Процесс коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения, средствами пальчиковой гимнастики.
Исходя, из данной цели выделили ряд задач:
1.Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить и охарактеризовать особенности мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения.
3.Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию пальчиковой гимнастики у младших школьников с нарушением зрения.

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 549.50 Кб (Скачать)

   При нарушении зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальновидящих детей, сохраняются. Так, в развитии младшего школьника с нарушением зрения, можно отметить три характерные особенности.    

      Первая заключается в некотором общем отставании развития ребенка с нарушением зрения по сравнению с развитием зрячего, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития [56].   Многие педагоги отмечают безынициативность, пассивность ребенка со зрительной депривацией. По мнению А.Г.Литвака «чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни» [34].   

      Вторая особенность развития состоит в том, что периоды развития детей с нарушением зрения не совпадают с периодами развития нормально видящих детей. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормально видящим школьникам. До того времени, пока ребенок не выработает комплекс способов компенсации, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.   

      Третьей особенностью развития является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Неравномерность развития ребенка с нарушением зрения проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном [57].

     Как уже отмечалось ранее, психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормальновидящих людей, однако имеет некоторые особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека - активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность [34]. А.Г.Литвак объясняет это явление тем, что «развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве».

     Л.И.Солнцева, отмечая особенности развития незрячего ребенка, пишет: "Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира" [54].

     Е.Б.Карпушина  пишет, что «у учащихся начальной школы снижение активности наблюдается также достаточно отчетливо» . Однако, принимая во внимание положение Л.С.Выготского о том, что основой компенсаций дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и развития на основе использования обходных путей, можно с уверенностью говорить о реальной возможности нейтрализовать воздействия этих неблагоприятных факторов на развитие ребенка [10].

     Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих детей направление, максимально приближающее к развитию нормально видящих детей.

     В тифлопедагогической теории отмечаются определенные отличия психического развития незрячего ребенка от зрячего. В общих чертах они сводятся к тому, что ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят от характера патологии [58].

     Отмечается  также и то, что такие структурные  компоненты, как мировоззрение, убеждения, моральные черты характера и  т.п., оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения. При этом зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике.

     Таким образом, дефект представляет собой физический или психологический недостаток, который влечет за собой отклонения от нормального развития. Врожденный или приобретенный дефект вызывает вторичные функциональные нарушения, которые в свою очередь оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Нарушение зрения вызывает как нарушения двигательной сферы (трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящих к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей), так и нарушения эмоционально – волевой сферы, проявляющейся в неуверенности, скованности, снижении познавательного процесса, проявления беспомощности в различных видах деятельности и т.д. Выделяют три характерных особенности развития младшего школьника: отставание в общем развитии, диспропорциональность развития, несовпадение периодов развития младших школьников с нарушением зрения с периодами развития нормально видящих детей.

 

    1.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

    У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 

     Вопросом  изучения особенностей мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения занимались Л.И. Плаксина, А.А Леонтьев, А.Р. Лурия, В.П. Зинченко, Л.И.  Солнцева, Н.Р. Богуш, Б.Ф. Ломов. В своих работах они отмечают, что «возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук».

         У большинства детей младшего школьного возраста выявлен недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, овладению учебных и трудовых навыков, а в дальнейшем может стать серьезным препятствием и в овладении профессией.

     Многие  дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Это отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей (Л.И. Плаксина) [44].

       У детей с нарушением зрения  наблюдаются некоторые специфические  особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это сказывается на координации, согласованности действий рук и глаза.

     Зрительные  нарушения и недостаточное развитие движений тесно взаимосвязаны. Моторное развитие тормозится в результате того, что зрительные стимулы, влияющие на движение, слабее, чем в норме. Прежде, чем понять смысл абстрактных понятий, ребенку обязательно нужно научиться брать в руки и ощупывать конкретные предметы.

     Основные  причины недостаточного развития мелкой моторики у младших школьников с  нарушением зрения:

       Недостаточный опыт в овладении предметно-практическими действиями. Дети с нарушением зрения не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей сверстников, в результате малой двигательной активности мышц рук. Вследствие этого мышцы рук у многих тотально слепых детей оказываются вялыми или слишком напряженным. Все это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, что в свою очередь, отрицательно сказывается на учебно-познавательной деятельности учащихся, моторной готовности руки к письму. Необходимо детей с нарушением зрения учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться, наиболее точно, воспринимать предметы и пространство, быть более активным в процессе игры и обучения.

     Низкий  уровень дошкольной подготовки. Готовность ребенка к обучению в школе  в значительной мере зависит от уровня его сенсорного развития. К концу  дошкольного возраста у нормально  развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и прецептивных действий как результат правильного организованного обучения и практики. У детей с нарушениями зрения их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков в дошкольном возрасте: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием [6].

     Неадекватное  семейное воспитание. Многие дети с нарушением зрения, поступающие в школу, имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики и кистей рук. Происходит это потому, что в семье их не научили обследовать предметы и действовать с ними в посильном домашнем труде. Дети с нарушением зрения не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие  этого мышцы рук у детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на игровой и учебно-познавательной деятельности учащихся.

         Исследования М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, В.М. Ворониной, показали, что мелкая моторика является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слабовидения. В процессе учебной и трудовой деятельности слепой больше использует тактильную чувствительность, что создает эффект сенситизации.

     Наибольшее  повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук, что связано с обучением чтению рельефно-точечного шрифта Брайля.

     Хорошее владение движением рук и пальцев  является существенной предпосылкой для  приобретения многих навыков обихода. Осознание управлением движениями рук и пальцев – также необходимая  предпосылка для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой [55].

     Развитие  тонких движений рук позволяет успешно  совершенствовать двигательную сферу  детей, развивать зрительно-пространственную координацию, активизировать познавательную и речемыслительную деятельность. Постепенное опредмечивание движений руки, ее инструментализация – шаг вперед в общем развитии ребенка и в развитии его умственной деятельности. Именно с этим связано образование постоянных связей между прикосновением и движением руки. Слепой ребенок не в состоянии воспринять размер и определить точную форму плохо координированными движениями пальцев рук [55].

     В связи с этим детям с нарушением зрения необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики и сочетать его с решением других задач коррекционно-педагогической работы. В связи с этим развивающие методики должны быть универсальными.

     В то же время известно, что практически  все дети с психофизическими недостатками имеют потенциальные возможности  для развития функций сохранных органов чувств. Поэтому в период начального обучения детям с нарушением зрения необходимы специальные занятия по развитию мелкой моторики.

       Таким образом, развитие мелкой моторики находится в прямой зависимости от состояния зрения. Неразвитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку легко и свободно выполнять мелкие и точные движения. Развитие двигательной области коры головного мозга влияет на формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами, формирование зрительно-моторных координаций. Плохо развитые двигательные моторные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка с нарушением зрения огромные трудности, связанной с выполнением различных действий. 

 

Выводы по 1 главе 

   Проанализировав психолого-педагогическую и специальную литературу по теоретическим вопросам изучения формирования мелкой моторики, у младших школьников, можно сделать следующие выводы: 

        1. Мелкая моторика – это осуществление двигательных действий рук, развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды.

     2. Основными характеристиками мелкой моторики являются: ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, точность, синхронность.

     3. Основными причинами низкого уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста являются: незаконченное окостенение костно-мышечной ткани, особенности развития головного мозга.

     4. Развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения находится в прямой зависимости от состояния зрения. Выделяют три характерных особенности развития младшего школьника с нарушением зрения: общее отставание в развитии, диспропорциональность, несовпадение периодов развития с нормально-развивающимися детьми.

Информация о работе Процесс коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения