Процесс коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения, средствами пальчиковой гимнастики.
Исходя, из данной цели выделили ряд задач:
1.Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить и охарактеризовать особенности мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения.
3.Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию пальчиковой гимнастики у младших школьников с нарушением зрения.

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 549.50 Кб (Скачать)

Введение  

     На  современном этапе развития системы  специального коррекционного образования  важной проблемой является обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями зрения, а также их социально-трудовая реабилитация. Большая роль в этом отводится совершенствованию двигательной сферы у детей с нарушением зрения.

     Психологи и педагоги занимаются исследованием  двигательной активности младших школьников, понимая значимость этого процесса в усложнении их строения мозга, развития психики и интеллекта.

     Дети  с нарушением зрения имеют специфические особенности в своем развитии. У детей младшего школьного возраста со зрительной патологией имеются проблемы в координации движений, слабо развита зрительно – моторная координация, сила и точность мелкой мускулатуры.

     В специальной литературе уделяется внимание освещению роли развития двигательной сферы, в частности мелкой моторики рук, в психическом развитии ребенка со зрительной патологией. Отмечается важность коррекционных мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики детей.

     Известно, что дети, которые в раннем возрасте научились хорошо выполнять мелкие движения руками, значительно опережают  сверстников в умственном развитии (Монтессори) [46].

     Однако  специалистами в последнее время отмечается, что  неподготовленность руки к письму у детей младшего школьного возраста, слабость, недоразвитие и возрастное несовершенство мелкой моторики осложняет собственно предметно – практическую деятельность детей.

       Недостаточное развитие мелкой  моторики, нарушение зрительного  восприятия, внимания, речи, а вследствие неподготовленность к письму  может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

     Как показывают исследования А.И.Плаксиной, Л.И.Солнцевой, С.М.Хорош, М.В.Венедиктовой, М.Г.Сумароковой многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук.

     Из-за нарушения зрения они не могут  спонтанно, по подражанию действий окружающих овладеть различными предметно-практическими  действиями, как это происходит у  нормально видящих детей.

     Во  многих семьях детей с нарушением зрения не приучают к самостоятельным действиям с предметами, поэтому у них не формируется активный интерес к восприятию и сравнению предметов для осуществления ряда действий. Многие незрячие дети при знакомстве с окружающими предметами не могут использовать свои сохранные анализаторы и познавательные возможности при восприятии  незнакомых предметов.

     Вместе  с тем в настоящее время  недостаточно  точно описаны особенности  развития мелкой моторики  детей  с нарушением зрения, методики исследования мелкой моторики этой категории детей, а также средства развития мелкой моторики, в том числе пальчиковая гимнастика, которая вызывает все больший интерес среди педагогов и родителей, с учетом ее доступности и эффективности.

      Исходя  из сказанного была выбрана тема квалификационной работы: «Содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у младших школьников с нарушением зрения».

     Объект  исследования – процесс коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения.

     Предмет исследования – особенности мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения.

     Цель  исследования: определить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения, средствами пальчиковой гимнастики.

     Исходя, из данной цели  выделили ряд задач:

     1.Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

     2.Изучить  и охарактеризовать особенности  мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения.

     3.Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию пальчиковой гимнастики у младших школьников с нарушением зрения.

     Гипотеза: развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения может протекать успешнее, если коррекционная работа будет включать в себя комплексы пальчиковых гимнастик.

     При решении поставленных задач в  работе использовались следующие методы:

    1. метод анализа, сравнения и обобщение сведений из общей и специальной психолого-педагогической литературы;
    2. метод экспериментального исследования;
    3. метод анализа и интерпретации полученных данных в результате исследования;

   База  исследования: Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная ІІІ – ІV видов школа №127 г. Челябинска.

В эксперименте принимали участие 19 детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Количественный  состав испытуемых по состоянию зрения:

  • Частичная атрофия зрительного нерва – 4 человека;
  • Миопия высокой степени – 5 человек;
  • Горизонтальный нистагм – 6 человек;
  • Расходящееся косоглазие – 4 человека.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ

МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ

     1.1. Понятие «мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе.

     Основные  характеристики 
 

     В современной психолого-педагогической литературе большое место уделяется  освещению вопроса развития двигательной сферы ребенка,   моторики руки. Н.П. Анохин, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтес рассматривали руку как «специфический человеческий орган».

     М.М. Сеченов писал, что «движения  руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных  связей между зрительными и моторными функциями» [47].

     Движения  пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так  как люди выполняли руками все  более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило  увеличение площади двигательной проекции кисти рук в человеческом  мозге.

     Из  анализа психолого-педагогической литературы следует:

     Моторика  - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку.  (Е.А. Стребелева) [51].

     В Большом энциклопедическом словаре  дается следующее определение этому понятию:

     Моторика  – это вся сфера  двигательных функций  организма, объединяющая их биомеханические, физиологические  и психологические  аспекты.

       Моторика движений рук – это осуществление двигательных действий рук, их точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций (Н.В. Нижегородская, В.Д Шадринов) [39].

     Мелкая  моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять  ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды (А.Л. Сиротюк) [48].

     Джордж  Баттерворт и Маргарет Харрис  дают определение моторного навыка – это организованная последовательность целенаправленных действий, которая управляется или корректируется посредством обратной связи [39].

     Важную  роль в мелкой моторике отводят зрительному  контролю.

     Зрительно-моторные координации –  содружественные  движения глаз и руки как внешние перцептивные действия. При глубоких нарушениях зрения координация движений глаза и руки может быть плохо сформирована вследствие недостаточного развития навыка использования остаточного зрения (Л.П.Григорьева) [14].

     В ходе описания мелкой моторики рук  и двигательных навыков в психолого-педагогической литературе дается следующая характеристика мелких моторных движений:

     1) Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Характеризуется степенью подвижности в суставах. Различают активную и пассивную гибкость.

     Активная  гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности группы мышц.

     Пассивная гибкость – это способность к достижению подвижности в суставах в результате действия внешних сил (В.И. Сиваков) [51].

     2) Ловкость – это способность быстро осваивать сложные по координации движения, их элементы; точность, экономичность выполнения; т.е. ловкость – это способность к управлению своими движениями (Н.А. Фомин) [59].

     3) Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в кратчайший срок. Она имеет три формы проявления:

  • скорость реакции на раздражитель;
  • предельная скорость одиночного движения;
  • частота многократного повторяемых движений

(В.П.  Ермакова) [22].

     4) Синхронность – это способность рук – совершать движения с одной скоростью, двигаться в одном направлении, точность движений.

     5) Выносливость – это способность выполнять длительное время достаточно интенсивную физическую работу, т.е. бороться с утомлением, возникающим при работе.

      6) Точность – это правильность выполнения движений [24].

     Выделяют  виды действий: предметные, соотносящие, орудийные и манипулятивные действия.

     Предметные  действия - это такие действия, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. Так, например, если ребенок берет в руки ложку и стучит ей по столу, это не предметное действие, а манипуляция с предметом, так как функция ложки - другая; предметным, действие будет тогда, когда ребенок использует ложку для еды [53].

      Формирование  двигательных функций, в том числе  и тонких движений рук, происходит в  процессе взаимодействия ребенка с  окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление.

      Кроме того, В.Дмитриева в своих работах  пишет: «Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи» [39].

     Не  все предметные действия одинаково  влияют на развитие ребенка. Наибольшее влияние на развитие моторики, восприятия и мышления, а затем и речи ребенка оказывают так называемые соотносящие и орудийные действия.

     Соотносящие действия - это такие действия с предметами, в которых ребенок должен привести один предмет в соответствие с другим или одну часть предмета в соответствие с другой, опираясь на какие-либо признаки, свойства предметов [52]. Например, чтобы закрыть коробочку, нужно подобрать к ней крышку по величине и по форме. При этом развиваются   тонкая   моторика,   восприятие   и   мышление.   На   таком принципе соотносящих действий основаны все известные дидактические игрушки.

     Орудийные действия - это действия, в процессе которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы [40]. Орудия позволяют выполнять такие действия, преобразования, которые без них были бы невозможны (ложка, вилка, карандаш, молоток, ножницы, иголка и т.п.).

     При использовании орудия действия руки ребенка подчиняются логике его  применения, в самом устройстве которого зафиксирован общественно выработанный способ его употребления.

Информация о работе Процесс коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения