Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа
Цель: проанализировать эффективность педагогической деятельности за межаттестационный период по формированию орфографической зоркости учащихся начальной школы при изучении состава слова.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить наиболее эффективные методы и приемы, подобрать оптимальные средства развития орфографической зоркости учащихся начальных классов.
3. Разработать и применить на практике систему упражнений по развитию орфографической зоркости младших школьников при изучении состава слова.
Введение
Глава 1. Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период
Глава 2 Анализ условий и средств, повлиявших на результаты педагогического процесса
2.1. Теоретические основы формирования орфографической зоркости младших школьников
2.2. Формирование навыков безошибочного письма при изучении морфемного состава слова
Глава 3 Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период
Заключение
Список литературы
Остановлюсь на системе работы по формированию навыков безошибочного письма при изучении состава слова.
Цель работы - развить фонематические процессы и орфографическую зоркость у младших школьников.
На основе результатов исходной диагностики были определены следующие задачи:
1. развитие умений находить орфограмму, определять ее тип, решать орфографические задачи.
2. совершенствование лексико-грамматического строя речи через уточнение и активизацию лексического материала, закрепление сформированных грамматических категорий;
3. формирование диалогической и монологической форм связной речи;
4. развитие психических функций (восприятие, память, внимание, мышление).
Основными идеями, определяющими содержание работы по формированию орфографической зоркости учащихся при изучении состава слова, явились следующие:
- Единство развивающих, образовательных и воспитательных задач.
- Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьника.
- Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
- Достижение успеха на каждом уроке как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития школьника.
- Принцип последовательности в обучении и систематичности в закреплении сформированных умений и навыков.
- Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов работы учителя.
- Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеобразовательных целях. Использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно осуществлять воздействие в интересной и увлекательной форме.
Организация учебной работы по формированию орфографической зоркости выстраивается по следующим этапам:
Первый этап - пропедевтический (подготовительный). Этот этап относится к периоду обучения грамоте в 1 классе.
Задачи:
1. Познакомить учащихся на допонятийном уровне с родственными словами, введя термин слова-родственники.
2. Познакомить учащихся с выяснением способа образования слов на допонятийном уровне вводя термин - «какое слово было первым», «от какого слова образовалось».
В работе использую приемы нахождения, сопоставления, выкладывания.
На доске написаны слова: гриб, грибы, грибник, грибные (места).
- Как вы думаете, зачем я выписала эти слова? Чем они похожи? (В словах повторяется одна и та же часть, они - родственники)
- Как вы думаете, какое слово было первым? (Выставление на наборное полотно: гриб)
- Как называют человека, который любит собирать грибы? (Грибник)
- Что общего в словах гриб, грибник! (Общая часть гриб-)
- С помощью чего образовалось новое слово? (с помощью ник). Подчеркивание этой части.
Можно также использовать прием самостоятельного вычисления детьми слов с попутным выставлением на наборное полотно. Учащиеся с первого класса ведут словарь «Словоформик», в котором представляют словообразовательные модели слов, список частотных корней, суффиксов, приставок, которые придают слову определенное значение.
Второй этап - знакомство с понятиями «родственные слова», «образование родственных слов» (2 класс).
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «родственные слова».
2. Начать работу по формированию умения находить родственные слова (общий способ).
3. Познакомить практически со словообразовательными гнездами слов; проводя семантический анализ образованных слов, ввести их в предложение и текст.
4. Учить детей различать родственные слова и слова-синонимы.
5. Познакомить учащихся на допонятийном уровне с основой слова и окончанием.
При знакомстве с понятием «родственные слова» использую приемы наблюдения и классификации. Например, предлагаю записанный на доске ряд слов через запятую с одинаковым корнем, но с разными значениями. Главное, чтобы дети увидели, чем схожи, различны, связаны слова.
Вода, водитель, водяной, подводить.
- Ребята, как вы думаете, зачем слова написаны на доске? Для чего? (Идет постановка учебной задачи)
- Как можно сгруппировать эти слова? (По значению)
- Как вы их запишите? (В столбик)
- А дальше что? Что их кроме значения объединяет? (Есть одинаковая часть)
- Как будем называть такие слова? (Затем обратиться к учебнику и прочитать о родственных словах).
Из этого фрагмента можно выделить практическую (учебную) задачу: как находить родственные слова (учусь находить), с чего начну их находить.
При работе на допонятийном уровне над основой слова и окончанием на доступных примерах использую приемы наблюдения, анализа, классификации. Например, на доске записан ряд слов с одинаковым корнем, но с разными окончаниями. Главное, чтобы учащиеся увидели, что слова схожи (имеют одинаковое значение), есть отличительный признак - разные окончания, но это одно и тоже слово.
Лиса, лису, о лисе, лисой.
Лесник, лесника, лесником...
- Чем слова отличаются друг от друга? (Это слова, которые отличаются только последними буквами).
Можно ввести термин «форма одного и того же слова».
Третий этап - знакомство со всеми значимыми частями слова (2-3 класс).
Задачи:
1. Познакомить с каждой частью слова и научить распознавать эти части между собой.
2. Ввести понятие «корень слова» как центра словообразования, центра словообразовательного гнезда, как общей части родственных слов (по традиции).
3. Познакомить с понятием основы слова и сформировать умении видеть ее в слове.
4. Сформировать умение у учащихся находить каждую часть в слове, при чем доказывая.
5. Ввести линию практического ознакомления со словообразованием: от разбора слова - к его модели.
6. Сформировать умение у учащихся производить словообразовательный разбор.
7. Сформировать умение у учащихся производить морфемный анализ слова (разбор слова по составу).
Последовательность знакомства:
1. корень и однокоренные слова;
2. окончание и основа;
3. приставка и суффикс.
Для тренировочных упражнений по нахождению корня слова предлагаю следующие карточки. Учащиеся называют предметы, изображенные на картинке, записывают их и выделяют главную часть в каждом слове.
Следующий этап работы – нахождение слов с одинаковым корнем. Называю слова, а учащиеся подбирают родственные слова к словам. Работа выполняется письменно, например: столик, листик, настольный, часовой, столовая, листок, лиственница, часовщик, часик, часок. Родственные слова записываются детьми в таблицу.
ЛИСТ | СТОЛ | ЧАС |
|
|
|
При проведении этих упражнений в первую очередь следует брать корни, которые могут быть самостоятельными словами, например: воз, дед, дуб, свет, цвет, час. И только после этого можно предлагать такие корни, которые не являются самостоятельными словами, но достаточно ясно выступают как части знакомых слов, например: вод(а), гор(а), зим(а).
Заключительный этап работы по теме «Корень слова» - самостоятельное нахождение главной части слова, а также родственных слов в небольших текстах, специально подобранных учителем.
Задание 1. Списать стихотворение, обозначить в выделенных словах корень.
Жило-было слово ход
В слове выход, в слове вход.
В слове ходики стучало
И в походе вдаль шагало.
Задание 2. Списать стихотворение, обозначить в выделенных словах корень.
У рыбаков небывалый улов,
Рыбу поймал и старик-рыболов.
Мы рыболовную сеть соберем,
Рыбного супа в тарелки нальём.
Задание 3 . Списать стихотворение, обозначить в выделенных словах корень. Назвать однокоренные слова.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово…
Задание 4. Найди в словах корень.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лётчик, самолёт, полёт,
Ледяной, ледовый, лёд.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
При знакомстве с корнем необходимо подвести учащихся к ответам на такие вопросы:
1. Какую роль выполняет данная часть в слове.
2. Как она называется и почему.
3. Как найти эту часть в слове. Например: Книжная (лавка).
а) определяю значение слова;
6) подберу 3 родственных слова: книга, книгой, книжечка:
в) найду общую часть, которая повторяется в каждом слове;
г) сравню общую часть слова и значение;
д) назову корень - книж-.
Одним из видов упражнений является работа со словообразовательным словарем Тихонова А.Н., которая помогает ввести понятие «корень слова» как центра словообразования, центра словообразовательного гнезда.
При работе над окончанием выделяю следующие задачи:
1. Выделить основную синтаксическую функцию. (Окончание - не только часть слова, оно еще выполняет синтаксическую функцию). Например: дан текст, в котором представлено одно и тоже слово в разных падежных формах. Задачи: подвести детей к пониманию того, что слово употреблено в каждом предложении, оно изменяется в зависимости от предложения, показателем изменения служит буква в конце слова.
Дети делают вывод, что эта буква изменяемая и служит для связи слов в предложении. Можно предложить несколько предложений с «неправильными» окончаниями.
2. Сформировать умение находить окончание (показываться на примерах различных частей речи). Например:
кому? брату, собаке.
какой? красивый, какому? красивому
что делает? рисует, что делаешь? рисуешь.
Способ нахождения окончания:
выяснение значения слова;
постановка вопроса к данному слову (чтобы распознать способ изменения);
изменение слова;
нахождение измененной части - это окончание.
При работе над основой выделяю следующие задачи:
1. Выделить основу как часть слова без окончания, в которой заключается лексическое значение.
2. Практическое наблюдение за членимостью (основа состоит из двух и более морфем) и нечленимостью (основа ровна корню).
3. Сформировать умение находить основу слова.
Работа по выделению основы может идти как отдельная тема, а может быть рассмотрена параллельно при знакомстве с окончанием.
Способ нахождения основы:
- выяснение значения слова;
- нахождение окончания;
- часть слова без окончания - основа.
Приставки и суффиксы можно изучать одновременно, выделив
функции:
1. Образуют новые слова.
2. Образуют формы слова.
Можно изучать каждую часть слова отдельно, делая вывод для каждой части слова, а затем обобщить полученные знания.
Фрагмент урока:
Цель: познакомить с приставкой, выделить ее функции.
На доске написать слова: влетит, вылетит, пролетит, облетит.
- Прочтите, как называются слова? (Однокоренные)
- Почему вы так считаете? Выделите корень.
- Какая еще известная часть слова имеется в данных словах? (Окончание)
Влетит, вылетит, пролетит, облетит
-Какую часть мы не видели в данных словах? (Часть, которая стоит перед корнем).
- Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается значком
- Что меняется в слове с изменением приставки? (Меняется смысл, значение слова).
- Докажите, используя два любых слова, которые написаны на доске.
Вывод: приставка служит для образования новых слов.
Информация о работе Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период