Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:47, контрольная работа
Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными. Вместе с тем, фактическая система образования обладает достаточной инертностью к нововведениям, что, с одной стороны, является определенным сдерживающим фактором для развития теории педагогики, а, с другой стороны, имеет и положительный эффект, поскольку такая инертность носит и системосохраняющий характер. В современной России в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения.
Введение.
1. История развития теории проблемного обучения.
2. Признаки проблемного обучения
3. Виды и уровни проблемного обучения.
4.Функции проблемного обучения.
5.Методика организации проблемного обучения.
5.1Методы проблемного обучения.
6.Этапы проблемного обучения.
7.Примерная схема организации урока математики в форме проблемного обучения.
Шестая особенность
состоит в динамичности проблемного
обучения (подвижной взаимосвязи
его элементов). Эта особенность
обусловлена динамичностью
Седьмая особенность
заключается в высокой
Восьмая особенность
проблемного обучения заключается
в том, что оно обеспечивает новое
соотношение индукции и дедукции
и новое соотношение
Первые три
особенности проблемного
3.Виды и уровни проблемного обучения.
Процесс проблемного обучении порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать.
М.И. Махмутов считает, что виды проблемного обучения правильнее всего различать по существующим видам творчества. В соответствии с выделенным основанием он классифицирует три вида проблемного обучения:
- научное творчество – теоретическое исследование, то есть поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства: в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
- практическое творчество – поиск практического решения, то есть способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;
- художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музыцирование.
Все виды
проблемного обучения характеризуются
наличием репродуктивной, продуктивной
и творческой деятельности обучаемых,
наличием поиска и решения проблемы.
Однако первый вид проблемного обучения
чаще всего используется на теоретических
занятиях, где организуется индивидуальное,
групповое или фронтальное
Каждый вид проблемного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обуславливает:
- увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся
- углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
- новый уровень познавательных потребностей учения;
- новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Указанные выше виды проблемного обучения могут иметь разные уровни. М.И. Махмутов условно выделяет четыре уровня проблемного обучения:
1. Уровень обычной активности.
2.
Уровень полусамостоятельной
3.
Уровень самостоятельной (
4. Уровень творческой активности.
Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.
Уровень
обычной несамостоятельной
Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
Уровень
самостоятельной активности предусматривает
выполнение самостоятельных работ
репродуктивно-поискового типа, когда
обучаемый самостоятельно работает
по тексту учебника, применяет усвоенные
знания в новой ситуации, конструирует
решение задачи среднего уровня сложности,
путем логического анализа
Уровень
творческой активности характеризует
выполнение самостоятельных работ,
требующих творческого
Каждый
уровень проблемного обучения может
иметь различные варианты организации,
в зависимости от разных факторов
психолого-педагогического
4.Функции проблемного обучения
По своему содержанию
и по поставленным целям традиционное
образование ориентировано, прежде
всего, на усвоение учащимися знаний,
умений и навыков. Кроме того, с
гуманизацией всей социальной сферы
в традиционном образовании стала
декларироваться цель всестороннего
и гармоничного развития каждого
ученика, что, впрочем, в силу инертности
системы образования и
В проблемном обучении, как и в традиционном, признается важность всех тех же функций, однако несколько изменяется расстановка акцентов, иерархия образовательных целей:
развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
формирование всесторонне развитой личности.
Заметим, что
Махмутов М.И. ([5]) выделяет в качестве
основных функций проблемного обучения
также и формирование диалектико-
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование
и накопление опыта творческой деятельности
(овладение методами научного исследования
и творческого отображения
формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Формирование
творческого мышления изначально ставилось
специфической целью
В современной
педагогике все шире распространяется
убеждение, что репродуктивная деятельность
отрицательно влияет на возможность
последующего творчества: как научного,
так и творчества в целом, и, будучи
освоенной и закрепленной учащимися
в первую очередь, создает у учащихся
шаблонные представления о
От уровня развития
творческих способностей человека, от
степени его привыкания к наличию
проблемных ситуаций, суть которых
– вся окружающая действительность,
и возможности их логического
разрешения, зависит не только его
развитие как личности, но и, при
некотором утрировании, даже уровень
его психологической
Второй основной целью и функцией проблемного обучения является развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. Значительно больший эффект проблемного обучения в этой сфере, нежели у традиционного обучения, достигается за счет психологических особенностей процесса усвоения знаний. Так, как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое учащимся осознанно и в рамках проблемной ситуации, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении. Механическое воспроизведение за преподавателем, действительно, может закрепить объект в памяти ученика, но самостоятельный выбор того или иного навыка, объекта знания учащимся, можно сказать, персонализирует его, позволяет достичь большего эффекта от обучения.
Таким образом,
знания, умения и навыки, полученные
в процессе решения проблемных ситуаций,
более эффективно фиксируются в
памяти учащегося. Но это не единственный
и не главный эффект проблемного
образования. Знания не имеют обезличенной
и объективной ценности, они важны
лишь в том случае, если учащийся
сможет их применить на практике, сможет
решать с их помощью конкретные задачи,
которые ставит перед ним действительность.
В этом отношении проблемное обучение
ставит человека в более благоприятное
положение, за счет того, что у него
уже сформировались навыки обращения
с проблемными ситуациями, нет
страха перед неизвестным, оно воспринимается
лишь как «пока» неизвестное. Дело в
том, что виды возникающих в действительности
задач, по существу, не ограничены и
субъект проблемного обучения, получив
навыки и уверенность, становится более
приспособленным к их решению, в
то время как при использовании
методов традиционного обучения
для этого потребуется решить
значительный массив таких задач, причем,
безусловно, нет гарантии, что при
обучении будут учтены все ситуации,
с которыми столкнется учащийся в
будущем. В реальной жизни проблемы
представляют собой практически
постоянно меняющееся разнообразие
условий, целей, контекстов, препятствий
и неизвестных величин, влияющих
на подход к их решению. Именно поэтому
на практике отдается значительный приоритет
опыту работы, нежели теоретическому
образованию. И именно поэтому в
процессе обучения приоритет должен
отдаваться моделированию, воссозданию
практических проблемных ситуаций и
их самостоятельному решению учащимися,
что и реализуется в концепции
проблемного обучения.
5.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
5.1Методы проблемного обучения
Метод обучения
представляет собой систему организации
взаимодействия преподавателя и
учащихся, призванную обеспечивать достижение
педагогических целей. В зависимости
от целей исследования методы обучения
классифицируются в педагогической
литературе по различным критериям
([9]): по источникам передачи содержания
(словесные, практические и наглядные),
по целевому объекту на основе учета
структуры личности (методы формирования
сознания, поведения, чувств), по целевому
объекту на основе учета структуры
учебного процесса (методы организации
и осуществления учебно-