Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:19, контрольная работа
Педагогика, как наука о воспитании, обучении и образовании человека, в переводе с греческого означает буквально «детовождение» и является многосложной, многоотраслевой наукой, тесно связанной с другими науками. Семейная педагогика - особая отрасль, имеющая свои особенности и проблемы. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.
Введение
1. Семья как социальный институт
2. Педагогика в жизни семьи
3. Особенности семейного воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Контрольная работа
по курсу Психология и педагогика
на тему
Проблема семейного воспитания в педагогике
Выполнил: студент второго курса
Малышев Андрей Вячеславович
Специальность: менеджмент
Группа №722
Номер студенческого билета: 12013469
Санкт-Петербург
2010
План работы
Введение
1. Семья как социальный институт
2. Педагогика в жизни семьи
3. Особенности семейного воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Педагогика, как наука о воспитании, обучении и образовании человека, в переводе с греческого означает буквально «детовождение» и является многосложной, многоотраслевой наукой, тесно связанной с другими науками. Семейная педагогика - особая отрасль, имеющая свои особенности и проблемы. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
C того момента,
как ребенок родился, он начал
обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно
воспитывается. Процесс
С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является - семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.
1. Семья как социальный институт
Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития -- от родоплеменных форм общежития, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколений, к «нуклеарной» семье, состоящей только из родителей и детей. Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо. Человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе необязательно. Иногда таким авторитетом был наделен дед или один из сыновей, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужу, отцу.
Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети. Также изменились и функции семьи. Теперь хозяйственная функция семьи сошла на нет. Сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один. Возникла, окрепла и стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости, так как семья держалась на иных связях.
Следующее, что отличает современную семью -- новая структура. Городская семья, как правило, малочисленна -- одно-два поколения. В ней сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь -- в основном на отношениях супружеских, а родительские отношения (хотя значение их очень велико) отошли на второй план. Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать себя и в то же время находится в тесной связи со всеми членами семьи. Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Ослабление социальных, экономических, а также религиозных и правовых уз, связывающих прежде семью, повысило роль ее психологии.
Психология семьи -- это главным образом психологическая атмосфера, взаимоотношения, взаимодействия в ней в процессе жизни, базирующиеся на любви, взаимопонимании, взаимоуважении, заботливых отношениях мужа и жены друг к другу и детям. Психологическую основу семьи составляет любовь -- между родителями, родителями и детьми, и составляющие любви -- духовная близость, признательность за испытанное счастье, внимание, заботу, совместные годы прожитой счастливо жизни, привычка к поддержке друг друга в трудностях, чувство долга и верности, любовь к детям и общая ответственность за их подготовку к самостоятельной жизни.
Существуют несколько
типов современных семей. Исследования
учеными картины реально
Патриархально-
Детоцентрический тип семьи: обладает сильно развитой системой моральной, материальной психологической опеки старшим поколением младшего; родители испытывают гипертрофированное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям (замедление становления личности ребенка, межличностная отчужденность между родителями и детьми и т.д.); семья ориентирована на малодетность.
Супружеский тип семьи: отношения определяются в основном не родством, не родительством, а брачностью с обязательным выделением личностных аспектов; взаимная поддержка и заинтересованность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи; отношения родители -- дети опираются на принципы взаимного уважения, дружбы.
Материнский тип
семьи: как безбрачная форма семьи,
характеризуется
Неполный тип семьи: как сколок традиционной, детоцентрической, супружеской семьи.
Семья - сложная многофункциональная
система, она выполняет ряд
2. Педагогика в жизни семьи
Определяющая роль
семьи обусловлена ее глубоким влиянием
на весь комплекс физической и духовной
жизни растущего в ней
Традиционное и
центральное направление
Родители обязаны проявлять психологическую и педагогическую гибкость, находчивость, терпение. При воспитании ребенка играет роль буквально все. Ошибочно думать, что дадут результат только слова о правильном поведении или наказания. Решающую роль всегда играют детали жизни семьи, пример родителей во всем, быт, привычки, отношения между супругами и их к детям, выполнение ребенком посильных обязанностей и поручений, приучение к аккуратности, чистоте, культуре общения, поведение за столом и т.п.
Воспитание ребенка -- забота в равной степени и матери, и отца. Они оба равно незаменимы в своеобразном влиянии на ребенка и дополняют друг друга. Нужны единство и согласованность педагогических воздействий всех взрослых членов семьи. Трудно придумать что-то худшее, чем разногласия: отец что-то разрешает, а мать запрещает, и наоборот. Поэтому в жизни семьи важно педагогическое самосовершенствование супругов. Семейная жизнь требует, чтобы супруги более серьезно, чем прежде, оценили себя с педагогических позиций и занялись собой: по-новому осмыслили свою жизнь, приобрели не формальные, а «рабочие» знания о семейной жизни, особые умения, навыки и привычки; занялись специальным самовоспитанием (выработкой, коррекцией качеств, требующихся для выполнения новых социальных ролей, отказа от ряда привычек); повышали свой профессионализм для достижения успехов в сфере труда и увеличения доходов для улучшения жизни семьи.
В здоровых семьях родители
и дети связаны естественными, повседневными
контактами. Слово «контакт» в
педагогическом смысле может означать
мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные,
эмоциональные, деловые связи родителей
и детей, такое тесное общение
между ними, в результате которого
возникает душевное единение, согласованность
основных жизненных устремлений
и действий. Природную основу таких
отношений составляют родственные
связи, чувства материнства и
отцовства, которые проявляются
в родительской любви и заботливой
привязанности детей к
Специфика чувств, возникающих
между детьми и родителями, определяется
главным образом тем, что забота
родителей необходима для поддержания
самой жизни ребенка. А нужда
в родительской любви - поистине жизненно
необходимая потребность
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает поведение людей, непосредственно его окружающих, прежде всего -- его родителей.
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей -- это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. существует два стиля семейных взаимоотношений - авторитарный и демократический.
Информация о работе Проблема семейного воспитания в педагогике