подходов к определению компетентности и в результате этого разделил их на три основные группы:

1) определение  компетентности как знания дела, науки управления;

2) включение  в содержание компетентности  уровня образования, опыта работы по специальности, стажа работы в должности;

3) рассмотрение  компетентности во взаимосвязи  знаний и способов реализации  их на практике.

   Собственные размышления по поводу определения  понятия «компетентность» приводят автора к необходимости разведения понятий «компетентность» и «компетенция». Он определяет компетенцию как полномочия, а компетентность как характеристику носителя этих полномочий. И приходит к выводу, что люди могут быть наделены компетенцией, но при этом не обладать компетентностью. Тогда задача оптимизации управления, по мнению автора, состоит в том, чтобы «привести в соответствие фактическую и официальную компетентность».

   М. Кяэрст также осуществил попытку  рассмотрения компетентности в психологической  концепции совершенствования управления. Он предложил рассматривать это понятие как состоящее из следующих компонентов:

1. Предпосылки  компетентности (способности, талант, знания, опыт, умелость, образование,  квалификация и т.д.).

2. Деятельность  человека (преимущественно работа) как процесс (её описание, структура, характеристика, признаки).

3. Результаты  деятельности (плоды труда, изменения  в объектах деятельности, количественные  и качественные параметры результатов,  а также встречающиеся в них  сдвиги).

Кроме того, данный автор формулирует несколько дефиниций, раскрывающих содержание понятия компетентности.

«Дефиниция 1: Компетентность выражает интеллектуальное соответствие лица тем задачам, решение  которых обязательно для работающего  на этой должности человека.

Дефиниция 2: Компетентность выражается в количестве и качестве задач, сформулированных и решаемых лицом в его основной работе (на основном отрезке труда или в области основных его функций).

Дефиниция 3: Компетентность является одним из основных компонентов личности или  совокупностью известных свойств личности, обусловливающих успех в решении основных задач.

Дефиниция 4: Компетентность является системой известных  свойств личности, выражающейся в  результативности решённых проблемных задач.

Дефиниция 5: Компетентность является одним из свойств проявления личности и заключается в эффективности решения проблем, встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации».

   С.В. Шекшня определяет компетенцию как  личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, освоению типов поведения и социальных ролей, как, например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления .

   Ведение этих понятий в педагогическую практику потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть педагоги дошкольного образования.

     Удовлетворение  потребностей общества требует от современного педагога высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих воспитанников, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д.

       В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования и развития профессионально компетентного специалиста.

     Определение педагога, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким  способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Одним из концептуально важных способов управления качеством подготовки педагогов и является реализация компетентностного подхода к модернизации содержания профессионального образования.

       Компетентностный подход означает  постепенную переориентацию доминирующей  образовательной парадигмы с  преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание  условий для овладения комплексом  компетенций, означающих потенциал,  способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

     Авторы  И.П. Третьяков, М.М. Поташник, Л.П. Ильенко, В.П. Симонов, Т.И. Шамова утверждают, что проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего педагога, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный педагог оказывает позитивное влияние на формирование творческих воспитанников в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.

     В Концепции модернизации современного образования на 2010 г часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах».

     И все же вплоть до настоящего времени в европейском образовательном сообществе нет единого четкого и однозначно понимаемого определения понятия «компетентность» применительно к его использованию для описания желательного образа (профессионально-квалифицированной модели) педагога.

       Существуют различные подходы  к определению компетентности  педагога. Так, например, Н.Ф. Талызина, считает, что он должен соответствовать  трем составным частям: качеством,  знаниям, умениям.

     В их число входят:

  • качества: выражающие отношения к работе, трудолюбия, внимания, творческий подход;
  • характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;
  • умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;
  • административно-организаторские: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их;
  • характеризующие  отношение к людям: честность, воспитанность;
  • характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование.
  • знания: профессиональные по своей специальности, общая культура, информированность о профессиональной деятельности;
  • умения: решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать работе, планировать деятельности.

     В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

     В соответствии со словарными источниками  отличают синомически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание:

  • компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
  • компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

     При анализе научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:

  • политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
  • компетенции, качающиеся жизни в обществе, признанные препятствовать распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;
  • компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни;
  • компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости;
  • компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

     В психолого-педагогическом словаре  понятия «компетентность» связано  с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю с  И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция»  имеет следующее значение: «Круг  полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении».

Информация о работе Профессиональная компетентность педагога в ДОУ