Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа
Цель: проанализировать эффективность педагогической деятельности за межаттестационный период по формированию орфографической зоркости учащихся начальной школы при изучении состава слова.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить наиболее эффективные методы и приемы, подобрать оптимальные средства развития орфографической зоркости учащихся начальных классов.
3. Разработать и применить на практике систему упражнений по развитию орфографической зоркости младших школьников при изучении состава слова.
Введение
Глава 1. Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период
Глава 2 Анализ условий и средств, повлиявших на результаты педагогического процесса
2.1. Теоретические основы формирования орфографической зоркости младших школьников
2.2. Формирование навыков безошибочного письма при изучении морфемного состава слова
Глава 3 Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период
Заключение
Список литературы
Данные, представленные в таблице 7, свидетельствуют о высоком уровне умения учащихся находить орфограммы в тексте, т.е. о развитии их орфографической зоркости.
В процессе опытно-экспериментальной работы на каждом ее этапе применялась технология диагностики обученности каждого ученика. Целью проводимой диагностики была не столько констатация усвоения или неусвоения орфограмм, сколько определение степени продвижения ученика по отношению к предыдущим достижениям. На основе результатов исходной, текущей и контрольной диагностики можно выстроить индивидуальную траекторию по каждому ребенку. В работе представлены индивидуальные траектории нескольких учащихся (диагр. 2).
Дягилев Михаил
Зинченко Сергей
Чумак Влада
Таким образом, анализ и сравнение результатов обученности учащихся в наблюдаемом классе свидетельствуют о том, что проведение специально организованной систематической работы по развитию орфографической зоркости с опорой на морфологический принцип письма дает положительные результаты в повышении грамотности учащихся.
Одним из показательных результатов можно считать участие детей в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», проводимой центром дополнительного образования одаренных школьников (г.Киров) через Интернет, а также в интеллектуальном конкурсе «Кенгуру».
Исходя из результатов данного исследования, можно сделать вывод, что применяемые мной на уроках русского языка методы, формы, средства формирования орфографической грамотности эффективны.
Методика обучения грамотному письму первоначально формировалось в 18-19 вв. на традициях письма. Постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы орфографии. Последователи К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров, Н.А. Корф, А. Соболев признавали сознательную основу орфографического навыка, считая конечной целью обучения правописанию правильное автоматическое письмо подконтрольное сознанию.
Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos «правильный, прямой» и grapho «пишу»; буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание».
В современном понимании орфография — это система правил, регулирующих написание отдельных слов и их значимых частей, а также правил о слитных, полуслитных, раздельных и дифференцирующих написаниях, об употреблении прописных букв, о правилах переноса.
Эффективность обучения орфографии зависит от знания и понимания учителем теоретических основ правописания. Д.Н. Ушаков считал, что такое знание необходимо и учителям, и широким слоям пишущих, так как «постоянно встречающийся у нас в образованном обществе недостаток известных теоретических сведений мешает правильному отношению и к вопросам реформирования письма».[1] Соблюдение единых правил правописания облегчает письменное общение, ибо если письмо орфографически неграмотно, читающий обращает внимание на то, как написано, а не на то, что написано. Орфографически неграмотное письмо затрудняет процесс чтения, а, следовательно, и понимания текста. Иными словами орфография обеспечивает взаимопонимание, коммуникацию.
Каждая орфография, будучи устойчивым культурным явлением, опирается на те или иные принципы, которые являются ее теоретическими основами. Принципы орфографии - это основные, исходные начала, на которых строятся конкретные правила, а также обобщение этих правил. Принципы указывают основной путь достижения целей орфографии - единообразного написания слов. Принципы орфографии — наряду с типом письма (звуковым, слоговым или иным) и составом его знаков — являются одним из важнейших характеризующих ее признаков, и построение методики преподавания орфографии прямо от них зависит. Эту зависимость подчеркнул когда-то названием своей монографии Н. С. Рождественский; он назвал книгу так: «Свойства русского правописания как основа методики его преподавания» (М., 1960). Выделяют следующие принципы орфографии: фонематический, морфологический, традиционный, дифференцированный, фонетический.
Предлагаемая система работы по формированию орфографической зоркости основана на одном из основных принципов русской орфографии – морфологическом. Морфологический принцип предполагает единообразное, одинаковое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания независимо от позиционных чередований в звучащем слове, происходящих при изменении его формы или образовании новых слов. Письмо по морфологическому принципу внешне расходится с произношением. Систематическая работа по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует усвоению состава слова, словообразования, обогащению словарного запаса школьников. Этот принцип издавна считался основным принципом правописания.
В начальной школе изучается более половины важнейших правил орфографии. Так анализ учебно-программного матерала курса «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева) показывает, что в начальных классах изучается около 30 орфографических правил (табл.) и основная часть орфограмм основывается именно на морфологическом принципе написания.
Таблица
Анализ учебно-программного материала по орфографии в курсе русского языка (автор Т.Г. Рамзаева)
Класс | Орфограммы | Словарные слова |
1 класс | 1. перенос слов 2. правила жи – ши, ча – ща, чу – щу 3. правила офрмления предложений | 16 слов |
2 класс | 4. перенос слов 5. буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ 6. большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях 7. ь знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова 8. написание буквососетаний чк, чн в ловах 9.обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я 10. безударные гласные в корне слова в двусложных словах 11. звонкие-глухие согласные на конце слова 12. пробел между предлогом и словом 13. слова с двойной согласной (Анна, аллея) | 52 слова |
3 класс | 14. безударная гласная в корне слова (проверяемая и непроверяемая) 15. правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова 16. правописание непроизносимых согласных 17. правописание слов с чередованием согласных в корне слова (верх - вершина) 18. разделительные ь и ъ знаки 19. ь знак после шипящих на конце имен существительных 20. не с глаголами 21. знаки препинания в конце предложения 22. правописание гласных и согласных в приставках 23. правописание предлогов и приставок | 104 слова |
4 класс | 24. падежные окончания имен существительных и имен прилагательных 25. безударные личные окончания глаголов I и II спряжения 26. ь знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа 27. раздельное написание предлогов с местоимениями 28. правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени 29. правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а | 86 слов |
Важнейшей причиной орфографических ошибок принято считать несформированность орфографической зоркости учащихся. Под орфографической зоркостью понимают умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании.
Процесс формирования орфографической зоркости достаточно длителен и сложен. Орфография по своему содержанию малопривлекательна для детей, усваивается нелегко и многим детям приносит настоящее горе. Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя, неприязнь к правописанию переносит на весь учебный предмет – русский язык. Поэтому особенно важно использовать разнообразные приемы мотивации орфографической работы. В своей педагогической практике для развития интереса к правописанию использую следующие приемы:
1. возбуждение и развитие познавательного интереса посредством поощрения, увлечения, вовлечения в понимание логики правописания, его системы;
2. использование занимательных материалов, соревнований, игровых методов проведения урока, олимпиад, викторин;
3. отбор дидактического материала – яркого, высокохудожественного, интересного детям;
4. повышение уровня самостоятельности и активности школьников через использование поисковых методов работы, самоконтроля и самоценки;
5. использование диагностики причин и трудностей, прогнозирование и программирование в области грамотности;
6. системность в организации работы по предупреждению и исправлению ошибок.
Орфографические ошибки – неправильный выбор буквы при написании слова, могут быть обусловлены различными обстоятельствами, но главной причиной орфрграфической «слепоты» учащихся ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости. Еще в 1990 году психолог В.В. Репкин писал, что «широко распространенные упражнения, в которых орфограммы заранее выделены тем или иным способом (вставить пропущенные буквы, объяснить правописание выделенных букв, корней, слогов и т.п.) не способствуют формированию умения выделять орфограммы».[2] Путь, который выбирает педагог, чтобы научить детей ставить орфографические задачи, зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие орфограммы. В нашем исследовании мы опираемся на понимание орфограммы как письменного знака, который не устанавливается на слух. Данный подход позволяет создавать благоприятые условия для воспитания орфографической зоркости по отношению к орфограммам любых типов.
На формирование орфографической зоркости у младших школьников оказывает влияние несколько факторов:
1. Зрительный фактор. В основном, он срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Психологами доказано, что стоит ребенку хотя бы раз написать неправильно слово, как он запомнит его зрительно и рука зафиксирует неверный графический образ. В результате слово укрепится в памяти так прочно, что нужно будет написать его не один десяток раз, чтобы избавиться от ошибки.
2. Слуховой фактор. Как известно, пишущий человек всегда отправляется от слышимого. Поэтому ученик должен хорошо слышать не только учителя, но и самого себя, когда он проговаривает подлежащий записи текст (слова, предложения). Это предполагает развитие у учащихся фонематического слуха, т.е. умения различать на слух отдельные звуки речи: гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; свистящие и шипящие согласные и т.д.
3. Рукодвигательный фактор. Орфографический навык предполагает ритмичные движения пишущей руки. Рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, как бы «запоминая» его, а потом уже пишет это слово автоматически. Это значит, что младший школьник должен писать на уроке как можно больше (в разумных пределах, конечно) с тем, чтобы, во-первых, автоматизировать сам навык письма, во-вторых, чтобы «приучить» руку писать те или иные слова.
4. Речедвигательный или артикуляционный фактор. Под речедвигательным или артикуляционным фактором подразумевают проговаривание слов и предложений. В отличие от орфоэпического проговаривания (в соответствии с нормами литературного произношения) орфографическое проговаривание предполагает послоговое произношение слов, т.е. так, как они пишутся. Например, ученик четко произносит слово по слогам и указывает, какой буквой обозначается на письме тот или иной гласный или согласный звук. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный «запоминательный» образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания [2].
Таким образом, в начальных классах работа по формированию орфографической зоркости должна вестись с учетом перечисленных направлений.
Воспитание орфографической зоркости должно начинаться с первых шагов пребывания ребенка в школе. Дело в том, что если не формировать у школьника целенаправленно осознанное действие нахождения в тексте орфограмм еще в букварный период, то оно само будет складываться у него стихийно и далеко не всегда верно.
Информация о работе Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период