Проблема семейного воспитания в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Педагогика, как наука о воспитании, обучении и образовании человека, в переводе с греческого означает буквально «детовождение» и является многосложной, многоотраслевой наукой, тесно связанной с другими науками. Семейная педагогика - особая отрасль, имеющая свои особенности и проблемы. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.

Содержание

Введение
1. Семья как социальный институт
2. Педагогика в жизни семьи
3. Особенности семейного воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

К.р. пед.психология.docx

— 28.25 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по курсу Психология и педагогика

на тему

Проблема семейного  воспитания в педагогике

Выполнил: студент  второго курса

Малышев Андрей Вячеславович

Специальность: менеджмент

Группа №722

Номер студенческого  билета: 12013469

Санкт-Петербург

2010

План работы

Введение 

1. Семья как социальный  институт 

2. Педагогика в  жизни семьи 

3. Особенности семейного  воспитания 

Заключение 

Список использованной литературы

Введение

Педагогика, как наука  о воспитании, обучении и образовании  человека, в переводе с греческого означает буквально «детовождение» и является многосложной, многоотраслевой наукой, тесно связанной с другими науками. Семейная педагогика - особая отрасль, имеющая свои особенности и проблемы. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

C того момента,  как ребенок родился, он начал  обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно  воспитывается. Процесс воспитания  направлен на формирование социальных  качеств личности, на создание  и расширение круга ее отношений  к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Со  стороны семьи и школы на  ребенка оказывается целенаправленное  воздействие - воспитание. Понятие «воспитание» имеет два основных значения: широкое (социальное) и узкое (педагогическое). В широком социальном смысле воспитание понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены усилия всего социального устройства общества: семьи, детского сада, школы, средств массовой информации, церкви и т. д. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.

С самого рождения человек  попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является - семья, где и  происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление  личности.

1. Семья как социальный  институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития -- от родоплеменных форм общежития, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколений, к «нуклеарной» семье, состоящей только из родителей и детей. Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо. Человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе необязательно. Иногда таким авторитетом был наделен дед или один из сыновей, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужу, отцу.

Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная  на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети. Также изменились и функции семьи. Теперь хозяйственная функция семьи сошла на нет. Сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один. Возникла, окрепла и стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости, так как семья держалась на иных связях.

Следующее, что отличает современную семью -- новая структура. Городская семья, как правило, малочисленна -- одно-два поколения. В ней сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь -- в основном на отношениях супружеских, а родительские отношения (хотя значение их очень велико) отошли на второй план. Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать себя и в то же время находится в тесной связи со всеми членами семьи. Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Ослабление социальных, экономических, а также религиозных и правовых уз, связывающих прежде семью, повысило роль ее психологии.

Психология семьи -- это главным образом психологическая атмосфера, взаимоотношения, взаимодействия в ней в процессе жизни, базирующиеся на любви, взаимопонимании, взаимоуважении, заботливых отношениях мужа и жены друг к другу и детям. Психологическую основу семьи составляет любовь -- между родителями, родителями и детьми, и составляющие любви -- духовная близость, признательность за испытанное счастье, внимание, заботу, совместные годы прожитой счастливо жизни, привычка к поддержке друг друга в трудностях, чувство долга и верности, любовь к детям и общая ответственность за их подготовку к самостоятельной жизни.

Существуют несколько  типов современных семей. Исследования учеными картины реально существующих типов семьи позволили выделить: патриархально-модернизированный, детоцентрический, супружеский, материнский и неполный типы семей.

Патриархально-модернизированный  тип семьи: характеризуется относительным  сохранением формы главенства и  внутрисемейных отношений, свойственных патриархальному типу семьи с  жесткой регламентацией ролевых  стратегий при мужской власти; этот тип семьи ориентирован на средне- и многодетность.

Детоцентрический тип семьи: обладает сильно развитой системой моральной, материальной психологической опеки старшим поколением младшего; родители испытывают гипертрофированное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям (замедление становления личности ребенка, межличностная отчужденность между родителями и детьми и т.д.); семья ориентирована на малодетность.

Супружеский тип  семьи: отношения определяются в  основном не родством, не родительством, а брачностью с обязательным выделением личностных аспектов; взаимная поддержка и заинтересованность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи; отношения родители -- дети опираются на принципы взаимного уважения, дружбы.

Материнский тип  семьи: как безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.

Неполный тип семьи: как сколок традиционной, детоцентрической, супружеской семьи.

Семья - сложная многофункциональная  система, она выполняет ряд взаимосвязанных  функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности  ее членов. К этим функциям следует  отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную. Репродуктивную функцию семьи принято считать главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, исходя из этого, второй важнейшей функцией семьи является воспитательная. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

2. Педагогика в  жизни семьи

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше  влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Семья  стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает  основы отношений между людьми, формирует  ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Влияние  семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий.

Традиционное и  центральное направление семейной жизни -- семейная педагогика, практика педагогической работы с детьми. Родители обязаны отчетливо и глубоко осознавать свою ответственность перед детьми и обществом за то, какого человека они вырастили, насколько он будет подготовлен к достижению успехов в жизни. Они обязаны лично, постоянно, упорно, терпеливо, педагогически компетентно (сведя к минимуму возможные просчеты и неудачи, которые потом исправить будет очень трудно, а иногда и невозможно) заниматься всесторонним формированием личности ребенка, обучая, воспитывая и развивая его, готовя его к самостоятельной взрослой успешной жизни. Это их главная психолого-педагогическая ответственность. Начинать вдумчивое и осмысленное формирование надо как можно раньше.

Родители обязаны  проявлять психологическую и  педагогическую гибкость, находчивость, терпение. При воспитании ребенка  играет роль буквально все. Ошибочно думать, что дадут результат только слова о правильном поведении  или наказания. Решающую роль всегда играют детали жизни семьи, пример родителей  во всем, быт, привычки, отношения между  супругами и их к детям, выполнение ребенком посильных обязанностей и  поручений, приучение к аккуратности, чистоте, культуре общения, поведение  за столом и т.п.

Воспитание ребенка -- забота в равной степени и матери, и отца. Они оба равно незаменимы в своеобразном влиянии на ребенка и дополняют друг друга. Нужны единство и согласованность педагогических воздействий всех взрослых членов семьи. Трудно придумать что-то худшее, чем разногласия: отец что-то разрешает, а мать запрещает, и наоборот. Поэтому в жизни семьи важно педагогическое самосовершенствование супругов. Семейная жизнь требует, чтобы супруги более серьезно, чем прежде, оценили себя с педагогических позиций и занялись собой: по-новому осмыслили свою жизнь, приобрели не формальные, а «рабочие» знания о семейной жизни, особые умения, навыки и привычки; занялись специальным самовоспитанием (выработкой, коррекцией качеств, требующихся для выполнения новых социальных ролей, отказа от ряда привычек); повышали свой профессионализм для достижения успехов в сфере труда и увеличения доходов для улучшения жизни семьи.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными, повседневными  контактами. Слово «контакт» в  педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей  и детей, такое тесное общение  между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность  основных жизненных устремлений  и действий. Природную основу таких  отношений составляют родственные  связи, чувства материнства и  отцовства, которые проявляются  в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Глубокий постоянный психологический  контакт с ребенком - это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт  необходим в воспитании каждого  ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность  почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Специфика чувств, возникающих  между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания  самой жизни ребенка. А нужда  в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого  ребенка к своим родителям  беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую  роль в жизни каждого человека. чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает поведение людей, непосредственно его окружающих, прежде всего -- его родителей.

Одним из важнейших  факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий  стиль воспитания. Воспитательные позиции  родителей -- это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. существует два стиля семейных взаимоотношений - авторитарный и демократический.

Информация о работе Проблема семейного воспитания в педагогике