Проблемное обучение - современная технология профессиональной подготовки педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными. Вместе с тем, фактическая система образования обладает достаточной инертностью к нововведениям, что, с одной стороны, является определенным сдерживающим фактором для развития теории педагогики, а, с другой стороны, имеет и положительный эффект, поскольку такая инертность носит и системосохраняющий характер. В современной России в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения.

Содержание

Введение.
1. История развития теории проблемного обучения.
2. Признаки проблемного обучения
3. Виды и уровни проблемного обучения.
4.Функции проблемного обучения.
5.Методика организации проблемного обучения.
5.1Методы проблемного обучения.
6.Этапы проблемного обучения.
7.Примерная схема организации урока математики в форме проблемного обучения.

Работа содержит 1 файл

котрольная тпо.docx

— 62.32 Кб (Скачать)

Невозможно представить  себе не заинтересовавшегося этими  проблемами старшеклассника, воспринявшего  художественное изложение таких  деталей великими мастерами художественного  слова.

То же самое  можно сказать и об уроках естественно-математических дисциплин. Например, при изучении галогенов (возможно и вообще при изучении свойств химических элементов), познакомив учащихся со структурой атома фтора, хлора, брома, йода, столь различающихся  как по массе ядра, так и по числу электронов и по физическим свойствам, можно показать им то общее, что объединяет все эти галогены. Чем же обусловлено это общее? Узнать это будет интересно всем, получившим первую информацию и вторую, вроде бы противоречащую первой (о различии и сходстве) [6].

Таким образом, в основе проблемной ситуации –  удивление, озадаченность тем, что  новый факт противоречит имеющимся  правильным знаниям, вернее не может  быть объяснён с их помощью.

Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».

Проблемные ситуации можно создавать различными способами:

- показывая несоответствие  нового факта известному знанию,

- сравнивая противоположные  мнения об одном факте,

- показывая «невозможность»  использования теоретических знаний  в определённых нестандартных ситуациях,

- побуждая к  прогнозированию дальнейшего развития  событий законченного произведения  или их развёртывания в иных  условиях,

- давая задание  сравнить несравнимые на первый  взгляд факты и тому подобное. О разновидностях способов создания  и путях решения проблем существует  большое количество литературы [7].

Проблемная ситуация завершается формулированием проблемы в общем виде. Общая проблема конкретизируется в проблемном вопросе. Неудачно сформулированный вопрос может свести на нет все предыдущие усилия учителя, убить возникший интерес к обсуждаемой области неизвестного. Это, в частности, случается, если вопрос слишком сложен, и ученики понимают полную бесперспективность поиска выхода из проблемной ситуации, а также в том случае, когда вопрос слишком лёгок.

Правильно сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область  неизвестного, что именно следует  выяснить для решения проблем. Таким  образом, учитель «должен достичь того, чтобы ученик:

- Действительно  почувствовал определённую теоретическую  или практическую трудность,

- Сформулировал  проблему или уяснил сформулированную учителем,

- Захотел решить  эту проблему,

- Смог это  сделать» [7, С. 32].

Создав проблемную ситуацию, сформулировав проблему и  проблемные вопросы, учитель раскрывает путь научного поиска, который привёл к её решению, или показывает, как  современными способами её можно  решить. Причём, в одном случае он всё излагает сам, постановкой вопроса  обеспечивая следование учеников путём  его рассуждений и доказательств, а в другой – привлекает учащихся к решению части или всей проблемы

Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность  таких действий, как организация  проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой  помощи ученикам в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство  процессом систематизации и закрепления  приобретённых знаний» [15].

Сущность проблемного  обучения И.Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в  решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы» [8].

На основе обобщения  практики и анализа результатов  теоретических исследований М.И. Махмутов даёт следующее определение понятия  «проблемное обучение»: Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая  самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых  выводов науки, а система методов  построена с учётом целеполагания  и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [12].

Проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и  формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное  отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно –  иллюстрационного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов  научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе лежит личностно –  деятельностный принцип организации  процесса обучения, приоритет поисковой  учебно-познавательной деятельности учащихся.

Дидактические основы проблемного обучения определяются содержанием и сущностью его  понятий. По мнению М.И. Махмутова, основными  понятиями теории проблемного обучения должны быть «учебная проблема», «проблемная  ситуация», «гипотеза», а так же «проблемное  преподавание», «проблемное учение», «проблемность содержания», «умственный  поиск», «проблемный вопрос», «проблемное  изложение» [12, С. 20].

Проблемное обучение предполагает такую организацию  и методику учебного процесса, при  которой учащиеся как можно больше находились бы в состоянии поиска и подготовки ответа на волнующие их вопросы.

Проблема –  это вопрос, который, с одной стороны, вытекает из имеющихся у учащихся знаний, опирается на них, а с другой – свидетельствует об их неполноте  и необходимости дальнейшего  поиска для создания исчерпывающего представления об объекте изучения. Вопрос без опоры на жизненный  опыт ученика и накопленные им знания об исследуемом явлении не может стать проблемой для  ученика. Проблемный вопрос всегда должен быть связан с преодолением определённых противоречий, которые ставятся основой  для создания проблемной ситуации и  постановки проблемы.

Проблема, оформленная  в виде вопроса или задачи, ограничивает задачу искомого, нуждающегося в обнаружении, и тем самым подсказывает направление  поиска. Например, учитель ставит такие  проблемные вопросы перед учениками: «Как вы знаете, Л.Н. Толстой был выразителем  настроенья патриархального крестьянства, революции не понял и от революции  отстранился, образы революционеров дал  искажённо. Однако В.И. Ленин, превосходно знавший творчество великого писателя, назвал Л.Н. Толстого зеркалом русской революции. На каком основании он это сделал?

Проблемный подход в обучении должен и может находить отражение в учебных программах, в изложении знаний учителем, в  самостоятельной работе учащихся и  так далее. Вместе с тем, надо иметь  в виду, что не всякий вопрос и  не всякий самостоятельный поиск  учащихся надо относить к проблемному  обучению. Проблемное обучение может  быть лишь там, где та или иная проблема возникает в самом процессе изучения жизненно важных вопросов, таит в себе известную новизну в её раскрытии, допускает различные трактовки  и способы решения [6].

К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная  ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность», «проблематизация» [2].

Усвоением реализации цели обучения является проблемность присущая любому жизни «способному» объекту и избытку, которая может  в скрытом и выраженном виде, то есть быть внутренней и внешней.

Способом создания проблемности является проблемная ситуация, фиксирующая момент присвоения избытком объекта, содержания проблемность.

Средством создания проблемной ситуации может являться проблемная задача, формализованная  в текстовых данных.

Механизмом, вскрывающих  проблемность, является проблематизация  объекта и субъекта, то есть процесс  вскрытия внутренних и внешних противоречий, присущих объекту, проблем.

Единицей процесса является проблема – скрытое или  явное противоречие, присущее явлениям материального и идеального мира [6].

Проблемность - главное условие развития объекта (мир и субъекта) человек может  быть рассмотрена как диалектическая категория, рядоположенная с другими, или как главный признак данных категорий в развитии, или как  главный принцип их действия, деятельности, или как необходимость действовать.

Проблемная ситуация – способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно  или имплицитно, которое проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта.

Проблемная задача – средство создания проблемной ситуации – имеет оболочку, материализованную  в ее формулировки (устной или письменной), ориентированно на потребность и  возможности объекта.

Проблематизация – механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче.

Проблема –  противоречие - единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая  процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс не прерывен. Роль учителя  состоит в том, что бы ученик почувствовал трудность практического или  теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал  ее сам, захотел решить проблему, решил  ее [12, С. 18].

Процесс решения  проблемы зависит от характера проблемы и сложности ее решения. Характер проблемы определяется степенью ее сложности. Помимо простых проблем имеются  и такие, которые до начала решения  необходимо расчленить на частные и  только решение последних дает возможность решить главную проблему.

Трудность решения  проблемы двоякая. Одна заключается  в том, что для решения необходимо активизировать какую-то часть прежнего опыта, именно того без которого решение  не возможно. Другая состоит в необходимости  одновременно находить новые, не известные  ученику элементы (звенья), позволяющие  решить проблему.

Важным является то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема.

Существует дидактическая  классификация учебных проблем, которая строится на следующих переменных:

1. область и место возникновения;

2.  роль в  процессе обучения;

3.  общественная и политическая значимость;

Таким образом, можно выделить признаки проблемного  обучения. Первая и важнейшая особенность  — это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления [10]. Самостоятельное решение проблем учащимися одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует систему прочных и глубоких убеждений. Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое  применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов  и видов самостоятельных работ  учащихся. Указанная особенность  заключается в том, что учитель  организует выполнение самостоятельных  работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и. способов деятельности [10].

Пятая особенность  определяется дидактическим принципом  индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена  наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым  воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных  гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

Информация о работе Проблемное обучение - современная технология профессиональной подготовки педагога