Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
2. Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения
3. Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения.
4. Изучение методик использования компьютеров на уроке
5. Выявление возможных вариантов комплексного использования ПК в конкретных сферах педагогической деятельности.

Содержание

Введение
Глава I.Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.
1.1.Характеристика учебного процесса.
2.2.Основные проблемы компьютеризации процесса обучения.
Глава II.Практика использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.
1.1.Конспекты уроков с использованием компьютерных технологий.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Что, по вашему мнению, составляет главную  опору семейной жизни?  
У вас на столах лежат листочки с текстом немецкого философа Гегеля. Прочитайте и ответьте на вопросы.

«Брак и его нравственные основы. Связь двух лиц различного пола, называется браком,- это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а, прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо…  
Долг родителей перед детьми – заботиться об их прокормлении и воспитании: долг детей – повиноваться,  пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестер вообще – обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо.  
Брак мы должны, поэтому ближе определить следующим образом:  
он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно»  
Г.Гегель. Философия права // Цит. по: Семья: книга для чтения. В 2 кн.- Кн.2- М., 1991.- С.149.

Вопросы и задания 

  1. Как автор приведенного текста определяет сущность брака?
  2. Какое значение для понимания роли нравственности в браке имеет осознание неразрывной связи членов семьи.
  3. Возможен ли, по мнению Г.Гегеля, брак вне моральных отношений? Согласны ли вы с ним?
  4. Что такое «брак как правовая нравственная любовь?» Что в браке связано с нравственными основами, а что с правовыми?

Семья начинается с брака. А каковы его  признаки и условия действительности.  
(переход к слайду №4)

Решение правовых задач.  
1. Найдите правовые ошибки в юмористическом тексте:  
Возможно, не все знают, но традиция надевать кольцо во время свадьбы супругу на палец идет из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишен свободы и стал собственностью господина.  
Обряд – то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин.  Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И, наконец, торжественное: «Именем Российской Федерации объявляю вас мужем и женой!» Свершилось!  
Он надевает ей кольцо…и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему … и делает его собственностью  своей. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!..  
(Ошибки: 1) вступление в брак – добровольный союз, направленный на создание семьи, а не насильственное лишение свободы; 2) официальная регистрация в органах ЗАГСа  союза между  мужчиной и женщиной порождает не только супружеские  обязанности, но и права, поэтому не является  актом лишения свободы;  3) суть свободы – не только права, но и взаимная ответственность супругов; 4) свадьба – это обряд, а не акт регистрации брака.)     

Одним из условий признания брака действительным является достижение брачного возраста. У вас на столах лежат листочки со статьями СК РФ, прочитайте их и ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему брачный возраст в России устанавливается  с 18 лет?
  2. Относится ли к особым обстоятельствам, исключительным случаям беременность невесты, рождение ребенка, опасная командировка? Свой ответ аргументируйте.

Субъекты  РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать  брак лицами моложе 18 лет. Так, например, Владимирская область – с 14 лет, Московская область – с 16 лет.

Давайте посмотрим, каковы условия счастливого  брака. (Переход к слайду №5)

А теперь попробуем решить следующие  задачи:

  1. Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать  такой брак недействительным из – за  нарушения принципа его добровольности?  
    (Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью) 
  2. Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?  
    (Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)

Но  иногда случается так, что люди вынуждены  разводиться. Развод или расторжение  брака осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах  ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и  в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть несовершеннолетние дети.

Личные и имущественные права и обязанности супругов

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу права  и  обязанности. Они разделяются на личные имущественные и неимущественные.

Вы  получили задание: проанализировать текст СК РФ и подготовить сообщение о правах и обязанностях супругов. (Проектная деятельность. Учащиеся были разбиты на группы и каждая группа получила задание.)

Задание для группы 1.

  1. Внимательно прочитайте  
    а) текст учебника §48  
    б) ст.31 и 32 СК РФ.
  2. Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов.
  3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)

Задание для группы 2.

  1. Внимательно прочитайте   
    а) текст учебника §48    
    б) ст.33 -35 СК РФ.
  2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества.
  3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)

Задание для группы 3.  

  1. Внимательно прочитайте   
    а) текст учебника §48   
    б) ст.36 -37 СК РФ.
  2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении   личного имущества.
  3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)
 

 Задание для группы 4.  

  1. Внимательно прочитайте   
    а) текст учебника §48   
    б) ст.40 - 42 СК РФ.
  2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении   личного имущества.
  3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)
 

  

  1. Какие права и обязанности считаются личными?
  2. Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?
  3. Какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества?
  4. Что такое брачный договор или контракт и каковы права и обязанности супругов в отношении своего имущества по договору?
  5. Как вы думаете, почему в российской действительности появился брачный контракт? Почему  его раньше  не  было, хотя во многих странах он существовал?

(переход к слайду №6) Заполните схему «Личные права и обязанности супругов»

Ну, а теперь давайте опять порешаем правовые задачи.

  1. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи  - героев «Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.  
    (старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)
  2. Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за  ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?    
    (Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)

Права и обязанности родителей и детей

Семейное  право регулирует отношения не только между супругами, но и между родителями и детьми. Давайте посмотрим, какие  права есть у родителей и детей. переход к слайду №7)

Почему  появилась необходимость законодательного закрепления таких прав?

Закрепление

Более подробно о правах ребенка мы поговорим  на следующих уроках, а сейчас попробуем  ответить на следующие вопросы  
(переход к слайдам № 8 -9)

Домашнее задание  (переход к слайду № 10)

Литература для учителя

  1. Ресурсы Интернет htt://som.fio.ru/subject. Сетевое объединение методистов. Обществознание. Презентации А. Чернова. Правовые основы брака и семьи.
  2. Е.А. Певцова. Обществознание. Книга для учителя 8 - 9 класс. М. «Русское слово» 2000г.
  3. Задания и тесты по обществознанию 9 класс. М. «Школьная Пресса» 2001г.

Опубликовано: 2008-09-04 16:05:26

    Вариант урока с применением  компьютерного диафильма  
с использованием элементов анимации.

10 КЛАСС. ОБЖ

ТЕМА: Современные средства поражения, их поражающие факторы, 
мероприятия по защите населения.
 

Урок 1: “Ядерное оружие и его поражающие факторы” (40 минут)

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Задачи:

  • обучающие – рассмотреть разновидности ядерного оружия, познакомить учащихся с разрушительным действием ядерного оружия; рассмотреть вопросы, связанные с поражающими факторами ядерного оружия; дать характеристику поражающим факторам;
  • развивающие – обучить учащихся как необходимо действовать при ядерном взрыве;
  • воспитывающие – воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Оборудование  и наглядные пособия:

  1. ПК с мультимедийным проектором.
  2. Презентация к уроку.
  3. Набор тестовых заданий на компьютере или бумаге.

Ход урока:

Этапы урока / 
Слайды (Время)
Деятельность  учителя
Что делают ученики
I этап: организационный (2I
Слайды № 1, 2, 3.
Организация начала урока. 
Проверяет наличие учеников и готовность класса к работе. 
Объявляю место урока в учебном плане, план работы.
Готовятся к  уроку (тетради, учебники, ручки, карандаши, дневники)  
Знакомятся с планом урока.
II этап: 
проверка домашнего задания (5I)

Слайд № 4.

Проверяет папки  с работами, пока ученики слушают  сообщение.

Просматривает:

•Рецензии на сайт МЧС РФ в интернете.

•Какие  сайты с названием «Гражданская оборона» вы встретили?

Организует демонстрацию лучших работ.

Сообщения «Условия и история создания гражданской  обороны». 
Одни ученики читают сообщение, другие слушают, готовятся дополнить. 
Смотрят лучшие работы, сравнивая со своими.  
Самоанализ. Рефлексивная оценка результата.

II этап: 
Закрепление знаний прежней темы (8I)

Слайд № 5.

Фронтальный опрос:

  • Принципы организации ГО и её предназначение?
  • Назовите задачи ГО?
  • Как осуществляется управление гражданской обороной?

Кто является Начальником  ГО в школе? 
По ходу, задаю вопросы слушателям: А как по вашему мнению? А как сказать точнее? 
А где найти правильный ответ? 
Подвожу итоги опроса, указываю, что необходимо усвоить лучше.

Отвечают на вопросы, следят за ответами товарищей, активно участвуют в обсуждении.

Рефлексивная  оценка результата.

Находят пропуски в своих знаниях. Уточняют детали.

IV этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала (21 )

Слайд № 6.

Актуализация  межпредметных знаний

- Физика: Устройство атома; 
Ядерные реакции деления и синтеза; Явление радиации; 
- Химия: Понятия: изотоп, атомный вес, радиоактивные вещества и их период полураспада.  
- История: Даты первых атомных бомбардировок.

Отвечают на вопросы, следят за ответами товарищей, активно участвуют в обсуждении.

Вспоминают знания, способствующие усвоению темы урока.

В 1896 году французским физиков Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения.

V этап:  
изучение нового материала. (18I)
   
Слайд № 7.  
Тема, цели и задачи урока.
Тема сегодняшнего урока “Ядерное оружие и его поражающие факторы”.

Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать  в тетради необходимые записи и в результате урока правильно  заполнить тесты”.

 На основных  понятиях по теме урока я буду останавливаться.

Запись в  тетради даты и темы урока. 

Цель урока  (проговаривается  
учащимся ):  
Ознакомимся с поражающими факторами ядерного взрыва, для этого рассмотрим четыре основных вопроса:  
1. Исторические данные 
2. Ядерное оружие. 
3. Характеристика ядерного взрыва. 
4. Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

Слайд № 8 1. Исторические  данные

Когда был произведён первый атомный взрыв? 
Об этом нам расскажет (Имярек)

Оценка 1-ому  докладчику

Итак, ………  сказал, что новое оружие готово к применению. Что же оно из себя представляет?

Рассматривают и анализируют наглядный ряд  презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. 
1 – вый доклад. Учащийся рассказывает о первом ядерном взрыве произведённом в США.

Запись в тетрадь  (выделенное жирным шрифтом)

Слайды  № 9-10 
Внешний вид и устройство атомной и водородной бомб.
2. Ядерное оружие.

Ядерное оружие – это оружие массового поражения  взрывного действия.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд  презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.
Слайд № 11 
Таблицы с перечислением поражающих факторов ядерного взрыва. 
Поражающим  фактором ядерного взрыва являются: 
* ударная волна 
* световое излучение 
* проникающая радиация 
* радиоактивное заражение
Рассматривают и анализируют наглядный ряд  презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.
Слайд № 12 
Иллюстрации с последствиями воздействия ударной волны.
1. Ударная волна  – основной поражающий фактор. Большинство разрушений и повреждений зданий и сооружений, а также массовые поражения людей обусловлены, как правило, ее воздействием.

Ударная волна  представляет собой область резкого  сжатия воздушной среды, распространяющейся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью (более 331 м/с). Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны. Под воздействием ударной волны люди могут получить легкие поражения (ушибы и контузию); поражения средней тяжести, требующие госпитализации (потеря сознания, повреждение органов слуха, вывихи конечностей, кровотечение из носа и ушей); тяжелые травмы (сильные контузии всего организма, переломы костей, поражение внутренних органов); крайне тяжелые поражения, часто со смертельным исходом.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд  презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.
Слайд № 13

Иллюстрации по световому излучению.

2.Световое излучение  – это поток лучистой энергии,  включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Оно образуется раскаленными продуктами ядерного взрыва и раскаленным воздухом, распространяется практически мгновенно и длится, в зависимости от мощности ядерного взрыва, до 20 секунд.

Сила светового  излучения такова, что оно способно вызывать ожоги, поражение глаз (временную слепоту), возгорание горючих материалов и объектов.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд  презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.
Слайд № 14

Иллюстрации по воздействию проникающей радиации и слою половинного ослабления.

3. Проникающая  радиация – это поток испускаемых  при ядерном взрыве гамма –  лучей и нейтронов.

Воздействие данного  поражающего фактора на все живые  существа (в том числе и на человека) состоит в ионизации атомов и молекул организма, что приводит к нарушению жизненных функций отдельных органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд  презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.
Слайд № 15

Иллюстрации по радиоактивному заражению местности.

Зоны заражения.

4. Радиоактивное  заражение местности происходит за счет радиоактивных веществ, выпадающих из облака ядерного взрыва. Опасность поражения людей в районах радиоактивного заражения местности может сохраняться продолжительное время – дни, недели и даже месяцы. Заражение местности зависит от вида взрыва. Наиболее опасен наземный взрыв. Здесь сильна так называемая наведенная активность. Она увеличивается за счет вовлечения частиц грунта в облако взрыва, и вместе с осколками деления они вызывают радиоактивное заражение за пределами района взрыва. Масштабы и степень заражения местности зависит от количества, мощности и вида ядерного взрыва, метеорологических условий, от скорости и направления ветра. Например, при взрыве мощностью в 1 мегатонну испаряется и вовлекается в огненный шар около 20 тысяч тонн грунта. Образуется огромное облако, состоящее из большого количества радиоактивных частиц. Облако перемещается. Радиоактивные частицы, выпадая из облака на землю, образуют зону радиоактивного заражения. Этот процесс длится в течение 10–20 часов после взрыва. Рассматривают и анализируют наглядный ряд  презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.
Слайды  № 16, 17, 18 
Слайды результатов атомных бомбардировок городов Хиросимы и Нагасаки, вид бомб.

.

Итак: вы себе пометили в тетради основные поражающие факторы  ядерного взрыва: 
* ударная волна 
* световое излучение 
* проникающая радиация 
* радиоактивное заражение

Второе ядерное  испытание было уже произведено  на людях в конце второй мировой  войны. О взрыве в Хиросиме расскажет……………

После сообщения  ответите на вопрос: Что является результатом  воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения местности на организм человека?  
Оценка 2-ому докладчику и ответ на вопрос:Что является результатом воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения местности на организм человека?

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ ученика, делают пометки в тетрадях.

2 – ой докладчик.  
Доклад ученика по ядерному взрыву произведённому в городе ХИРОСИМА .
 
 

Ответ после  прослушивания доклада: “Лучевая болезнь”.

Слайды  № 18,19.

Последствия бомбардировки.

Иллюстрации видов  взрывов. 
 
 
 
 
 
 
 

Демонстрация  видеоматериала о взрыве в Нагасаки

Взрыв в Нагасаки ……………………

Оценка 3-ему  докладчику.

3. Характеристика  ядерного взрыва.

Вопрос из курса  физики: Что лежит в основе ядерного взрыва? (межпредметная связь)

В результате ядерного взрыва выделяется огромное количество энергии, значительно превышающее  энергию взрыва обычного боеприпаса. Понятие “Ядерное оружие” включает различные ядерные боеприпасы, средства доставки их к цели и средства управления. Средствами доставки могут выступать ракеты, авиация, артиллерия. Кроме того, ядерное оружие изготавливается в виде фугасов.

- Посмотрите  как это происходит.

Ядерные взрывы осуществляются в воздухе на различной  высоте на поверхности земли (воды) и под землей (водой). Поэтому их принято разделять на высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точка, где произошел взрыв, называется центром, а ее проекция на поверхность земли (воды) – эпицентром ядерного взрыва.

3-ий докладчик.  “Нагасаки”

Рассматривают и анализируют наглядный ряд  презентации. Слушают рассказ учителя  и своего товарища. 
Отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетрадях.

Ответ: “В основе ядерного взрыва лежит использование внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных ядерных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер- изотопов водорода”. 
 
 

Просмотр отрывка  видеофильма.

Наглядность (рисунок  ядерного взрыва).

Слайды  № 20-29

Примеры способов укрытия от поражающего воздействия ядерных взрывов.

Варианты изготовления ВМП, защитной одежды.

4. Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

П А М  Я Т К А

ПОМНИТЕ: защитой  от ударной волны могут служить  углубления на местности, убежища, подвальные и иные прочные сооружения. 
ПОМНИТЕ: от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.  
ПОМНИТЕ: от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия, а открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие. В два раза ослабляют интенсивность гамма – лучей сталь толщиной 2,8 см, бетон – 10 см, грунт – 14 см, древесина – 30 см. 
ПОМНИТЕ: очень важно первое время после ядерного взрыва, особенно первые сутки, пересидеть в убежищах, противорадиационных укрытиях или в подвалах.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд  презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы.

Составляя памятку, используют тексты слайдов презентации, делают записи в тетрадях.

V этап: 
Первичное закрепление знаний (3I
Слайд № 30
Работа с  тестами (на компьютере по пройденной теме: “Ядерное оружие и его поражающие факторы”),  
можно предложить тесты в бумажном варианте.
Ответы на тесты. Взаимопроверка (если тесты в бумажном варианте).
VI этап: 
Итог урока(2I
Слайд № 31
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. Задают вопросы  по теме учителю.
VII этап: 
Информация о домашнем задании(2I)  
Слайд № 32
Выучить записи в тетради.

Ознакомить семью  с памяткой “Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва”.

Записывают  в дневник и тетрадь.

Информация о работе Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса