Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:46, дипломная работа
Данная работа посвящена организации проблемного – диалогового изучения темы «Имя существительное» в 3 классе.
Её цель: выявить содержание и особенности организации проблемно – диалогового изучения имени существительного в 3 классе.
Имя существительное - важнейшая часть речи и наиболее самостоятельная. Она является ведущей частью речи в грамматике: с наиболее характерными для русского языка грамматическими понятиями рода, числа, падежа, склонения мы впервые знакомимся, изучая эту часть речи [5, С. 57].
Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников.
Задачи изучения темы «Имя существительное»:
1) Формирование лексико–грамматического понятия «имя существительное».
2) Овладение умением различать по вопросу одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (без термина).
3) Формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия.
4) Ознакомление с родом имён существительных, употреблением мягкого знака у существительных с шипящими на конце.
5) Развитие умения изменять имена существительные по числам.
6) Выработка навыков правописания падежных окончаний имён существительных.
7) Обогащение словаря учащихся новыми именами существительными.
8) Овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщений.
Каждая из задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Однако на определённых этапах работы по теме уделяется больше внимания одной из задач. В центре третьего класса – усвоение признаков имён существительных как части речи (обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам). В третьем классе работа над грамматическими признаками существительных создаёт основу теоретических знаний для сознательного формирования навыка правописания падежных окончаний, и постоянно углубляются знания о роде, числе, падеже существительных.
Седьмая и восьмая задачи решаются в течение всех лет обучения. Весь процесс изучения грамматического материала и выработки орфографических навыков направлен на обогащение словаря учащихся, на развитие навыков связной речи и мыслительных способностей [6, С. 245].
Имя существительное как часть речи характеризуется обобщённым лексическим значением и грамматическими признаками. Общим для лексического значения всех имён существительных является предметность. Со стороны семантики существительные очень разнообразны. Они могут обозначать конкретные предметы, живые существа, явления природы, события, качества, действия, состояние.
Грамматические признаки имён существительных: существительные бывают мужского, женского или среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными; в предложении чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется прилагательное, в числе – глагол.
Семантические и грамматические признаки имён существительных довольно сложны, а потому постепенно в процессе выполнения практических заданий у учащихся накапливается конкретный материал для обобщений в дальнейшем знаний об имени существительном как части речи [6, С.274].
Таким образом, изучению имён существительных в начальной школе отведено важное место и важная роль. В третьем классе младшие школьники получают основные сведения об имени существительном, этот год обучения является центральным в формировании понятия часть «часть речи». Методикой определены конкретные задачи изучения темы «Имя существительное».
2.2 Анализ учебников русского языка с точки зрения содержания темы «Имя существительное»
Анализ учебника «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева) 3 класс.
Данный учебник предлагает для усвоения следующие знания.
Имя существительное – часть речи, которая включает слова, называющие предметы, то есть всё то, о чём можно спросить: это кто? или это что? (лётчик, жаворонок, берёза, дом). Каждое существительное может быть определено прилагательным, сочетаться с глаголом, например: Берёза белоствольная, кудрявая растёт, зеленеет, качается. В предложении имена существительные могут выступать в роли любого члена, но главная их роль – быть подлежащим и дополнением: Лётчик включил мотор.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Существительные мужского рода те, к которым можно поставить слово «мой» (дом, сарай, дедушка). Женского – те, которые к которым можно подставить слово «моя» (страна, земля, жизнь). Среднего – те, к которым можно подставить слово «моё» (село, поле, время). Род имён существительных узнаётся или по их значению, или по их окончаниям. По значению, независимо от окончаний, род различается только в названиях лиц мужского и женского пола.
Некоторые имена существительные на – а (-я), обозначая в одних случаях лиц мужского пола, а в других – лиц женского пола, могут быть то мужского, то женского рода: сирота (мой – моя), забияка, плакса, разиня. Такие имена существительные называются именами общего рода.
Род имён существительных определяется по окончаниям в следующих случаях:
1) существительные с окончаниями - а, - я в именительном падеже единственного числа женского рода: вода, вишня.
2) существительное с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа, у которых на конце основы твёрдый согласный или и кратное - мужского рода: стол, край.
3) существительные, у которых на конце мягкий согласный или ж, ш, могут быть или мужского или женского рода.
а) мужской род, те, у которых в родительном падеже единственном числе окончание-А (-я): фонарь – фонаря, луч- луча.
б) женского рода, те у которых в родительном падеже единственного числа окончание – и: дверь – двери.
Исключение: путь – пути – мужского рода.
4) существительные с окончанием – о, - е. – среднего рода: дело, окно.
К среднему роду относятся десять слов на – и, - я: имя, время, знамя, племя, семя, стремя, темя, пламя, бремя, вымя, дитя.
Имена существительные изменяются по числам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множеством – два или несколько предметов. При изменение существительного по числам изменяется его окончание: учебник – учебники.
Изменение имён существительных по падежам (склонение).
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
Как определить падеж существительного?
Чтобы определить падеж надо найти слово, с которым связано имя, существительное поставь от него вопрос. По вопросу или предлогу определи падеж. Пример: По дороге ехала машина. Ехала (где? по чему?) по дороге. (Дательный падеж).
Таким образом, в 3 классе начальной школы ученики получают основные сведения об имени существительном., учатся распознавать эту часть речи, определять её грамматические признаки, использовать в речи.
Анализ учебника «Русский язык» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина) 3 класс.
Имя существительное как часть речи.
На вопрос кто? что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать. Имя существительное - самостоятельная часть речи. Это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? что?
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?
Род имён существительных.
Имена существительные бывают мужского, женского, среднего рода. Мужской род имеет нулевое окончание или окончание – а, - я. К этим словам можно подставить слова он, мой: отец, дядя, Миша. Женский род имеет окончание, - а, - я или нулевое. К этим существительным можно подставить слова она, моя: страна, земля, дочь. Средний род имеет окончание – о – е – я. К этим существительным можно подставить слово оно, моё: озеро, море, имя.
Число имен существительных.
Имена существительные изменяются по числам и имеют форму единственного и множественного числа: гора – горы. Для обозначения одного предмета употребляется имя существительное единственного числа. Для обозначения нескольких предметов употребляется имя существительное множественного числа.
Таким образом, тема «Имя существительное» представленная в учебниках русского языка для 3 класса в моделях образования «Школа России» и «Школа 2100», содержат приблизительно одинаковый по объёму материал. Последовательность изучения тем такова:
1) знакомство с именем существительным;
2) имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;
3) род;
4) число;
5) падеж.
Проанализировав учебники Р.Н и Е.В Бунеевых, О.В. Прониной и Т.Г. Рамзаевой, наблюдаем: в них проблемное обучение не вводится. Виды упражнений в этих учебниках перекликаются. И в том и другом комплекте наибольшее распространение получили следующие упражнения: выборочное письмо, списывание, подбор заданных существительных, постановка вопроса к именам существительным, сравнение, изменение. Новые знания в учебниках чётко определены тематически. Они представлены следующими типами: понятия и правила. Их проблемно – диалоговое изучение вполне возможно.
2.3 Методические подходы к изучению темы «Имя существительное» в 3 классе.
При изучении темы «Имя существительное» можно выделить серию уроков, посвященных новым знаниям: знакомство с именем существительным, род имен существительных, изменение имен существительных по числам, склонение имен существительных. При их изучении можно использовать технологию проблемно - диалогового обучения, создавая проблемные ситуации.
Фрагмент урока №1. Тема: Знакомство с именем существительным.
Цель: Познакомить с грамматической категорией «имя существительное».
Тип знания: понятие.
Модель деятельности: проблемная ситуация → побуждающий диалог→ подводящий диалог.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: - Запишите под диктовку имена существительные: столик, шалость, прозрачный, девочка, прыгать, барсук.
Ответная реакция на задание учителя:
1) «А что такое имя существительное? Мы это не знаем».
2) Пишут все слова подряд, не обращая внимания на термин.
3) Пишут верно, на основе языкового чутья: существительное – существует.
Осознание противоречия.
- Что получилось у нас на уроке? Сколько заданий было дано? (Одно).
- А как вы выполнили? (По – разному).
-Как именно по-разному? (Не выполнили вообще, выполнили неверно).
Формулировка учебной проблемы.
- Какой возникает вопрос? (О чём мы будем говорить на этом уроке?)
- В чём ваша трудность? (Мы не знаем, что такое имя существительное).
- Кто назовёт тему нашего урока? (Имя существительное)
Подводящий диалог. (Анализ языкового материала)
- Прочитайте слова на доске (болото, библиотека, барсуки, ботинки, берёза, быстро). Что интересного вы о них можно сказать?
Возможные ответы:
Сходство | Отличие |
- все начинаются на букву б. - все из словаря. - все заканчиваются на букву гласного. | - разные вопросы. -разное количество слогов. - разное место ударения. |
- Вы заметили в словах много интересного, подведём итог.
- О каких из этих слов можно сказать, что они обозначают предметы, которые существуют вокруг нас (Все слова кроме слова «быстро»).
- На какие вопросы отвечают эти слова (Кто? Что?).
- Вы догадались, как эти слова называются? (Имя существительные).
- Вам понятно, почему эти слова - существительные? (Обозначают предметы, которые существуют вокруг нас).
- А почему имена? (Они словно имя для каждого предмета).
-Что же мы узнали об именах существительных?
Осознание формулировки языкового понятия (работа с правилом).
- Найдите в учебнике правило, сравните с нашими выводами.
- Что можно сказать об этом? (Наши выводы совпадают с правилом).
Фрагмент урока №2. Тема: Род имён существительных.
Цель: Познакомить с родом имени существительного.
Тип знания: понятие.
Метод: подводящий без проблемной ситуации диалог.
На доске:
Вечером.
Мама вымыла ОКНО в комнате. ОКНО сверкает чистотой. Пришёл с работы ПАПА. ПАПА принёс с собой аромат зимнего дня. БАБУШКА заглянула в комнату. БАБУШКА пригласила всех ужинать.
- Прочитайте текст про себя.
Информация о работе Проблемное изучение имени существительного в начальной школе