Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:29, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения, средствами пальчиковой гимнастики.
Исходя, из данной цели выделили ряд задач:
1.Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить и охарактеризовать особенности мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения.
3.Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию пальчиковой гимнастики у младших школьников с нарушением зрения.
Введение
На современном этапе развития системы специального коррекционного образования важной проблемой является обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями зрения, а также их социально-трудовая реабилитация. Большая роль в этом отводится совершенствованию двигательной сферы у детей с нарушением зрения.
Психологи и педагоги занимаются исследованием двигательной активности младших школьников, понимая значимость этого процесса в усложнении их строения мозга, развития психики и интеллекта.
Дети с нарушением зрения имеют специфические особенности в своем развитии. У детей младшего школьного возраста со зрительной патологией имеются проблемы в координации движений, слабо развита зрительно – моторная координация, сила и точность мелкой мускулатуры.
В специальной литературе уделяется внимание освещению роли развития двигательной сферы, в частности мелкой моторики рук, в психическом развитии ребенка со зрительной патологией. Отмечается важность коррекционных мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики детей.
Известно, что дети, которые в раннем возрасте научились хорошо выполнять мелкие движения руками, значительно опережают сверстников в умственном развитии (Монтессори) [46].
Однако специалистами в последнее время отмечается, что неподготовленность руки к письму у детей младшего школьного возраста, слабость, недоразвитие и возрастное несовершенство мелкой моторики осложняет собственно предметно – практическую деятельность детей.
Недостаточное развитие мелкой моторики, нарушение зрительного восприятия, внимания, речи, а вследствие неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Как показывают исследования А.И.Плаксиной, Л.И.Солнцевой, С.М.Хорош, М.В.Венедиктовой, М.Г.Сумароковой многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук.
Из-за нарушения зрения они не могут спонтанно, по подражанию действий окружающих овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей.
Во многих семьях детей с нарушением зрения не приучают к самостоятельным действиям с предметами, поэтому у них не формируется активный интерес к восприятию и сравнению предметов для осуществления ряда действий. Многие незрячие дети при знакомстве с окружающими предметами не могут использовать свои сохранные анализаторы и познавательные возможности при восприятии незнакомых предметов.
Вместе с тем в настоящее время недостаточно точно описаны особенности развития мелкой моторики детей с нарушением зрения, методики исследования мелкой моторики этой категории детей, а также средства развития мелкой моторики, в том числе пальчиковая гимнастика, которая вызывает все больший интерес среди педагогов и родителей, с учетом ее доступности и эффективности.
Исходя из сказанного была выбрана тема квалификационной работы: «Содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у младших школьников с нарушением зрения».
Объект исследования – процесс коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования – особенности мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения.
Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения, средствами пальчиковой гимнастики.
Исходя, из данной цели выделили ряд задач:
1.Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить
и охарактеризовать
3.Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию пальчиковой гимнастики у младших школьников с нарушением зрения.
Гипотеза: развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения может протекать успешнее, если коррекционная работа будет включать в себя комплексы пальчиковых гимнастик.
При решении поставленных задач в работе использовались следующие методы:
База исследования: Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная ІІІ – ІV видов школа №127 г. Челябинска.
В эксперименте принимали участие 19 детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Количественный состав испытуемых по состоянию зрения:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1.1. Понятие «мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе.
Основные
характеристики
В
современной психолого-
М.М. Сеченов писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными и моторными функциями» [47].
Движения
пальцев рук у людей
Из анализа психолого-педагогической литературы следует:
Моторика - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. (Е.А. Стребелева) [51].
В
Большом энциклопедическом
Моторика – это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.
Моторика движений рук – это осуществление двигательных действий рук, их точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций (Н.В. Нижегородская, В.Д Шадринов) [39].
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды (А.Л. Сиротюк) [48].
Джордж Баттерворт и Маргарет Харрис дают определение моторного навыка – это организованная последовательность целенаправленных действий, которая управляется или корректируется посредством обратной связи [39].
Важную роль в мелкой моторике отводят зрительному контролю.
Зрительно-моторные координации – содружественные движения глаз и руки как внешние перцептивные действия. При глубоких нарушениях зрения координация движений глаза и руки может быть плохо сформирована вследствие недостаточного развития навыка использования остаточного зрения (Л.П.Григорьева) [14].
В
ходе описания мелкой моторики рук
и двигательных навыков в психолого-
1) Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Характеризуется степенью подвижности в суставах. Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности группы мышц.
Пассивная гибкость – это способность к достижению подвижности в суставах в результате действия внешних сил (В.И. Сиваков) [51].
2) Ловкость – это способность быстро осваивать сложные по координации движения, их элементы; точность, экономичность выполнения; т.е. ловкость – это способность к управлению своими движениями (Н.А. Фомин) [59].
3) Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в кратчайший срок. Она имеет три формы проявления:
(В.П. Ермакова) [22].
4) Синхронность – это способность рук – совершать движения с одной скоростью, двигаться в одном направлении, точность движений.
5) Выносливость – это способность выполнять длительное время достаточно интенсивную физическую работу, т.е. бороться с утомлением, возникающим при работе.
6) Точность – это правильность выполнения движений [24].
Выделяют виды действий: предметные, соотносящие, орудийные и манипулятивные действия.
Предметные действия - это такие действия, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. Так, например, если ребенок берет в руки ложку и стучит ей по столу, это не предметное действие, а манипуляция с предметом, так как функция ложки - другая; предметным, действие будет тогда, когда ребенок использует ложку для еды [53].
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление.
Кроме того, В.Дмитриева в своих работах пишет: «Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи» [39].
Не все предметные действия одинаково влияют на развитие ребенка. Наибольшее влияние на развитие моторики, восприятия и мышления, а затем и речи ребенка оказывают так называемые соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия - это такие действия с предметами, в которых ребенок должен привести один предмет в соответствие с другим или одну часть предмета в соответствие с другой, опираясь на какие-либо признаки, свойства предметов [52]. Например, чтобы закрыть коробочку, нужно подобрать к ней крышку по величине и по форме. При этом развиваются тонкая моторика, восприятие и мышление. На таком принципе соотносящих действий основаны все известные дидактические игрушки.
Орудийные действия - это действия, в процессе которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы [40]. Орудия позволяют выполнять такие действия, преобразования, которые без них были бы невозможны (ложка, вилка, карандаш, молоток, ножницы, иголка и т.п.).
При использовании орудия действия руки ребенка подчиняются логике его применения, в самом устройстве которого зафиксирован общественно выработанный способ его употребления.