Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
2. Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения
3. Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения.
4. Изучение методик использования компьютеров на уроке
5. Выявление возможных вариантов комплексного использования ПК в конкретных сферах педагогической деятельности.

Содержание

Введение
Глава I.Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.
1.1.Характеристика учебного процесса.
2.2.Основные проблемы компьютеризации процесса обучения.
Глава II.Практика использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.
1.1.Конспекты уроков с использованием компьютерных технологий.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

       7) результаты преподавания находятся  в прямой зависимости от педагога, квалификация которого не всегда самая высокая. 
      Над созданием системы обучения, которая не содержала бы названных недостатков или свела бы их к минимуму, трудятся много лет разные исследователи - педагоги, психологи, программисты, проектировщики машинного и «безмашинного» обучения. 
      Компьютерное обучение оказывает заметное влияние на содержание образования, на взаимодействие основных участников учебно-воспитательного процесса - учителя и ученика, на цели и задачи современного образования.  
      Приведем перечень того нового, что привнесло внедрение компьютера в учебный процесс. Он не закончен и его можно продолжить.  
      1. Интерес учащихся к вычислительной технике неизбежно приводит к высокой мотивации процесса обучения с помощью ЭВМ. 
      2. Ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них появляется раскованность, повышается общая, компьютерная и языковая культура. 
      3. Трудно переоценить значение компьютера в индивидуализации обучения. Хорошая программа позволяет приводить в соответствие уровень трудности заданий и реальные возможности ученика. 
      4. Есть также возможность обеспечить непосредственную обратную связь      - на экране могут появляться поощряющие или корректирующие замечания. 
      5. Компьютер выступает в роли терпеливого репетитора, который может указать на ошибки и направить на правильный ответ. Он повторяет это снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады. 
      6. Компьютер особенно эффективен для обеспечения упражнений и тренировок, причем может это делать в занимательной и разнообразной форме. 
      7. Немаловажно, что компьютер может предъявить итоговое резюме (адресованное как учителю, так и ученику), оценивающее работу ученика, что позволяет оценить и проследить динамику усвоения материала учениками. 
      8. Для школьников, работающих на компьютере, имеют значение движение, цвет, звук, шрифты и размер символов, что открывает новые возможности для усвоения материала (выделения главного и второстепенного, эмоционального восприятия и др.). 
      9. Учитель получает большую свободу для собственного учебного процесса, не отвлекаясь на организационные задачи, освобождаясь от рутинной работы. Это высвободит время для творческой части работы учителя. 
      10. Обеспечивается развитие алгоритмического мышления учащихся, совершенствование познавательных процессов

По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием  человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и  увеличит возможности накопления и  применения знаний каждым человеком, а также возможности познания. (7, с.8-28)

Использование ЭВМ в качестве орудия познания человека означает появление новых форм мыслительной, мнемической (от греч. Mnemonikon – искусство запоминания), творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека. (9, с.204)

Процесс овладения орудием перестройки  деятельности человека с введением  в ее структуру нового орудия давно  интересовал ученых. Л.С. Выготский  еще в 1930 году писал о том, что включения орудия в процесс поведения человека вызывает к действительности новые функции, связанные с использованием данного орудия и управления им, делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых выполняет орудие, видоизменяет протекание психических процессов и их интенсивность, длительность, последовательность, замещает одни функции другими, то есть перестраивает всю структуру поведения. (3, т.1)

П.Я. Гальперин, примерно в тот же период исследовавший  психологические различия между  орудием человека и вспомогательными средствами у животных, отмечал, что фиксированный способ применения, который выступает перед человеком как новая объективная действительность орудия наряду с его естественными свойствами, представляет собой общественный способ его применения. Система орудийных операций является продуктом общества, общественного производства, а само орудие – носителем определенного типа деятельности, в нем зафиксирован определенный контекст действия. Орудие «несет в себе печать общественных приемов своего употребления, которые выступают перед отдельным человеком в качестве такой же объективной действительности, как само вещественное бытие орудия». (4, с.203)

Основная  схема овладения любым средством  заключается в том, чтобы вначале  подчинить свои действия логике действий, задаваемых этим средством, а затем подчинить его целям и задачам деятельности, получив новые возможности в достижении результатов этой деятельности.

На первом этапе компьютер выступает предметом  учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе машины, изучаются языки программирования,  усваиваются навыки работы оператора. На втором этапе этот предмет превращается уже в средство решения учебных или профессиональных задач, в орудие деятельности человека. Так, музыкант вначале усваивает музыкальную грамоту и школу игры на том или ином инструменте, а затем с помощью этого средства выражает состояние своей души, ту или иную художественную идею. Этот переход предмета в средство, орудие и обусловливает развитие деятельности и мышления человека и ведет за собой перестройку привычных действий, их форм и способов.

Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное  обеспечение. Решение указанной  задачи связано с преодолением трудностей, обусловленных тем, что одну часть задачи – конструирование и производство ЭВМ – выполняет инженер, а другую – педагог, который должен найти разумное дидактическое обоснование логики работы вычислительной машины и логики развертывания живой человеческой деятельности учения.

Другая  трудность состоит в том, что  средство является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы  наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью  педагога и деятельностью учащегося. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменение в одном из них обусловливает изменения во всех других. Как новое содержание требует новых форм его организации, так и новое средство предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы. Поэтому установка в школьном классе вычислительной машины или дисплея есть не окончание компьютеризации, а ее начало – начало системной перестройки всей технологии обучения.

Преобразуется прежде всего деятельность субъектов  образования – учителя и ученика. Им приходится строить принципиально новые отношения, осваивать новые формы деятельности в связи с изменением средств учебной работы и специфической перестройкой ее содержания. И именно в этом, а не в овладении компьютерной грамотностью учителями и учениками  или насыщенности классов обучающей техникой, состоит основная трудность компьютеризации образования.

Выделяются  три основные формы, в которых  может использоваться компьютер  при выполнении им обучающих функций: а) машина как тренажер; б) машина как  репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек; в) машина как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование). Возможности компьютера широко используются и в такой неспецифической по отношению к обучению функции, как проведение громоздких вычислений или в режиме калькулятора.

Тренировочные системы наиболее целесообразно  применять для выработки и  закрепления умений и навыков. Здесь  используются программы контрольно-тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем предъявлении задания. Такие программы можно отнести к типу, присущему традиционному программированному обучению. Задача учащегося состоит в том, чтобы воспринимать команды и отвечать на них, повторять и заучивать препарированный для целей такого обучения готовый материал. (8, с.168)

При использовании  в таком режиме компьютера отмечается интеллектуальная пассивность учащихся.

Отличие репетиторских систем определяется тем, что при четком определении  целей, задач и содержания обучения используются управляющие воздействия, идущие как от программы, так и  от самого учащегося. «Для обучающих  систем такой обмен информацией  получил название диалога». (10, с.11)

Таким образом, репетиторские системы  предусматривают своего рода диалог обучающегося с ЭВМ в реальном масштабе времени. Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в  процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. По сути дела репетиторские системы основаны на той же идеологии программированного обучения (разветвленные программы), но усиленного возможностями диалога с ЭВМ.

Нужно подчеркнуть отличие такого «диалога»  от диалога как способа общения между людьми. Диалог – это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более человек. Траектория этого совместного обмена мыслями задается теми смыслами, которые порождаются в ходе самого диалога.

Очевидно, что «диалог» с машиной таковым принципиально не является. В машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым движется процесс, инициированный пользователем ЭВМ. Если учащийся попадет не на ту ветвь, машина выдаст «реплику» о том, что он попал не туда, куда предусмотрено логикой программы, и что нужно, следовательно, повторить попытку или начать с другого хода. Индивидуализация обучения реализуется лишь постольку, поскольку в машине заложена разветвленная программа. По идее, должно быть наоборот: ввиду уникальности каждого человека в обучающей машине должны возникать индивидуальные программы. Конечно, программист поступает правильно, предусматривая систему реплик машины, выдаваемых в определенных местах программы и имитирующих ситуации общения. Но поскольку нет реального диалога, то нет и общения, есть только иллюзия того или другого. Диалога с машиной, а точнее, с массивом формализованной информации, принципиально быть не может. С дидактической точки зрения «диалоговый режим» сводится лишь к варьированию либо последовательности, либо объему выдаваемой информации. Этим и исчерпываются возможности оперирования готовой, фиксированной в «памяти» машинной информации. М.В. Иванов пишет: «Диалог – это реализованное в педагогическом общении диалектическое противоречие предмета, а противоречие даже самая современная машина освоить никак не может, она к этому принципиально не приспособлена. Введение противоречивой информации она оценивает «двойкой». (6, с.121)

Это означает, что компьютер, выступая в функции средства реализации целей человека, не подменяет процессов творчества, не отбирает его у учащихся. Это справедливо и для тех случаев, когда ЭВМ используется для учебного имитационного моделирования, задающего режим «интеллектуальной игры», хотя, бесспорно, что именно в этой функции применение компьютера является наиболее перспективным. С его помощью создается такая обучающая среда, которая способствует активному учению учащихся.

Использование машинных моделей тех или иных предметных ситуаций раскрывает недоступные ранее свойства этих ситуаций, расширяет зону поиска вариантов решений и их уровень. Наблюдается увеличение числа порождаемых пользователем целей, отмечается оригинальность их формулировки. В процессе работы перестраиваются механизмы регуляции и контроля деятельности, трансформируется ее мотивация. Их характер определяется тем, насколько программисту удается заложить в обучающую программу возможности индивидуализации работы учащегося, учесть закономерности учебной деятельности.

Инидивидуализацию называют одним из преимуществ компьютерного обучения. И это действительно так, хотя индивидуализация  ограничена возможностями конкретной обучающей программы и требует больших затрат времени и сил программиста. Однако тот идеал индивидуализации, который связывают с широким внедрением персональных компьютеров, имеет и свою оборотную сторону. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе диалогическое общение и предлагает его суррогат в виде «диалога» с ЭВМ.

В самом  деле, активный в речевом плане ребенок, поступив в школу, в основном слушает учителя, занимает «ответную позицию» и говорит на уроках с особого разрешения учителя, когда его «вызовут к доске». Подсчитано, что за полный учебный год ученик имеет возможность говорить считанные десятки минут – в основном он молча воспринимает информацию. Средство формирования мысли – речь – оказывается фактически выключенным, а для тех, кто стал студентом, это происходит и в высшей школе. Обучающиеся не имеют достаточной практики диалогического общения на языке изучаемых наук, а без этого, как показывают психологические исследования, самостоятельное мышление не развивается.

Если  пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, не заботясь о преимущественном развитии коллективных по своей форме и сути учебных занятий с богатыми возможностями диалогического общения и взаимодействия, можно упустить саму возможность формирования мышления учащихся. Реальны и опасность свертывания социальных контактов, и индивидуализм в производственной и общественной жизни. С этими явлениями в избытке встречаются в странах, широко внедряющих компьютеры во все сферы жизнедеятельности.

Информация о работе Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса