Проблемное изучение имени существительного в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:46, дипломная работа

Описание работы

Данная работа посвящена организации проблемного – диалогового изучения темы «Имя существительное» в 3 классе.
Её цель: выявить содержание и особенности организации проблемно – диалогового изучения имени существительного в 3 классе.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

- К какой части речи относятся выделенные слова? (Это имена существительные).

- Как можно устранить повтор имени существительного в двух соседних предложениях?

Запись в тетрадях  Окно – оно. Папа – он. Бабушка – она.

- Вот как слова ОН, ОНА, ОНО помогли исправить текст. Есть ещё группа слов–помощников:  МОЙ, МОЯ, МОЁ. Распределите их в вашем столбике.

Окно – оно – моё

Папа – он – мой

Бабушка – она – моя

- Подумайте, могут ли имена существительные в столбике поменяться друг с другом словами – помощниками? (Нет, они дружат с ними с самого рождения).

- Верно, имена существительные бывают трёх родов: мужского рода (вывешивается словарная карточка МУЖСКОЙ РОД). В упражнении мы будем коротко это обозначать вот так: М.Р. (карточка). Женского рода       ЖЕНСКИЙ РОД     ж.  р. Среднего рода        СРЕДНИЙ РОД      ср. р.

Учитель « собирает» таблицу на наборном полотне:

- Как вы думаете, какие слова – помощники выберут себе имена существительные мужского рода? (он, мой).

- Верно, имена существительные, к которым можно подставить слово ОН, МОЙ – мужского рода.

- Что вы можете сказать об имени существительном  женского рода? (к ним можно отнести слова – помощники ОНА, МОЯ).

- Что осталось для имени существительного среднего рода (ОНО, МОЁ).

- А теперь сформулируйте тему нашего урока (Род имени существительного).

- Какого рода имя существительное ОКНО? (Среднего рода)

Как вы это определили? (Подставили слова ОНО, МОЁ)

Аналогично работаем со словами ПАПА, БАБУШКА.

Фрагмент урока №3. Тема: Изменение имён существительных по числам.

Цель: Познакомить с числом имён существительных.

Тип знания: понятие.

Модель урока: «яркое пятно» → побуждающий диалог → подводящий диалог

Создание проблемной ситуации. «Яркое пятно».

- В стране, которая называлась математика, жили – были числа. Они были разные, большие и маленькие, однозначные и двузначные, с именем и без. Но все они дружили. Однажды говорит одно из чисел: «Я очень люблю путешествовать, а в ближайшем зарубежье есть страна под названием русский язык». Вот бы поехать туда и жить может остаться. Друзья рассмеялись. Размечтался! Поехать погостить ты можешь, остаться вряд ли, кому ты там нужен?

- Что вас удивило? (Что числа говорят).

- В чём заключается противоречие? (Хочет остаться, а друзья говорят:

никому не нужен).

- Какой вопрос возникает? (Нужно ли число в русском языке)

- Давайте попытаемся ответить на него.

Подводящий диалог.

- Что изображено на первой карточке? (птица).

- Что изображено на второй карточке? (птицы).

- Какая часть речи понадобится, чтобы записать названия этих предметов? (имя существительное).

Запишем: птица – птицы.

- Составьте два других подобных пары слова, запишите их (ученик – ученики, помидоры – помидоры).

- Чем похожи и не похожи слова в парах? (похожи: имя существительное; не похожи: имеют разные окончания).

- Как же ведут себя существительные, если обозначают разное количество предметов? (изменяют своё окончание).

- Какова же была тема урока? (изменение имён существительных по числам).

-Если слово обозначает один предмет, то говорят что слово в форме единственного числа.

- Если слово обозначает несколько предметов, то слово в форме множественного числа.

- На единственное и множественное число может указывать окончание.

- Найдите  в учебнике правило, сравните его нашими выводами.

- Что можете сказать об этом? (наши выводы совпадают с правилом).

Фрагмент урока №4. Тема: Имя существительное одушевлённое неодушевлённое.

Цель: Познакомить с понятиями одушевлённые и неодушевлённые.

Тип знания: понятия.

Модель урока: «яркое пятно» → побуждающий диалог → подводящий диалог

- Расшифруйте ребус (Душа).

- Как вы понимайте это слово? (Душа есть у человека)

- Как вы узнаёте душевного человека? (добрый, отзывчивый)

- А каким представляйте бездушного? (грубым)

- У кого ещё может быть душа? (у собаки, дерева, цветка)

- Какой урок у нас идёт? (русский язык)

- Удивились? Чему?

- Почему разговор об этом на уроках русского языка? (Может, у слов тоже есть душа?)

-На какой вопрос поищем ответ? (Есть ли душа у слов?).

- У кого есть соображения на эту тему?

Версии:

1) Если слово доброе, ласковое, душевное, значит, у него есть душа.

- Как это проверить?

2) Есть слова, обозначающие живые предметы, значит, у них есть душа. А у слов, обозначающих неживые предметы, души нет.

- Давайте проверим и этот вариант.

-  Как это сделать? (найти те и другие слова)

- Сделайте это: слова с доски распределите в два столбика (поэт, поэзия, папка, портфель, попугай).

- Прочитайте слова первого столбика (папа, попугай, поэт)

-         Как вы их выбирали? (слова, которые отвечают на вопрос кто?)

-         Что скажете о словах второго столбика? (отвечают на вопрос что?)

-         Если слово отвечают на вопрос кто? значит, это одушевлённые имена существительные.

-         Если слово отвечает на вопрос что?, - неодушевлённые.

Осознание формулирования языкового понятия (работа с правилом).

-         Найдите в учебнике правило, сравните с нашими выводами.

-         Что можно сказать об этом? (наши выводы совпадают с правилом)

Мы рассмотрели четыре фрагмента проблемно - диалоговых уроков, и убедились, что проблемное обучение можно ввести при изучении этих тем.

 

                                      


Заключение

Тема курсовой работы «Проблемно – диалоговое изучение темы «Имя существительное» действительно является актуальной. Об этом можно судить по тому, сколько авторов обращалось к этой теме.

Проблемное обучение - это не абсолютно новое педагогическое явление. Его элементы можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К. Д. Ушинский. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого были разработаны Джоном Дьюри. В нашей педагогике этот метод использовался под разными названиями: метод исканий, метод учебного исследования.

Сейчас проблемное обучение рассматривается в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложных задач, как развития умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. Проблемное обучение на сегодняшний день - это требование времени.  Разные авторы неоднозначно комментируют содержание этого понятия: Определение сути проблемного обучения различно:

o        Разновидность развивающего обучения.

o        Искусственное явление в школе.

o        Результат обобщения опыта по решению проблемных ситуаций.

o        Не метод, не новая система обучения, а особый подход к организации обучения.

При традиционном обучении (объяснительно- иллюстративном) учитель сообщает готовые знания: объясняет новый материал, показывает выдвигаемые положения, подкрепляет их иллюстрациями. Учащийся воспринимает сообщаемое, осмысливает его, запоминает, заучивает.

При проблемном обучении знания в готовом виде не сообщаются. Учитель ставит перед учениками задачу, заинтересовывает их, побуждает найти средства для её разрешения. В поисках тех средств и путей дети и приобретают новые знания.

Все авторы сходятся во мнении, что проблемное обучение формирует творческую учебную деятельность и развивает лучшие качества личности. При проблемном обучении ведущими являются мотивы интеллектуального побуждения - учащиеся сами с интересом ищут пути получения недостающих знаний, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда.

С учетом технологии, разработанной Е. Л. Мельниковой, место проблемного обучения – на уроках, посвященных новому материалу, так как открывать можно только знания. Умения и навыки не открывают. Их отрабатывают.

Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель на основе учебного материала создаёт проблемные ситуации, а дети ищут выход из проблемы, осознав противоречие внутри неё.

Проблемное обучение - это большой кропотливый труд, но именно он даёт результаты. Не использовать проблемное обучение- это, значит, обкрадывать ребят. Однако при всей полезности, перспективности и эффективности проблемного обучения оно не является панацеей от всех бед обучения.

Открытие нового на проблемном уроке начинается после того, как учебная проблема сформулирована. Для её формулировки у учителя есть соответствующие методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мотивирующие приёмы («яркое пятно» и актуальность). Выбор этих методов зависит от учебного материала. Для поиска решения учебной проблемы также используются два вида диалога: подводящий и  побуждающий. Они разные, но цель у них одна – открыть новые знания.

Целью исследования было: изучить технологию проблемно - диалогового метода и возможности его использования в теме «Имя существительное» в начальной школе.

Тема «Имя существительное» носит в начальной школе сквозной характер. Но основные её понятия изучаются в 3 классе. Именно в этот период дети знакомятся одушевленностью и неодушевленностью существительных, родом, числом, склонением, падежом. Всё это  - новые темы, следовательно, у детей есть возможность открыть эти новые для них знания. По типу знаний, которые настаивает учитывать Е.Л. Мельникова, - это понятия. Они изучаются по модели: проблемная ситуация → побуждающий диалог → подводящий диалог.

Изучение новых тем в разделе «Имя существительное» можно вести проблемно, хотя проблемную ситуацию к каждой теме создать удается не всегда. На этот случай учитель располагает методом подводящего без проблемной ситуации диалога и специальными мотивирующими приёмами: «яркое пятно» и актуальность.

Таким образом, на основе технологии проблемного обучения, которое формирует творческую деятельность и развивает лучшие качества личности, можно изучать тему «Имя существительное» в начальной школе.

                                        

 

 

 

 

 


Библиографический список

1.      Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка [Текст]: учебное пособие/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, - М.: Просвещение, 1990.- 368с.

2.      Безрукова, В.С. Педагогика: Проективная педагогика [Текст]: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. – 344 с.

3.      Бунеев, Р. Н. Русский язык [Текст]: Учебник для 3 класса в двух частях/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.- 3-е изд., перераб.- М.: Баласс, 2004.- 144с.

4.      Буркова, Т. В. Педагогическое наследие: А. М. Пешковский об изучении имён существительных в начальной школе [Текст]/ Т. В. Буркова// Начальная школа.- 2003.-№12.-С.12.

5.      Зонтова, Т. Н. Выбор метода обучения [Текст]/ Т. Н. Зонтова, А. Я. Кульбякина// Начальная школа.- 2002.-№2.- С.110.

6.      Иванова, В. А. Занимательно о русском языке [Текст]: пособие для учителя/ В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь, - Л.: Просвещение, 1990.- 255с.

7.      Ильина, Т.А.. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.

8.      Кустарева, В. А. Методика русского языка [Текст]: учебное пособие для учащихся пед. училищ/ В. А. Кустарева, Л. К. Назарова, И. С. Рождественский.- М.: Просвещение, 1987.- 400с.

9.      Лернер И. Я. Проблемное обучение [Текст]: Учебное пособие/ И. Я. Лернер,-М.: Знание, 1974.-368с.

10. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: Учебное пособие/ М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская.-М.: Просвещение, 1987.- 415с.

11. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст]/ И. Я. Махмутов.- М.: Просвещение, 1997.-

12. Мельникова, Е. А. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками [Текст]: Пособие для учащихся/ Е. А. Мельникова,-М.: 2002.- 168с.

13. Рамзаева Т. Г. Русский язык [Текст]: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы/ Т. Г. Рамзаева.- М.: Просвещение, 1991.-225с.

14. Рамзаева, Т. Г. Русский язык [Текст]: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы/ Т. Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2002.- 256с.

15. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.

16. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах [Текст]: Сборник методических задач/ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, М.: Линко - Пресс, 1995.- 96с.

Информация о работе Проблемное изучение имени существительного в начальной школе