Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать эффективность педагогической деятельности за межаттестационный период по формированию орфографической зоркости учащихся начальной школы при изучении состава слова.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить наиболее эффективные методы и приемы, подобрать оптимальные средства развития орфографической зоркости учащихся начальных классов.
3. Разработать и применить на практике систему упражнений по развитию орфографической зоркости младших школьников при изучении состава слова.

Содержание

Введение

Глава 1. Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период

Глава 2 Анализ условий и средств, повлиявших на результаты педагогического процесса
2.1. Теоретические основы формирования орфографической зоркости младших школьников
2.2. Формирование навыков безошибочного письма при изучении морфемного состава слова

Глава 3 Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

аналитический 1.doc

— 3.10 Мб (Скачать)

После изучения всех частей слова целесообразна система практических работ по моделированию структуры слова.

Заполнение клеток на основе знаний и умений по теме «Словообразо­вание»:

Приставка     Корень     Суффикс   Окончание

Начать эту работу целесообразно со слов, имеющих все 4 аффикса, на­пример, по-ход-к-а, с последующим усложнением вариантов. Преимущество такого подхода, во-первых, в практической подготовленности детей к осоз­нанию целостной, полной модели морфемного состава слова, который связы­вается со словообразованием; во-вторых, последующего рассмотрения вари­антов: с приставкой - без приставки, с суффиксом - без суффикса, с двумя суффиксами; позже с историческими чередованиями, с двумя-тремя суффик­сами или приставками, наконец, с двумя корнями.

Все случаи моделирования сопровождаются семантическим анализом, с использованием учебных словариков (толкового, словообразовательного, антонимического, этимологического). Слова вводятся в текст, активизируют­ся, используются в свободной речи, в сочинении.

На данном этапе формируется умение у учащихся производить морфемный анализ слова (разбор слова по составу). Важно, чтобы разбор слова по составу не проходил механически, чтобы слово не «разрубали» на части. Например, при выделении корня, учащиеся должны подбирать однокоренные слова, важно не ошибиться и не «спутать» похожий звуковой комплекс (теле­га, теленок; зависеть, виснуть и т.п.).

При разборе слова по составу важно подбирать не только родственные слова, но и слова одной и той же модели.

Например: белеть

1) Однокоренные слова- беленький, белый, белок;

2) Чернеть, синеть, алеть и др.

Привлечение к анализу слов одной модели обеспечивает правильное членение слова и дает возможность лучше определить значение слова. Морфемный анализ - один из эффективных приемов обогащения сло­варя младших школьников.

При разборе слова по составу выделяют:

1. Окончание.

2. Основа.

3. Корень.

4. Приставка.

5.Суффикс.

Составляется  памятка.

Морфемный разбор слова (разбор по составу).

1. Определить лексическое значение слова (его смысл).

2. Узнать часть речи.

3. Найти окончание. Для этого нужно изменить слово (один - много, по вопросам). Основа слова.

4. Найти корень. Для этого следует подобрать 2-3 однокоренных слова.

5. Найти приставу. Для этого надо подобрать 2-3 слова с этой приставкой.

6. Найти суффикс. Подобрать 2-3 слова с этим суффиксом (если дети могут).

7. Назвать все части слова и орфограммы в них.

Например:

Походка - манера ходить.

Это существительное, отвечает на вопрос: что?, ж.р. ед. ч.

Окончание -а, изменяю походка, походки, походкой.

Корень-ход-, т.к. однокоренные слова ходок, переход.

Приставка по-, слова: посадка, построил.

Суффикс -к-.

Орфограммы: по, гласная о, запоминаю, корень ход, согласная д, т.к. в однокоренном слове ходок после согласного звука идет гласный, суффикс -к- окончание - а.

Словообразовательный разбор - это выяснение, от чего и с помощью чего образованно слово. При словообразовательном разборе слова устанав­ливается последовательность присоединения суффиксов, приставок к данно­му слову в процессе образования слова.

План словообразовательного разбора.

1. Дать толкование лексического значения слова. Например, слово учительство имеет собирательное значение - множество учителей.

2. Сравнить состав данного слова с однокоренным: учительство-учитель, учить. Слово учительство образовано от слова учитель.

3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано: учи­тельство <— учитель.

Оно образовано с помощью суффикса -ств(о).

Между разбором слова по составу и словообразовательным разбором существует различие, которое наглядно представлено в следующей таблице:

Разбор слова по составу

 

Словообразовательный анализ

 

Учительство 

 

 

Учительство - учитель

Водянистый

Водянистый - водяной

Присматриваться

 

Присматриваться - присматривать

 

Пренеприятный

 

Пренеприятный - неприятный

 

 

Как отмечалось выше, морфемный разбор слова является результатом словообразовательного анализа. Перед введением памятки разбора слова по составу необходимо познакомить уча­щихся с понятиями непроизводное слово («самое короткое» из всех однокоренных слов) и производное слово (состоящее из корня и аффикса (-ов)).

Четвертый этап – орфографический, на данном этапе происходит формирование орфографического навыка, основанного на знании о составе слова (правописание значимых частей сло­ва).

Задачи:

1. Заложить основу (теоретическую и практическую) в овладе­ние учащимися навыками правописания корня, приставки, суффикса, окончания различных частей речи.

2. Познакомить учащихся с основным принципом правописа­ния, который реализуется в учебниках - морфологический принцип правописания.

3. Познакомить учащихся с единым способом решения орфографической задачи в написании корней, приставок, оконча­ний.

4. Учить детей различать сходные орфографические явления, устанавливать взаимосвязи между знаниями, которые состав­ляют основу орфографического явления.

Методические приемы, используемые на данном этапе:

1.     Прием создания частично-поисковой ситуации, назначение которой состоит в изучении орфографических правил.

2.     Прием упражнений.

3.     Прием создания речевых ситуаций, когда ученик осознает, для чего ему нужно орфографическое правило, умение.

4.     Прием организации мыслительной деятельности.

Содержание этапа представлено орфографическими правилами.

Итак, значение изучения темы «Состав слова», по-моему, очень велико. Зна­ния о составе слова дают возможность детям овладеть одним из способов раскрытия значения слова, формируется умение быстро подбирать родст­венные слова, что позволяет ученикам овладеть одним из способов проверки ор­фограмм. Знание признаков каждой части слова, умение выделять эти части слова помогает школьникам:

1. Устанавливать способ образования слов на практике.

2. Осознано определять местоположение орфограммы в слове.

В практической деятельности использую разнообразные методические приемы:

                  Письмо с проговариванием.

                  Письмо с комментированием.

                  Заучивание правил с помощью игровых приёмов.

                  Орфографические минутки (слово + проверочное)

                  Подбор родственных слов (группы)

                  Составление таблиц, алгоритмов, схем- опор.

                  Работа по перфокартам.

                  Текст с «окошечками»

                  Текст. Найти орфограммы.

                  Текст для красного карандаша (с ошибками)

                  Мини - диктанты  (предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный, свободный, творческий, с обоснованием, словарные.

                  Разбор слов по составу.

                  Орфографические игры.

                  Орфографические задачи.

                  Творческие работы.

В практической работе использовались разнообразные упражнения на основе определенной этапности работы с различными частями слова:

1. Подбор однокоренных слов (рис.1);

2. Роль суффикса в образовании новых слов (рис. 2);

3. Подбор слов под морфемные схемы (рис. 3-4)

4. Составление словосочетаний под морфемные схемы (рис. 5).

 

Рисунок 1. Подбор однокоренных слов

Рисунок 2. Образование слов при помощи суффикса

 

Рисунок 3. Образование новых слов при помощи суффикса

 

Рисунок 4. Образование слов под морфемные схемы

Рисунок 5. Составление словосочетаний под морфемные схемы

 

Хорошо зарекомендовали себя различные упражнения, сгруппированные в соответствии с этапом формирования морфемного анализа слова, носящие творческий характер и направленные на отработку полученных знаний. Цели упражнений соответствуют целям каждого этапа и способствуют устранению описанных выше затруднений у младших школьников. Упражнения представлены в виде тестов, перфокарт, заданий с быст­рой проверкой (шифр), использую загадки с дальнейшим заданием - разобрать слово по составу, подбор слов по схемам, использую задания по вычленению из ряда слов «лишнего» слова, вычленение из каждой части слов нового слова (по значению), разработала грамматическое домино по теме «Состав сло­ва». Помимо обучающей цели, упражнения направлены на развитие памяти, внимания, наблюдательности, творческих способностей учащихся начальной школы. В упражнениях представлены различные виды работы со словом, словосочетанием, предложением, текстом.

Упражнения могут быть использованы как в индивиду­альной, так и в групповой работе. Они помогают обеспечить формирование у школьников устойчивых навыков грамотного письма, и обогащают словар­ный запас.

С целью формирования умения ориентироваться в структуре слова, вычленять в слове разные типы языковых значений использую игровые упражнения:

1.     «Шифровальщик» - поиск или образование слов по модели;

2.     «Найди меня» - учащимся предлагается найти «спрятанное слово» по указанной модели или по данному однокоренному слову.

3.     «Волшебное дерево» - данный вид работы использую для накопления гнезд однокоренных слов, умения составлять ряд однокоренных слов по указанной форме.

4.     «Строитель» - формирует навык словообразования с учетом семантического значения морфем (приставки, суффикса).

5.     «Переводчик» - языковой анализ искусственно созданных фраз; это игровое упражнение является экспериментом  на уроке, в ходе которого дети улавливают содержание текста, построенного с помощью слов с вымышленными корнями, а понять смысл текста возможно только  с помощью словообразовательных  и грамматических значений морфем.

Навык структурного анализа состава слова успешно решается  и при анализе орфографических ошибок. С этой целью в классе ведется «Тетрадь Кола Двойкина». В тетрадь вносятся типичные ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах.

Очень важной и требующей постоянного усовершенствования является работа по исправлению учителем ошибок. Известно много приемов  в исправлении ошибок. Наиболее ценными следует признать те, которые обеспечивают осознание учащимися допущенных ими ошибок:

1.                 Очень эффективным явился прием исправления ошибок, основанный на том, что мною, не исправляя, подчеркивается не отдельная орфограмма, а вся морфема (приставка, корень, суффикс), в которой ребенок допустил ошибку. Такое подчеркивание активизирует процесс самостоятельного поиска ошибки и способа ее проверки. 

2.                 Также часть ошибок на незнакомые или еще как следует не закрепленные правила, я исправляю сама, а другие же ошибки на правила, знакомые учащимся, оставляю без исправлений, помечая значком, предлагая детям самим найти ошибку и исправить ее. 

3.                 Использование памятки-алгоритма для работы над ошибками.

Следует также заметить, что работа по формированию орфографической грамотности должна быть совместной с родителями. Для родителей учащихся проводились консультации по организации орфографической работы с детьми в домашних условиях, проводились общешкольные и классные родительские собрания на темы «Культура домашнего чтения», «Стимулирование познавательной активности учащихся», «Особенности работы над ошибками в домашних условиях».

На основе анализа условий и средств, повлиявших на результаты педагогической деятельности, можно сказать, что формирование орфографической грамотности учащихся процесс достаточно длительный и индивидуальный, но его ускорение возможно, если учитель использует в своей практике эффективные методические приемы и средства, включает каждого ученика в процесс самостоятельной познавательной деятельности, организует совместную работу в сотрудничестве с родителями. 

 


Глава 3 Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период

Информация о работе Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период