Проблемы обновления системы школьного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление проблем обновления и перестройки системы воспитания в школе.
Объект исследования: воспитательные системы школы
Предмет исследования: проблемы обновления воспитательной системы школы
Исходя из цели, объекта и предмета исследования мы обозначили задачи исследования:
1. Определить понятие воспитательной системы;
2. Изучить воспитательную систему школы № 15 п. Биракан;
3. Сформулировать предложения и рекомендации для обновления и перестройки воспитательной системы в школе № 15 п. Биракан;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Воспитательная система как педагогический феномен……………….
1.2. Этапы развития воспитательной системы школы и оценка ее эффективности………………………………………………………………...
1.3. Методика создания воспитательной системы в школе………………..
1.4. Характеристика воспитательных систем……………………………….
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ П. БИРАКАН
2.1. Анализ воспитательной системы сельской школы п. Биракан
2.2. Выводы и предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Чистовик.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

      Функции управления воспитательной системой разнообразны: психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация совместной, творческой, развивающей деятельности; сотрудничество школы, семьи и общественности; развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми.

      Содержание  воспитательной системой — это совокупность научных знаний, разнообразной информации, ценностных ориентиров, достижений культуры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.

      Организация воспитательной системой предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.

      Общение как компонент воспитательной системы представляет единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга). Эффективность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому, диалог и ситуации успеха).

      Для любой воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений  между образующими ее компонентами, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношениях с которым система проявляет свою целостность.

      Воспитательная  система тесно связана с микро- и макросредой, где в качестве первой выступает среда, освоенная  школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве второй — общество в целом.

      В настоящее время в педагогической литературе часто встречается понятие «авторская воспитательная система». Такие системы создаются в школах, руководимых творчески работающими, нестандартно организующими воспитательный процесс директорами. Эти системы чаще всего и называют имени директоров школ.

      Т.о. создание целостной воспитательной системы есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников, а эффективная воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания в школе и социуме. 
 
 
 

1.2. Этапы  развития воспитательной системы  школы и оценка ее эффективности

      Воспитательная  система — не застывший, а постоянно  развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия-детей, те или иные виды деятельности, организационные структуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, увеличивается дезорганизация — все эти явления характеризуют процесс развития воспитательной, системы.

      Воспитательная система не задается сверху, а создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности. Источником развития воспитательной системы является разрешение противоречия между нарастающей упорядоченностью системы (процессом интеграции) и ее тенденцией к нарастанию независимости различных элементов (процессом дезинтеграции).

      Интеграция  выражается в сплочении коллектива, в установлении устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуации и т.д.

      Дезинтеграция выражается в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, в появлении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностям и т.д.

      Опыт  показывает, что воспитательная система проходит в своем развитии три основных этапа.

      Первый  этап — становление системы. В  качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура, устанавливаются связи между ее компонентами. Главная цель первого этапа — выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На данном этапе компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили общения, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Основными методами становления воспитательной системы являются методы убеждения, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темпы системообразования в этот период должны быть достаточно высокими.

      Второй  этап — отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, закрепляются традиции, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятельности, общения, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Трудности педагогического управления воспитательной системы школы на этом этапе связаны с согласованием темпов развития ученического и педагогического коллективов.

      Третий  этап — окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив — это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания здесь — воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Это, по мнению                                  Е.В. Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на принципы гуманизма. Внимание акцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению. Воспитательная система и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом. 

      В.А. Караковский выделяет четвертый  этап кризисного развития системы

      Через некоторое время, как правило, наступает  этап кризисного развития системы. Термин «кризисное развитие» условен; в это время усиливается дезинтеграционные явления, связанные с поиском нового оригинального в жизни школьного коллектива. Причины таких явлений – дефицит новизны и творчества, усталость педагогов стремление к обновлению жизни школы, остановке в совершенствовании деятельности (содержания и методики).

      М.А. Сидоркин считает, что кризис воспитательной системы может преодолеваться по-разному:

      1. путем изменения ведущего вида деятельности и восстановления системообразующих связей;

      2. путем создания на базе прежней системы новой, включающей определенные ценности и традиции своей предшественницы, но основанной на другом типе системообразующих связей;

      3. развал воспитательной системы, характеризующаяся распадом системообразующих связей.

      Явление кризиса — естественный процесс  в развитии системы, в ходе которого она вступает на новый этап послекризисного развития. На нем преобладающими вновь становятся интеграционные процессы. Выход из создавшегося положения — обновление системы на основе реформ, развития творчества, создания инновационных психолого-педагогических условий, а иногда смены лидеров.

      Перестройка или обновление системы может  иметь не только прогрессивный, но и консервативный, не только развивающий, но и разрушающий характер. Ведущую роль в этом играют педагогическая концепция, которая лежит в основе системы, адекватность ее перспективам развития общества. Большое значение имеет и доминирующий вид деятельности, являющийся главным системообразующим фактором. Переход от одного вида системообразующей деятельности к другому сам по себе очень сложен, но он менее болезнен, если совершается в рамках одной педагогической концепции. Если же вместе со сменой доминирующей деятельности меняются и педагогические концепции, это меняет систему коренным образом.

      Обновление  системы осуществляется, за счет инноваций, ведущих к ее изменениям. Эти изменения  и поднимают ее на новую ступень.

      Новый этап может закончиться и развалом системы, когда после кризиса не последует очередного витка развития, а произойдет распад системообразующих связей. Развал системы нередко связана с уходом из школы ее автора.

      Перестройка системы, если она в целом: прогрессивки, идет, как правило, в сторону усложнения: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими отношения, более разветвленными связи, и организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.

      Обновление  и перестройка системы — противоречивый процесс. Новообразования далеко не всегда вписываются в нее органично. Их введение вызывает сбои в развитии системы как целостного образования. В связи с этим и требуется предварительное моделирование нового состояния системы, предусматривающее те изменения, которые произойдут в ее структуре, функциях, внутренних и внешних связях, отношениях.

      Т.о. процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают и спады, и подъемы, и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения. Этого не надо бояться, необходимо знать и анализировать причины и последствия таких явлений. На разных этапах развития воспитательной системы более позитивным процессом может быть как интеграция, так и дезинтеграция.

      Этапы развития воспитательной системы сообразуются со стадиями развития коллектива, являющегося ее ядром. Успешность работы зависит от организации управленческой деятельности, включающей в себя постоянное изучение и оценку качества воспитательной системы школы.

      Переход школы от казенного «учреждения» в состояние воспитательной системы, движение воспитательной системы от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит под руководство педагогов весь школьный коллектив. Успешность этой работы зависит прежде всего от характера управленческой деятельности включающей в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы школы.

      Для определения уровня сформированности воспитательной' системы школы Л.К. Гребенкиеа предложила использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества.

      Критерии  факта позволяют ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система

      Они могут быть представлены такими показателями как:

      1. Упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

      2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива;

      3. Интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

      Критерии  качества дают представление об уровне ее сформированности и эффективности.

      Они складываются из таких показателей, как:

      1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

      2. Общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

      3. Уровень воспитанности учащихся.

      Данные  критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы. 

1.3. Методика  создания воспитательной системы  школы

      Создание  воспитательной системы начинается с изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возможностей всех субъектов  деятельности, уровня развитости педагогического  и ученического коллективов, характера  их взаимодействия и т.д. Для этого можно использовать все разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, изучение школьной документации, создание специальных ситуаций и др. На основе изучения начального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразно сформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе, тенденции развития ее системы.

      Затем разрабатывается концепция воспитательной системы школы. Необходимо четко  сформулировать цель создания воспитательной системы, т.е. смоделировать «конечный продукт» — личность выпускника школы. Наиболее эффективным является включение в процесс целеполагания все участников педагогического процесса. Могут быть проведены продуктивные игры с педагогами, старшеклассниками, группой родителей. В процессе этих игр определяются качества личности, которыми должен обладать выпускник данной шкоды, В результате вырабатывается его обобщенный образ.

Информация о работе Проблемы обновления системы школьного воспитания