Проблемное обучение - современная технология профессиональной подготовки педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными. Вместе с тем, фактическая система образования обладает достаточной инертностью к нововведениям, что, с одной стороны, является определенным сдерживающим фактором для развития теории педагогики, а, с другой стороны, имеет и положительный эффект, поскольку такая инертность носит и системосохраняющий характер. В современной России в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения.

Содержание

Введение.
1. История развития теории проблемного обучения.
2. Признаки проблемного обучения
3. Виды и уровни проблемного обучения.
4.Функции проблемного обучения.
5.Методика организации проблемного обучения.
5.1Методы проблемного обучения.
6.Этапы проблемного обучения.
7.Примерная схема организации урока математики в форме проблемного обучения.

Работа содержит 1 файл

котрольная тпо.docx

— 62.32 Кб (Скачать)

Эта структура  отражает и основные этапы учения, и этапы организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает  как внешний показатель учения, то есть не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление этой деятельностью. Поскольку показателем  проблемности урока является наличие  в его структуре этапов поисковой  деятельности, то естественно, что они  и представляют внутреннюю часть  структуры проблемного урока:

1)  возникновение  проблемной ситуации и постановка  проблемы;

2)  выдвижение  предположений и обоснование  гипотезы;

3)  доказательство  гипотезы;

4)  проверка  правильности решения проблемы [8].

Таким образом, структура проблемного урока, в  отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного  процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней  логики процесса обучения. Структура  проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и  внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

В рамках проблемного  обучения в педагогике исследуются  не только общепедагогические проблемы, но и проблемы обучения отдельным  предметам. Особенно это относится  к проблемам педагогики математики.

Именно на уроках математики складывается благоприятная  атмосфера для введения элементов  проблемного обучения, так как  проблемным способом целесообразно  изучать такой материал, который  содержит причинно-следственные связи  и зависимости, который направлен  на формирования понятий, законов и  теорий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Примерная схема организации урока математики в форме проблемного обучения.

1.  Создание  учебной проблемной ситуации (реальной  или формализованной) с целью  возбудить у учащихся интерес  к данной учебной проблеме  и мотивировать целесообразность  ее рассмотрения.

2.  Постановка  познавательной задачи (или задач), возникающей из данной проблемной  ситуации, четкая ее формулировка.

3.  Изучение  различных условий, характеризующих  поставленную задачу, обсуждение  возможностей моделирования ее  условия или замены имеющейся  модели более простой и наглядной.

4.  Процесс  решения поставленной задачи (обсуждение  задачи в целом и деталях,  выявление существенного и несущественного  в ее условиях, ориентация в  возможных трудностях при ее  решении, вычисление подзадачи  и последовательность ее решения,  соотношение данной задачи с  имеющимися знаниями и опытом. Разработка возможных направлений  решений основной задачи, отбор,  воспроизведение известных теоретических  положений, могущих быть использованы  в указанном направлении решения  задачи, сравнительная оценка направления  решения и выбор одного из  них, разработка плана решения  задачи в выбранном направлении  и его реализация в целом,  детальная реализация плана решения  задачи и обоснование правильности  всех шагов возникающего решения  задачи).

5.  Исследование  получаемого решения задачи, обсуждение  его результатов, выявление нового  знания.

6.  Применение  нового знания посредством решения  специально подобранных учебных  задач для его усвоения.

7.  Обсуждение  возможных расширений и обобщений  результатов решения задачи в  рамках исходной проблемной ситуации.

8.  Изучение  полученного решения задачи и  поиск других более экономичных  или более изящных способов  ее решения.

9.  Подведение  итогов проделанной работы, выявление  существенного в содержании, способах  решения, результатах, обсуждение  возможных перспектив применения  новых знаний и опыта [10].

Данный схематический  план организации проблемного урока  математики (как и любой другой) динамичен (в зависимости от конкретной характеристики той или иной учебной проблемы). Он выполняется полностью или частично, отдельные пункты плана могут объединяться вместе и тому подобное.

Расскажем подробнее  об использовании проблемных ситуаций на занятиях математики в педколледже.

Изучая тему алгебры и начала анализа «Решение задач на отыскание наибольшего  и наименьшего значения функции», приводим рассказ Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли надо». О том, как  крестьянин Пахом, мечтавший о собственной  земле, собравший, наконец, желанную сумму, предстал перед условием хозяина  богатого участка: «Сколько за день земли  обойдешь, вся твоя и будет за 1 000 рублей. Но, если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои деньги». Выбежал  утром Пахом в поле, прибежал на место с последним лучом солнца и упал без чувств, обежал четырехугольник, сумма длин которого составила 40 км. Наибольшую ли площадь при данном периметре получил Пахом?

На первом этапе  студенты находят площадь данного  четырехугольника (на доске изображаем трапецию, периметр которой равен 40). Предлагаем студентам исследовать  четырехугольники, периметр которых 40, и, вычислив их площадь, найти максимальную. Студенты, проанализировав различные  варианты, делают вывод: максимальную площадь имеет квадрат. Так, Пахом  мог пройти всего 36 км (то есть обойти квадрат со стороной 9), получив площадь 81 км2 (S = 9 * 9). На втором этапе работы подводим студентов к новой теме: «Как решить данную задачу с помощью производной функции?».

Студенты составляют функцию по данному условию, исследовав ее на экстремум, убеждаются, что максимальная площадь при данном периметре  будет у квадрата со стороной 10. Таким  образом, решая данную учебную задачу через проблемную ситуацию, студенты самостоятельно, творчески овладевают новыми знаниями.

На занятиях по методике математики студенты обыгрывают проблемные ситуации, которые можно  использовать на уроках математики в  начальной школе. Студенты условно  делятся на подгруппы: «учителя», «учащиеся  начальной школы», «методисты». Данные деловые игры можно проводить  по таким важным темам, как «Логика  обдумывания и построения урока  математики в начальной школе», «Различные методические подходы к формированию умения решать задачи» и др. Студенты включаются в исследовательскую работу.

Задачи исследования могут быть следующими:

Выявление сущности исследуемого понятия.

Анализ вариативных  учебников математики для начальных  классов с определенной целью.

Разработка системы  заданий, конспектов уроков, их фрагментов.

Например, в подгруппе  студенты-«учителя» коллективно  составляют фрагменты урока по заданной теме, обдумывают его логику, представляя  внутреннюю структуру занятия, сортируют  различные задания в зависимости  от этапов обучения, от характера познавательной деятельности, от содержания изучаемого материала. Студенты, спланировав деятельность учителя, показывают фрагменты урока. Студенты-«ученики», руководствуясь знанием  учащихся начальной школы, выполняют различные задания.

Студенты-«методисты»  анализируют работу учителей и учащихся, оценивают обучающие, развивающие  функции данных заданий. Через подобную деловую игру, проводимую на занятиях по методике преподавания математики в педколледже, формируем профессиональные умения будущих учителей начальной  школы, делая учебную деятельность студентов более привлекательной, развивая познавательную активность, самостоятельность. Элементы проблемного  обучения хорошо сочетаются с игровой  технологией. Именно в игре появляется возможность многогранного развития личности, ее способностей, сплочения  на основе общих интересов и замыслов. Знакомство с первокурсниками начинаем с игры «Покажи свои знания», построенной  по принципу телепередачи «Своя игра», которая позволяет выявить способности  каждого студента, повторить школьный курс математики, сплотить новый коллектив, направить работу в нужное русло.

На этапе актуализации знаний проводим игру «Математический  аукцион», цель которой — повторение математических терминов. В основе игры лежит принцип чайнворда. Ведущий-аукционист называет слово, математический термин, например «косинус». Участники аукциона называют новый термин, который начинается на последнюю букву предыдущего  термина: косинус — синус —  сумма и так далее. Студенты, которые  могут разделиться на команды, должны дать определение названным математическим понятиям.

На занятиях по стереометрии проводим обучающую  игру «Конкурс рекламы». Для ее проведения заранее делим группу на команды, каждая из которых будет выполнять роль рекламного агентства. Всем «сотрудникам» рекламного агентства необходимо самостоятельно изучить «товар» и сделать ему рекламу (например, по теме «Многогранники, их свойства»). Студенты, готовясь к выступлению, вынуждены добывать знания самостоятельно, проявлять творческие способности (изготовить модели многогранников, подобрать исторический материал).

В работе со студентами используем дидактические игры, материал к которым подбирается студентами самостоятельно: «Математическое домино», «Лото», «Магические квадраты» по различным темам курса «Алгебра и начала анализа».

Материал по дидактическим играм систематизируется  на занятиях по методике математики и  в дальнейшем используется студентами на практике в школе.

Нельзя не согласиться  со словами Луи де Бройля, который  точно отметил: «Знания — дети удивления и любопытства». Действительно, в ходе использования технологии проблемного обучения, игровых ситуаций у студентов развивается любознательность, изобретательность, появляется желание  творить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Рассмотрев в  контрольной работе основные аспекты реализации проблемного обучения в качестве педагогической технологии на уроках математики, можно сделать следующие выводы:

1.  Проблемное  обучение – это обучение, при  котором педагог ставит перед  учениками проблему и организует процесс её решения.

2.  Разработкой  вопрос о сущности проблемного  обучения занимались Ю.К. Бабанский,  П.Л. Гальперин, Н.А. Менчинский, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова  и другие авторы.

3.  Проблемное  обучение является одним из  наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.

4.  Проблемная  ситуация и учебная проблема  являются основными понятиями  проблемного обучения.

5.  Существуют  принципы основных способов создания  проблемных ситуаций, а также  правила создания проблемных  ситуаций.

6.  Учебная  проблема – это форма реализации  принципа проблемности в обучении.

7.  Учебная проблема не является проблемой для учителя.

8.  Существует три вида решения проблемы в зависимости от наличия у решающего определённого опыта в отношении класса проблемных задач.

9.  Решение учебной проблемы есть результат активного мыслительного процесса.

10.  Проблемное обучение сочетает в себе индивидуальную и коллективную формы работы учащихся.

11.  Существуют следующие методы проблемного обучения: метод монологического изложения, рассуждающий, диалогический, эвристический, исследовательский, метод программных заданий.

12.  Существуют следующие виды проблемного обучения: теоретическое исследование, поиск практического решения, художественное отображение действительности и другие.

13.  Проблемное обучение доступно практически всем учащимся.

Содержание данной работы может быть использовано учителями  математики при организации реального  учебного процесса, а также в рамках подготовки студентов по специальности  «Математика». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Бабанский  Ю. К. Проблемное обучение как  средство повышения эффективности  учения школьников. — Ростов -на -Дону, 1970.

2.Володин Н.Н., Чучалин А.Г., Шухов В.С. Вопросы непрерывного медицинского образования (проблемно-ориентированное обучение) // Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высшая школа. 2001.

3.Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач // Учителям о ТРИЗ. 1999. №3 .

4.Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. №1.

5.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика. 1977.

6.Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: Пеленг. 1993.

Информация о работе Проблемное обучение - современная технология профессиональной подготовки педагога