Проблема семейного воспитания в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Педагогика, как наука о воспитании, обучении и образовании человека, в переводе с греческого означает буквально «детовождение» и является многосложной, многоотраслевой наукой, тесно связанной с другими науками. Семейная педагогика - особая отрасль, имеющая свои особенности и проблемы. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.

Содержание

Введение
1. Семья как социальный институт
2. Педагогика в жизни семьи
3. Особенности семейного воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

К.р. пед.психология.docx

— 28.25 Кб (Скачать)

Авторитарный стиль  в отношениях характеризуется властностью  родителей, желанием выработать у ребенка  привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью  ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, основанное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общения деятельными участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу.

Демократический стиль  воспитания дает наибольший эффект в  формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания  в таких семьях обычно не применяются -- достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем.

Родители выполняют  разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.

Отцы, как правило, являются основными воспитателями  дисциплины и независимости. Отец для  ребенка -- источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви -- отцовской или материнской -- приводит, как правило, к нарушению поведения.

3. Особенности семейного  воспитания

Основной проблемой  семейного воспитания является характер человеческих отношений, возникающих  между родителями и детьми, он носит  скрытый, интимный характер, так как  родители и дети - самые близкие  друг другу люди, постоянно находящиеся  в плотном контакте. Такие отношения имеют свои глубоко личные, скрытые от посторонних особенности и требуют особого внимания и щепетильности.

Другой важной проблемой  в семейном воспитании является внесемейное влияние на детей, к которым можно отнести влияние школы, двора, сверстников, телевидения, интернет и так далее. Особую опасность представляет это в «переходном, трудном» возрасте 10--17 лет, возрасте анатомического, полового, психофизиологического созревания. Здесь родители должны контролировать такие влияния и по возможности, корректировать их. Особенно нужна такая коррекция после поступления ребенка в школу и по нарастающей -- в дальнейшем. Обязательно тесное сотрудничество родителей со школой. Родителям следует понимать, что их исключительное влияние на ребенка заканчивается и это может содержать угрозу приложенным многолетним усилиям. В школьное время целесообразно стоить отношения с сыном, дочерью преимущественно «по взрослому», проявляя разумность, серьезность и решимость при первых же негативных проявлениях в их поведении. Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности - вот то, к чему должны стремиться родители. 

Огромное влияние  на развитие и формирование личности ребенка имеют кризисы, которым  зачастую оказывается подвержена современная  семья. Современная семья нестабильна, в крупных городах распадается  свыше 50% браков. Причем более чем  у трети распадающихся семей  совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т.е. совсем недолго. Нестабильность приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на здоровье взрослых и детей. При  разводах, нарушении контактов с  родителями у детей возникают  наиболее острые переживания, поскольку  для ребенка распад семьи - это  ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к  отцу и матери. Развод ставит перед  ребенком непосильные для его  возраста задачи: ориентацию в новой  ролевой структуре без ее прежней  определенности, принятие новых отношений  с разведенными родителями. Развод порождает у ребенка чувство  одиночества, ощущение собственной  неполноценности. Развод родителей  автоматически переводит семью  в категорию "нетипичных", то есть неполных, малообеспеченных, проблемных. 

К явлению нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и  жена живут в постоянном конфликте, а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это отрицательно сказывается  как на взрослых, так и на детях. 

Существуют также  существенные различия в воспитании детей в различных по структуре  семьях. Особенно сложным представляется воспитание ребенка в неполной семье. Если родители не живут вместе, если они разошлись, это очень болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто  дети становятся предметом распри между  родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Если разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.  

Вопрос о структуре  семьи - вопрос очень важный, и к  нему нужно относиться вполне сознательно. Если родители по - настоящему любят  своих детей и хотят их воспитывать  как можно лучше, они должны стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва. и тем не ставить детей в самое трудное положение. Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему - либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях.  

Необходимо также  остановиться еще на одном факторе, оказывающем большое влияние  на развитие личности ребенка, -- это наличие в семье других детей. Первый ребенок до появления второго был единственным. Для своих родителей он был чем-то новым, непознанным, вызывал большую неуверенность, тревогу. Поэтому такой ребенок испытывал со стороны родителей безраздельную любовь и заботу. Первые дети часто занимают такую позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне». Эта позиция может привести к негативным последствиям в виде инфантильности ребенка, эгоизма, несамостоятельности и др. Второй ребенок не был единственным никогда и жил в семье, где кроме него и родителей всегда жил еще один ребенок. Этот ребенок рождается в более спокойной обстановке (мать уже имеет опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается. Частично это восполняет старший ребенок. Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается конкуренция. 

Можно утверждать, что  воспитание единственного сына или  единственной дочери гораздо более  трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья  испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним  ребенком. Единственный ребенок очень  скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные  на этом ребенке, обыкновенно превышают  полезную норму. Любовь родительская в  таком случае отличается известной  нервозностью. Болезнь этого ребенка  или смерть переносится такой  семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед  родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному  положению и становится настоящим  деспотом в семье. Для родителей  очень трудно бывает затормозить  свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают  эгоиста. 

Однако процесс  воспитания в многодетной семье  не менее сложен и противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов. 

Заключение 
 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка. Успех воспитания в семье может быть обеспечен  в том случае, когда созданы  благоприятные условия для роста  и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена  ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего  в ней человека.  

Основными условиями  успеха в воспитании детей в семье  можно считать наличие нормальной семейной атмосферы. При этом инстинкт родственности, «голос крови» проявляется  тогда, когда родители и дети по - человечески близки друг другу, связаны  узами не только родственной, но и  духовной близости. Это важная предпосылка  успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия  на них. 

Конечным назначением  воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается  в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под  воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в  семье не имеет границ, начала или  конца, а вся тайна семейного  воспитания состоит в том, чтобы  дать ребенку возможность самому реализовываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления  его на свет, как к человеку, с  полным признанием его личности и  неприкосновенности этой личности. 

Список использованной литературы 
 

1) Столяренко A.M. Психология  и педагогика: Учеб. пособие для  вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -- 423 С.  

2) Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика  и психология: Учеб. 

пособие. -- М.: Гардарики, 2003. - 480 с. 

3) Столяренко Л.Д.  Педагогическая психология. Серия  «Учебники и учебные  

пособия» - 2-е изд., перераб, и доп. -- Ростов н/Д: Феникс, 2003. -- 544 с. 

4) Психология и  педагогика: Учебное пособие для  вузов / Сост. и ред. А.А.  

Радугин; -М.: Центр, 2002. - 256 с.

Информация о работе Проблема семейного воспитания в педагогике