Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:19, контрольная работа
Педагогика, как наука о воспитании, обучении и образовании человека, в переводе с греческого означает буквально «детовождение» и является многосложной, многоотраслевой наукой, тесно связанной с другими науками. Семейная педагогика - особая отрасль, имеющая свои особенности и проблемы. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.
Введение
1. Семья как социальный институт
2. Педагогика в жизни семьи
3. Особенности семейного воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, основанное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общения деятельными участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу.
Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются -- достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем.
Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.
Отцы, как правило, являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка -- источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви -- отцовской или материнской -- приводит, как правило, к нарушению поведения.
3. Особенности семейного воспитания
Основной проблемой семейного воспитания является характер человеческих отношений, возникающих между родителями и детьми, он носит скрытый, интимный характер, так как родители и дети - самые близкие друг другу люди, постоянно находящиеся в плотном контакте. Такие отношения имеют свои глубоко личные, скрытые от посторонних особенности и требуют особого внимания и щепетильности.
Другой важной проблемой
в семейном воспитании является внесемейное
влияние на детей, к которым можно отнести
влияние школы, двора, сверстников, телевидения,
интернет и так далее. Особую опасность
представляет это в «переходном, трудном»
возрасте 10--17 лет, возрасте анатомического,
полового, психофизиологического созревания.
Здесь родители должны контролировать
такие влияния и по возможности, корректировать
их. Особенно нужна такая коррекция после
поступления ребенка в школу и по нарастающей
-- в дальнейшем. Обязательно тесное сотрудничество
родителей со школой. Родителям следует
понимать, что их исключительное влияние
на ребенка заканчивается и это может
содержать угрозу приложенным многолетним
усилиям. В школьное время целесообразно
стоить отношения с сыном, дочерью преимущественно
«по взрослому», проявляя разумность,
серьезность и решимость при первых же
негативных проявлениях в их поведении.
Единство усилий, постоянный дружеский
контакт семьи, школы и общественности
- вот то, к чему должны стремиться родители.
Огромное влияние
на развитие и формирование личности
ребенка имеют кризисы, которым
зачастую оказывается подвержена современная
семья. Современная семья нестабильна,
в крупных городах распадается
свыше 50% браков. Причем более чем
у трети распадающихся семей
совместная жизнь продолжалась от нескольких
недель до 4 лет, т.е. совсем недолго. Нестабильность
приводит к росту неполных семей,
снижает родительский авторитет, отражается
на здоровье взрослых и детей. При
разводах, нарушении контактов с
родителями у детей возникают
наиболее острые переживания, поскольку
для ребенка распад семьи - это
ломка устойчивой семейной структуры,
привычных отношений с
К явлению нестабильности
семьи следует добавить ее дезорганизацию,
т.е. увеличение числа так называемых
конфликтных семей, где муж и
жена живут в постоянном конфликте,
а воспитание детей в обстановке
ссор и скандалов оставляет желать
лучшего. Это отрицательно сказывается
как на взрослых, так и на детях.
Существуют также
существенные различия в воспитании
детей в различных по структуре
семьях. Особенно сложным представляется
воспитание ребенка в неполной семье.
Если родители не живут вместе, если
они разошлись, это очень болезненно
отражается на воспитании ребенка. Часто
дети становятся предметом распри между
родителями, которые открыто ненавидят
друг друга и не скрывают этого от детей.
Разделение семьи или развод, даже когда
все происходит в высшей степени вежливо
и учтиво, неизменно вызывает у детей психический
надлом и сильные переживания. Если разделение
семьи происходит, когда ребенок находится
в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются
особенно остро.
Вопрос о структуре
семьи - вопрос очень важный, и к
нему нужно относиться вполне сознательно.
Если родители по - настоящему любят
своих детей и хотят их воспитывать
как можно лучше, они должны стараться,
и свои взаимные несогласия не доводить
до разрыва. и тем не ставить детей в самое
трудное положение. Необходимо рекомендовать
тем родителям, которые почему - либо оставляют
один другого, чтобы в своей ссоре, в своем
расхождении они больше думали о детях.
Необходимо также
остановиться еще на одном факторе,
оказывающем большое влияние
на развитие личности ребенка, -- это наличие
в семье других детей. Первый ребенок до
появления второго был единственным. Для
своих родителей он был чем-то новым, непознанным,
вызывал большую неуверенность, тревогу.
Поэтому такой ребенок испытывал со стороны
родителей безраздельную любовь и заботу.
Первые дети часто занимают такую позицию:
«Я счастлив только тогда, когда другие
обращают на меня внимание и заботятся
обо мне». Эта позиция может привести к
негативным последствиям в виде инфантильности
ребенка, эгоизма, несамостоятельности
и др. Второй ребенок не был единственным
никогда и жил в семье, где кроме него и
родителей всегда жил еще один ребенок.
Этот ребенок рождается в более спокойной
обстановке (мать уже имеет опыт общения
с детьми). Исследования показывают, что
со вторым ребенком мать меньше разговаривает,
меньше занимается. Частично это восполняет
старший ребенок. Очень часто между первым
и вторым ребенком наблюдается конкуренция.
Можно утверждать, что
воспитание единственного сына или
единственной дочери гораздо более
трудное дело, чем воспитание нескольких
детей. Даже в том случае, если семья
испытывает некоторые материальные
затруднения, нельзя ограничиваться одним
ребенком. Единственный ребенок очень
скоро становится центром семьи.
Заботы отца и матери, сосредоточенные
на этом ребенке, обыкновенно превышают
полезную норму. Любовь родительская в
таком случае отличается известной
нервозностью. Болезнь этого ребенка
или смерть переносится такой
семьей очень тяжело, и страх такого
несчастья всегда стоит перед
родителями и лишает их необходимого
спокойствия. Очень часто единственный
ребенок привыкает к своему исключительному
положению и становится настоящим
деспотом в семье. Для родителей
очень трудно бывает затормозить
свою любовь к нему и свои заботы,
и волей - неволей они воспитывают
эгоиста.
Однако процесс
воспитания в многодетной семье
не менее сложен и противоречив.
Во - первых, в таких семьях взрослые довольно
часто утрачивают чувство справедливости
в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую
привязанность и внимание. Во - вторых,
в многодетных семьях резко увеличивается
физическая и психическая нагрузка на
родителей, особенно на мать. Она имеет
меньше свободного времени и возможностей
для развития детей и общения с ними, для
проявления внимания к их интересам. К
сожалению, дети из многодетных семей
чаще становятся на социально опасный
путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем
дети из семей других типов.
Заключение
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод, что семейное
воспитание играет основополагающую роль
в воспитании ребенка. Успех воспитания
в семье может быть обеспечен
в том случае, когда созданы
благоприятные условия для
Основными условиями
успеха в воспитании детей в семье
можно считать наличие
Конечным назначением
воспитания является формирование идеалов,
формирование личности ребенка закладывается
в семье, под воздействием родительской
любви во имя его будущего, под
воздействием авторитета родителей, семейных
традиций. Воспитательный процесс в
семье не имеет границ, начала или
конца, а вся тайна семейного
воспитания состоит в том, чтобы
дать ребенку возможность самому
реализовываться, делать все самому;
взрослые не должны забегать и ничего
не делать для своего личного удобства
и удовольствия, а всегда относиться
к ребенку, с первого дня появления
его на свет, как к человеку, с
полным признанием его личности и
неприкосновенности этой личности.
Список использованной
литературы
1) Столяренко A.M. Психология
и педагогика: Учеб. пособие для
вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -- 423 С.
2) Григорович Л.А.,
Марцинковская Т.Д. Педагогика
и психология: Учеб.
пособие. -- М.: Гардарики,
2003. - 480 с.
3) Столяренко Л.Д.
Педагогическая психология. Серия
«Учебники и учебные
пособия» - 2-е изд.,
перераб, и доп. -- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
-- 544 с.
4) Психология и
педагогика: Учебное пособие для
вузов / Сост. и ред. А.А.
Радугин; -М.: Центр, 2002. - 256 с.
Информация о работе Проблема семейного воспитания в педагогике