Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:29, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения, средствами пальчиковой гимнастики.
Исходя, из данной цели выделили ряд задач:
1.Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить и охарактеризовать особенности мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения.
3.Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию пальчиковой гимнастики у младших школьников с нарушением зрения.
Таким образом, комплексы пальчиковых гимнастик направлены на развитие мелкой моторики, отдельных двигательных качеств и способностей ребенка, на развитие свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировке в пространстве, времени), развитие речи. Использование пальчиковых гимнастик в структуре общеобразовательных, коррекционных занятий и в повседневной жизни, что в свою очередь позволит сделать наиболее эффективным процесс развития мелкой моторики детей с нарушением зрения.
Выводы
по 2 главе
Проанализировав
общую и специальную психолого-педагогическую
литературу по вопросам развития мелкой
моторики младших школьников с нарушением
зрения, можно сделать выводы:
1. Пальчиковая гимнастика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работай мелких мышц пальцев рук и глаза.
2. Основными составляющими пальчиковой гимнастики являются: сжатия, растяжения и расслабления.
3.
Комплексы пальчиковых
4.Применение комплекса пальчиковой гимнастики возможно на общеобразовательных уроках, коррекционных занятиях, во внеурочное время.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
3.1.
Методики изучения состояния
мелкой моторики младших
школьников с нарушением
зрения
Изучение исследуемых данных Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, А.Г. Литвака, Л.А. Новиковой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупаногова по проблеме развития мелкой моторики детей с нарушением зрения позволили сделать вывод о том, что в специальной литературе недостаточно полно и точно описаны методики изучения мелкой моторики детей с нарушением зрения.
Навыки мелкой моторики связаны с развитием быстроты, точности, синхронности и ловкости движений рук. Для определения развития данных характеристик мелкой моторики были подобраны и адаптированы методики.
В основу квалификационной работы для изучения мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения положены следующие методики:
1.«Ловкие
руки» - (определение
2.«Сортируем жемчужины» - (определение точности, быстроты, синхронности движений) [3].
3.«На морском берегу» - (определение точности, пластичности движений) [7].
4.«Волшебный карандаш» - (определение правильного захвата, удержание, нажим). (Приложение 1) [3]
При адаптации методик изучения мелкой моторики у младших школьников с нарушениями необходимо учитывать:
При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие условия:
1. Исследование начинается с наиболее простых для выполнения методик.
2. Время выполнения не более 2 - 3 минут.
3. Благоприятная психологическая атмосфера.
4.
Очень важны участие и
5. Перед началом работы ребенку всегда предлагается инструкция. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
6.
На рабочих местах
7.
Расположение объекта (
Выполнения заданий оцениваются по пяти уровням:
Высокий
– задание выполнено
Выше среднего – при выполнении задания ребенку требуется помощь взрослого (повтор инструкции).
Средний – при выполнении задания ребенок делает ошибки, но при помощи взрослого исправляет их.
Ниже среднего – выполнение задания под руководством взрослого.
Низкий – ребенок не справляется с заданием.
Представленные
методики позволяют получить результаты
исследования мелкой моторики у детей
младшего школьного возраста с нарушением
зрения.
В проведении эксперимента принимали участие 19 детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Количественный состав испытуемых по состоянию зрения:
Количественный состав испытуемых по уровню психического развития:
Условия проведения обследования:
- исследование проводилось в отдельном кабинете;
- в форме индивидуальной работы с каждым ребенком;
- предварительно с детьми был налажен психологичесикй контакт;
- проверенно состояние кожи подушечек пальцев, чистота рук;
- время выполнения методик зависело от задания (2 – 5 мин);
- освещение помещения 600 - 800 Люкс;
- рабочее место подобрано в соответствии с ростом ребенка;
- наглядный материал подобран с учетом зрительных возможностей.
Все дети на момент проведения исследования были здоровы и активны.
С помощью методики «Ловкие руки» было проведено исследование уровня развития скоординированности и точности движений. Результаты проведения исследования представлены в таблице № 1.
Таблица № 1
Уровень развития скоординированности и точности движений
№ п/п | Уровни Имя ребенка |
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
Сергей К. | ||||||
Илья К. | ||||||
Максим К. | ||||||
Настя П. | ||||||
Люба С. | ||||||
Михаил А. | ||||||
Владислав Х. | ||||||
Анита Р. | ||||||
Кирил Р. | ||||||
Михаил П. | ||||||
Артем Х. | ||||||
Дмитрий Ж. | ||||||
Дарья Ш. | ||||||
Роман И. | ||||||
Денис П. | ||||||
Сергей Я. | ||||||
Влад П. | ||||||
Илья Г. | ||||||
Евгений Г. | ||||||
Всего | 11% | 37% | 37% | 4% | 11% |
Мониторинг развития скоординированности и точности движений рук
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что развитие скоординированности и точности движений у детей младшего школьного возраста находится на следующем уровне:
Высокий уровень – 2 человека, 11%;
Выше среднего – 7 человек, 37%;
Средний уровень – 7 человек, 37%;
Ниже среднего – 1 человек, 4%;
Низкий уровень – 2 человека, 11%.
При выполнении задания Денис П.. (высокий уровень) – с заданием справился быстро и самостоятельно;
Настя П. (выше среднего) – при выполнении задания возникли трудности при работе левой рукой в складывании и выкладывании палочек в коробку, темп работы после складывания пятой палочки замедлился, но задание выполнила хорошо.
Илья Г. (средний уровень) – при выполнении задания возникли трудности в координации движений, понадобился образец выполнения.
Михаил П. (ниже среднего) – при выполнении задания потребовалась помощь, педагог направлял его руку в правильном положении.
Анита Р. (низкий уровень) – при выполнении задания возникли трудности в раскладывании палочек, три первых палочки раскладывала правильно, затем начала хаотично раскладывать, потребовалась помощь педагога. С заданием не справилась.
С помощью методики «Сортируем жемчужины» было проведено исследование уровня развития синхронности движений. Результаты проведения исследования представлены в таблице № 2.
Таблица №2
Уровень
развития синхронности
движений
№ п/п | Уровни Имя ребенка |
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
Сергей К. | ||||||
Илья К. | ||||||
Максим К. | ||||||
Настя П. | ||||||
Люба С. | ||||||
Михаил А. | ||||||
Владислав Х. | ||||||
Анита Р. | ||||||
Кирил Р. | ||||||
Михаил П. | ||||||
Артем Х. | ||||||
Дмитрий Ж. | ||||||
Дарья Ш. | ||||||
Роман И. | ||||||
Денис П. | ||||||
Сергей Я. | ||||||
Влад П. | ||||||
Илья Г. | ||||||
Евгений Г. | ||||||
Всего | 32% | 26% | 26% | 11% | 5% |