Проблемы обновления системы школьного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление проблем обновления и перестройки системы воспитания в школе.
Объект исследования: воспитательные системы школы
Предмет исследования: проблемы обновления воспитательной системы школы
Исходя из цели, объекта и предмета исследования мы обозначили задачи исследования:
1. Определить понятие воспитательной системы;
2. Изучить воспитательную систему школы № 15 п. Биракан;
3. Сформулировать предложения и рекомендации для обновления и перестройки воспитательной системы в школе № 15 п. Биракан;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Воспитательная система как педагогический феномен……………….
1.2. Этапы развития воспитательной системы школы и оценка ее эффективности………………………………………………………………...
1.3. Методика создания воспитательной системы в школе………………..
1.4. Характеристика воспитательных систем……………………………….
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ П. БИРАКАН
2.1. Анализ воспитательной системы сельской школы п. Биракан
2.2. Выводы и предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Чистовик.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

      Последующие этапы развития воспитательной системы пионерской организации характеризуются разносторонними направлениями: идейно-политическим, военно-патриотическим, интернациональным, атеистическим, нравственным, трудовым, эстетическим, физическим.

      В 1990 г. на этапе перестройки государства и общества вместо Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина возникает Союз пионерских организаций и Федерация детских организаций  СССР, ориентированных на идеалы гуманного и демократического общества. Союз пионерских организаций и Федерация детских организаций объявлялись объединением, не зависимым от каких-либо партий и политических сил, отказались от классового воспитания, провозгласив девиз «За Родину, добро и справедливость!». Содержание их деятельности опиралось на следующие программы: «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра — дело серьезное», «Древо жизни», «Свой голос» и др. Особенностями воспитательной системы современной пионерской организации является де-политизация, деидеологизация, гуманистическая и общечеловеческая ценностная ориентация. Однако воспитательная система современной пионерской организации не получила должного развития и находится на стадии становления.

      Скаутизм  как воспитательная система.

      Скаутизм  как добровольное неполитическое движение было создано Робертом Баден Поуэллом в 1907 г. с целью воспитания молодых людей. Скаутизм открыт для всех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания в соответствии с принципами и методами, изложенными в его программных документах. В них реализуются две концепции — человеческого достоинства и целостности окружающего мира.

      Скаутская организация — это воспитательная система, направленная на разностороннее развитие и воспитание личности (развитие способности «учиться познавать» и позиции «учиться быть»). Первичной организационной единицей скаутского отряда является патруль, который объединяет 6-8 человек. Скаутом может стать любой мальчик или девочка, юноша или девушка в возрасте от 6 до 20 лет и старше, признающий Конституцию Всемирной организации скаутского движения и действующий в соответствии с ее принципами.

      Основные  принципы скаутизма — патриотизм, аполитичность, внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется  саморазвитию. Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себя путь развития. Содержание деятельности определяется главным образом скаутским Обещанием, Законами и направлено на овладение скаутом знаний и умений, которые подразделяются на 12 групп и ориентированы на взаимодействие с природой, окружающими людьми, с семьей, районом, страной, а также на укрепление здоровья.

      Основные  формы деятельности скаутов —  это походы, путешествия, лагеря, трудовые и экологические проекты, акции  гуманитарной помощи, выставки, всевозможные игры, смотры, соревнования и т.д. Организационной основой воспитательной системы скаутизма являются также методы самовоспитания. Это самоанализ, самооценка, самотребование, самоприказ и др.

      Лозунг  скаутов — «Ни дня без доброго  дела», девиз — «Будь готов!», атрибуты и символы — эмблема, флаг, горн, барабан, форма, галстук, значок и др.

      В настоящее время скаутские организации  существуют и в России, объединяя свыше 16 млн. человек.

      Таким образом, в основе всех рассмотренных  воспитательных систем лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление помочь ему достичь гармонии с миром и обществом, с самим собой, создать условия для разностороннего развития его личности.

      Воспитательная  система может быть создана в рамках любой школы как общеобразовательного учреждения, но при этом не являться ее атрибутом. Воспитательные системы – системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Создание воспитательной системы – не самоцель, она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.

     Таким образом, проведенный нами анализ научной литературы, по проблемам обновления системы школьного воспитания можно сделать следующие выводы:

     1. На современном этапе проблема  обновления устаревшей воспитательной системы сохраняет свою актуальность и требует максимального использования ресурсов всех субъектов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.

     2. Воспитательная система – сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое, которое охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение.

     3. Перестройка или обновление системы может иметь не только прогрессивный, но и консервативный, не только развивающий, но и разрушающий характер. Ведущую роль в этом играют педагогическая концепция, которая лежит в основе системы, адекватность ее перспективам развития общества.

     4. В основе различных воспитательных систем лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление помочь ему достичь гармонии с миром и обществом, с самим собой, создать условия для разностороннего развития его личности.

 

     

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ П. БИРАКАН

2.1. Анализ  воспитательной системы сельской школы п. Биракан

      На  практическом этапе исследования нами была поставлена цель: проанализировать воспитательную систему п. Биракан.

      Исследование  проходило на базе

      Воспитательная  система сельской школы имеет  определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), спецификой учебно-воспитательного процесса, численностью и составом педагогов и учащихся, наличием учебно-методической базы и др.

      При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с социумом.

      Показательна  в этом отношении воспитательная система                         В.А. Сухомлинского, примененная в Павлышской сельской школе. Он разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции, включающей следующие личностные ценности: нравственный идеал, счастье, свобода, честь, достоинство, долг, справедливость, истина, добро, красота, творчество. Цель воспитания — подготовка образованных, творческих граждан. Красной нитью в деятельности В.А. Сухомлинского проходит внимание к Человеку, его физическому и духовному развитию.

      Ведущими  идеями его концепции являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения и воспитания с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учащихся; совместная творческая деятельность; самоуправление и взаимопомощь.

      Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял созданию условий для гармоничного развития личности: дружный, творческий коллектив  учителей-единомышленников; духовное обогащение школьной среды; тесное взаимодействие школы и семьи; творческое содружество детей и взрослых.

      Главными  источниками учебно-воспитательного  процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. Соответственно, предъявлял к педагогу следующие  требования: духовно обновляться  и обогащаться, каждодневно совершенствовать свою педагогическую культуру и мастерство, направлять гармоническое развитие и саморазвитие личности ребенка.

      Методика  воспитания коллектива Павлышской школы предполагала наряду с традиционными широкое использование гуманистических методов и приемов. Ведущими из них были методы убеждения, основанные на уважении личности ребенка (этическая беседа, личный пример, дискуссия), требования, общественное мнение, перспективы, методы самопознания, самоинформирования, самовоспитания.

      В основе воспитательной системы школы п. Биракан лежит авторская концепция, разработанная в 80-е гг. XX в. директором школы                          А.А. Захаренко. Она базируется на идеях воспитательных центров, средового подхода, созидательного, творческого, социально значимого труда.

      Идея воспитательных центров в школе состоит в создании и разработке их технологий. Такими центрами стали: школьное здание с его кабинетами, рекреациями; школьный двор с дорожками, клумбами, скамейками для отдыха; зеленые уголки, классов, краеведческий музей села; школьная теплица; центры здоровья: бассейны (зимний и летний) и целебная туевая роща. Центры предусматривают целенаправленное воздействие на личность и активное участие каждого педагога и школьника в работе.

      Смысл идеи средового подхода состоит в воспитании грамотного, творческого, интеллигентного труженика села в условиях школы и социума. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и создавались ведущие воспитательные центры, на развитие которых направлялись усилия педагогов, школьников и родителей. Например, краеведческий музей стал одним из самых социально значимых центров села. В экспозициях музея отражена история села, его далекое прошлое и настоящее, его быт и культура, судьбы его жителей.

      Основополагающей  идеей воспитательной системы школы п. Биракан является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Все, что есть в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей.

      Большое внимание уделяется организации эмоциональной жизни детей. По его мнению, важно, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, красочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, произведения искусства, музыка. При этом необходимо, чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слушателями и зрителями, но и активными участниками. В арсенале школы — множество средств эмоционального воздействия на детей. Мастерством остроумия, экспромта, шутки владели все: и учителя, и дети, и родители.

      Основу  воспитательной системы школы п. Биракан составляют разнообразные способы и приемы обучения и воспитания, включенные в каждый компонент системы.

      Таким образом, анализ школьной системы п. Биракан показал, что в настоящее время в сельской местности активно используются воспитательные системы. Соблюдение требований, принципов существующих воспитательных систем - не формальность, а необходимое условие эффективности их повседневной практической деятельности, критерий ее общественной значимости и ценности. 

2.2. Выводы  и предложения

      На  наш взгляд, воспитательная система может быть создана в рамках любой школы как образовательного учреждения, но она не обязательно может служить ее атрибутом.

      Воспитательная  система должна создаваться и  совершенствоваться в целях личностного  развития школьников и зависеть от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.

      Организация воспитательной системы в малочисленной  сельской школе, в которой обучаются  несколько человек, может быть неэффективной. В таких школах целесообразно  создавать разновозрастные объединения (8-15 человек).

      Содержание  воспитательной системы должно исходить из интересов, потребностей и возможностей учащихся, педагогов и родителей.

      Эффективность школьной воспитательной системы представлена критериями факта:

      -. порядочность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

      -. наличие сложившегося единого  школьного коллектива;

      -. интеграция воспитательных воздействий,  концентрация педагогических усилий.

      Критериями  качества:

      -. степень приближенности системы  к поставленным целям, реализации  педагогической концепции, идей  и принципов, лежащих в основе  воспитательной системы;

      -. общий психологический климат  школы, стиль отношений, самочувствие  ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

      -. уровень воспитанности учащихся.

Информация о работе Проблемы обновления системы школьного воспитания