Профессиональная компетентность педагога в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности педагога дошкольного учреждения.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть теоретические подходы к анализу развития профессиональной компетентности педагогов;
- выявить структуру и содержание профессиональной компетентности педагогов;

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ 7
1.1 Теоретические подходы к анализу профессиональной компетентности педагогов ДОУ 7
1.2 Структура и содержание профессиональной компетентности педагогов 18
1.3 Основные подходы к выделению критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности педагогов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

001Профессиональная компетентность как педагогическая проблема.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     Представленные  структуры деятельности педагога дошкольного  образования включает в себя: перечень сфер и объектов профессиональной деятельности, раскрытие основных ее видов, и является основой для квалификационных характеристик будущего педагога. Следовательно, структура деятельности проецирует на процесс профессиональной подготовки будущего специалиста и становится образцом и аналогом его деятельности, а также задает содержание и формы соответствующей профессиональной деятельности педагога.

     С этой целью авторы как B.C. Безрукова , Е.М. Борисова , Б.Т. Лихачев , Г.Б. Скок , В.А. Сластенин , С.А. Смирнов , О.М. Шиян , С.Д. Шевченко  и др.  
определили содержание специальных для педагога дошкольного образования  профессиональных компетентностей:               

  организационно-управленческие:

    ·                устанавливает профессиональный и личностный контакт с детьми дошкольного возраста;

    ·                способствует созданию благоприятной среды для развития и образования дошкольника;

    ·                устанавливает гуманные отношения между участниками педагогического процесса, основанные на диалогическом взаимодействии и эмоциональном контакте с детьми дошкольного возраста;

    ·                мотивирует  на совместную деятельность;

    ·                координирует взаимодействие между сотрудниками ДОУ;

    ·                устанавливает связи с общественностью;

    ·                мотивирует родителей на взаимодействие с педагогами ДОУ; аргументировано и доступно раскрывает специфику развития и обучения дошкольника);

    ·                осуществляет планирование деятельности;

    ·                систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

    ·                обеспечивает охрану жизни и здоровья детей ;

    ·                    владеет способностью педагогического анализа;

    ·                    принимает участие в лицензировании, аттестации, аккредитации ДОУ;

    ·                    применяет экспертную оценку работы педагогов и администрации ДОУ;

    ·   анализирует развивающую среду и социально-технические условия ;

    ·   моделирует образовательные и педагогические ситуации в ДОУ.

    ·   использует требования к оснащению и оборудования помещений ДОУ;

    ·   использует санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;   

      образовательные:

    ·                понимает значимость ребенка в системе общественных отношений;

    ·                осуществляет образовательный процесс, направленный на развитие и образование ребенка в период дошкольного детства;

    ·                владеет вариативным арсеналом воспитательных подходов и технологий;

    ·                реализовывает личностно-ориентированный подход в работе с дошкольниками, т.е. владеет и может применить диагностические методики, направленные на изучение личности дошкольника;

    ·                проектирует направления развития личности дошкольника, т.е., определяет основные тенденции и направления личностного развития ребенка, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

    ·                отбирает содержание образования, т.е. опирается в отборе содержания на нормативные документы в области образования (Ф Г Т, образовательную программу);

    ·                использует современные образовательные технологии;

    ·                определяет критерии эффективности в применении образовательных и воспитательных технологий;

    ·                способствует социализации детей;

    ·                способствует формированию общей культуры личности детей ;

    ·                конструирует различные формы психолого-педагогической деятельности;

    ·                обладает способностями к рефлексии и саморефлексии деятельности.           

 научно-исследовательские:

    ·                строит программу своего профессионального самосовершенствования в области деятельности и в соответствии с инновационными направлениями в исследовании проблемы образования детей дошкольного возраста;

    ·                участвует и организовывает деятельность методических объединений и другие виды методической работы.

    Таким образом содержание профессиональной компетентности  многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов. На основе компетентностного подхода  и был  смоделировали образ современного педагога дошкольного образования, определяющую его профессиональную компетентность как уровень знаний и профессионализма, позволяющих принимать правильные решения в конкретной педагогической ситуации с целью содействия благополучного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. А перечисленные выше компетентности составляют профессиональную направленность педагога дошкольного профиля, на основе которой он осуществляет свои педагогические функции и решает стоящие перед ним профессиональные задачи. 

    1.   Основные подходы  к выделению критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности педагогов
 

    В условиях поступательно-динамичного развития общества всё более востребованными  становятся новые подходы в организации  образовательного процесса. Одним из них как мы уже указывали, является компетентноносный. Очевидно, что развитие развитие профессиональной компетентности педагогов будет проходить наиболее эффективно, если мы научимся грамотно её оценивать. Многие исследователи «В.И.Зверева, В.В. Лисивенко, Е.А. Перенкова, Г.В.Синцеваи др.» отмечают, что профессиональные умения и знания педагогов подлежат количественному измерению, а профессиональные ценности, свойства и качества личности педагога не поддаются количественному измерению, и поэтому они предлагают для практики измерения качественного метода: формализованного описания с помощью профессиональных характеристик и признаков.

   В месте с тем отмечаем, что в  настоящее время из самых острых проблем является проблема измерений  профессиональной компетентности педагога: выделение объекта изучения, построение модели соответственно цели изучения, определение критериев и показателей профессиональной компетентности педагога, выбор диагностического инструментария, наблюдения или проектирования динамики изменений педагога .

   И основная трудность не только инструментальная, но и теоретическая- в точной постановке задачи.

   Трудности такого рода в практической деятельности дошкольного образовательного учреждения приводят к получению не сопоставимых результатов, не дающих возможности выявить истинную ситуацию профессиональной подготовленности педагога и динамики её изменения. При организации измерений важно решить следующие проблемы: Каковы измеряемые качества (характеристики)? Какими должны быть измерители? Какова будет шкала измерений «порядка, наименований, отношений, интервальная»? Какой статестический критерий выбрать для сравнения результатов двух или более измерений ?

      Реализация  компетентностного подхода под  новым углом зрения рассматривает  проблему качества подготовки специалистов. Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына). Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.

      Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. 

      Рассмотрим   основные подходы к выделению критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности педагогов:   

    Деятельностный  подход.

      В современных условиях формирование профессиональной компетентности учителей в системе повышения квалификации является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной подготовки и обусловлено синтезом профессиональных знаний (гносеологический компонент), ценностных отношений (ценностно-смысловой компонент) и специальных умений (деятельностный компонент).

      Гносеологический  компонент профессиональной компетентности современного педагога включает: знания теоретических и методологических основ определенных наук; знание истории и философии науки; знание педагогических основ современной школы; знание современных информационных технологий; знание требований, предъявляемых к современному учителю; знание нормативных документов, касающихся подготовки педагогических кадров; широта и глубина дополнительных знаний.

      Ценностно-смысловой (личностный)  компонент  профессиональной компетентности современного педагога включает: готовность к проявлению личной инициативы; ценностное отношение к профессии; готовность работать в группе (например, исследовательской); ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь».

      Деятельностный  компонент (умения) профессиональной компетентности педагога включает следующие умения: гностические; аналитические; проектировочные; коммуникативные; конструктивные; креативные; оценочные; информационные.

Критерии  и показатели профессиональной компетентности педагога

(деятельностный  подход)   

Параметр Критерии Показатели Инструментарий
Профессиональная  компетентность  
Ценностно-смысловой               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-    ценностное  отношение к профессии;

-ценностное  отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»; 3. Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

-тестирование;

- опрос (анкетирование;  беседа);

-эксперимент.              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гносеологический                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-знания теоретических  и методологических основ предметной  области образования;        -знание психолого-педагогических  основ современного образования  (в том числе нормативных документов);

- знание  требований, предъявляемых к современному учителю;

- широта  и глубина дополнительных знаний.  

- тестирование;

- анкетирование;

-изучение и  обобщение опыта;

- наблюдение. 

Деятельностный   - изучение продуктов деятельности учителей;

- тренинги;

-исследовательские  работы учителей;

-проектные работы  учителей;

-анкетирование,  беседа.

Информация о работе Профессиональная компетентность педагога в ДОУ