Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:46, дипломная работа
Данная работа посвящена организации проблемного – диалогового изучения темы «Имя существительное» в 3 классе.
Её цель: выявить содержание и особенности организации проблемно – диалогового изучения имени существительного в 3 классе.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Итоги визуальных наблюдений за детьми |
|
|
|
1.Работа с ребусом - Расшифруйте ребус
Цель: Создать ситуацию интереса с первой минуты. 2. Лексическое упражнение. - Как вы понимаете слово «душа»?
Цель: Побуждение к высказыванию. - У кого есть душа?
-Как вы узнаете душевного человека?
-Каким вы представляйте бездушного?
- У кого кроме человека есть душа?
3.Содержание темы с учебным предметом - Какой урок у нас идёт?
- Удивились! Чему?
4.Выход на тему. Цель: Сформулировать тему урока. - Почему разговор об этом идёт на русском языке? - Что мы изучаем на русском языке?
- Может быть, у слов тоже есть душа?
- На какой вопрос поищем ответ?
5.Побуждающий диалог Цель: Найти решение учебной проблемы.
- У кого есть соображения на эту тему? Кто что думает об этом? -Как мы узнаем, есть ли душа у слов? - Какие есть версии?
- Так, вы обратили внимание на смысл слова. Какие ещё есть мысли? - Как это доказать?
6.Работа со словами. - Прочитайте слова с доски.
- На какие группы их можно разделить? - Распределите слова по столбикам.
- Что следует сделать, если работа выполнена? - Прочитайте, слова, которые получились в первом столбике.
- Как вы выбирали слова в первый столбик?
- Прочитайте слова второго столбика. - Как вы выбирали?
7.Введение новых терминов. -А теперь я познакомлю вас с новыми понятиями, так как вы большие, уже третьеклассники. Мы не будем называть слова «живыми и не живыми». Учёные давно придумали о «живых» словах говорить - одушевлённые имена существительные, о «не живых» словах – неодушевлённые имена существительные. - Для вас это новые термины их надо запомнить.
8. Итог. - Кто теперь может сказать, почему урок русского языка сегодня начался с разговора о душе?
Работа со словами. - Запишите под диктовку имена существительные: столик, шалость, прозрачный, девочка, прыгать, барсук. - Ответная реакция на задание учителя.
Осознание противоречия. - Что получилось?
- Сколько заданий было? - А как вы выполнили? - Как именно вы выполнили?
- Какой вопрос возникает?
- Почему вы по-разному записали? - Прочитайте слова на доске.
- Что вы можете о них сказать?
Найдите отличия этих слов.
- Вы заметили в словах много интересного, подведём итог. - О каких из этих слов можно сказать, что они обозначают предметы, которые существуют вокруг нас. - На какие вопросы отвечают эти слова?
- Вы догадались, как эти слова называются? - Вам понятно, почему существительные?
- А почему имена?
- Верно, молодцы! - Что же мы узнали об именах существительных? Давайте сделаем вывод. - Давайте в учебнике найдём правило и сравним с нашими выводами. - Что мы можем сказать об этом?
- Ребята, послушайте небольшой отрывок. В стране, которая называлась математика, жили- были числа. Они разные большие и маленькие, однозначные и двузначные, с именем и без. Но все они дружили. Однажды говорит одно из чисел: «Я очень люблю путешествовать, а ближайшем зарубежье есть страна под названием русский язык, вот бы туда поехать и жить остаться». – Друзья рассмеялись. «Размечтался! Поехать погостить ты можешь, остаться вряд ли, кому ты там нужен. - Что вас удивило? - В чём заключается противоречие?
- Какой вопрос возникает? - Давайте попытаемся ответить на наш вопрос. - Что изображено на первой картине? - Что изображено на второй картине? - Какая часть речи понадобиться, чтобы записать название этих предметов? - Запишем птица – птицы - Составьте две других пары слов, запишите их. - Чем похожи и не похожи слова в парах?
- Как же ведут себя существительные, если обозначают разное количество предметов? - Что у них изменяется? - Какая тема урока?
- Если слово обозначает один предмет, как будут о нём говорить? - Если слово обозначает несколько предметов, как будут о нём говорить? - Что может указывать на единственное и множественное число? - Найдём правило в учебнике и сравним с нашими выводами.
|
- душа
- молчат
- у человека
- он добрый, хороший
- грубый, плохой
- у всего живого
- русский язык
- да, почему мы говорим о человеке и о животных на русском языке, их мы изучаем на природоведении
- не знаем
- части речи, пишем слова, предложения, тексты - может - не может
- есть ли слов душа?
- молчат
- если слово доброе, ласковое, то у них есть душа, а если слово плохое – нет души
- если слова, обозначают живые предметы, значит, у них есть душа, а если не живые, то души нет
- поэт, поэзия, папка, портфель, попугай, папа.
- на живые и не живые
- проверить её
- поэт, попугай, папа.
- слово, которое отвечает на вопрос кто?- живые
- папка, поэзия, портфель
- слова, которые отвечают на вопрос что?- не живые
- корнем слова одушевлённый является «душ».
- « А что такое имя существительное? Мы этого незнаем» - Пишут все слова подряд, не обращая внимания на термин. - Пишут верно, на основе языкового чутья, существительное – существует.
- молчат
- одно - по – разному - не выполнили вообще, выполнили не верно
- о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? - мы не знаем, что такое «имя существительное» - болото, библиотека, барсуки, ботинки, берёза, быстро - все начинаются на букву б -все заканчиваются на букву гласного - все из словаря - у слов разные вопросы - разное количество слогов - разное место ударения
- все слова, кроме слова «быстро»
- кто? Что?
- Имена существительные - да, это предметы, которые существуют вокруг нас - они словно имя для каждого предмета
- имена существительные обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что?
- наши выводы совпадают с правилом
- что числа говорят - хочет остаться, а друзья говорят: никому не нужен - нужно ли число в русском языке
- птица
- птицы
- имя существительное
- ученик – ученики, помидор - помидоры - похожи: имена существительные; не похожи: имеют разные окончания - молчат
- окончание - изменение имён существительных по числам - что слово в форме единственного числа
- что слово в форме множественного числа
- окончание
- наши выводы совпадают с нашими выводами | Быстро и с интересом решили ребус, обосновали своё решение.
Задание действительно сложное. Удивлённо смотрят, ждут наводящего вопроса.
Ждут, одобрит ли учитель их ответ. Задумались, вспоминают качества хорошего человека. Лица меняются в соответствии с содержанием вопроса. Быстро сказали и замолчали. Ждут реакции учителя, в глазах боязнь: вдруг ответили неправильно.
Смотрят с удивлённым взглядом, сопоставляют «душа» и «русский язык».
Признаются неохотно.
Внимание рассеялось: всё привычно и знакомо.
Опять возникает интерес.
Вспыхнула новая волна заинтересованности.
По глазам можно узнать, не поняли вопроса, надо его сузить.
Внимательно слушают высказывания ученика.
Молча работают, никто не отвлекается.
Все хотят ответить, так как смогли выполнить задание.
Ситуация «успеха», уверенно отвечают.
У каждого ученика чувство причастности к происходящему.
Молчат, так как не знают правильного ответа.
Удивлённо смотрят, ждут наводящего вопроса. Уверенно отвечают. Организованно нашли отличия слов.
Быстро извлекли лишнее слово.
Уверенно называют вопросы «имени существительного? Не боясь ошибиться.
Внимательно читают правило.
На лицах улыбки, так как их выводы совпали с правилом в учебнике.
Внимательно слушают, по глазам заметно, что отрывок им понравился.
Удивлённо отвечают.
Правильно поставили вопрос, но в глазах неуверенность.
Отвечают уверенно, опираясь на свои знания.
Работают быстро заинтересованно.
Не поняли вопроса. Ждут наводящего вопроса.
Совершенно верно определили тему урока.
В глазах восторг, что их выводы совпали с правилом.
|
|
|
|
Таким образом, наблюдения показывают, что детям понравился новый вид учебной деятельности и они с удовольствием приняли в нём участие. Не наблюдалось потери внимания, познавательная активность учеников была на высоком уровне.
3.3 Контрольный этап.
Это заключительный этап опытно – практической работы. После работы на формирующем этапе необходимо было проконтролировать результаты обучения. Для выявления этих показателей учащимся были предложены анкета и задания диагностического характера, в которые входили задания, аналогичные заданиям констатирующей части опытно – практической работы. Была предложена анкета и учителю, повторно.
Анкетирование учителя.
В конце опытно – практической работы была предложена анкета. Анкета состояла из 7 вопросов. Все эти вопросы были посвящены проблемному обучению. Ответы учителя на вопросы анкеты позволяют сделать такие выводы:
Учитель уточнил в ходе практики суть проблемного обучения и совершенно верно излагает её.
1. В первой анкете на второй вопрос учитель ответил, что любой тип урока может носить проблемный характер, а в конце убедился, что только изучение нового материала может быть проблемным.
2. Отвечая на вопрос, какие знания, могут быть открыты на проблемном уроке, учитель пишет конкретно: это факты, понятия и правила.
3. Создание проблемной ситуации учитель называет поиском решения учебной проблемы. В этом его знания нуждаются в уточнении.
4. Учитель отмечает только один пример создания проблемной ситуации – это «яркое пятно». Остальные приёмы им не называются. Хотя проблемная ситуация и «яркое пятно» - это пути выхода к учебной проблеме, а не способы создание проблемной ситуации.
5. В первой анкете на вопрос о видах продуктивных заданий на уроках русского языка учитель не ответил, а здесь предполагает, что это составление правила по опорным словам. Такой ответ соответствует действительности, но нельзя считать его полным.
6. В результате наблюдений за работой учащихся своего класса учитель отмечает, что дети активно участвовали, с удовольствием отвечали на трудные вопросы и не боялись ошибиться.
7. Таким образом, можно сказать, что учитель, наблюдая за происходящим на уроках, смог ответить на вопросы анкеты. Учитель проявил интерес к проблемному обучению и оценил его значимость для учащихся своего класса.
Анкетирование учащихся.
1. В продолжение педагогического исследования учащихся данного класса были предложены ещё раз анкета и несколько заданий диагностического характера с целью выявления нового уровня понимания исследуемых вопросов.
2. Слово «проблема» дети понимают как «вопрос».
3. Опираясь на первый вопрос, дети ответили, что если «проблема» - это вопрос, на неё нужно найти верный ответ.
4. Как и первой анкете, дети ответили, что в группе им работать легче.
5. Дети снова отмечают, что им нравится рассуждать, доказывать, они против лёгких путей к знаниям.
6. Значение слова «диалог» дети понимают правильно: это общение, беседа.
7. Ученики отметили, что диалог люди придумали, чтобы узнать о новом. Из этого можно сказать: цель учебного диалога на уроках русского языка им понятна.
Таким образом, понимание детьми отдельных вопросов, касающихся проблемного обучения, получило дальнейшее развитие. Их ответы стали точнее, конкретнее. В анкетах не было вопросов, которые остались бы без ответа.
Диагностика учащихся.
На констатирующем этапе с заданиями диагностического характера дети не справились. А на контрольном этапе получились такие ответы.
1. Задание «определи тему урока» учащиеся выполнили по - разному. В основном опирались на то, как изменяется слово «кот».
2. Вопрос «почему» остался без ответа. Дети не догадались, что именно вопросы заставляют изменяться слово «кот».
3. Подбирать родственные слова для проверки буквы безударного гласного в корне дети не умеют. Они не учитывают основной опознавательный признак этой орфограммы – ударение. Хотя родственные слова подбирают верно: котище, котяра, котофей.
4. Дети смогли определить неродственность слов: водитель и водяной, но обоснование своему мнению не дали.
Таким образом, можно сделать вывод, что в начале констатирующего этапа учащиеся не смогли вообще выполнить это задание, так как «имя существительное» ещё не изучалось, а конце опытно – практической работы уже смогли в основном ответить на вопросы.
Исходя из результатов контрольного этапа, можем сделать общий вывод о том, что учащиеся в ходе опытно – практической работы проявили активное участие в апробации технологии проблемно – диалогового обучения.
Заключение
Тема выпускной квалификационной работы «Организация проблемно – диалогового изучения темы «Имя существительное» в 3 классе действительно является актуальной. Об этом можно судить уже по тому, сколько авторов обращалось к вопросам разработки общих положений технологии проблемного обучения.
Суть обучения состоит в том, что в условиях современной школы ученики не сами идут к учителю с вопросами, а учатся в соответствии с программой учебной работы. Формулирование проблемы и вопросов для её разрешения – дело учителя. Поэтому проблемное обучение, по большой части, - явление в школе искусственное, идущее не от ученика, который ищет ответ на интересующийся его вопрос, а от учителя, озабоченного тем, как бы заинтересовать детей учебной работой. Преодолевая это положение, учитель сам создаёт проблемную ситуацию, то есть вызывает такое состояние учеников, когда они в результате сопоставления имеющихся у них знаний или выработанных умений с известным фактом или явлением обнаруживают несоответствие собственных знаний новому факту, более того, противоречие в имеющихся знаниях. Сейчас проблемное обучение рассматривается в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких задач, как развитие умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. Проблемное обучение на сегодняшний день – это требование времени. При этой технологии обучения знания в готов виде не сообщаются. Учитель ставит перед учениками задачу, заинтересовывает их, побуждает найти средства для её разрешения. В поисках тех средств и путей дети приобретают новые знания [18, С. 123].
Все авторы, которые в своих исследованиях касались проблемного обучения, сходятся во мнении, что проблемное обучение формирует творческую учебную деятельность и развивает лучшие качества личности. При проблемном обучении ведущими являются мотивы интеллектуального побуждения – учащиеся сами с интересом ищут пути получения недостоящих знаний, испытывая удовлетворение процессом интеллектуального труда.
Открытие нового на проблемном уроке начинается после того, как учебная проблема сформулирована. Для её формулирования у учителя есть соответствующие методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мотивирующие приёмы («яркое пятно» и актуальность). Выбор этих методов зависит от учебного материала. Для поиска решения учебной проблемы так же используются два вида диалога: подводящий и побуждающий. Они разные, но цель у них одна – открыть новые знания [12, С. 265].
Цель исследования – выявить содержание и особенности организации проблемно – диалогового изучения имени существительного в 3 классе.
Тема «Имя существительное» носит в начальной школе сквозной характер. Именно в этот период дети знакомятся с одушевлённостью и неодушевлённостью существительных, родом, числом склонением, падежом. Всё это – новые темы, следовательно, у детей есть возможность открыть эти новые для них знания. По типу знаний, который настаивает учитывать Е.Л. Мельникова, - это понятия. Они изучаются с учётом следующей модели: проблемная ситуация →побуждающий диалог→подводящий диалог.
Изучение новых тем в разделе «Имя существительное» можно вести проблемно, хотя проблемная ситуация к каждой теме создать удаётся не всегда. На этот случай учитель располагает методом подводящего без проблемной ситуации диалога и специальными мотивирующими приёмами [14, С. 156].
Таким образом, на основе технологии проблемного обучения, которая формирует творческую деятельность и развивает лучшие качества личности можно изучать тему «Имя существительное» в начальной школе.
Информация о работе Проблемное изучение имени существительного в начальной школе