Проблемы обновления системы школьного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление проблем обновления и перестройки системы воспитания в школе.
Объект исследования: воспитательные системы школы
Предмет исследования: проблемы обновления воспитательной системы школы
Исходя из цели, объекта и предмета исследования мы обозначили задачи исследования:
1. Определить понятие воспитательной системы;
2. Изучить воспитательную систему школы № 15 п. Биракан;
3. Сформулировать предложения и рекомендации для обновления и перестройки воспитательной системы в школе № 15 п. Биракан;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Воспитательная система как педагогический феномен……………….
1.2. Этапы развития воспитательной системы школы и оценка ее эффективности………………………………………………………………...
1.3. Методика создания воспитательной системы в школе………………..
1.4. Характеристика воспитательных систем……………………………….
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ П. БИРАКАН
2.1. Анализ воспитательной системы сельской школы п. Биракан
2.2. Выводы и предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Чистовик.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

      Сообразно цели формулируются основные идее и (принципы) создания воспитательной системы, определяются системообразующие виды деятельности, основные пути организации жизнедеятельности школьного коллектива. В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательной системы.

      Итак, можно говорить об определенной технологии и методике создания и развития воспитательной системы, а именно: выявлении ведущей идеи, формулировке основных целей и задач, формировании на их основе теоретической концепции, конкретизации составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определении и использовании вариативных педагогических технологий и методик, проектировании необходимых для этого условий.

      В.А. Караковский, считает, что деятельность педагогов, учащихся, их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы, рассматриваемые как совокупность научнообоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути, в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, и он становится целостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными: воспитательные центры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др.

      Педагогическим (воспитательным) комплексом должен стать  и урок. Познавательная деятельность — основной вид деятельности учеников на протяжении всего времени их пребывания в школе. Безусловно, эта деятельность должна стать системообразующей  в воспитательной системе школы. Однако это чаще всего происходит не сразу, ибо далеко не всегда познавательная деятельность является личностно значимой для каждого ребенка. Известно, что, с 10 — 11 лет наиболее привлекательным для подростков становится общение, и если урок становится органичным элементом воспитательной системы, то связано это прежде всего с превращением его в урок общения.

      Включить  урок в воспитательную, систему школы  можно:

      Во-первых, усиливая его воспитательную значимость (через содержание учебного материала, через методы организации работы на уроке, через личность учителя);

      Во-вторых, обогащая урок элементами внеучебной деятельности: дидактических игр, сценической драматизации, конкурсов, викторин, приглашением интересных людей на урок. Гармонизация учебной и внеучебной деятельности может способствовать также использование нетрадиционных форм уроков, межпредметных, «аукциона знаний».

      Таким образом с одной стороны, элементы внеучебной деятельности органично включаются в основную форму организации учебного процесса; с другой стороны — сфера познания может быть расширена за счет активизации познавательной деятельности во внеучебной работе. В этом случае педагогический процесс становится целостным, а целостность — важнейший признак любой системы. 

1.4. Характеристика воспитательных систем

      В современном мире существуют многообразные  воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью, основанной на определенном учении, путями внедрения  и др. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Рассматривая их необходимо иметь в виду:

      1. Люба система не может претендовать  на распространение своего опыта на всю сферу образования,

      2. Любая система не может быть изолирована от общества, а ее опыт должен подлежать описанию и трансляции в социокультурный контекст исторического развития общества,

      3. Любая система должна соответствовать правовым и нравственно-этическим нормам и ценностям, представленным в данном обществе.

      Охарактеризуем некоторые воспитательные системы.

      Гуманистическая воспитательная система (школа № 825 Москвы, система В.А. Караковского).

      Школа № 825 была основана в 1970 г. в 1977 г. с приходом нового директора В.А. Караковского здесь началось создание гуманистической воспитательной системы (ориентация на личность), которая в своем становлении и развитии прошла несколько этапов.

      На  первом этапе (1977— 1981) была проведена  диагностика педагогического и  ученического коллективов, их деятельности, взаимоотношений школы с социумом. Внедрялась и уточнялась разработанная В.А. Караковским концепция воспитательной системы; были определены перспективы развития школы, созданы программные документы («Заповеди педагогического коллектива», «Нравственные принципы школьника образцового города» и др.); педагоги и учащиеся были включены в совместную творческую деятельность, стали использовать коммунарскую методику. Итогом данного этапа явилось формирование нового педагогического мышления, переоценка ценностей и утверждение идеи о необходимости дальнейшего развития воспитательной системы

      Второй  этап (1981 — 1986) характеризовался стабилизацией  системы, четко оформлялись ее структурные  компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась  личность школьника, ее интересы и способности. Повысились качество успеваемости и уровень воспитанности учащихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отношений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились противоречия между учебной и внеучебной деятельностью, поставившие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изменение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, — это и явилось основным содержанием третьего этапа развития ВС (1986-1988).

      Следующим, четвертым, этапом формирования воспитательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изменения в обществе, начавшиеся в 1991 г., привели к коренным преобразованиям в Образовательной сфере Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педагогического коллектива несения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата.  В основу содержания воспитательной были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах воспитания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.

      «Педагогика общей заботы» как воспитательная система.

      Идея «педагогики обшей заботы» была выдвинута И.П. Ивановым, Ф.Я. Шапиро и их последователями в конце 50-х гг. XX в. В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество взрослых и детей, социально полезная направленность, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» поддерживала такие идеи коллективного творческого воспитания, как единое целеполагание, общее участие в организации дела, ситуации-образцы, эмоциональное насыщение жизни коллектива. Суть каждой из этих идей заключается в коллективной творческой направленности деятельности, выработке и осмыслении взрослыми и детьми целей и идеалов своей совместной жизни. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривала увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, доверия, душевного подъема при помощи специальных средств (символы, традиции, обряды). Развиваясь во внешкольной среде, данная методика строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы.

      Когда сегодня говорят о коммунарской методике — важной составляющей «педагогики  общей заботы», — подразумевают  чаще всего методику коллективной творческой деятельности (КТД). Коллективная творческая деятельность разнообразна по формам и содержанию. Эта деятельность направлена на служение людям, Родине, заботу о себе, близких и далеких людях. Ее идея становится центром целой серии коллективных творческих дел разных видов. Коллективное творческое дело — это совокупность разнообразных приемов и действий, выстроенных в определенной последовательности. Методика коллективной творческой деятельности предусматривает создание свободных групп, сотрудничество и сотворчество, коллективную работу, игровую деятельность и саморазвитие личности.

      Идеи «педагогики общей заботы» находят отражение и в методике организации коллективной познавательной деятельности, на уроках и во внеучебное время, помогая успешно решать воспитательные и развивающие цели: формирование нравственных качеств личности, воспитание познавательной активности и самостоятельности, коммуникативных умений на основе индивидуальных интересов и способностей.

      Организация коллективной познавательной деятельности включает следующие основные направления: создание широкого учебного актива, четкое управление совместной деятельностью, овладение методикой различных форм организации коллективной познавательной деятельности.

      Учебный актив выполняет разнообразные  функции, например, ассистентов учителя  на уроках и на внеклассных мероприятиях, лаборантов на практических занятиях, консультантов по предметам, оформителей учебных кабинетов и др. Коллективная познавательная деятельность осуществляется в различных формах: устный журнал, защита проекта, общественный смотр знаний и др. Работа в группах на уроках включает в себя элементы фронтальной и индивидуальной работы. Группы формируются из 4-6 человек, в них входят учащиеся с различным уровнем подготовленности. При формировании групп учитываются интересы и желания учащихся.

      Школа диалога культур.

      Идея  диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов  учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, является стержневой и  оригинальной в учебно-воспитательной системе школы диалога культур. Ее основателем является С. Курганов.

      В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге («любая культура — это живой процесс общительной связи»), Л.С. Выготского — о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, В.С. Библера — о философской логике культур.

      В.С. Библер определил основные положения установки на новый тип образования в школе диалога культур.

      Во-первых, это переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования — вот чем должен обладать выпускник школы диалога культур. Знания о путях изменения знаний, умение корректировать и обновлять умения, навыки трансформации и переформирования навыков — вот что требуется от молодого человека XXI в.

      Во-вторых, данная воспитательная система предполагает углубленное освоение «диалогизма» как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., но и суть самой мысли Углубленное понимание «диалогизма» мышления развернуто через идею диалога культур.

      В-третьих, весь процесс обучения в школе  строится в первую очередь не на усвоении дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, а на целенаправленном спиральном возвращении мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения и воспитания в школе диалога культур. Вообще, истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бытие, а там, где он ставит вопрос: как возможно это бытие, откуда взялись такие необъяснимые явления, как число, слово, сознание своего Я?

      В-четвертых, основное содержание школьного курса  — это освоение тех «точек превращения», в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.

      Школа диалога культур актуальна в  условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Поэтому учащиеся должны не заучивать правила, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру как наследницу предыдущих культур, где в каждой идее, слове, образе происходит диалог разных представлений, эпох, народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, идеи, качества и взаимоотношения.

Информация о работе Проблемы обновления системы школьного воспитания