Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать эффективность педагогической деятельности за межаттестационный период по формированию орфографической зоркости учащихся начальной школы при изучении состава слова.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить наиболее эффективные методы и приемы, подобрать оптимальные средства развития орфографической зоркости учащихся начальных классов.
3. Разработать и применить на практике систему упражнений по развитию орфографической зоркости младших школьников при изучении состава слова.

Содержание

Введение

Глава 1. Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период

Глава 2 Анализ условий и средств, повлиявших на результаты педагогического процесса
2.1. Теоретические основы формирования орфографической зоркости младших школьников
2.2. Формирование навыков безошибочного письма при изучении морфемного состава слова

Глава 3 Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

аналитический 1.doc

— 3.10 Мб (Скачать)

Остановлюсь на системе работы по формированию навыков безошибочного письма при изучении состава слова.

Цель работы -  развить фонематические процессы и орфографическую зоркость у младших школьников.

На основе результатов исходной диагностики были определены  следующие задачи:

1.           развитие умений находить орфограмму, определять ее тип, решать орфографические задачи.

2.           совершенствование лексико-грамматического строя речи через уточнение и активизацию лексического материала, закрепление сформированных грамматических категорий;

3.           формирование диалогической и монологической форм связной речи;

4.           развитие психических функций (восприятие, память, внимание, мышление).

Основными идеями, определяющими содержание работы по формированию орфографической зоркости учащихся при изучении состава слова, явились следующие:

-         Единство развивающих, образовательных и воспитательных  задач.

-         Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьника.

-         Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

-         Достижение успеха на каждом уроке как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.

-         Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития школьника.

-         Принцип последовательности в обучении и систематичности в закреплении сформированных умений и навыков.

-         Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов работы учителя.

-         Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеобразовательных целях.  Использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно осуществлять воздействие в интересной и увлекательной форме.

Организация учебной работы по формированию орфографической зоркости выстраивается по следующим этапам:

Первый этап - пропедевтический (подготовительный). Этот этап относится к периоду обучения грамоте в 1 классе.

Задачи: 

1. Познакомить учащихся на допонятийном уровне с родственными словами, введя термин слова-родственники.

2. Познакомить учащихся с выяснением способа образова­ния слов на допонятийном уровне вводя термин - «какое слово было первым», «от какого слова образовалось».

В работе использую приемы нахождения, сопоставления, выкладывания.

На доске написаны слова: гриб, грибы, грибник, грибные (места).

- Как вы думаете, зачем я выписала эти слова? Чем они похожи? (В словах повторяется одна и та же часть, они - родственники)

- Как вы думаете, какое слово было первым? (Выставление на наборное полотно: гриб)

- Как называют человека, который любит собирать грибы? (Грибник)

-  Что общего в словах гриб, грибник! (Общая часть гриб-)

- С помощью чего образовалось новое слово? (с помощью ник). Подчеркивание этой части.

Можно также использовать прием самостоятельного вычисления детьми слов с попутным выставлением на наборное полотно. Учащиеся с первого класса ведут словарь «Словоформик», в котором представляют словообразовательные модели слов, список частотных корней, суффиксов, приставок, которые придают слову определенное значение.

Второй этап - знакомство с понятиями «родственные слова», «образование родственных слов» (2 класс).

Задачи:  

1. Познакомить учащихся с понятием «родственные слова».

2. Начать работу по формированию умения находить родст­венные слова (общий способ).

3. Познакомить практически со словообразовательными гнездами слов; проводя семантический анализ образованных слов, ввести их в предложение и текст.

4.   Учить  детей  различать  родственные  слова   и  слова-синонимы.

5. Познакомить учащихся на допонятийном уровне с осно­вой слова и окончанием.

При знакомстве с понятием «родственные слова» использую приемы наблюдения и классификации. Например, предлагаю записанный на доске ряд слов через за­пятую с одинаковым корнем, но с разными значениями. Главное, чтобы дети увидели, чем схожи, различны, связаны слова.

Вода, водитель, водяной, подводить.

-  Ребята, как вы думаете, зачем слова написаны на доске? Для чего? (Идет постановка учебной задачи)

- Как можно сгруппировать эти слова? (По значению)

- Как вы их запишите? (В столбик)

- А дальше что? Что их кроме значения объединяет? (Есть одинаковая часть)

- Как будем называть такие слова? (Затем обратиться к учебнику и прочитать о родственных словах).

Из этого фрагмента можно выделить практическую (учебную) задачу: как находить родственные слова (учусь находить), с чего начну их находить.

При работе на допонятийном уровне над основой слова и окончанием на доступных примерах использую приемы наблюдения, анализа, классификации. Например, на доске записан ряд слов с одинаковым корнем, но с раз­ными окончаниями. Главное, чтобы учащиеся увидели, что слова схожи (имеют одинаковое значение), есть отличительный признак - разные оконча­ния, но это одно и тоже слово.

Лиса, лису, о лисе, лисой.

Лесник, лесника, лесником...

- Чем слова отличаются друг от друга? (Это слова, которые отличаются только последними буквами).

Можно ввести термин «форма одного и того же слова».

Третий этап - знакомство со всеми значимыми частями слова (2-3 класс).

Задачи:  

1. Познакомить с каждой частью слова и научить распозна­вать эти части между собой.

2. Ввести понятие «корень слова» как центра словообразо­вания, центра словообразовательного гнезда, как общей час­ти родственных слов (по традиции).

3. Познакомить с понятием основы слова и сформировать умении видеть ее в слове.

4. Сформировать умение у учащихся находить каждую часть в слове, при чем доказывая.

5. Ввести линию практического ознакомления со словообра­зованием: от разбора слова - к его модели.

6. Сформировать умение у учащихся производить словообразовательный разбор.

7. Сформировать умение у учащихся производить морфем­ный анализ слова (разбор слова по составу).

Последовательность знакомства:

1. корень и однокоренные слова;

2. окончание и основа;

3. приставка и суффикс.

Для тренировочных упражнений по нахождению корня слова предлагаю следующие карточки. Учащиеся называют предметы, изображенные на картинке, записывают их  и выделяют главную часть в каждом слове.

 

 

Следующий этап работы – нахождение слов с одинаковым корнем. Называю слова, а учащиеся подбирают родственные слова к словам. Работа выполняется письменно, например: столик, листик, настольный, часовой, столовая, листок, лиственница, часовщик, часик, часок. Родственные слова записываются детьми в таблицу.

ЛИСТ

СТОЛ

ЧАС

 

 

 

 

 

 

 

При проведении этих упражнений в первую очередь следует брать корни, которые могут быть самостоятельными словами, например: воз, дед, дуб, свет, цвет, час. И только после этого можно предлагать такие корни, которые не являются самостоятельными словами, но достаточно ясно выступают как части знакомых слов, например: вод(а), гор(а), зим(а).

Заключительный этап работы по теме «Корень слова» - самостоятельное нахождение главной части слова, а также родственных слов в небольших текстах, специально подобранных учителем.

Задание 1. Списать стихотворение, обозначить в выделенных словах корень.

Жило-было слово ход

В слове выход, в слове вход.

В слове ходики стучало

И в походе вдаль шагало.

Задание 2. Списать стихотворение, обозначить в выделенных словах корень.

У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальём.

Задание 3 . Списать стихотворение, обозначить в выделенных словах корень. Назвать однокоренные слова.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово…

Задание 4. Найди в словах корень.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лётчик, самолёт, полёт,

Ледяной, ледовый, лёд.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

При знакомстве с корнем необходимо подвести учащихся к ответам на такие вопросы:

1. Какую роль выполняет данная часть в слове.

2. Как она называется и почему.

3. Как найти эту часть в слове. Например: Книжная (лавка).

а) определяю значение слова;

6) подберу 3 родственных слова: книга, книгой, книжечка:

в) найду общую часть, которая повторяется в каждом слове;

г) сравню общую часть слова и значение;

д) назову корень - книж-.

Одним из видов упражнений является работа со словообразовательным словарем Тихонова А.Н., которая помогает ввести понятие «корень слова» как центра словообразования, центра словообразовательного гнезда.

При работе над окончанием выделяю следующие задачи:

1. Выделить основную синтаксическую функцию. (Окончание - не только часть слова, оно еще выполняет синтаксическую функцию). Например: дан текст, в котором представлено одно и тоже слово в разных падежных формах. Задачи: подвести детей к пониманию того, что сло­во употреблено в каждом предложении, оно изменяется в зависимости от предложения, показателем изменения служит буква в конце слова.

Дети делают вывод, что эта буква изменяемая и служит для связи слов в предложении. Можно предложить несколько предложений с «неправиль­ными» окончаниями.

2. Сформировать умение находить окончание (показы­ваться на примерах различных частей речи). Например:

кому? брату, собаке.

какой? красивый, какому? красивому

что делает? рисует, что делаешь? рисуешь.

Способ нахождения окончания:

      выяснение значения слова;

      постановка вопроса к данному слову (чтобы распознать способ изме­нения);

      изменение слова;

      нахождение измененной части - это окончание.

При работе над основой выделяю следующие задачи:

1. Выделить основу как часть слова без окончания, в которой заключа­ется лексическое значение.

2. Практическое наблюдение за членимостью (основа состоит из двух и более морфем) и нечленимостью (основа ровна корню).

3. Сформировать умение находить основу слова.

Работа по выделению основы может идти как отдельная тема, а может быть рассмотрена параллельно при знакомстве с окончанием. 

Способ нахождения основы:

-         выяснение значения слова;

-         нахождение окончания;

-         часть слова без окончания - основа.

Приставки и суффиксы можно изучать одновременно, выделив
функции:

1.                  Образуют новые слова.

2.                  Образуют формы слова.

Можно изучать каждую часть слова отдельно, делая вывод для каждой части слова, а затем обобщить полученные знания.

Фрагмент урока:

Цель: познакомить с приставкой, выделить ее функции.

На доске написать слова: влетит, вылетит, пролетит, облетит.

- Прочтите, как называются слова? (Однокоренные)

- Почему вы так считаете? Выделите корень.

- Какая еще известная часть слова имеется в данных словах? (Окончание)

Влетит, вылетит, пролетит, облетит

-Какую часть мы не видели в данных словах? (Часть, которая стоит перед корнем).

- Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается значком

- Что меняется в слове с изменением приставки? (Меняется смысл, значение слова).

- Докажите, используя два любых слова, которые написаны на доске.

Вывод: приставка служит для образования новых слов.

Информация о работе Проектирование педагогической деятельности на следующий межаттестационный период