Процесс коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения, средствами пальчиковой гимнастики.
Исходя, из данной цели выделили ряд задач:
1.Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить и охарактеризовать особенности мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения.
3.Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию пальчиковой гимнастики у младших школьников с нарушением зрения.

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 549.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, комплексы пальчиковых гимнастик направлены на развитие мелкой моторики, отдельных двигательных качеств и способностей ребенка, на развитие свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировке в пространстве, времени), развитие речи. Использование пальчиковых гимнастик в структуре общеобразовательных, коррекционных занятий и в повседневной жизни, что в свою очередь позволит сделать наиболее эффективным процесс развития мелкой моторики детей с нарушением зрения.

 

Выводы  по 2 главе 

Проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по вопросам развития мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения, можно сделать выводы: 

     1. Пальчиковая гимнастика  – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работай мелких мышц пальцев рук и глаза. 

     2. Основными составляющими пальчиковой гимнастики являются: сжатия, растяжения и расслабления.

     3. Комплексы пальчиковых гимнастик  являются одним из способов развития мелкой моторики у младших школьников. Пальчиковая гимнастика обеспечивает хорошую тренировку движений пальцев, развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, позволяет развивать у детей воображение, мышление и речь.

         4.Применение комплекса пальчиковой гимнастики возможно на общеобразовательных уроках, коррекционных занятиях, во внеурочное время.

             

 

      ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

     3.1. Методики изучения состояния мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения 
 

   Изучение  исследуемых данных Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, А.Г. Литвака, Л.А. Новиковой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупаногова по проблеме развития мелкой моторики детей с нарушением зрения позволили сделать вывод о том, что в специальной литературе недостаточно полно и точно описаны методики  изучения мелкой моторики детей с нарушением зрения.

     Навыки  мелкой моторики связаны с развитием быстроты, точности, синхронности и ловкости движений рук. Для определения развития данных характеристик мелкой моторики были подобраны и адаптированы методики.

     В основу квалификационной работы для изучения мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения положены следующие методики:

       1.«Ловкие  руки» - (определение скоординированности,  точности движений) [7].

           2.«Сортируем жемчужины» - (определение  точности, быстроты, синхронности движений) [3].

     3.«На  морском берегу» - (определение  точности, пластичности движений) [7].

     4.«Волшебный  карандаш» - (определение правильного захвата, удержание, нажим). (Приложение 1) [3]

     При адаптации методик изучения мелкой моторики у младших школьников с нарушениями необходимо учитывать:

  1. Возрастные особенности развития детей.
  2. Зрительные возможности детей (осрота зрения, поле зрения).
  3. Психо-физиологические особенности детей с нарушением зрения.
  4. Индивидуальные особенности развития детей.

     При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие условия:

          1. Исследование начинается с наиболее простых для выполнения методик.

     2. Время выполнения не более  2 - 3 минут.

     3. Благоприятная психологическая  атмосфера. 

     4. Очень важны участие и ободряющее  поведение взрослого.

     5. Перед началом работы ребенку  всегда предлагается инструкция. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

     6. На рабочих местах индивидуально  подбираются условия комфортной  освещенности (600 – 800 люкс).

     7. Расположение объекта (предметов)  в пространстве, расстояние между ними и от них до глаз подбирается индивидуально.

Выполнения  заданий оцениваются по пяти уровням:

     Высокий – задание выполнено самостоятельно, без ошибок 

     Выше  среднего – при выполнении задания  ребенку требуется помощь взрослого (повтор инструкции).

     Средний – при выполнении задания ребенок делает ошибки, но при помощи взрослого исправляет их.

     Ниже  среднего – выполнение задания под  руководством взрослого.

     Низкий  – ребенок не справляется с  заданием.

     Представленные  методики позволяют получить результаты исследования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. 

 

  • 3.2. Состояние мелкой моторики у младших школьников
  • с нарушением зрения 
     
  • Исследования состояния мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения проводились на базе Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) общеобразовательной III – IV видов школы № 127 г. Челябинска.
  • В проведении эксперимента принимали участие 19 детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

    Количественный  состав испытуемых по состоянию зрения:

    • Частичная атрофия зрительного нерва – 4 человека;
    • Миопия высокой степени – 5 человек;
    • Горизонтальный нистагм – 6 человек;
    • Расходящееся косоглазие – 4 человека;

    Количественный  состав испытуемых по уровню психического развития:

      • Психическое развитие в норме – 13 человек;
      • Задержка психического развития – 6 человек (Приложение № 2)

    Условия проведения обследования:

      - исследование проводилось в отдельном кабинете;

      - в форме индивидуальной работы с каждым ребенком;

      - предварительно с детьми был налажен психологичесикй контакт;

      - проверенно состояние кожи подушечек пальцев, чистота рук;

      - время выполнения методик зависело от задания (2 – 5 мин);

      - освещение помещения 600 - 800 Люкс;

      - рабочее место подобрано в соответствии с ростом ребенка;

      - наглядный материал подобран с учетом зрительных возможностей.

    Все дети на момент проведения исследования были здоровы и активны.

     

    С помощью  методики «Ловкие руки» было проведено исследование уровня  развития скоординированности и точности движений. Результаты проведения исследования представлены в таблице № 1.

      Таблица № 1

    Уровень развития скоординированности и точности движений

    № п/п Уровни 

    Имя

    ребенка

    Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
    Сергей К.          
    Илья К.          
    Максим К.          
    Настя П.          
    Люба С.          
    Михаил А.          
    Владислав Х.          
    Анита Р.          
    Кирил Р.          
    Михаил П.          
    Артем Х.          
    Дмитрий Ж.          
    Дарья Ш.          
    Роман И.          
    Денис П.          
    Сергей Я.          
    Влад П.          
    Илья Г.          
    Евгений Г.          
    Всего 11% 37% 37% 4% 11%
     

    Мониторинг  развития скоординированности  и точности движений рук

     

    Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что развитие скоординированности и точности движений у детей младшего школьного возраста находится на следующем уровне:

         Высокий уровень – 2 человека, 11%;

         Выше  среднего – 7 человек, 37%;

         Средний уровень – 7 человек, 37%;

         Ниже  среднего – 1 человек, 4%;

         Низкий  уровень – 2 человека, 11%.

    При выполнении задания Денис П.. (высокий уровень) – с заданием справился быстро и самостоятельно;

    Настя П. (выше среднего) – при выполнении задания возникли трудности при работе левой рукой в складывании и выкладывании палочек в коробку, темп работы после складывания пятой палочки замедлился, но задание выполнила хорошо.

    Илья  Г.  (средний уровень) – при выполнении задания возникли трудности в координации движений, понадобился образец выполнения.

    Михаил  П.  (ниже среднего) – при выполнении задания потребовалась помощь, педагог направлял его руку в правильном положении.

    Анита Р. (низкий уровень) – при выполнении задания возникли трудности в раскладывании палочек, три первых палочки раскладывала правильно, затем начала хаотично раскладывать, потребовалась помощь педагога. С заданием не справилась.

     

    С помощью  методики «Сортируем жемчужины» было проведено исследование уровня развития синхронности движений. Результаты проведения исследования представлены в таблице № 2.

    Таблица №2

    Уровень развития синхронности движений                                                                                                             

    № п/п Уровни 

    Имя

    ребенка

    Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
    Сергей К.          
    Илья К.          
    Максим К.          
    Настя П.          
    Люба С.          
    Михаил А.          
    Владислав Х.          
    Анита Р.          
    Кирил Р.          
    Михаил П.          
    Артем Х.          
    Дмитрий Ж.          
    Дарья Ш.          
    Роман И.          
    Денис П.          
    Сергей Я.          
    Влад П.          
    Илья Г.          
    Евгений Г.          
    Всего 32% 26% 26% 11% 5%

    Информация о работе Процесс коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения