Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:46, дипломная работа
Данная работа посвящена организации проблемного – диалогового изучения темы «Имя существительное» в 3 классе.
Её цель: выявить содержание и особенности организации проблемно – диалогового изучения имени существительного в 3 классе.
- К какой части речи относятся выделенные слова? (Это имена существительные).
- Как можно устранить повтор имени существительного в двух соседних предложениях?
Запись в тетрадях Окно – оно. Папа – он. Бабушка – она.
- Вот как слова ОН, ОНА, ОНО помогли исправить текст. Есть ещё группа слов–помощников: МОЙ, МОЯ, МОЁ. Распределите их в вашем столбике.
Окно – оно – моё
Папа – он – мой
Бабушка – она – моя
- Подумайте, могут ли имена существительные в столбике поменяться друг с другом словами – помощниками? (Нет, они дружат с ними с самого рождения).
- Верно, имена существительные бывают трёх родов: мужского рода (вывешивается словарная карточка МУЖСКОЙ РОД). В упражнении мы будем коротко это обозначать вот так: М.Р. (карточка). Женского рода ЖЕНСКИЙ РОД ж. р. Среднего рода СРЕДНИЙ РОД ср. р.
Учитель « собирает» таблицу на наборном полотне:
- Как вы думаете, какие слова – помощники выберут себе имена существительные мужского рода? (он, мой).
- Верно, имена существительные, к которым можно подставить слово ОН, МОЙ – мужского рода.
- Что вы можете сказать об имени существительном женского рода? (к ним можно отнести слова – помощники ОНА, МОЯ).
- Что осталось для имени существительного среднего рода (ОНО, МОЁ).
- А теперь сформулируйте тему нашего урока (Род имени существительного).
- Какого рода имя существительное ОКНО? (Среднего рода)
Как вы это определили? (Подставили слова ОНО, МОЁ)
Аналогично работаем со словами ПАПА, БАБУШКА.
Фрагмент урока №3. Тема: Изменение имён существительных по числам.
Цель: Познакомить с числом имён существительных.
Тип знания: понятие.
Модель урока: «яркое пятно» → побуждающий диалог → подводящий диалог
Создание проблемной ситуации. «Яркое пятно».
- В стране, которая называлась математика, жили – были числа. Они были разные, большие и маленькие, однозначные и двузначные, с именем и без. Но все они дружили. Однажды говорит одно из чисел: «Я очень люблю путешествовать, а в ближайшем зарубежье есть страна под названием русский язык». Вот бы поехать туда и жить может остаться. Друзья рассмеялись. Размечтался! Поехать погостить ты можешь, остаться вряд ли, кому ты там нужен?
- Что вас удивило? (Что числа говорят).
- В чём заключается противоречие? (Хочет остаться, а друзья говорят:
никому не нужен).
- Какой вопрос возникает? (Нужно ли число в русском языке)
- Давайте попытаемся ответить на него.
Подводящий диалог.
- Что изображено на первой карточке? (птица).
- Что изображено на второй карточке? (птицы).
- Какая часть речи понадобится, чтобы записать названия этих предметов? (имя существительное).
Запишем: птица – птицы.
- Составьте два других подобных пары слова, запишите их (ученик – ученики, помидоры – помидоры).
- Чем похожи и не похожи слова в парах? (похожи: имя существительное; не похожи: имеют разные окончания).
- Как же ведут себя существительные, если обозначают разное количество предметов? (изменяют своё окончание).
- Какова же была тема урока? (изменение имён существительных по числам).
-Если слово обозначает один предмет, то говорят что слово в форме единственного числа.
- Если слово обозначает несколько предметов, то слово в форме множественного числа.
- На единственное и множественное число может указывать окончание.
- Найдите в учебнике правило, сравните его нашими выводами.
- Что можете сказать об этом? (наши выводы совпадают с правилом).
Фрагмент урока №4. Тема: Имя существительное одушевлённое неодушевлённое.
Цель: Познакомить с понятиями одушевлённые и неодушевлённые.
Тип знания: понятия.
Модель урока: «яркое пятно» → побуждающий диалог → подводящий диалог
- Расшифруйте ребус (Душа).
- Как вы понимайте это слово? (Душа есть у человека)
- Как вы узнаёте душевного человека? (добрый, отзывчивый)
- А каким представляйте бездушного? (грубым)
- У кого ещё может быть душа? (у собаки, дерева, цветка)
- Какой урок у нас идёт? (русский язык)
- Удивились? Чему?
- Почему разговор об этом на уроках русского языка? (Может, у слов тоже есть душа?)
-На какой вопрос поищем ответ? (Есть ли душа у слов?).
- У кого есть соображения на эту тему?
Версии:
1) Если слово доброе, ласковое, душевное, значит, у него есть душа.
- Как это проверить?
2) Есть слова, обозначающие живые предметы, значит, у них есть душа. А у слов, обозначающих неживые предметы, души нет.
- Давайте проверим и этот вариант.
- Как это сделать? (найти те и другие слова)
- Сделайте это: слова с доски распределите в два столбика (поэт, поэзия, папка, портфель, попугай).
- Прочитайте слова первого столбика (папа, попугай, поэт)
- Как вы их выбирали? (слова, которые отвечают на вопрос кто?)
- Что скажете о словах второго столбика? (отвечают на вопрос что?)
- Если слово отвечают на вопрос кто? значит, это одушевлённые имена существительные.
- Если слово отвечает на вопрос что?, - неодушевлённые.
Осознание формулирования языкового понятия (работа с правилом).
- Найдите в учебнике правило, сравните с нашими выводами.
- Что можно сказать об этом? (наши выводы совпадают с правилом)
Мы рассмотрели четыре фрагмента проблемно - диалоговых уроков, и убедились, что проблемное обучение можно ввести при изучении этих тем.
Тема курсовой работы «Проблемно – диалоговое изучение темы «Имя существительное» действительно является актуальной. Об этом можно судить по тому, сколько авторов обращалось к этой теме.
Проблемное обучение - это не абсолютно новое педагогическое явление. Его элементы можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К. Д. Ушинский. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого были разработаны Джоном Дьюри. В нашей педагогике этот метод использовался под разными названиями: метод исканий, метод учебного исследования.
Сейчас проблемное обучение рассматривается в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложных задач, как развития умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. Проблемное обучение на сегодняшний день - это требование времени. Разные авторы неоднозначно комментируют содержание этого понятия: Определение сути проблемного обучения различно:
o Разновидность развивающего обучения.
o Искусственное явление в школе.
o Результат обобщения опыта по решению проблемных ситуаций.
o Не метод, не новая система обучения, а особый подход к организации обучения.
При традиционном обучении (объяснительно- иллюстративном) учитель сообщает готовые знания: объясняет новый материал, показывает выдвигаемые положения, подкрепляет их иллюстрациями. Учащийся воспринимает сообщаемое, осмысливает его, запоминает, заучивает.
При проблемном обучении знания в готовом виде не сообщаются. Учитель ставит перед учениками задачу, заинтересовывает их, побуждает найти средства для её разрешения. В поисках тех средств и путей дети и приобретают новые знания.
Все авторы сходятся во мнении, что проблемное обучение формирует творческую учебную деятельность и развивает лучшие качества личности. При проблемном обучении ведущими являются мотивы интеллектуального побуждения - учащиеся сами с интересом ищут пути получения недостающих знаний, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда.
С учетом технологии, разработанной Е. Л. Мельниковой, место проблемного обучения – на уроках, посвященных новому материалу, так как открывать можно только знания. Умения и навыки не открывают. Их отрабатывают.
Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель на основе учебного материала создаёт проблемные ситуации, а дети ищут выход из проблемы, осознав противоречие внутри неё.
Проблемное обучение - это большой кропотливый труд, но именно он даёт результаты. Не использовать проблемное обучение- это, значит, обкрадывать ребят. Однако при всей полезности, перспективности и эффективности проблемного обучения оно не является панацеей от всех бед обучения.
Открытие нового на проблемном уроке начинается после того, как учебная проблема сформулирована. Для её формулировки у учителя есть соответствующие методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мотивирующие приёмы («яркое пятно» и актуальность). Выбор этих методов зависит от учебного материала. Для поиска решения учебной проблемы также используются два вида диалога: подводящий и побуждающий. Они разные, но цель у них одна – открыть новые знания.
Целью исследования было: изучить технологию проблемно - диалогового метода и возможности его использования в теме «Имя существительное» в начальной школе.
Тема «Имя существительное» носит в начальной школе сквозной характер. Но основные её понятия изучаются в 3 классе. Именно в этот период дети знакомятся одушевленностью и неодушевленностью существительных, родом, числом, склонением, падежом. Всё это - новые темы, следовательно, у детей есть возможность открыть эти новые для них знания. По типу знаний, которые настаивает учитывать Е.Л. Мельникова, - это понятия. Они изучаются по модели: проблемная ситуация → побуждающий диалог → подводящий диалог.
Изучение новых тем в разделе «Имя существительное» можно вести проблемно, хотя проблемную ситуацию к каждой теме создать удается не всегда. На этот случай учитель располагает методом подводящего без проблемной ситуации диалога и специальными мотивирующими приёмами: «яркое пятно» и актуальность.
Таким образом, на основе технологии проблемного обучения, которое формирует творческую деятельность и развивает лучшие качества личности, можно изучать тему «Имя существительное» в начальной школе.
Библиографический список
1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка [Текст]: учебное пособие/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, - М.: Просвещение, 1990.- 368с.
2. Безрукова, В.С. Педагогика: Проективная педагогика [Текст]: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. – 344 с.
3. Бунеев, Р. Н. Русский язык [Текст]: Учебник для 3 класса в двух частях/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.- 3-е изд., перераб.- М.: Баласс, 2004.- 144с.
4. Буркова, Т. В. Педагогическое наследие: А. М. Пешковский об изучении имён существительных в начальной школе [Текст]/ Т. В. Буркова// Начальная школа.- 2003.-№12.-С.12.
5. Зонтова, Т. Н. Выбор метода обучения [Текст]/ Т. Н. Зонтова, А. Я. Кульбякина// Начальная школа.- 2002.-№2.- С.110.
6. Иванова, В. А. Занимательно о русском языке [Текст]: пособие для учителя/ В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь, - Л.: Просвещение, 1990.- 255с.
7. Ильина, Т.А.. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
8. Кустарева, В. А. Методика русского языка [Текст]: учебное пособие для учащихся пед. училищ/ В. А. Кустарева, Л. К. Назарова, И. С. Рождественский.- М.: Просвещение, 1987.- 400с.
9. Лернер И. Я. Проблемное обучение [Текст]: Учебное пособие/ И. Я. Лернер,-М.: Знание, 1974.-368с.
10. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: Учебное пособие/ М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская.-М.: Просвещение, 1987.- 415с.
11. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст]/ И. Я. Махмутов.- М.: Просвещение, 1997.-
12. Мельникова, Е. А. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками [Текст]: Пособие для учащихся/ Е. А. Мельникова,-М.: 2002.- 168с.
13. Рамзаева Т. Г. Русский язык [Текст]: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы/ Т. Г. Рамзаева.- М.: Просвещение, 1991.-225с.
14. Рамзаева, Т. Г. Русский язык [Текст]: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы/ Т. Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2002.- 256с.
15. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
16. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах [Текст]: Сборник методических задач/ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, М.: Линко - Пресс, 1995.- 96с.
Информация о работе Проблемное изучение имени существительного в начальной школе