Проблемы обновления системы школьного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление проблем обновления и перестройки системы воспитания в школе.
Объект исследования: воспитательные системы школы
Предмет исследования: проблемы обновления воспитательной системы школы
Исходя из цели, объекта и предмета исследования мы обозначили задачи исследования:
1. Определить понятие воспитательной системы;
2. Изучить воспитательную систему школы № 15 п. Биракан;
3. Сформулировать предложения и рекомендации для обновления и перестройки воспитательной системы в школе № 15 п. Биракан;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Воспитательная система как педагогический феномен……………….
1.2. Этапы развития воспитательной системы школы и оценка ее эффективности………………………………………………………………...
1.3. Методика создания воспитательной системы в школе………………..
1.4. Характеристика воспитательных систем……………………………….
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ П. БИРАКАН
2.1. Анализ воспитательной системы сельской школы п. Биракан
2.2. Выводы и предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Чистовик.doc

— 221.00 Кб (Скачать)
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПРОБЛЕМЫ  ОБНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ  ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ  
1.1. Воспитательная система как педагогический феномен………………. 6
1.2. Этапы развития воспитательной системы школы и оценка ее эффективности………………………………………………………………... 11
1.3. Методика создания воспитательной системы в школе……………….. 16
1.4. Характеристика  воспитательных систем………………………………. 19
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ П. БИРАКАН  
2.1. Анализ  воспитательной системы сельской  школы п. Биракан 41
2.2. Выводы и предложения  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
 

 

      Введение

     Происходящие  перемены в стране резко обострили  положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Современное состояние российского общества, искажение основных социальных, нравственных, эстетических ценностей способствует обострению многих проблем детей и подростков.

     Ключевой  фигурой в решении детских  проблем является фигура педагога призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребенку. Основная задача, которую решает педагог, это создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением. Данные проблемы могут быть решены с помощью создания в школе воспитательной системы.

      Воспитание  — для всех времен и всех народов  важнейшее явление духовной жизни  общества. Без воспитания немыслима  жизнь человеческого общества, ибо  его назначение — передача накопленных  знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе.

     Многие  ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая, сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

     Отечественные педагоги отмечали, что большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление.

     Воспитательный  процесс, представляющий собою динамическую систему, направлен, прежде всего, на реализацию задачи социального развития человека. Решение проблем современной школы связано с превращением ее из школы, просто обучающей в школу, прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы, которая осуществляет попытку целостного воздействия на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферу

      Проблема  заключается в том, что на современном этапе существующие в школах воспитательные системы испытывают «кризисное развитие», усиливаются дезинтеграционные явления в жизни школьного коллектива, порожденных крушением устаревшей системы школьного воспитания и стремлением к ее обновлению и перестройке.

      На  современном этапе эта проблема активно рассматривается               Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Л. Кольберг,                   В.О. Кутьев, Н.Д. Никадров, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова,                          В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Р. Штейнер и др.

      Исходя  из обозначенной проблемы мы сформулировали цель: выявление проблем обновления и перестройки системы воспитания в школе.

      Объект исследования: воспитательные системы школы

      Предмет исследования: проблемы обновления воспитательной системы школы

      Исходя  из цели, объекта и предмета исследования мы обозначили задачи исследования:

      1. Определить понятие воспитательной системы;

      2. Изучить воспитательную систему школы № 15 п. Биракан;

      3. Сформулировать предложения и рекомендации для обновления и перестройки воспитательной системы в школе № 15 п. Биракан;

      Гипотеза: преодоление кризиса, который испытывает воспитательная система в школе на современном этапе развития, будет проходить успешнее, если первоначально выявить проблемы, с которыми предстоит столкнуться участникам воспитательной системы при ее обновлении.

      Методы  исследования:

     1. Анализ научной литературы по  проблеме исследования;

     2. Анкетирование;

     3. Наблюдение, беседы, изучение документации;

     4. Количественный и качественный  анализ. 

 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

     1.1. Воспитательная система как педагогический  феномен

     Л.И. Новикова отмечала, что большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление. Понятие «воспитательная система» органично связано с такими понятиями, как «личность», «развитие», «отношения», «целостность», «структура», «компонент», «взаимосвязь», «результативность» и др.

      А.С. Макаренко писал, что никакое средство, нельзя рассматривать как отдельно взятое от системы; никакое средство вообще не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.

      Воспитательная  система создает условия для эффективной реализации воспитательных целей, в которой более благоприятные возможности для развития личности, как ребенка; так и педагога.

      Воспитательная  система как педагогический феномен  изучается наукой с начала 1970-х  годов.

      Сегодня создана целостная концепция  воспитательной системы. Среди ее авторов  Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин,                         Н.Л. Селиванова и другие. Они рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию, которая имеет признаки как психолого-педагогической системы, так и социально-педагогической. Воспитательная система влияет на школьников:

      1. Как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы);

      2. Как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).

     Селиванова Н.Л. по воспитательной системой понимала сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение.

      Коджаспирова  Г.М. под школьной воспитательной системой понимает совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания.

     Рожков В.А. считает, что воспитательная система школы — социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей; связанных с воспитанием ребенка, но и относительно целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности; и эти, цели сориентированы.

     Новикова  Л.И. под воспитательной системой понимает целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания(субъекты, цели, содержание, и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

     Целесообразность  создания воспитательной системы обусловлена факторами:

      1. Интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, технологического, оценочно-результативного); 

      2. Позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность;

      3. Позволяет экономить время и силы субъектов деятельности. При построении системы следует уделять особое внимание формированию традиций, они придают устойчивость системе, повышают ее жизнеспособность;

      4. Специально моделируются условия для самореализации и самоутверждения личности, что способствует саморазвитию, творческому самовыражению, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

      Воспитательная  система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности: педагогов, учащихся и их родителей и имеет сложную структуру, которая включает компоненты:

      1. Цели, выраженные в исходной концепции, т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается;

      2. Деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

      3. Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

      4. Рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

      5. Среда системы, освоенная субъектом;

      6. Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

      Воспитательные  системы многообразны. Они могут  создаваться в школах разного  типа, учреждениях культуры, дополнительного  образования, в детских организациях и объединениях и т.п.

      В основу создания воспитательной системы как модели положена теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

      Теоретическая концепция воспитательной системы реализуется в четырех взаимосвязанных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание смотри рисунок 1.1.

      

      Рисунок 1.1.

      Управление  воспитательной системой рассматривается, как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.

Информация о работе Проблемы обновления системы школьного воспитания