Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:29, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения, средствами пальчиковой гимнастики.
Исходя, из данной цели выделили ряд задач:
1.Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить и охарактеризовать особенности мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения.
3.Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию пальчиковой гимнастики у младших школьников с нарушением зрения.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
в психолого-педагогической литературе.
Основные
характеристики
Вопросом изучения пальчиковой гимнастики занимались О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова, С.Е. Большакова, Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова, О.В. Узорова, М.М. Кольцова, Л.А. Новикова и многие другие. В литературе нет единого понятия, определяющего деятельность пальцев руки. В эволюции этого термина прослеживаются: гимнастика для рук, пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг, пальчиковая гимнастика.
В.И. Селеверстов дает следующие определения гимнастики:
Гимнастика – система физических упражнений, составленная из различных комбинаций движений с регламентированной амплитудой, скоростью и темпом, а также дозированным мышечным напряжением [2].
О.В. Бачина, Е.И. Чернова выделяют виды гимнастики:
Корригирующая гимнастика – лечебная гимнастика, направленная на исправление или предупреждение недостатков в развитии, с целью повышения уровня работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
Пальчиковая гимнастика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работай мелких мышц пальцев рук и глаза.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную[4].
Пассивная
гимнастика рекомендуется как
Упражнения пальчиковой гимнастики проводятся обычно в игровой форме. Сложность их определяется уровнем развития тонкой моторики рук ребенка.
В работе над тонкой моторикой рук применяются упражнения различной направленности: статические (удержание преданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и упражнения повышающие мышечный тонус рук.
Для разностороннего гармоничного развития двигательной функции кисти руки необходимо тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения и расслабления. Для получения максимального результата упражнения должны быть построены, таким образом, чтобы сочетались сжатия, растяжения и расслабления кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:
Все эти условия взаимозависимы.
Пальчиковая гимнастика повышает подвижность суставов, позволяет снять усталость, оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояния мышц и суставов кистей рук.
Среди разнообразных видов пальчиковой гимнастики можно выделить:
Пальчиковая гимнастика с предметами. В качестве предметов используются массажоры: массажный мячик, массажное кольцо, массажный ролик; подручный материал: ручку, катушку, монеты, бусы, палочки, природный материал: камешки, ракушки, шишки и др.
Пальчиковая гимнастика со словесным
сопровождением развивает у детей: тонкие
движения пальцев рук, координацию всего
организма, при этом дети быстрее овладевают
правильным произношением звуков, обогащают
свой словарь (узнают новые слова, их значение),
стихи способствуют развитию интонационной
выразительности речи, у них развивается
память, слуховое внимание, мышление.
Пальчиковые игры
отражают объективную реальность окружающего
мира – предметы, животных, людей и т.д.
Они обеспечивают хорошую тренировку
движений пальцев, развивают ловкость,
умение управлять своими движениями, концентрировать
внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковый театр позволяет развивать у детей воображение, мышление и речь. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики, вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Комплексы пальчиковых гимнастик, позволяют:
Таким образом, в специальной
литературе даны определения пальчиковой
гимнастики, раскрыта роль пальчиковой
гимнастки в развитии мелкой моторки учащихся.
В своих трудах И.Г. Морозова, Е.А. Стребелева, Л.А. Кукуев - отмечают, что «Пальчиковая гимнастика находит широкое применение в системе коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии».
В последнее время у педагогов и родителей возрастает интерес к пальчиковой гимнастике. Применение пальчиковой гимнастики способствует развитию мелкой моторики у учащихся с нарушением зрения, что в свою очередь позволяет сделать наиболее эффективным процессы обследования и восприятия предметов, обучения скорочтению рельефно-точечных текстов, качественного распознавания рельефно-графических изображений, восприятия технических и наглядных средств обучения.
Развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения можно осуществлять на общеобразовательных, коррекционных занятиях, и в повседневной жизни.
Задачи развития мелкой моторики должны решаться в структуре общеобразовательных занятий по русскому языку, математики, труду, изобразительной деятельности, музыкальному и физическому развитию, в индивидуальной работе с детьми, игре и режимных моментах.
Русский язык, математика. Составной частью обучения на этих уроках в начальных классах является формирование и совершенствование графических навыков. Учитывая эту особенность уроков необходимо для развития работоспособности и снятия усталости рук применять комплексы пальчиковой гимнастики.
Труд и изобразительная деятельность. Все виды деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование) направлены на использование мелкой моторики. Применение комплексов пальчиковой гимнастики обеспечивает подготовку, восстановление работоспособности мышц рук для формирования навыков данных видов деятельности. Способствует развитию гибкости, плавности, силы, координации движений, в работе учащихся подвергаются различные группы мышц, что позволяющее детям с нарушением зрения развивать навык работы в быту.
На музыкальных занятиях необходимо использовать комплексы пальчиковых гимнастик в начале занятия для подготовки мышц рук к работе, что способствует развитию ручной ловкости, гибкости, координации движений. В музыкальных игровых упражнениях дети могут хлопать в ладоши, вращать кисти рук, изображают пальцами под музыку какого-либо животного или предмет. Также развивается пластичность, гибкость при игре на музыкальных инструментах.
На занятиях по физической культуре используются различные упражнения на развитие мышц рук, комплексы пальчиковых гимнастик для развития ручной ловкости, целенаправленности движений, а также упражнения с мелкими предметами, что способствует развитию мелкой моторики, упражнения на захват различных предметов и т.д.
В развитии детей с нарушением зрения
важную роль играют коррекционно-развивающие
занятия, на которых применяют комплексы
пальчиковой гимнастики, способствующие
развитию мелкой моторики.
Развитие осязания и мелкой моторики. Целью занятий является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира и развитие мелкой моторики. Применение пальчиковая гимнастика необходима в начале занятий, для подготовки мышц рук к работе, а также во время занятий в виде физминутки для снятия усталости и восстановления работоспособности мышц рук.
Логопедические коррекция и развитие речи. Существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи. В связи с этим особую значимость приобретает развитие мелкой моторики на занятиях по развитию речи средствами пальчиковой гимнастики. Следовательно, важным является применение пальчиковой гимнастики в виде физминутки для укрепления мышечной системы.
Социально-бытовая ориентировка связана непосредственно с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. Применение комплексов пальчиковых гимнастик на занятиях развивает у детей с нарушением зрения гибкость, плавность пальцев, ловкость рук, координацию движений необходимых для обследования предметного мира. Позволяющих ребенку свободно действовать руками и познавать мир.
Коррекция пространственной ориентировки связана с обучением ориентировки в малом и большом пространстве. Важным является применение пальчиковой гимнастики в виде физминуток при обучении ориентировке в малом пространстве, а также при изучении тем: «Карта-путь», «Карта-обозрение», «Ориентиры» и т.д.
Коррекция зрительного восприятия - это восприятие ребенком окружающего мира. Что требует развития точности, скоординированности, пластичности и достаточного объем движений. На данных занятиях целесообразно проводить пальчиковую гимнастику в виде физминуток.
Лечебно-оздоровительная физическая культура. Одной из специальных задач ЛФК является формирование у учащихся необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки (ориентирование в спортзале, пользование спортивным инвентарем и адаптированными пособиями с использованием сохранных анализаторов). При реализации данной задачи предлагается использовать комплексы пальчиковых гимнастик на повышения тонуса мышц, силы, гибкости, двигательной активности. Которые обеспечивают благоприятное воздействие на развитие моторики рук, возможности и способности умение управлять ими.
Ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения. Позволяет формировать у детей не только общие движения, но и движения рук в соответствующем темпе, ритме, скорости, синхронности, скоординированности.
Для того, чтобы развитие мелкой моторики было наиболее продуктивным, необходимо применять комплексы пальчиковой гимнастики во внеурочное время. Для этого проводится специальная работа с родителями: беседа о роли пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики, практические занятия по проведению пальчиковой гимнастики совместно с детьми и выдаются памятки с комплексами пальчиковых гимнастик. Родители организуют и контролируют выполнение пальчиковой гимнастики детьми в свободное время, особенно перед выполнением предметно-практических действий.