Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 02:59, курсовая работа
Цель: выявление проблем обновления и перестройки системы воспитания в школе.
Объект исследования: воспитательные системы школы
Предмет исследования: проблемы обновления воспитательной системы школы
Исходя из цели, объекта и предмета исследования мы обозначили задачи исследования:
1. Определить понятие воспитательной системы;
2. Изучить воспитательную систему школы № 15 п. Биракан;
3. Сформулировать предложения и рекомендации для обновления и перестройки воспитательной системы в школе № 15 п. Биракан;
Введение……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Воспитательная система как педагогический феномен……………….
1.2. Этапы развития воспитательной системы школы и оценка ее эффективности………………………………………………………………...
1.3. Методика создания воспитательной системы в школе………………..
1.4. Характеристика воспитательных систем……………………………….
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ П. БИРАКАН
2.1. Анализ воспитательной системы сельской школы п. Биракан
2.2. Выводы и предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анализируя процесс воспитания в данном типе школ, мы рассматриваем воспитание как процесс культуроемкого развития личности и поэтому обращаем особое внимание на отражение вопросов культуры в образовательном процессе.
В. С. Библер предлагает следующий вариант содержания образования в школе диалога культур.
I — II классы. Зарождаются «узелки» понимания, или точки удивления, которые станут основными предметами освоения, «разноречия», диалогов в последующих классах. Ими могут быть идеи слова, числа, явления природы, момента истории, загадки сознания, загадки предметного орудия. Точки удивления построены по схеме народных загадок. В точках удивления,
Во-первых, развертывается первоначальный анализ проблем, являющихся общими, едиными, с одной стороны, для основных современных понятий (математики, физики, биологии, лингвистики) и, с другой стороны, для исходных детских удивлений, вопросов, обычно возникающих в психологическом переходе от доминанты сознания (дошкольный период) к доминанте мышления.
Во-вторых,
в таких узелках исходного
удивления сосредоточиваются
В-третьих, такие исходные точки и узлы будут предметами последующих основных диалогов между различными культурами, классами, возрастами.
В-четвертых, сам исходный процесс удивления и усвоения таких узловых понятий осуществляется в сложной динамичной игре внешнего языка и внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой.
III - IV классы. Античная культура, по сути дела, единый предмет изучения в этих классах. Такие античные науки, как история, математика, механика, а также искусство и мифология образуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры.
V — VI классы. Культура Средневековья. Общее построение курса аналогично обучению в III — IV классах. Особое внимание уделяется тому, что культура пронизана пафосом веры и культа. Вместе с тем нельзя превращать уроки в V-VI классах в уроки религии. Именно по отношению к средневековому голосу диалогического разумения необходима особая активность (и тактичность) культурного и школьного преобразования конфессиональных реалий.
VII - VIII классы. Культура Нового времени (ХУП - Х1Х в.). В основу обучения положены (с учетом диалога культур между нововременными классами и классами античности и средневековья) классические курсы обычных школьных занятий по рекомендованным учебникам, соотнесенные с основными авторскими текстами — первоисточниками XVII —XIX вв.
IX - X классы. Культура современности. Эти классы имеют особое значение в двух отношениях.
Во-первых, здесь сводятся воедино (как моменты современного мышления, знания и умения) вопросы и ответы, наработанные во всех остальных учебных циклах.
Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость современных понятий и образов культуры ставит ученика на передний край «напряжений» знания и незнания, характерных для XX — XXI вв. Узлами, связывающими расчлененные знания и незнания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы: личность и общество, культура и цивилизация, экологическая и космологическая проблемы и т.д.
Компьютерная и информационная революции, современная структура автоматического производства являются логическим завершением всех ремесленно-машинных циклов трудовой деятельности, развитых в более ранних классах школы диалога культур.
XI класс. Класс специально-педагогический. Здесь выпускники школы диалога культур организуют диалоги между классами, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями основные темы единых для всей школы дискуссий, изобретают методы общения и совместной деятельности.
Методика воспитательной системы школы диалога культур прежде всего основана на диалогизации, творчестве, использовании приема «точка удивления», на интенсивном продуцировании собственных гипотез.
Справедливые сообщества.
«Справедливые сообщества», как разновидность воспитательной системы, создавались в школах США в 70-е гг. XX в. В основу концепции данной воспитательной системы были положены идеи Лоуренса Кольберга, которые перекликаются с принципами «педагогики общей заботы» И.П. Иванова. Это идеи гуманизма, демократии, справедливости, заботы друг о друге, самоуправления, нравственных ценностей. В концепции нашла отражение и теория Жана Пиаже о стадийном умственном развитии, о единстве умственного и морального в процессе целостного формирования личности. Эмоционально-когнитивная концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы, прежде всего, гуманистические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков.
В качестве этапов нравственного развития личности Л. Кольберг рассматривает следующие уровни и ступени.
Первый уровень (предсоциальный) включает две ступени: ориентация на покорность и наказание; мораль достижения наслаждения.
Второй уровень (социальный) также имеет две ступени: мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых взаимоотношений; мораль поддержания авторитета.
Третий уровень (постсоциальный) составляют следующие ступени: мораль ориентации на общественный договор, выражающий основные принципы конституции; мораль индивидуальных принципов совести.
«Справедливые сообщества» в школе — это добровольные объединения администрации, учащихся и учителей, имеющие прочные связи с родителями. Все члены сообщества обладают правом голоса в решении основных проблем. Школа живет по разработанному собственному кодексу поведения, управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Содержанием жизни сообщества является разнообразная деятельность на пользу окружающих, например: расчистка игровых площадок, сбор средств для нуждающихся, творческие конкурсы, собрания в кругу. Собрания помогают не только организовывать деятельность, но и разрешать конфликтные ситуации, анализировать поступки каждого, оценивать дела «справедливого сообщества». Одним из методов нравственного воспитания является решение дилемм. Общими характеристиками сообществ являются эмоционально комфортная обстановка в школе, чуткость и забота друг о друге, нравственная и интеллектуальная развитость детей и взрослых, сотрудничество. Наиболее удачно реализует концепцию «Справедливых сообществ» Л. Кольберга Скарсдейльская альтернативная школа в пригороде Нью-Йорка, в которой перспективно действуют такие органы самоуправления, как общее собрание и «комитет справедливости». Важнейшие школьные проблемы систематически. Обсуждаются на страницах журнала, авторами которого выступают учителя, учащиеся и родители. Результатом умственного и нравственного воспитания детей является сформированность у них таких гуманных качеств, как вежливость, предупредительность, приветливость, высокий уровень ответственности, гордость за свою школу, свобода личности, чувство собственного достоинства, творчество. В данной школе широко используются такие методы и приемы, как диалог, дилемма, общественное мнение, требование, перспектива и др.
Вальдорфская школа.
Воспитательные системы вальдорфских школ существуют с начала XX в. Первая школа появилась в 1919 г. в Штутгарте. В основу концепции воспитательной системы положено антропософское учение Рудольфа Штейнера; главная идея заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, духовного и душевного, а становление личности ребенка должно проходить в соответствии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.
Вальдорфские
школы призваны одновременно развивать
тело, мысль, интеллект и нравственность
человека. Главный принцип, который
заложен в организацию
В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, музыка, изобразительные виды искусств, театр, эвритмия, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников.
Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников воспринимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания — видеть результаты своего труда.
Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество — основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия — основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в совершенстве. Они опираются на свои глубокие знания индивидуальных особенностей детей, их душевных переживаний, которые становятся стимулом к осознанию своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному.
Вальдорфские
учителя — это
Пионерская организация.
Пионерская организация как воспитательная система прошла в своем развитии ряд этапов. Их, как правило, связывают со значительными событиями советского государства — образованием СССР, Периодами коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союзного государства и обновлением России.
Первый этап с 1922 по 1924 г. связан с деятельностью юных пионеров им. Спартака. 19 мая 1922 г. Российский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистической организации, утвердил основные положения ее программы, принципы деятельности, Законы и Торжественное обещание юных пионеров. Программа организации включала все основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельности скаутизма.
В качестве цели рассматривалось сплочение и воспитание детей в духе коммунистических идей, подготовка их к борьбе за интересы пролетариата. Важнейшей задачей на этом этапе являлась забота о всеобщей грамотности.
К основным принципам деятельности были отнесены: преемственность трех поколений — коммунистов, комсомольцев, пионеров; коммунистическая идейность; совместный труд на общую пользу; коллективизм, дружба, товарищество; самостоятельность и самоуправление в сочетании с педагогическим руководством взрослых; добровольность вступления и участия в делах; учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов; непрерывность деятельности; яркость и романтичность работы.
Содержание деятельности пионерской организации определялось Положением, Законами и Торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу, общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.).
В 1924 г. после смерти В.И. Ленина пионерской организации было присвоено его имя. С этого времени начинается второй этап развития воспитательной системы организации. Деятельность пионеров в это время характеризуется усилением ее идеологической направленности, что нашло свое выражение в новых текстах Положения, Законов и Торжественного обещания. Появляются разнообразные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровское движение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспедиции и т.п.) и соответственно разные методы работы (убеждение, упражнение в деятельности, самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика).
Информация о работе Проблемы обновления системы школьного воспитания