Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа
Цель: проанализировать эффективность педагогической деятельности за межаттестационный период по формированию орфографической зоркости учащихся начальной школы при изучении состава слова.
Задачи:
1.     Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2.     Определить наиболее эффективные методы и приемы, подобрать  оптимальные средства развития орфографической зоркости учащихся начальных классов.
3.     Разработать и применить на практике систему упражнений по развитию орфографической зоркости младших школьников при изучении состава слова.
Введение
 
Глава 1.  Анализ результатов педагогической деятельности за    межаттестационный     период
 
Глава 2 Анализ условий и средств, повлиявших на результаты педагогического процесса
2.1. Теоретические основы формирования орфографической зоркости младших школьников
2.2. Формирование навыков безошибочного письма при изучении  морфемного состава слова
 
Глава 3 Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период
 
Заключение
 
Список литературы
Таблица 3
| Слова | Правильно написали (чел.) | Правильно выделили суффиксы (чел.) | Смешение а, о в суффиксах (чел.) | Смешение е, и в суффиксах (чел.) | Смешение твердых и мягких согласных (чел.) | Ошибки на смешение ш, щ в суффиксах | 
| Березовый | 39 | 31 | 51 | 
 | 
 | 
 | 
| Вазочка | 37 | 29 | 53 | 
 | 
 | 
 | 
| Зритель | 28 | 22 | 
 | 62 | 
 | 
 | 
| Братец | 41 | 24 | 
 | 49 | 
 | 
 | 
| Раздумывать | 42 | 
 | 
 | 
 | 48 | 
 | 
| Чудовище | 42 | 
 | 
 | 
 | 
 | 48 | 
| Зернышко | 60 | 20 | 
 | 
 | 
 | 30 | 
| Лисенок | 48 | 33 | 
 | 
 | 42 | 
 | 
| Слова | Ошибки на ударный гласный | Ошибки на проверяемые ударные гласные | Смешение е, и | Ошибки непроверяемые гласные | Неправильное употребление звонких и глухих согласных | Ошибки на удвоен. согласные | 
| Увидел | 37 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Покраснел | 
 | 42 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Волна | 
 | 56 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Земляной | 
 | 
 | 48 | 
 | 
 | 
 | 
| Забежал | 
 | 
 | 46 | 
 | 
 | 
 | 
| Собака | 
 | 
 | 
 | 39 | 
 | 
 | 
| Вопрос | 
 | 
 | 
 | 43 | 
 | 
 | 
| Робкий | 
 | 
 | 
 | 
 | 51 | 
 | 
| Морковь | 
 | 
 | 
 | 
 | 56 | 
 | 
| Комиссия | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 52 | 
| Миллион | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 63 | 
Итак, анализ срезовой работы показал, что основными причинами неграмотного письма являются: незнание правил; знание правила, но неумение их применять; дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки; отсутствует положительная мотивация; плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно.
Таким образом, необходима организация такой работы по формированию орфографической грамотности, которая позволяла бы развивать у младших школьников умения узнавать орфограмму, понимать и применять правила, развивать умения анализировать, синтезировать и оценивать правильность действий. Решение данной проблемы и стало основной задачей практико-внедренческого этапа исследования (2004-2008 гг.).
Второй этап (2004–2008г.г.) – практико-внедренческий, включал экспериментальную проверку гипотезы исследования, обобщение результатов работы и составление практических рекомендаций по формированию орфографической зоркости учащихся 1-4 классов.
Третий этап (январь-май 2008г.) - внедренческо-коррекционный, в ходе которого выявлялась эффективность опытно-экспериментальной работы.
Диагностика уровня грамотности учащихся проводилась в течение всех 4 лет обучения по результатам годового контрольного диктанта (табл. 5).
Таблица 5
Уровень орфографических умений учащихся по результатам годового контрольного диктанта
| Класс, учебный год | Кол-во учащихся | Без ошибок | 1-2 ошибки | 3-5 ошибок | более 5 ошибок | % усвоения | % качества | 
| 1 | 30 | 6 | 11 | 8 | 5 | 83% | 56% | 
| 2 | 30 | 10 | 12 | 5 | 3 | 90% | 73% | 
| 3 | 30 | 11 | 10 | 5 | 4 | 86% | 70% | 
| 4 | 30 | 13 | 11 | 5 | 1 | 96% | 80% | 
Учащиеся исследуемого класса показали к концу четвертого года обучения высокий уровень усвоения орфографического материала, а также высокий уровень качества (диагр. 1).
Диаграмма 1
Уровень усвоения и качества орфографических умений учащихся
На третьем этапе исследования в течение 2007-2008 учебного года один раз в месяц проводились списывания (табл. 6).
Таблица 6
Динамика показателей уровня грамотности учащихся
(4 класс, 2007-2008 учебный год)
| Месяц | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | 
| Допустили ошибки | 39% | 30% | 26% | 18% | 10% | 9% | 9% | 8% | 
| 3 ошибки и более | 14% | 9% | 7% | 8% | 6% | 4% | 0% | 0% | 
Данные диагностики умения списывать текст показывают, что в начале 4 класса ошибки допускали 39% учащихся класса, 3 и более ошибок допускали 14%. В ходе проведения специально организованного списывания наблюдалась положительная динамика орфографических умений учащихся. Так, в январе ошибки допустили на 21% учащихся меньше, чем в начале учебного года, а 3 и более ошибок допустили 8% учащихся, т.е. в 2 раза меньше, чем на начальном этапе. Заключительное контрольное списывание показало, что ошибки допустили только 8% учащихся. Уровень обученности списыванию текста в исследуемом классе достиг 100%.
Также в течение 2007-2008 учебного года проводился замер сформированности уровня орфографической зоркости, т.е. умения находить орфограммы в тексте. Детям предлагался небольшой по объему текст, в котором они должны были найти и обозначить орфограммы. В ходе исследования с периодичностью один раз в месяц делался срез данного умения у учащихся класса.
Таблица 7
Показатели умения учащихся находить орфограммы в тексте
| 
 Месяц | Нашли все орфограммы (% уч-ся) | Нашли более половины орфограмм (% уч-ся) | Нашли менее половины орфограмм (% уч-ся) | Не нашли ни одной орфограммы (% уч-ся) | 
| Октябрь | - | 70 | 30 | - | 
| Декабрь | 15 | 73 | 12 | - | 
| Февраль | 20 | 71 | 9 | - | 
| Апрель | 35 | 40 | 5 | - | 
Информация о работе Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период